Клермон-Ферран задержал Тур де Франс. Как это удалось городу «Мишлена»?
Драмы на Тур де Франс – это часть сценария знаменитой веломногодневки. Сход двух капитанов Энрика Маса и Ричарда Карапаса уже на первом этапе показал характер этой гонки и предостерег всех остальных. Расслабленность или неосмотрительность на любом участке трассы, потеря концентрации на долю секунды – недопустимая роскошь, которая может поставить крест на твоих планах. Притом касается это не только гонщиков, но и зрителей, которые порою оставляют голову дома, а сами выходят на дорогу и буквально бросаются под колеса гонщика.
Из-за одного из таких «растяп» пострадал бельгиец Стефф Крас. Столкновение вынудило его закончить Тур де Франс, который складывался для него просто великолепно. Позже Стефф написал в своем Твиттере красочное послание виновнику этого инцидента: «Если ты выходишь на дорогу на метр и даже не собираешься отступать, когда на тебя несется на всей скорости пелотон, то лучше остаться дома. Надеюсь, что ты хотя бы чувствуешь свою вину. Ведь из-за тебя я вынужден покинуть Тур».
Впрочем, даже на фоне всех этих падений и сходов, история с Марком Кэвендишем является особенной для «Большой Петли». 34-кратный триумфатор этапов Тур де Франс приехал сюда для того, чтобы установить новый рекорд и обогнать по числу побед легендарного «Каннибала» Эдди Меркса. Британец добрался до второго места на финише в Бордо, и даже мог выиграть этот этап судейским решением, поскольку вновь возникли серьезные вопросы к прямолинейности финиша чемпиона Яспера Филипсена. Но бельгиец все же в очередной раз был прощен, да и «кабинетная победа» вряд ли была нужна Кэвендишу. Марк очень хотел сделать это красиво и торжественно – а вышло так, что уже на следующий день его история Тур де Франс оборвалась. Падение на ровном месте привело к перелому ключицы и прощанию с мечтами об абсолютном рекорде.
Мы все помним, что совсем недавно Кэвендиш объявил о том, что заканчивает карьеру по окончании сезона. Но все уверены, что не так выдающийся британский спринтер должен попрощаться с любимой Тур де Франс. Такого же мнения придерживается и босс его команды Александр Винокуров, который в прессе сделал предложение Марку еще на год продлить великолепную карьеру.
Разумеется, сейчас никакого ответа не последовало – гонщику надо в первую очередь подумать о своем здоровье. Поэтому надежда у фанатов Кэвендиша теплится – они ждут и верят, что та самая 35-я победа на Тур де Франс придет. Правда, не сейчас, когда они ждали, а через год. Впрочем, надо признать, что есть немало людей, который считают правильным, что Кэвендиш не побил рекорд великого Меркса. Более того, злые языки даже говорили, что пелотон может намеренно подарить Марку ту самую победу для киношного сценария «хэппи-энда». Его не будет. Или он отложен, как минимум, на год… Посмотрим, что решит сам Марк и его семья.
В любом случае, можно сказать совершенно точно, что оставшиеся спринты на Тур де Франс пройдут без участия Кэвендиша, но зато с Яспером Филипсеном, одержавшим здесь уже три победы. В целом же, после дня отдыха, гонщикам вплоть до пятницы не стоит опасаться больших гор, но число холмов сосчитать просто невозможно. Ближайшие дни мы проведем в компании спящих вулканов и виноградников, вновь и вновь возвращаясь в Клермон-Ферран. А еще попытаемся найти Людовика. Подробнее об этом поговорим после того, как вспомним положение в ключевых классификациях Тур де Франс.
Генеральная классификация (Maillot Jaune): 1. Йонас Вингегор (Дания), 2. Тадей Погачар (Словения) +0:17, 3. Джей Хиндли (Австралия) + 2:40, 4. Карлос Родригес (Испания) +4:22, 5. Адам Йейтс (Великобритания) +4:39, 6. Саймон Йейтс (Великобритания) +4:44
Очковая классификация (Maillot Vert): 1. Яспер Филипсен (Бельгия) – 259 баллов, 2. Бриан Кокар (Франция) – 149, 3. Мадс Педерсен (Дания) - 143
Горная классификация (Maillot a Pois): 1. Нельсон Паулесс (США) – 46 баллов, 2. Феликс Галл (Австрия) – 28, 3. Тобиас Йоханнессен (Норвегия) - 26
Молодежная классификация (Maillot Blanc): 1. Тадей Погачар (Словения), 2. Карлос Родригес (Испания) +4:05, 3. Томас Пидкок (Великобритания) +5:09
11 июля (вторник). Вулкания - Иссуар, 167 км (холмистый этап). Трансляция: 13:45-19:00
Десятый этап – первый после дня отдыха в понедельник. Как вы помните, в воскресенье все закончилось эпичным восхождением на потухший, а по некоторым исследованиям ученых просто давно спящий, вулкан Пюй-де-Дом. Оттуда гонщики спустились к его подножию в город Клермон-Ферран, где они и провели день отдыха. Во вторник же этап стартует из парка «Вулкания», до которого из того же самого Клермон-Феррана ходят автобусы-шаттлы, готовые довезти вас туда за какие-то 45 минут от вокзала, располагающегося в самом центре города.
Это музей и образовательный парк развлечений, открытый в 2002 году. Посетители входят в главное здание конусообразной формы, три четверти построек которого погружены в землю. Так они, постепенно спускаясь по длинному пандусу, приближаются к самому низу «метафорического вулкана». Внутри вы найдете миниатюрный искусственный вулкан, гейзер установку с кратером, извергающим воду, вибрирующий 4-D кинотеатр, рестораны, а также научно-исследовательские и конференц-залы.
Вполне логично, что этап, стартующий из «Вулкании» поедет по цепи потухших вулканов Шен-де-Пюи, к числу которых относится и популярный Пюй-де-Дом. Правда, в отличие от устрашающего воскресного подъема, на сей раз их будет много, но довольно скромных. Организаторы приготовили на маршруте сразу семь восхождений, пяти из которых они дали различные категории сложности. Общий набор высоты составит порядка трех тысяч метров по вертикали, но при этом самый тяжелый подъем – Коль-де-ла-Круа-Сен-Робер (6 километров со средним градиентом 6,3%). Как видите, цифры совсем не поражают воображение, поэтому этап идеально подходит для отрыва.
К слову, спуск с Круа-Сен-Робер ведет гонщиков в деревеньку Шамбон-сюр-Лак, о которой мы говорили совсем недавно, поскольку она принимала первый этап Критериум Дофине этого года. Тогда победу в этих холмистых местах одержал француз Кристоф Лапорт, правда, ехали немного по другим дорогам, и в гонке задействовались иные подъемы. Но в целом, профиль этапа был достаточно схожим.
Достопримечательность этапа: Спринтерский финиш находится как раз перед началом подъема на Круа-сен-Робер на 59 километре пути в районе известного бальнеологического и горнолыжного курорта Ле-Мон-Дор. Он расположен неподалеку от самой высокой точки Центрального массива – вершины Санси.
Ее высота 1885 метров, однако, никакие шоссе на самый верх не идут, асфальтовые дороги проложены только к горнолыжным станциям, которые располагаются примерно на пятьсот метров ниже. Дальше придется идти пешком около двадцати минут по деревянной лестнице, встречая по пути места для отдыха, где есть информационные стенды, представляющие местные вулканы, а также фауну и флору здешних мест. Другой вариант – подняться по канатной дороге, идущей от горнолыжной станции. Она доставит вас до места гораздо быстрее, буквально за три минуты.
По склонам Санси спускаются две горные реки Дор и Донь, который затем сливаются в единую реку Дордонь, на правом берегу которой и раскинулся курортный городок Ле-Мон-Дор. Слово Dor в переводе с кельтского означает «быстрый поток». Расположенная здесь водолечебница считается одной из самых крупных в Европе. Металлические конструкции в ее Зале Источников и вестибюль второго этажа были разработаны самим Гюставом Эйфелем, а бани внесены в список исторических памятников.
Если бы гонщики ушли по дороге не к Круа-сен-Робер, а правее, то они бы как раз начали восхождение в сторону лыжной базы на северном склоне Санси – одной из самых старых горнолыжных станций во Франции, уступающей по возрасту только Шамони и Межеву. Трассы с бугельными подъемниками здесь открыли еще в 1936 году благодаря инвестициям летчика Дьёдонне Косты, совершившего первый беспосадочный перелет через Атлантику, тем самым открыв воздушное сообщение между Парижем и Нью-Йорком. Это притянуло в Мон-Дор множество парижских элит, впоследствии превратив его в семейный лыжный курорт. Кстати, он связан с еще одной горнолыжной станцией Супер Бесс, куда неоднократно приезжал Тур де Франс. В последний раз финиш этапа «Большой Петли» был там в 2011 году, когда победил португалец Руй Кошта.
В Ле-Мон-Дор также находится самый старый в стране электрифицированный подъемник. Открыли его в 1898 году, а его оборудование внесено в список исторических памятников. Вот уже 125 лет фуникулер перевозит десятки тысяч пассажиров через лес Капуцинов, открывая шикарные виды на долину реки Дордонь и большой каскад водопадов. Сам подъем занимает около десяти минут, набирая 250 метров по высоте.
Любители походов даже разработали круговой маршрут на вершину Санси, занимающий 6-7 часов. Он начинается от туристического центра в Ле-Мон-Доре в сторону Большого каскада водопадов и далее проходит по гребню до самого пика. Оттуда можно спуститься к станции канатной дороги, и далее вниз до фуникулера и леса Капуцинов. Оттуда остается уже недалеко и до курортного городка Ле-Мон-Дора. Разумеется, при усталости или дефиците времени можно воспользоваться как канатной дорогой, так и фуникулером.
Маршрут технически несложный и очень красивый, но все же определенную подготовку надо иметь. По дороге периодически встречаются те самые сурки, о которых так часто любит рассказывать Сергей Курдюков. Есть и одна интересная история – любитель трейлраннинга нарвался по пути на пасшееся стадо овец и охранявшую их собаку, которая, увидев опасность, укусила бегуна. В целом, все закончилось без серьезных последствий. Разве что бедолага дал совет быть аккуратнее при встрече с животными.
12 июля (среда). Клермон-Ферран - Мулен, 180 км (равнинный этап). Трансляция: 13:45-19:00
Одиннадцатый этап, как бы это странно ни звучало, но опять стартует все там же. Дело в том, что накануне гонщики много петляли по вулканическим холмам и горам, но финишировали в Иссуаре, от которого до Клермон-Феррана всего полчаса езды по шоссе. Поэтому, чтобы гонщиков не мотать лишний раз по отелям, их пребывание в городе продлили еще на один день. Они были и на Пюй-де-Дом, и в парке «Вулкания» - посетили все окрестности, а непосредственно в самом Клермон-Ферране ни старта, ни финиша не было. На этапе в среду это упущение будет исправлено.
Интересна история появления двойного названия города. Изначально существовал только Клермон, где главенствовал местный епископ, притом довольно могущественный. Именно отсюда по распоряжению Папы Римского начался Первый крестовый поход, целью которого было освобождение Иерусалима и Святой земли от мусульман. Соседи же, графы Оверни, очень хотели прибрать эти земли в свои руки - пытались и так, и эдак, но время шло, а успехов в соперничестве с церковниками не было. Тогда они решили прямо по соседству построить свой город Монферран на кургане рядом с укреплениями Клермона. Так они и прожили бок-о-бок, конкурируя друг с другом, почти пятьсот лет, пока не был подписан указ об их объединении. По факту более могущественный Клермон подмял под себя соседа, хотя жители Монферрана с этим не соглашались и периодически выдвигали требования о независимости.
Некое примирение случилось лишь в XX веке после строительства в городе завода «Мишлен» - знаменитого производителя шин. Поначалу они выпускали продукцию для велосипедистов, а позже вышли на автомобильный рынок. Штаб-квартира, а также музей, до сих пор располагаются в Клермон-Ферране, хотя предприятия и научно-исследовательские центры раскинулись уже по всему миру.
Собственно, из Клермон-Феррана пошел и знаменитый «Красный гид Мишлен» с рейтингами ресторанов. Изначально он задумывался братьями Мишлен, как путеводитель по полезным местам для путешественников, и включал в себя в том числе отели, автостоянки и мастерские. Знаменитые звезды «Мишлен» ресторанам там начали выдавать только через четверть века – в 1926 году (формально система появилась еще в 1920 году, но имела несколько иное значение).
Этап, стартующий из Клермон-Феррана, считается равнинным, хотя в первой части пути гонщикам встретятся несколько холмов и даже категорийных гор. Такой профиль предполагает классический сценарий с ранним формированием отрыва и погоней за ним спринтерских команд после того, как основные неровности останутся позади. Эксперты предсказывают, что все же догнать беглецов удастся, и все завершится массовым спринтом на почти полуторакилометровой прямой в самом сердце Мулена. Как заявил директор гонки Кристиан Прюдомм, после этого не останется ни одной префектуры в материковой Франции, в которой Тур де Франс бы не финишировал. Для этого знакового события потребовалось 110 выпусков «Большой Петли».
Точкой завершения холмистой части этапа можно назвать город Монлюсон, который современный мир велоспорта знает, как родные места Жюлиана Алафилиппа, куда он перебрался в возрасте четырех лет, и именно здесь француз начинал свою славную карьеру. СМИ писали, что его победы на чемпионате мира выходил праздновать весь город, и едва ли ни каждая семья отмечала их как свои личные.
Также в Монлюсоне родился чемпион Тур де Франс 1956 года Роже Валковяк. Несмотря на то, что он не выиграл ни одного этапа «Большой Петли», за счет стабильности ему удалось удержать желтую майку на своих плечах до конца Тура. Во многом это произошло из-за отсутствия некоторых лидеров и проблем у других фаворитов гонки, поэтому на родине к его успеху отнеслись скептически. Такая реакция еще долго угнетала Роже, больших успехов не приходило к нему, и француз с польскими корнями принял решение завершить карьеру.
Достопримечательность этапа: Незадолго до финиша, на 166 километре этапа, пелотон проедет живописный городок Сувиньи с множеством музеев, садов и церквей. В одном из монастырей покоятся остатки двух аббатов Клюни: Майоля и его преемника Одилона. Они были основными деятелями реформы, которая была призвана остановить падение нравственности монашества и духовенства, а также запретить вмешательство светских властей в церковную жизнь. Клюнийская реформа заключалась в изменении жизни монастырей, введение суровых уставов, основанных на принципах послушания и аскетизма, запрете продажи церковных реликвий и должностей, а также соблюдении обета безбрачия. Она объединила сотни монастырей Западной Европы и укрепила папскую власть, а также способствовала повышению интеллектуального уровня монахов.
Кроме того, в Сувиьи расположен и некрополь герцогов Бурбонских, который не так давно был полностью отреставрирован. Историки считают, что предок их династии подарил аббатству Клюни свою виллу в этом городе в 909 году. Чуть позже монастырю были переданы и другие земли с постройками.
13 июля (четверг). Роан – Бельвиль-ан-Божоле, 168 км (холмистый этап). Трансляция: 13:45-19:00
Двенадцатый этап не имеет на своем маршруте эпических восхождений с легендарными горами, но крайне опасен по своей сути. Профиль, состоящий из множества средних по сложности горбов (от 5 до 11 в зависимости от того, как считать) - эдакий «странный верблюд» - не позволяет расслабиться ни на секунду. Потерял концентрацию, упустил соперников на несколько секунд, и дальше начинается игра: «Поймай меня, если сможешь». И как правило, по опыту предыдущих лет, можно сказать, что все, кто выпадают на таких этапах – обычно выпадают навсегда, вернуться практически невозможно. Общий набор высоты в четверг составит около 3 тысяч метров, несмотря на его «холмистое» название.
Сам этап проходит по большей части среди виноградников Божоле, которые уютно устроились на местной холмистой местности. Исторически этот регион считают младшим братом Бургундии – одной из винных столиц страны, хотя первые виноградные лозы здесь были посажены еще в древние времена римлянами. Затем за ними ухаживали и монахи-бенедектинцы, и местные лорды.
Некое пренебрежительное отношение к Божоле сложилось из-за истории конца XIV века, когда герцог Бургундии посчитал сорт винограда гамэ низкокачественным и законодательно запретил его выращивать на своих землях, отдав предпочтение более престижному сорту пино нуар, выращивать который дольше и сложнее. А вот на гранитных почвах Божоле, где никакие законы Бургундии не действовали, выращивание «обиженного» гамэ продолжилось, притом с большим успехом. И когда в XIX веке отсюда протянули железнодорожную ветку до Парижа, столичные бистро с удовольствием стали включать вино Божоле в свое меню. Дело в том, что оно относительно недорогое, а его легкий фруктовый вкус с низким содержанием алкоголя отлично подходит и к мясным, и к рыбным блюдам.
Эксперты предполагают, что за победу на этом «винном этапе» должны бороться мастера-классики типа Воута ван Арта, Матье ван дер Пула или Магнуса Корта Нильсена, а также неплохие горняки, которые потеряли достаточно времени в общем зачете типа Феликса Галла, Джулио Чикконе или Йона Исагирре. Генеральщики, по их мнению, не должны проявлять большой активности, ожидая тяжелого этапа с финишем в гору на следующий день. Но уже многократно бывали случаи на Гранд-Турах, когда именно такие «карусельные этапы» проходили в куда более яркой борьбе, чем эпические дни с большими горами. Здесь достаточно одной искры от одного из фаворитов, чтобы пламя разгорелось. Как будет в этот раз – посмотрим, этот Тур непредсказуем.
Ключевой должна стать связка из трех подъемов, которая начинается за 60 километров до финиша, притом каждое следующее восхождение будет тяжелее предыдущего. Идущий первым в очереди Коль-де-ла-Касс-Фруад (5,2 километра со средним градиентом 6,1%) способствует ранней атаке, поскольку самые тяжелые участки под 10% расположены на первых трех километрах, после чего следует постепенное выполаживание. Затем последует рабочий подъем Коль-де-ла-Круа-Монман (5,5 километров со средним градиентом 6,1%), который несколько лет назад покорился бельгийцу Томасу де Гендту. Вишенкой на торте, украшенном этими тремя горными свечами, станет Коль-де-ла-Круа-Розьер (5,3 километра со средним градиентом 7,6%). Как видите, по цифрам это самая сложная гора (или холм) дня.
Финишный город этапа Бельвиль-ан-Божоле расположен у подножия горы Бруйи, которая, как считают историки, и положила начало виноделию в регионе, поскольку именно вокруг нее римляне и высадили первую лозу в здешних местах. На ее вершине сейчас находится часовня с символичным названием Нотр-Дам-о-Изюм, являющаяся ежегодным местом паломничества. Построили ее в 1857 году для защиты здешних земель с виноградниками от града, мороза и мучнистой росы (грибкового заболевания растений).
На эту гору можно заехать на велосипеде. Например, в 2021 году двойное восхождение на Мон-Бруйи совершил пелотон во время знаменитой гонки Париж-Ницца. Ее включили и в маршрут Тур де Франс, хотя названия горы вы не найдете на профиле этапа. Дело в том, что подъем к часовне достаточно короткий, поэтому не имеет никакой категории, но он совсем непростой с двузначными градиентами ближе к вершине. Мон-Бруйи (1,9 километра со средним градиентом 8%) преодолевается всего за 13 километров до финиша этапа и может стать местом решающей атаки из группы лидеров.
Достопримечательность этапа: На 62 километре пелотон пронесется мимо деревеньки Авена, в которой проживает около сотни человек. Кроме церкви XII века постройки здесь особенно и нечего отметить, но именно с ней и связана одна интересная загадка.
Многие историки считают, что основана церковь была Людовиком I Благочестивым в честь победы его отца Карла Великого неподалеку от этих мест. Другие считают, что постройка - дело рук Людовика IX Святого во время его визита в город Макон в Бургундии. Третьи и вовсе называют имена Людовика VI Толстого и Людовика VII Молодого в качестве основателей. А все споры ведутся из-за того, что никто не может точно идентифицировать Людовика, который изображен и процитирован на южной панели церковного алтаря.
Все мы прекрасно знаем французское крылатое выражение «Шерше ля фам», то есть «Ищите женщину». Популярность оно обрело после романа Александра Дюма-отца «Могикане Парижа», где один из персонажей, столичный полицейский чиновник, повторял ее несколько раз. Более того, как это часто бывает, это не придумка автора, а удачно выбранный прототип в лице бывшего парижского полицмейстера Антуана де Сартина, любившего приговаривать данное выражение. В данном случае, в церкви Авены, ищут, правда, не женщину, а Людовика…
От автора: Забавность всей вышеописанной истории заключается еще и в том, что тот самый полицейский чиновник служил при Людовике XV Возлюбленном. Это король из династии Бурбонов, про которую мы сегодня уже вспоминали. Известен он был тем, что помимо жены и официальной фаворитки у него был еще целый гарем любовниц, которых держали в поместье «Олений парк» возле Версальского дворца. Кроме того, как говорят, Людовик XV с огромным трепетом относился к винам из Бургундии. Эта любовь передалась ему от предшественника, которому выдержанное бургундское вино прописал врач для укрепления здоровья. Словом, в этой истории нашлось место и Бурбонам, и Людовику, и женщинам, и даже вину. Своеобразный тизер ближайших мест этапов Тур де Франс. И несмотря на то, что их профиль на первый взгляд не кажется выдающимся, не ставьте заранее им низкие оценки по шкале зрелищности. Практика показывает, что холмы – территория разного рода сюрпризов, и самая знаменитая велогонка мира, где победить жаждет каждый, не должна разочаровать своим сюжетом.
Предыдущий материал о возвращении легендарного Пюй-де-Дом на маршрут Тур де Франс побил наш личный рекорд по количеству плюсов. Благодарим за ваши оценки, отзывы и поддержку. Надеемся, нам и дальше вместе будет интересно двигаться по дистанции этой «Большой Петли». Впереди ждут большие горы, о них мы расскажем в четверг.
А напоследок еще раз бросим взгляд на город Клермон-Ферран, который действительно надолго стал приютом для велогонщиков. Они приехали сюда в воскресенье, а окончательно покинут его только в среду. Такая долгая остановка в одно месте – это большая редкость для Гранд-Туров. Впрочем, команды были совсем не прочь задержаться в городе «Мишлена», поскольку переезды после этапов утомляют едва ли ни также, как сами гонки.
Photo: rtbf.be, independent.co.uk, de-russie.rhone-alps-hotels.com, it.wikiloc.com, wikimedia.org, tyrepress.com, destination-beaujolais.com, espacedesbrouilly.com, aso.fr, france.fr, france3-regions.francetvinfo.fr
Уже с нетерпением жду описания 13-15 этапов - просто оценил их профили. Вот, где будут гонки.
А из Клермон-Феррана происходил род известного всем петербуржцам (и многим другим) Огюста Монферрана (настоящая фамилия - Рикар, Montferrand - гора Феррана - творческий псевдоним) - создателя Исаакиевского собора и Александровской колонны. Вокруг них в этом году тоже проходил маршрут велогонки, с финишем прямо у колонны, но, увы, не такой известной и значимой, как Тур.
Как бы не получилось, что одна надежда будет на почетный развоз в знак уважения, но это тоже не факт что получится, на ТдФ особо никто ничего дарить не хочет. Если бы Филипсен так хотел уважить ветерана, то мог бы на прошлой неделе притормозить, и миссия была бы завершена.
Ссылку поправил, спасибо! Видимо, закралась какая-то ошибка при копировании ссылки.
Вячеслав, за историческую справку Вам традиционная благодарность.
Теоретически Астана может дать ему погоняться еще полгода, чтобы все же попробовать побить этот рекорд, и прямо после Тур де Франс дать Кэвендишу закончить карьеру. Это будет красиво, даже если он ничего не выиграет. Хотя лично я, к слову, сторонник того, чтобы они с Мерксом остались совместными обладателями рекорда по победам. Выдающиеся противоречивые личности разных эпох, разных специальностей.