16 мин.

Тур де Франс возвращается на Пюй-де-Дом. Почему на потухший вулкан не забирались 35 лет?

Мы становимся свидетелями одного из самых необычных и захватывающих стартов Тур де Франс в истории. За неполную неделю мы успели увидеть чуть ли ни все главные события, которые только могут случиться на большом Гранд-Туре. Атаки Погачара, жесткий ответ Вингегора и новый укол Тадея, желтая майка сбежавшего Хиндли, двойной братский успех Йейтсов, спринтерские скандалы с участием неудержимого Филипсена, сходы Маса и Карапаса, и даже полный хаос при формировании отрыва, который привел к совершенно неожиданному развитию событий. Здесь были и холмы баскских земель, и спринтерские этапы Гаскони, и даже большие горы – Пиренеи с легендарной Турмале. Кажется, что удивить чем-либо еще трудно, но мы только на пороге прохождения первой трети гонки, и поверьте, что невероятных сюжетов этот Тур готовит еще немало.

В ближайшие дни пелотон въедет в винные регионы Франции, пронесется мимо самой красивой железнодорожной станции страны и завершит первую неделю «Большой Петли» финишем в легендарную гору, возвращение которой ждали 35 лет. Готовьтесь к тому, что регион потухших вулканов на несколько дней станет домом Тур де Франс. Но прежде вспомним положение в различных классификациях гонки на текущий момент.

Генеральная классификация (Maillot Jaune): 1. Йонас Вингегор (Дания), 2. Тадей Погачар (Словения) +0:25, 3. Джей Хиндли (Австралия) + 1:34, 4. Саймон Йейтс (Великобритания) +3:14, 5. Карлос Родригес (Испания) +3:30, 6. Адам Йейтс (Великобритания) +3:40

Очковая классификация (Maillot Vert): 1. Яспер Филипсен (Бельгия) – 150 баллов, 2. Бриан Кокар (Франция) – 104, 3. Воут ван Арт (Бельгия) - 92

Горная классификация (Maillot a Pois): 1. Нельсон Паулесс (США) – 36 баллов, 2. Феликс Галл (Австрия) – 28, 3. Рубен Геррейру (Португалия) - 27

Молодежная классификация (Maillot Blanc): 1. Тадей Погачар (Словения), 2. Карлос Родригес (Испания) +3:05, 3. Томас Пидкок (Великобритания) +4:18

Хиндли в желтом

7 июля (пятница). Мон-де-Марсан - Бордо, 170 км (равнинный этап). Трансляция: 14:00-18:45

Седьмой этап после двух тяжелых горных дней предлагает передышку для претендентов на желтую майку. Пелотон ждет плоский спринтерский этап, который проложен строго с юга на север, и финиширует в Бордо. Этот город можно назвать одним из символов Тур де Франс, поскольку он принимает гонку уже в 82-й раз – чаще «Большая Петля» заглядывала только в Париж. Однако, в последние годы столицу вина главное мировое велоспортивное событие избегало.

Финиш этапа в Бордо был аж тринадцать лет назад, он вполне ожидаемо завершился спринтом, и победил тогда Марк Кэвендиш. Притом сделал он это настолько уверенно, что у него была возможность за пятьдесят метров до финиша спокойно повернуть голову и посмотреть, как далеко соперники. Повторит ли британец тот успех на своем заключительном Тур де Франс много лет спустя? Профиль вполне подходит. Последние два километра проложены по прямой дороге вдоль набережной, финиш обустроен на площади Кинконс, одной из самых больших в Европе.

Стартует же этап в городке Мон-де-Марсан, который известен в первую очередь благодаря располагающейся по соседству авиабазе истребителей ВВС Франции. Она носит имя Константина Розанова – выходца из богатой российской семьи, которая из-за революции 1917 года вынуждена была эмигрировать. Юного Костю перевезли в Париж, где он получил французское гражданство незадолго до того, как закончил Центральную школу искусств и мануфактур. После этого Розанов поступил на военную службу в авиационный полк, а также посещал национальную школу авиации, и по итогу стал лицензированным пилотом.

Константин во время Второй мировой войны участвовал в боях в составе истребительных частей ВВС Франции. После оккупации страны перебрался в Африку, где помогал союзникам и обеспечивал защиту конвоев. Затем проходил переподготовку в Великобритании, осваивая первые военные реактивные самолеты. По окончании войны Константин был награжден Орденом Почетного легиона, вернулся во Францию, возглавив авиабазу в Мон-де-Марсан. Чуть позже Розанов стал первым французским летчиком, преодолевшим звуковой барьер. Всего же за жизнь он сделал это свыше сотни раз. Погиб, разбившись во время выполнения показательного сверхзвукового полета в 1954 году.

Несмотря на то, что профиль этапа с равнинным проездом мимо лесов и виноградников способствует формированию отрыва, директор гонки Кристиан Прюдомм считает, что шансов на победу у него немного, и спринтерские команды смогут все контролировать. Собственно, так было практически всегда, когда Тур финишировал в Бордо.

7 этап

Достопримечательность этапа: Перед самым въездом в Бордо пелотон окажется во Флуараке, раскинувшемся на правом берегу реки Гаронна. Он примечателен тем, что является центром спецпроекта, призванного преобразовать городскую агломерацию к 2030 году. Здесь уже построили крупнейший концертный зал региона Arkea Arena, на которой успело выступить немало мировых звезд, включая Элтона Джона, Стинга, Шакиру и Лару Фабиан. Привели в порядок парк Кастель возле замка, который недавно был внесен в список исторических памятников. В летнее время там проводят концерты, фестивали и городской карнавал. Наконец, во Флуараке располагается обсерватория, являющаяся составной частью университета Бордо. Помимо оптических- и радиотелескопов там есть огромная библиотека, в которой можно найти полное собрание сочинений Коперника, Галилея и Ньютона. В скором времени обсерватория отметит свой 150-летний юбилей.

Замок Флуарака

8 июля (суббота). Либурн - Лимож, 201 км (холмистый этап). Трансляция: 13:15-19:00

Восьмой этап – второй и последний на нынешнем Тур де Франс, превышающий по своей протяженности отметку в 200 километров. Притом ему очень подходит английское определение tricky, которому в русском переводе наиболее близки значения хитрый или каверзный.

Дело в том, что как правило финиш в Лиможе организаторы Тура ставили на третьей неделе, когда в генеральной классификации наступала некая определенность, и фавориты с легким сердцем отдавали победу отрыву. Но семь лет назад этот этап переехал в начало гонки, и развязка уже оказалась спринтерской. Хотя был в истории и случай, когда этап в Лиможе закончился триумфом Лэнса Армстронга после сольной атаки в один из подъемов, произошло это всего через несколько дней после трагической гибели его партнера по команде Фабио Казартелли.

Этап действительно можно считать открытым для разного рода развязок в зависимости от воли сильнейших команд пелотона. Первые две трети пути – гладкая дорога, практически без неровностей. Но как только пелотон заедет на территорию природного парка Перигор-Лимузен, езда пойдет постоянно вверх-вниз, поскольку это уже считается предгорьями Центрального массива и его потухших вулканов. Некогда это был самый малонаселенный регион материковой Франции. В последние годы численность населения несколько возросла, но в большей степени речь идет о пожилом населении старше 60 лет, и о серьезном развитии речи не идет. Тем более, что сейчас Лимузен уже не является отдельным регионом страны, а включен в состав Новой Аквитании.

Все подъемы сосредоточены на последних 70 километрах, и чем ближе гонщики будут подбираться к финишу в Лиможе, тем больше холмов будет встречаться на их пути. Они не тяжелые по градиентам, не длинные, но такой рваный ритм работы зачастую выматывает больше, чем монотонная езда в длинную, но относительно пологую гору. Это как челночный бег на уроках физкультуры – вроде, десять метров пробежать не проблема, но, когда это повторяется из раза в раз – комфортно вы себя ощущать точно не будете. А учитывая в каком темпе зачастую проходят этапы на Тур де Франс, есть некие сомнения в том, что все спринтеры смогут высидеть в группе до самого Лиможа. К слову, сам финиш будет также в небольшой пригорок.

Если гонщики въедут в Лимож на своих велосипедах по обычным дорогам, то вам мы советуем прибыть туда на поезде. Все из-за бенедиктинской железнодорожной станции, которую недавно признали самой красивой во Франции. Еще в 1975 году ее включили в список исторических памятников с пометкой «Наследие XX века». Земля, на которой построен вокзал, некогда принадлежала лепрозорию, который примыкал к бенедиктинскому монастырю, от чего станция и получила свое название.

Станция в Лиможе

Особо выделается 67-метровая башня с часами, имеющими 4 циферблата, выходящими на каждую из сторон и всегда показывающими одинаковое время. На них указаны римские цифры, кроме IV, которую пишут как IIII для стилистической гармонии. Интересно, что часы всегда спешат на две минуты, чтобы гарантировать пунктуальность путешественников. Под куполом вестибюля на каждом углу стены изображена аллегорическая скульптура, символизирующая одну из четырех французских провинций, обслуживаемых местной железнодорожной компанией.

Станция уникальна тем, что построена над путями, а не вдоль них, как многие другие. Для реализации проекта потребовалось огромное количество бетона, стали, и камня. В период с 1942 по 1945 год вокзал был оккупирован немецкими войсками. Они использовали подземный переход, расположенный под железнодорожными путями, в качестве укрытия и для ведения обороны. Знак «Réservé à la Wehrmacht» (предназначено только для Вермахта) все еще можно найти в одном из помещений станции.

Эксперты сходят во мнении, что этап в Лиможе все же закончится спринтом, но бороться за победу будут лишь немногочисленные специалисты этого вида, которые справятся с непростым рельефом в конце и сохранят силы для взрывного финиша.

8 этап

Достопримечательность этапа: Фактический старт этапа будет из Помероля - самого маленького из четырех винодельческих районов Бордо, производящих красное вино. Рождение виноградарства здесь ознаменовалось в XII веке созданием Ордена госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, который открыл приют в Помероле как остановку для паломников на пути в Сантьяго-де-Компостела.

Именно в этом районе производят, вероятно, самое известное вино в мире – Петрус. Хотя происхождение его довольно скромное. В 1923 году женщина из соседнего Либурна, где будет дан формальный старт этапу Тур де Франс, купила несколько акров виноградников у семьи Арно, которая в свое время захотела назвать эти места в честь первого папы римского Апостола Петра (Petrus). Хозяйка из нее вышла не очень, состояния виноградников были плачевными, поэтому она доверила управление дальновидному виноделу Жан-Пьеру Муэксу, семье которого впоследствии и перешло вино Петрус.

Знаете, сколько оно сейчас стоит? Бутылку (0.75 л) можно купить где-то от 700 тысяч рублей. Дело в том, что семья Муэкс сделала максимум возможного для его продвижения. Вино подавали во время свадьбы будущей королевы Англии Елизаветы, куда пригласили и самого винодела. Затем президент США Джон Кеннеди назвал Петрус своим любимым вином. Им восхищалась Мэрилин Монро. Провели серьезную работу и с винными критиками. В итоге, возник колоссальный спрос при ограниченном предложении – сейчас за год выпускают всего около 30 тысяч бутылок Петруса.

Помероль - Петрус

9 июля (воскресенье). Сен-Леонар-де-Нобла – Пюй-де-Дом, 182 км (горный этап). Трансляция: 14:00-19:45

Девятый этап – это особенныq день на Тур де Франс с исторической точки зрения, а заодно и королевский горный этап первой недели с финишем в подъем высшей категории сложности. Впервые за 35 лет «Большая Петля» возвращается в свой Дом – Пюй-де-Дом.

В воскресенье пелотон полноценно въезжает в Центральный массив, а вернее в его северную часть, где и раскинулась цепь из 80 потухших вулканов, которые в последний раз извергались около десяти тысяч лет назад. Пюй-де-Дом – один из самых молодых, известных и посещаемых среди них. В буквальном переводе название этого вулкана означает «купол на горе» или «соборная гора», поскольку галлы и римляне считали ее священной и выстроили на вершине храм Меркурия.

В более современной истории известность ей придал Блез Паскаль – уроженец города Клермон-Ферран, который расположен всего в 15 километрах от Пюй-де-Дом. Ученый бродил по горе и пытался доказать, что тяжесть воздуха уменьшается с высотой, а также был намерен подтвердить существование вакуума. В частности, он отправил своего зятя с ртутными барометрами на Пюй-де-Дом, который сообщил, что ртуть действительно опускалась при подъеме, и наоборот поднималась при спуске. Эти эксперименты Паскаля заложили основы для изучения атмосферы, и впоследствии на вершине была построена первая постоянная горная обсерватория.

Велосипедная история Пюй-де-Дом берет свое начало в 1892 году, когда Фернан Ладу совершил первое восхождение на вершину вулкана на своем двухколесном друге, потратив на это 2 часа и 7 минут. Но настоящая известность к этой горе пришла шестьдесят лет спустя после приезда Тур де Франс. Тот год был вообще особенным для «Большой Петли», поскольку состоялся дебют сразу двух знаменитых подъемов гонки – Альп д'Юэз и непосредственно Пюй-де-Дом. И оба тяжелейших горных этапа с разницей в тринадцать дней выиграл Фаусто Коппи.

Еще большую славу этим местам принес Тур де Франс-1964, когда на вулкане состоялось сражение французов Жака Анкетиля и Раймона Пулидора. Они сражались бок-о-бок до самого конца, однако, ближе в вершине «вечно второй Пупу» одолел соперника и сократил отставание от Жака в общем зачете до 14 секунд. Но в финальный день Тура на разделке Анкетиль все же отстоял желтую майку лидера. Та битва двух французов вошла в историю как один из самых выдающихся моментов в истории велоспорта. Забавно, что это не была борьба за победу на этапе, поскольку на Пюй-де-Дом первым приехал известный испанский горовосходитель Хулио Хименес. И символично, что в год великого возвращения этой горы на Тур де Франс, старт этапу будет дан из местечка Сан-Леонар-де-Нобла, где приличную часть своей жизни провел Раймон Пулидор.

Пулидор и Анкетиль

Так почему же знаменитая велогонка перестала приезжать на Пюй-де-Дом, хотя с 1952 до 1988 годы Тур часто и охотно посещал вулкан? Тем более, что это единственная гора в Центральном массиве, которая удостоилась высшей категории сложности. Причина довольно банальна – организаторы гонки и власти здешних мест не могли договорится по финансовым вопросам. Так продолжалось полтора десятка лет, после чего возникла новая проблема, которая грозила Тур де Франс навсегда закрыть доступ к вулкану.

К вершине Пюй-де-Дом решили проложить зубчатую железную дорогу, чтобы при помощи поезда доставлять многочисленных туристов наверх. Для этого была использована часть полотна обычной дороги, практически вдвое сузив ее. Железнодорожный маршрут был открыт раньше времени в мае 2012 года, но уже в первый же день сильный шторм привел к оползням и селям, в результате чего многие туристы надолго застряли на вершине вулкана. В итоге, пути пришлось закрыть еще на месяц для завершения ремонтных работ. Но главная беда заключалась в том, что с открытием этого аттракциона был запрещен доступ на гору для велосипедистов. Официальной причиной называлась безопасность, поскольку узкая дорога не позволяет одновременно ехать в обоих направления. Хотя все мы прекрасно понимаем, что в первую очередь дело в том, чтобы привлечь максимальное число туристов на поезд. Кроме того, не так давно эти места обрели статус Всемирного наследия ЮНЕСКО.

По этим же причинам Тур де Франс на некоторое время забыл об идее возвращения на Пюй-де-Дом. Однако, в последнее время директор гонки Кристиан Прюдомм, посоветовавшись со специалистами, понял, что все же существующее полотно позволяет привезти «Большую Петлю» на вершину вулкана, и к 2023 году договоренность с местными властями все же была достигнута. Тур де Франс возвращается на Пюй-де-Дом 35 лет спустя.

Пюй-де-Дом

Экс-чемпион Франции Реми Каванья с огромным воодушевлением воспринял эту новость: «Подняться на Пюй-де-Дом – это моя мечта детства. Я часто забирался наверх по тропам для мулов, поскольку проезд на велосипеде запрещен. Хотя, если уж быть до конца откровенным, один или два раза я этот запрет нарушал». Как? Об этом писали на многих велоспортивных форумах – легально заехать наверх можно лишь раз в году во время специально организованного велоспортивного мероприятия. Однако, местные жители уверяют, что если встать совсем рано, с рассветом, то можно успеть подняться на гору и спуститься с нее до момента, когда сотрудники прибудут на свои рабочие места и закроют проезд. Разумеется, это определенный риск, поскольку за нарушение закона предусмотрены штрафы, и местные правоохранительные органы периодически ловят велолюбителей-нарушителей.

Итак, в воскресенье – особенный день для Тур де Франс. Почти от самого старта в Сен-Леонар-де-Нобла гонщики поедут по холмам и небольшим горам Центрального массива, но все они будут лишь легкой разминкой перед главным подъемом дня на Пюй-де-Дом (13,3 километра со средним градиентом 7,7%). Последние четыре с половиной километра проложены по узкой дороге шириной не более трех метров, при этом градиент все время будет двузначным. Из-за этого зрителям не разрешат подняться на саму гору, а между лидерами гонки и их преследователями не будет допущен сопровождающий транспорт. Организаторы обещают эпичную развязку дня с финишем в гору высшей категории.

9 этап

Достопримечательность этапа: На 32 километре пути гонщики проедут одно из крупнейших озер Франции Вассивьер. Оно было создано, благодаря строительству плотины не реке, на выходе ее из долины, обрамленной двумя холмами. Местные жители называют озеро настоящим морским курортом с прекрасными пляжами в самом сердце Франции, а для удобства перемещения по нему здесь запустили специальные лодки-такси. Говорят даже, что они бесплатные.

Велоспорт совсем не чужд для этих мест. Дорога, которая проходит через деревни, расположенные возле озера, получила имя местной звезды - проживавшего недалеко отсюда Раймона Пулидора, дедушки Матье ван дер Пула. Вокруг озера Вассивьер Тур де Франс трижды устраивал гонки с раздельного старта, и каждый раз это был ключевой этап в предпоследний день «Большой Петли». С разницей в пять лет здесь побеждали американец Грег ЛеМонд, нидерландец Эрик Бройкинк и испанец Мигель Индурайн. В 2012 году возле озера был финиш и классического холмистого этапа гонки Париж-Ницца, где успех праздновал Алехандро Вальверде.

В центре озера есть небольшой одноименный остров с замком, несколькими выставочными и концертными площадками, парком ландшафтных скульптур и даже мини-зоопарком. Кроме того, в 1988 году по проекту известного итальянского архитектора и дизайнера Альдо Росси здесь был построен маяк.

Озеро Вассивьер

От автора: В предыдущих двух материалах выражал благодарность вам за вашу активность. И, наверное, будет странным делать это в третий раз подряд. Однако, не отметить тот факт, что число подписчиков нашего блога за время Тур де Франс выросло наполовину, мы не можем. Собственно, и материал впервые собрал свыше 40 плюсов. Это, конечно, далеко от рекордов sports.ru, но для нашего небольшого сообщества – это приятный момент.

Когда люди понимают, что велоспорт – это не только заветные очки и секунды, но еще и богатая мировая история, место переплетения различных человеческих судеб, а также прекрасный туристический гид с наглядными красивыми картинками-пейзажами, смотреть гонки становится гораздо интереснее. Мы вам в этом по возможности помогаем и будем стараться, чтобы нам вместе и дальше было интересно. Спасибо за вашу поддержку, следующий материал выйдет в понедельник – во время первого дня отдыха на Туре.

Напоследок бросим взгляд на Бордо – город, который чаще всего (после Парижа) принимал у себя старт и финиш Тур де Франс. Гонка продолжается.

Бордо

Photo: clermontauvergnetourisme.com, media.sudouest.fr, decanter.com, dca-art.com, aso.fr, destination-limoges.com, francebleu.fr, elizabethwerneck.com, sportschau.de