11 мин.

Как все не испортить? Стартовал женский Тур де Франс

Год назад весь мир велоспорта восхищался блестящим возвращением женской версии Тур де Франс, которой не было больше тридцати лет. Толпы болельщиков на трассах, прекрасное освещение в медиа и огромный интерес к телетрансляциям – всем этим гордились организаторы по завершении гонки. Новинка оставила довольными и фанатов, и гонщиц, и устроителей Тура. Казалось бы, все прекрасно! Но, как известно, задать высокую планку гораздо проще, чем ее удержать. Эксклюзивный продукт всегда притягивает аудиторию, однако, если показывать все тоже самое каждый год, то кривая интереса непременно идет вниз. Поэтому ближайшие выпуски женского аналога «Большой Петли» станут показательными – либо это станет большим велособытием на века, либо продукт начнет постепенно загнивать и в итоге окажется на свалке.

История женского Тур де Франс непроста. Первая попытка организовать большую женскую гонку в стране состоялась еще в 1955 году. По сути это была частная инициатива местного журналиста, одним из увлечений которого была организация велогонок (например, при его участии была возрождена знаменитая Париж-Ницца). Женский тур состоял из пяти этапов, привлек свыше сорока участниц и закончился победой землячки Марка Кэвендиша с острова Мэн. Однако, та гонка так и осталась разовым мероприятием.

К идее вернулись почти тридцать лет спустя – в 1984 году сообщество Тур де Франс задумалось о проведении женского тура под своей эгидой. В итоги, не придумали ничего лучше, чем пускать девушек по тем же трассам, где проходила и мужская гонка, только слегка сокращая протяженность этапов. Дублирование продолжалось шесть лет, пока директор Жан-Мари Леблан не признал абсурдность такого формата и под предлогом слабого интереса и экономической неэффективности закрыл проект. Таким образом, в 1989 году состоялась последняя официальная версия Тур де Франс для женщин.

Тур 1984

После этого много лет проводились соревнования с разными форматами (от 4 до 14 этапов), менявшимися спонсорами и в совершенно разных регионах страны. Не было у гонки и постоянного названия, дольше всего просуществовало Grande Boucle Féminine Internationale, что можно перевести как «Международная женская Большая Петля». Точкой невозврата стал 2009 год, когда была отменена половина этапов, которые должны были пройти в Великобритании. Гонщицы впоследствии шутили, что «Большая Петля» вдруг стала маленькой.

В 2014 году по просьбе известных профессиональных велогонщиц создали целую петицию, собравшую свыше сотни тысяч голосов, призывавшую к возвращению большой женской велогонки во Францию. Компания A.S.О., организатор Тур де Франс, мольбы услышала, но подошла к реализации проекта очень осторожно. Долгое время они проводили однодневную гонку, которая предваряла один из этапов мужского Тура. Поначалу это был классический этап в Париже с финишем на Елисейских Полях, затем географию расширили, что позволило даже периодически вывозить гонку в горы.

И лишь в июне 2021 года A.S.О. объявила о возрождении полноценного Женского Тур де Франс (Tour de France Femmes). Притом там намеренно подчеркнули, что гонка не является преемницей всех предыдущих версий – это абсолютно новый проект, имеющий первый порядковый номер выпуска с 2022 года. Девушки, наконец, получили свою большую гонку.

Тур 2022

Маршрут: Из Клермон-Феррана в Пиренеи

В прошлом году был большой и торжественный старт в Париже на Елисейских Полях, далее пелотон проехал по гравийным дорогам среди виноградников Шампани, и в последний уик-энд отправился в Вогезы, чтобы определить чемпиона на подъемах к горнолыжным станциям Ле-Маркштайн (ее мы видели накануне на мужском Тур де Франс) и Планш-де-Бель-Фий. Оба горных этапа забрала себе великая Аннемик ван Флёйтен, которая в итоге и стала первой победительницей Тура.

В этом году структура гонки построена приблизительно также, с постепенным набором сложности, чтобы до конца держать главную интригу - финальной обладательницы желтой майки. В первые дни будет множество возможностей для спринтеров и панчеров, любящих холмистые этапы с короткими горками, которые постепенно будут выматывать гонщиц перед большим решающим уик-эндом в конце.

Стартуют в этот раз из Клермон-Феррана, в котором немало дней гостил мужской Тур де Франс, и мы подробно об этом рассказывали. Затем гонка будет постепенно продвигаться на юг страны через невысокие горы и холмы Центрального массива. В частности, гонщицы проедут тот самый бальнеологический и горнолыжный курорт Ле-Мон-Дор.

В среду состоится самый длинный этап до Родеза (на фото) протяженностью 177 километров. Интересно это тем, что маршрут идет в разрез с правилами международного союза UCI, которые четко ограничивают допустимую в женских гонках дистанцию отметкой в 160 километров. Однако, и в прошлом году, и в этом организаторы однократно нарушали эти правила, каждый раз получая специальное разрешение. Для чего это делается? Во-первых, есть множество противников этих искусственных запретов, которые они называют сексистскими. По их мнению, девушки вполне способны проезжать длинные дистанции, как и мужчины-профессионалы, и такие ограничения излишни. Во-вторых, тем самым Тур де Франс еще раз показывает, насколько это особенная гонка, которая может себе позволить немного больше, чем все остальные.

Родез

После череды спринтерских этапов в четверг и пятницу наступит тот самый уик-энд, которого все претенденты на генеральную классификацию и ждут с нетерпением. Однако, если в прошлом году организаторы предложили в концовке два тяжелых горных этапа, то в этот раз гонщиц ждет связка из королевского горного этапа и разделки. Видимо, сделано это как раз для того, чтобы несколько расширить потенциальный список победителей, вспоминая о двойной победе ван Флёйтен на горных этапах в 2022 году.

В субботу нас ждет короткий и динамичный этап протяженностью 90 километров, в который включены две самые популярные горы Тур де Франс - Коль-д’Аспин (12 километров со средним градиентом 6,5%) и Коль-дю-Турмале (17,1 километра со средним градиентом 7,5%). Притом, в отличие от мужской версии гонки, легендарный перевал Турмале является финальным восхождением дня. По сложности этот королевский этап в Пиренеях практически равен тем двум, что были в Вогезах год назад. Поэтому уже хотят шутки, что если вы хотите выиграть Тур де Франс всего за 3 часа, то это ваш лучший шанс.

Завершится гонка в воскресенье 22-километровой разделкой в городке По, тесные улочки которого мы вспоминали в связи с ежегодно проходящими там автомобильными соревнованиями. Кстати, если там окажетесь, то вы вряд ли пропустите бульвар Пиренеев, который соединяет парк Бомон и здание старого замка. Говорят, что идею создания променада в свое время предложил еще Наполеон, но реализована задумка была только почти сто лет спустя. По сути, бульвар делался как горный аналог знаменитой Английской набережной в Ницце. Открыли его в 1900 году, и именно с тех пор у жителей города и туристов есть возможность увидеть панорамный вид почти 150 километров горной цепи Пиренеев.

Бульвар Пиренеев

Между прочим, не успел караван женского Тура отправиться в путь, организаторы уже продумывают планы на 2024 год. Во-первых, уже известно, что он стартует не как обычно, сразу за мужским, а будет сдвинут и попадет в календарный промежуток между Олимпийскими и Паралимпийскими Играми. Это связано и с телетрансляциями, и с вопросами обеспечения безопасности. Проводить параллельно столько больших событий Франция попросту не готова.

Во-вторых, объявлено место торжественного старта Женской Тур де Франс в следующем году – он впервые будет дан за пределами страны. И выбор кажется оптимальным, а, возможно, даже и очевидным. Если вы вспомните, откуда большинство ведущих велогонщиц мира, то легко угадаете место. Конечно, это Нидерланды – страна, одновременно имеющая огромное число выдающихся атлетов и проводящая мало гонок мирового уровня по сравнению с теми же соседями: Бельгией, Францией или даже Швейцарией (если брать количество гоночных дней у мужчин и женщин в Мировом туре).

Ниже вашему вниманию фотография Роттердама – места, где будет Grand Depart Женского Тур де Франс-2024.

Роттердам

Фавориты: две голландки против всех

8 октября 2022 года Аннемик ван Флёйтен исполнилось сорок лет. К этому моменту голландка уже надеялась быть совершенно свободным человеком, не имеющим никакого отношения к велоспорту – в сентябре после чемпионата мира она планировала закончить свою блистательную карьеру. Но все пошло не так, как она изначально задумывала.

Сначала она победила на престижной Льеж-Бастонь-Льеж в апреле 2022 году. В июле Аннемик выиграла первый Гранд-Тур сезона Джиро Донне, а еще через пару недель и второй, вписав свое имя в качестве первой чемпионки официального Женского Тур де Франс. Немного отдохнув, в сентябре ван Флёйтен оформила хет-трик, добившись успеха на аналоге Вуэльты Испании. И, наконец, несмотря на травму, стала чемпионкой мира в групповой гонке в Австралии. Во многом, это было стечением обстоятельств, но радужную майку незаслуживающие ее люди не получают. Такое доминирование и статус чемпионки мира вынудили Аннемик передумать и еще на год продлить свою спортивную жизнь не велошоссе.

Начало этого года выдалось тяжелым, она потерпела много поражений в однодневных классиках. Однако, летом с возвращением любимых Гранд-Туров дела ван Флёйтен снова пошли в гору. Она победила в первой официальной версии Вуэльты Испании, вписав свое имя заглавными буквами в еще один большой велопроект. А всего две недели назад 40-летняя Аннемик с первого же дня гонки забрала себе розовую майку лидера и, так ее никому и не отдав, в четвертый раз в своей карьере забрала приз лучшей гонщицы на Джиро Донне.

ван Флёйтен

Впрочем, не стоит короновать невероятную голландку раньше времени. Ее соотечественница 26-летняя Деми Воллеринг была неподражаема в первой половине сезона, выиграв почти все старты, в которых принимала участие: Страде Бьянке, Амстел Голд Рейс, Флеш Валлонь, Льеж-Бастонь-Льеж. Она была близка и к победе на Вуэльте Испании, но все проиграла. Решающий удар от ван Флёйтен он пропустила, когда на одном из этапов неудачно сделала санитарную паузу прямо перед восхождением в гору. Опытная соперница в этот момент предприняла атаку, и догнать ее Воллеринг с командой уже не удалось. Деми почти отыгралась на финальном королевском этапе до знаменитых озер Лагос-де-Кавадонга, но все же в итоговой классификации проиграла ван Флёйтен жалкие 9 секунд. Ничто по меркам Гранд-Тура.

На Джиро Донне Воллеринг не приехала, а специально готовилась к Тур де Франс. Именно здесь она намерена взять реванш у Аннемик, и совершенно этого не скрывает. В прошлом году Деми была единственной, кто смогла составить конкуренцию опытной ван Флёйтен на Туре. Воллеринг даже смотрелась лучше соперницы на отдельных горах, но к финалу этапа Аннемик все же каждый раз уезжала от конкурентки. Специалисты утверждают, что за минувший год Деми стала значительно сильнее, в том числе заметно подтянула свою горную подготовку. На недавнем чемпионате Нидерландов она обыграла ван Флёйтен и в разделке, и в групповой гонке.

Она действительно готова и хочет победить Аннемик в большой гонке до того, как та закончит карьеру. Тур де Франс предоставляет реальный шанс, но многоопытную ван Флёйтен, выигрывавшую в своей карьере абсолютно все Гранд-Туры, никогда нельзя списывать со счетов. Грядет большая битва двух голландок – некоторые считают, что это почти как сражение Погачара и Вингегора, только, разумеется, со своими нюансами.

Воллеринг

Расширенный список претенденток на победу в Тур де Франс, конечно, не ограничивается этими двумя фамилиями, поэтому ниже мы приведем фамилии тех девушек, которые способны бороться за самые высокие места на «Большой Петле».

Топ-10 претендентов на победу: Аннемик ван Флёйтен (Нидерланды), Деми Воллеринг (Нидерланды), Жюльетт Лабу (Франция), Катаржина Невядома (Польша), Мави Гарсия (Испания), Марлен Ройссер (Швейцария), Сесилие Уттруп Людвиг (Дания), Сильвия Персико (Италия), Эвита Музик (Франция), Элиза Лонго Боргини (Италия)

Прочие фавориты: Аманда Спратт (Австралия), Ане Сантестебан (Испания), Вероника Эверс (США), Лиане Липперт (Германия), Марта Кавалли (Италия), Реянне Маркус (Нидерланды), Элиз Чабби (Швейцария), Эшли Мулман (ЮАР)

Время и трансляции

Женский Тур де Франс получает огромную долю в эфирной сетке Eurosport 1, который предлагает ежедневные трехчасовые трансляции с 16:00 до 19:00 мск. Исключением являются только первый этап в Клермон-Ферране, который стартует ранее из-за финала мужской версии в Париже на Елисейских Полях, а также королевский горный этап с финишем на Турмале. Покорение легендарной вершины в Пиренеях попадет в прямую трансляцию в субботу с 18:00 до 20:45, сразу после окончания гонки Мирового Тура – Классики Сан-Себастьяна.

От автора: Если вы никогда не смотрели женский велоспорт, то Тур де Франс – пожалуй, лучший момент, чтобы сделать это. Уверяем, это будет совсем непохоже, на то, что вы привыкли видеть в последние три недели среди мужчин. Здесь много своих особенностей и нюансов, но замечательные виды Франции и прекрасная атмосфера на дорогах гарантирована. Все же, это особенная гонка, даже у женщин, которые едут ее всего второй раз в истории. По крайней мере, в официальной истории. Начинается дорога на Турмале и к финишной развязке в По.

А всем, кому интересно читать о разнообразном велоспорте, а не только о больших гонках Мирового тура типа Джиро и Тура – не забывайте подписываться на нас, ставить лайки и прочее-прочее. Это показатели того, что вам интересно, а что – не очень.

Турмале

Photo: sudouest.fr, architecturaldigest.com, dangerousroads.org, ledauphine.com, cnn.comб escapat.com, independent.co.uk, hips.hearstapps.com