13 мин.

Тур де Франс стартует на землях басков. Почему это символично?

Самая знаменитая велогонка мира начинает свой путь уже в эту субботу, первого июля, и что важно – сразу же с большой битвы, в том числе и среди генеральщиков. Нас всех ждет удивительный старт в удивительной стране, которую не принято изображать на политической карте мира.

Официально Тур де Франс-2023 стартует в Стране Басков, а именно ее крупнейшем городе Бильбао. В данном случае организаторы говорят об автономном сообществе в составе Королевства Испании. Но все мы знаем, что местные жители совсем не в восторге от всего монархического, постоянно ратуют за обретение независимости, к счастью, в последнее время без крупных террористических актов, да и вовсе считают, что все эти государственные границы носят символический характер.

Отчасти они правы, поскольку география этих народов значительно шире – баски проживают непосредственно в испанской Стране Басков, на территории автономного сообщества Наварра с его столицей Памплоной, а также во Франции в составе Северной Страны Басков с ее городами Байонна и Биарриц. Все вместе это так называемые Баскские земли или, как обычно именуют местные, страна Эускади.

Земли басков

Ровно семьдесят лет назад была создана подпольная организация, которая ставила своей целью объединить все эти земли в единое суверенное государство. Фактически, это была одна из прародителей знаменитой группировки сепаратистов ЭТА, вошедшая в историю незаконными действиями: от диверсий и повреждений инфраструктуры до покушений на жизнь и терактов. Только в 2011 году организация официально объявила о прекращении огня. А затем едва ли ни эти же люди, но под другим названием, создали собственную политическую фракцию и начали борьбу на выборах в Испании. После этого потребности в существовании ЭТА не осталось, и она объявила о самороспуске.

Тем не менее, идеи свободы и независимости по-прежнему витают в умах басков, и старт знаменитой велогонки Тур де Франс в этом регионе может привлечь немало сторонников сепаратизма к активным политическим протестам и лозунгам во время телетрансляций. Думается, что стражи правопорядка и организаторы гонки должны быть к этому готовы. В частности, уже были сообщения о бойкотах полиции перед официальной презентацией команд в Бильбао.

Билбао презентация

Вообще, «Большая Петля» заглядывает в Испанию достаточно регулярно. Так называемые Пиренейские этапы часто вынуждают пересечь границы двух государств, а иногда даже и трех – захватывая изобилующую горами Андорру. Тем не менее, так называемый Grand Depart, или торжественный старт Тура, проходит в Испании всего второй раз в истории. Впервые это случилось в 1992 году в рамках гонки, которая стали символов празднования подписания Маастрихтского договора о создании Европейского союза. Тогда Тур де Франс посетил рекордные семь стран: Францию, Бельгию, Нидерланды, Германию, Люксембург и Италию, начав при этом именно с Испании. Тогда старт также давался в Стране Басков, правда, в другом крупном городе – Сан-Себастьяне.

Выбор этого региона можно объяснить и историческими тесными связями с Францией, и наличием отличной сети дорог, позволяющих выстроить любопытные маршруты этапов, и культурой боления среди местных велолюбителей. Многое из этого можно было бы найти и в соседних Астурии, Кантабрии, той же прекрасной Каталонии, но кажется, организаторы считают, что все части пазла складываются только здесь. Все же неслучайно, второй раз знаменитую велогонку привозят именно сюда для Grand Depart.

Баскские земли – это смесь культур Испании и Франции со множественными культурными и языковыми особенностями. И сообщество Тур де Франс смело может заявлять, что они стартуют дома, поскольку это гонка не имеет границ – это спорт большого единого велосипедного мира.

Традиционно Grand Depart состоит из трех дней – давайте посмотрим, что же организаторы приготовили спортсменам в начале 110-й версии самой знаменитой велогонки мира.

Тур в стране басоков

1 июля (суббота). Бильбао – Бильбао, 182 км (холмистый этап). Трансляция: 13:00-19:00

Первый этап, стартующий из Бильбао и финиширующий там же, сразу же бьет в солнечное сплетение и не дает гонщикам спокойно подышать. Когда вы в последний раз видели пять категорийных горных вершин на стартовом этапе Гранд-Тура? По факту же, если вы взглянете на альтиметрию, то поймете, что подъемов там значительно больше, просто организаторы сжалились и не стали ставить премию после каждого восхождения. Тяжелые профили бывали на стартовых этапах Тур де Франс, как например в Бретани в 2021 году, но все же горы были не в таком количестве, а общий набор высоты никак не доходил до трех тысяч метров. Поэтому все сходятся во мнении, что это, вероятно, самый тяжелый старт в истории «Большой Петли».

Ключевые события на этапе должны развернуться на связке из двух подъемов Кот-де-Виверо (4,2 километра со средним градиентом 7,3%) и Кот-де-Пике (2 километра со средним градиентом 10%), которые начинают преодолеваться за тридцать километров до финиша. Последнюю гору некоторые сравнивают со знаменитым бельгийским Мюр-де-Юи, поскольку в конце присутствует тяжелая стена с максимальным уклоном свыше 15%. Если бы в пелотоне все еще был Алехандро Вальверде, то мы бы без тени сомнения могли назвать его одним из фаворитов такого этапа даже в 43-летнем возрасте. Но с велошоссе испанец закончил, и теперь легко обыгрывает всех соперников в гравийных гонках. 

Важно отметить, что после подъема на Кот-де-Пике гонщиков ждет еще десять километров дороги, половину из которых составит спуск непосредственно к Бильбао. Дальше последует проезд мимо знаменитого музей Гуггенхайма и финишный спринт в небольшой тягун. Предполагается, что такой профиль в наибольшей степени подходит универсалам типа Жюлиана Алафилиипа, Матье ван дер Пула и Томаса Пидкока. Однако, нельзя исключать и победу кого-либо из генеральщиков. Например, местные любимцы Микель Ланда или Пейо Бильбао совсем не прочь выиграть в присутствии тысяч родных болельщиков. Разумеется, успех может праздновать также кто-то из пары главных фаворитов, но пожелают ли Погачар или Вингегор забрать желтую майку в первый же день трехнедельной гонки?

Кстати, любопытный факт заключается в том, что совершенно необязательно, что триумфатор стартового этапа заполучит заветную лидерскую майку. На Кот-де-Пике будет разыграна специальная премия, которая дает победителю дополнительные восемь бонусных секунд в общем зачете Тура, и при определенных раскладах она может стать ключевой для определения лидера общего зачета в первый день.

1 этап

Достопримечательность этапа: На 67 километре пути пелотон заедет на крутую горку в местечке Сан-Хуан-де-Гастелугаче, которое расположилось между двумя прибрежными городами Бакио и Бермео на берегу Бискайского залива. Оно интересно тем, что это идиллический остров, соединенный с материком мостом, который далее превращается в извилистую лестницу, состоящую из 241 ступеньки. На самом верху расположено единственное строение – небольшая часовня, которая почти всегда закрыта, поскольку постоянных богослужений здесь обычно не бывает, что, правда, не мешает ей быть одним из самых посещаемых здешних мест.

Церковь не является оригинальной – первая постройка появилась на этом месте еще в IX веке, но во время многочисленных пожаров и сражений много раз была разрушена и возведена вновь. Куда важнее, что с вершины открываются прекрасные виды на Кантабрийское море (так часто называют в самой Испании Бискайский залив), скалы, туннели и арки, созданные волнами. К слову, название Гастелугаче с баскского переводится как «замок на скале», поскольку издали остров выглядит именно так.

Гастелугаче

2 июля (воскресенье). Витория-Гастейс – Сан-Себастьян, 209 км (холмистый этап). Трансляция: 13:00-18:45

Второй этап по смыслу является продолжением первого – гонщиков снова ждет холмистый этап с множеством категорийных вершин и достаточно непростым подъемом незадолго до финиша. Отличие заключается в том, что теперь вместо Бильбао будут задействованы два других крупных города Страны Басков – Витория-Гастейс и Сан-Себастьян, а протяженность маршрута составит рекордные для нынешнего Тура 209 километров. Правда, почти все эти дороги прекрасно известны участникам, поскольку они не раз преодолевались на других гонках в этом регионе: Туре Страны Басков и Классике Сан-Себастьяна.

В частности, хорошо знаком и финальный подъем дня на Хаискибель (8,1 километра со средним градиентом 5,3%). Это гора двухступенчатая, и первая ее часть до церкви Гуаделупе считается относительно простой, но после небольшого спуска на заключительных трех километрах восхождения в пелотоне должен произойти серьезный просев. На самом пике можно найти руины пяти оборонительных башен и часть внешних стен, которые выглядят довольно живописно для любителей такого рода исторических мест. Любопытно, что все башни имели шестиугольное основание, и только постройка возле церкви прямоугольная. На вершине Хаискибеля также будет разыграна бонусная премия с заветными секундами для претендентов на общий зачет Тура.

Что касается фаворитов этапа, то в целом их список повторяет имена тех, кого мы перечисляли в анонсе первого этапа в Бильбао. Правда, в воскресенье и общий набор высоты чуть меньше, и спуск после Хаискибеля чуть длиннее, что дает некие шансы спринтерам широкого профиля, которые умеют терпеть в горах. Более открытой концовку делает и тот факт, что это только начало Тур де Франс, и многие команды, имеющие в своем составе претендентов на желтую майку лидера, возможно, попросту не захотят так рано брать инициативу в свои руки.

2 этап

Достопримечательность этапа: Незадолго до начала подъема на Хаискибель гонщики проедут город Ирун, который находится на самой границе с Францией. Собственно, для того, чтобы оказаться в другой стране местным жителям достаточно по мосту перейти через реку Бидасоа. С исторической точки зрения городу не позавидуешь, поскольку он находился на пересечении трех королевств: Кастилии, Наварры и Франции и здесь постоянно велись какие-либо военные действия. Зато в нынешние времена Ирун переживает расцвет, поскольку находится на пути паломников в Сантьяго-де-Компостела.

Что же касается той самой реки Бидасоа, то посредине ее находится остров Фазанов, или как его еще называют остров Конференций. Это самый маленький в мире кондоминиум, который находится под совместным владением Франции и Испании. Он необитаем и доступ туда запрещен, а управляют им попеременно военно—морские силы двух стран, сменяя друг друга каждые полгода.

Длина острова всего 200 метров, и фазаны там никогда не водились. Отчего же произошло название? Точно никто не знает, есть предположения, что кто-то в свое время неправильно истолковал одно из французских слов. А вот конференции здесь действительно проходили – большая часть из них после завершения Тридцатилетней войны, начавшейся в результате столкновений между католиками и протестантами в Священной Римской империи и затронувшей по итогу почти всю Европу.

Ирун и остров

3 июля (понедельник). Аморебьета-Эчано - Байонна, 193 км (равнинный этап). Трансляция: 13:45-19:00

Третий этап должен, наконец, дать шанс проявить себя спринтерам. Несмотря на то, что горы на маршруте снова будут встречаться, они сосредоточены в первой половине дистанции, и не должны оказать серьезного влияния на ход гонки. Первые часы трансляции будут посвящены прощанию с испанскими холмами, с вершин которых открываются потрясающие виды на Бискайский залив, а затем пелотон пересечет французскую границу и поедет вглубь страны по более равнинным баскским землям и финиширует в Байонне.

Этот город является крупным портом и центром экономической активности всех Баскских земель на территории Франции. Поэтому и в истории Тур де Франс он многократно появлялся на маршруте, правда, в последний раз уже достаточно давно – двадцать лет назад. Тогда в 2003 году все также закончилось спринтом, где успех праздновал американец Тайлер Хэмилтон. Впоследствии он погряз в многочисленных допинговых скандалах и даже добровольно сдал золото Олимпиады за победу в гонке с раздельного старта.

Кстати, если вдруг когда-либо окажетесь в этих местах на юго-западе Франции, обязательно попробуйте байоннскую ветчину. Это традиционное блюдо, которому уже почти семь сотен лет – в свое время оно было едва ли ни обязательным атрибутом на столе местных крестьян, которые запасали окорок еще с середины зимы. Историю его появления связывают с военачальником Гастоном де Фуа. Согласно легенде, во время охоты он ранил дикого кабана, который все же убежал, но впоследствии умер, забравшись в соляной источник в бассейне реки Адур. Через несколько месяцев охотники обнаружили тушу в идеальном состоянии, и попробовав мясо, восхитились его нежным вкусом. В наше время свежие окорока натирают и массируют сухой солью из солеварни, которая как раз и расположена в тех самых местах к юго-западу от реки Адур.

По умолчанию профиль этапа предполагает спринтерскую развязку с участием всех главных претендентов на зеленую майку лидера очковой классификации: Дилана Груневегена, Марка Кэвендиша, Яспера Филипсена, Кристофа Лапорта, Воута ван Арта, Александра Кристоффа, Калеба Юэна, Биниама Гирмая и Мадса Педерсена.

3 этап

Достопримечательность этапа: Приблизительно за 30 километров до финиша, уже после пересечения французской границы, гонщики будут проезжать живописную деревушку Сен-Пе-сюр-Нивель, раскинувшуюся на берегу озера. Здесь есть замок XV века, красивая церковь, средневековые мосты, но особое внимание стоит уделить фронтону -  площадке для игры в баскскую пелоту, аналога современного сквоша.

Дело в том, что именно здесь была изобретена чистера – ракета-ловушка, которой бьют по мячу. 13-летний мальчик наблюдал, как взрослые изготавливали плетеные корзины, и ему пришла в голову идея приспособить их для игры. Лучшим игрокам того времени это нововведение понравилось, в результате чего возникли новые дисциплины баскской пелоты. А в деревне впоследствии был создан музей, посвященный этому виду спорта и самой чистере.

Баскская пелота лишь раз в истории входила в программу Олимпийских Игр в 1900 году в Париже. Затем ее несколько раз использовали в качестве демонстрационного вида спорта – в последний раз в 1992 году в Барселоне. Впрочем, реальных шансов на включение пелоты в Игры сейчас нет. Мало того, что ее трудно назвать современным и популярным массовым видом спорта, так еще и серьезных достижений в нем добиваются по сути лишь четыре страны мира: Испания, Франция. Аргентина и Мексика. Но отметить пелоту, как как яркий элемент баскской культуры мы просто обязаны.

Пелота

Финиш этапа в Байонне – это последняя глава торжественного старта Тур де Франс на землях басков. За три дня гонщики посетят почти все основные провинции: Баскайю (Бильбао), Алаву (Витория), Гипускоа (Сан-Себастьян) и французскую Северную Страну Басков (Байонна). Не затронут лишь Наварру, но этот пробел осенью заполнит Вуэльта Испании, один из этапов которой будет стартовать в Памплоне.

Мы желаем «Большой Петле» красивого и колоритного старта, вернемся к вам в понедельник, чтобы продолжить вас знакомить с маршрутом первой недели Тур де Франс.

От автора: Наш блог существует три с половиной месяца, набрав за это время 40 подписчиков. По понятным причинам мы не можем конкурировать с футболом, хоккеем, единоборствами и постами с красивыми девушками. Однако, мы дорожим теми, кто у нас есть, и кто нас регулярно читает. Благодарим всех и каждого за ваши плюсы, комментарии и лестные отзывы. И надеемся, что стартующий Тур де Франс вызовет дополнительный интерес к велоспорту, а наш блог обзаведется новыми подписчиками. Ваша активность и оценки – стимул нам писать чаще и лучше. С нетерпением ждем старта Тура. Надеемся, он нас не подведет. 

Ждем торжественного старта по баскским землям: из Бильбао до Байонны (на фото).

Байонна

Photo: naszosie.pl, lavanguardia.com, turismovasco.com, francebleu.fr, disfrutabizkaia.com, economiadigital.es, royanatlantique.fr, guide-du-paysbasque.com, letour.fr