12 мин.

Охота за сокровищами Боденского озера. 7 фактов о стартующем Туре Швейцарии

Тур Швейцарии традиционно является одним из ключевых этапов подготовки к Тур де Франс, привлекая на старт немало больших имен. Но знакомство с ней – не такая и простая задача. Почему? Расскажем об этом подробнее далее – вас ждут 7 важных фактов о стартующем в воскресенье Туре Швейцарии.

Факт 1. Гонка снова вне ТВ-трансляций

Начнем с главного – гонку снова нельзя будет увидеть в прямой телетрансляции. Проблемы с ее телепоказом возникли уже давно, поскольку права покупаются отдельно, и изначально они не были приобретены Eurosport. Одно время (с 2016 по 2019 годы) эта проблема решалась благодаря тому, что показ швейцарского тура взял на себя «Матч», который транслировал велогонку на одном из своих тематических каналов с комментариями весьма своеобразной Елизаветы Кожевниковой. Затем Тур Швейцарии стал все же доступен Eurosport, однако с серьезными территориальными ограничениями. Телетрансляция ведется только в ограниченном числе стран, в основном же ее можно смотреть на платных цифровых платформах Discovery+ и GCN+ без русских комментариев.

Факт 2. Ремко Эвенпул возвращается после ковида

Сход Ремко Эвенпула с Джиро д’Италия из-за положительного теста на ковид после первой недели, которую он закончил в розовой майке лидера, вызвал настоящий шок и породил массовые обсуждения в велосообществе. Злые языки даже говорили, что бельгиец сделал это намеренно, и взамен может стартовать на другом Гранд-Туре, включая даже Тур де Франс. Однако, его босс Патрик Лефевр опроверг эти теории заговора, категорически исключив участие своего лидера в больших трехнедельных гонках в этом году. Тем удивительнее было узнать, что Ремко вернется к активной деятельности уже в июне на достаточно непростом Туре Швейцарии. Кажется, это несколько огорошило даже самого Лефевра. По крайней мере, в интервью он заявил следующее: «Это чисто его собственное спортивное решение. Ремко считает, что здесь он лучше всего подготовится к летнему чемпионату мира в Глазго. Лично я бы предпочел, чтобы он стартовал в другом месте, например, в Бельгии».

Факт 3. В маршрут вошли сразу две гонки с раздельного старта

Эвенпула в первую очередь заинтересовал тот факт, что в восемь дней швейцарского тура включены сразу две разделки. Первая будет короткой, всего 12 километров, и абсолютно гладкой по рельефу. Она проложена вокруг озера Зиль со стартом и финишем возле аббатства Айнзидельна – мужского бенедиктинского монастыря, который является крупнейшим центром паломничества в Швейцарии. Велогонка приезжала сюда уже четыре года назад, но тогда это был классический этап с полноценным финальным кругом вокруг озера. В этот раз спортсмены пересекут Зильзее по виадуку, и затем сделают петлю только вокруг северной части озера.

Зильзее

Вторая разделка пройдет в финальный день Тура Швейцарии и определит чемпиона. Она будет в два раза длиннее первой и включает в себя два подъема с общим набором высоты свыше 400 метров. Дело в том, что маршрут этапа проложен в окрестностях «города тысячи лестниц» Санкт-Галлена, центр которого расположился в ложбине между двумя возвышенностями. Собственно, по этим лестницам местные жители забираются наверх, чтобы посмотреть на красоты находящегося неподалеку знаменитого Боденского озера и несуществующей границы с Германией.

Интересный факт заключается в том, что де-факто его акватория не принадлежит ни одной стране, имеющей к нему выход: ни Швейцарии, ни Германии, ни Австрии. Не существует ни одного юридически значимого соглашения, которое бы четко прописывало границы, поэтому и перевозки там осуществляют пароходства всех трех стран, которые получили прозвище «Белый флот Боденского озера».

Маршрут финальной разделки не предусматривает подъезда непосредственно к водам Боденского озера, хотя местные жители с удовольствием добираются туда на велосипеде. Даже у неспешных велолюбителей дорога занимает менее часа, а уж тренированные профессионалы способны преодолеть этот путь за 15-20 минут. Тем более, что дальнейшую прогулку вдоль берега озера настоятельно рекомендуют совершать также при помощи «двухколесного железного друга» по качественным здешним велодорожкам. Считается, что только так можно полноценно насладиться этим природным сокровищем трех стран. Собственно, на Туре Швейцарии неподалеку от озера будут разыграны и другие сокровища – денежные. Но об их размере мы поговорим чуть позже.

Санкт-Галлен и озеро

По словам самого Ремко, наличие двух индивидуальных гонок на время позволит ему лучше всего подготовиться к защите титула чемпиона Бельгии в разделке. После этого Эвенпул намерен уйти на сборы на высоте, чтобы приблизить себя к конечной цели – отстоять титул чемпиона мира в августе в Шотландии. Правда, не очень понятно, какую из дисциплин он будет считать для себя основной в Глазго – групповую гонку или разделку.   

Факт 4. Кто кроме Ремко?

Ремко Эвенпул своими успехами в последнее время приучил мировое велосообщество называть его едва ли ни первым в списке претендентов на победу в любой гонке. Но здесь стоит вспомнить, что в прошлом году бельгиец также ехал Тур Швейцарии, однако, не ставил общий зачет во главу угла. Он выиграл финальную разделку, но в горах смотрелся достаточно скромно, из-за чего не попал даже в десятку сильнейших генеральной классификации. Вполне возможно, что нечто подобное Ремко может попробовать повторить и в этот раз, правда, в двойном размере, поскольку разделки предстоит целых две.

Некоторые считают, что даже двух отличных разделок со средней не слишком затратной ездой в горах может хватить бельгийцу для победы. Но все же хотелось бы, чтобы умение покорять высокие перевалы и атаковать в красивом стиле не осталось незамеченным в такой горной стране как Швейцария. Поэтому ниже приведем список тех, кто потенциально способен выиграть генеральную классификацию не только благодаря таланту соревноваться с секундомером в индивидуальной гонке на время.

Топ-7 претендентов на победу: Хуан Аюсо (Испания), Ромен Барде (Франция), Серхио Игита (Колумбия), Йон Исагирре (Испания), Вилко Келдерман (Нидерланды), Нельсон Паулесс (США), Ремко Эвенпул (Бельгия),

Прочие фавориты: Пейо Бильбао (Испания), Джей Вайн (Австралия), Феликс Галл (Австрия), Штефан Кюнг (Швейцария), Алексей Луценко (Казахстан), Джино Мэдер (Швейцария), Маттиас Скьелмозе (Дания), Бен Талетт (Великобритания), Циан Уйтдебрукс (Бельгия), Ригоберто Уран (Колумбия), Якоб Фульсанг (Дания), Мауро Шмид (Швейцария)

Эвенпул в разделке

Факт 5. Скромные денежные выплаты в богатой стране

Заканчивая тему Ремко и разгневанного Патрика Лефевра стоит отметить еще одно высказывание большого босса: «Тур Швейцарии не приложил никаких усилий, чтобы Эвенпул приехал именно сюда. Когда-то они платили хорошие деньги за участие, но после вхождения в состав Мирового Тура все рухнуло. Впрочем, как и во многих других гонках. Сейчас Мировой Тур обязывает организаторов платить командам компенсации минимум в 8500 евро за все те затраты, что они несут. Еще раз отмечу – это минимально возможная сумма, но по факту почти ни одна гонка не предлагает ни цента больше. Попробуйте прожить на эти восемь с половиной тысяч евро восемь дней гонки в Швейцарии, учитывая местные цены на заправках и в магазинах».

Стоит, однако, заметить, что Лефевр не упомянул про призовые, которые традиционно достаточно щедрые на швейцарском туре, и его команда во главе с Эвенпулом наверняка пополнит свои карманы солидной суммой. Бонусные выплаты полагаются за финиш в двадцатке сильнейших на каждом этапе гонки с максимальными 4 тысячами евро для победителя. Помимо этого, чемпион итоговой генеральной классификации заберет главный приз в 16 тысяч евро, второй и третий призеры получат 8 и 4 тысячи евро соответственно. Ношение майки лидера каждый день приносит дополнительные 300 евро в командную копилку. Наконец, выплаты положены и за победы в горной, очковой, молодежной и командной классификациях – 2 тысячи евро за каждую.

Лефевр

Факт 6. Возвращение Воута ван Арта спустя два месяца

Выше мы уже называли имена главных претендентов на победу в генеральной классификации, но велогонки – это не только борьба за общий зачет. Зачастую гораздо интереснее смотреть за красивыми выступлениями тех, кто любит именно гоняться на отдельных этапах, а не терпеть и ездить неделями друг за другом в поисках заветного места в десятке сильнейших в генерале. Тем более, горы Швейцарии предоставляют немало возможностей для любителей холмистых профилей – речь идет о Томе Пидкоке, Биниаме Гирмае и, конечно же, Воуте ван Арте. Бельгиец не появлялся в гонках с 9 апреля, когда он потерпел очень обидное поражение на Париж-Рубе из-за прокола.

В последнее время бельгиец находился на высотных сборах в районе 3 тысяч метров над уровнем моря, сначала в Сьерра-Неваде, а затем и в Швейцарии. Как считает сам Воут, это поможет ему максимально подготовиться к старту на Тур де Франс, где он вновь должен стать ключевым помощником Йонаса Вингегора. «Нельзя сказать, что сборы прошли гладко, но, в конце концов, нам все же удалось выполнить всю запланированную работу, - сказал тренер ван Арта, - Из-за плохой погоды нагрузки оказались выше, чем изначально задумывались, а вместо нанесения солнцезащитного крема приходилось надевать дождевики. На Тур де Франс может быть очень жарко, и к таким условиям придется адаптироваться. Зато к дождю и холоду Воут наоборот привык, а ментально в таких условиях ездить сложнее – мы это видели на Джиро. Да и в целом, погода во всей Европе в последние недели была так себе, поэтому не считаю, что мы ошиблись с выбором места подготовки».  

Высотные сборы ван Арт проходил вместе с Вилко Келдерманом. Голландец был первым запасным на Тур де Франс, но из-за травмы соотечественника Крайсвайка уже получил приглашение на «Большую Петлю» от команды. Более того, на Туре Швейцарии Вилко теоретически может выступить в качестве защищенного капитана команды, а поддержку ему будет оказывать мощный ван Арт, который, впрочем, наверняка, будет иметь и свои шансы на победу на отдельных этапах.

ван Арт готовится помогать на ТДФ

Бонус. Тур Швейцарии станет первой большой гонкой после длительного перерыва для 21-летнего Антонио Тибери с новой командой. Напомним, что это тот самый итальянец, который умудрился по глупости из пневматической винтовки убить кошку, оказавшуюся не простой, а золотой – она принадлежала министру туризма Сан-Марино. Гонщик оплатил штраф, был отстранен от соревнований, а затем и вовсе был вынужден разорвать профессиональный контракт. Но неделю назад его в свои ряды взяла Bahrain Victorious, и вот уже итальянец готов вернуться в мир большого велоспорта. В новой команде о темном прошлом Тибери стараются не вспоминать.

Факт 7. Швейцария = горы. Верно ли это утверждение?

Если обычного человека спросить про Швейцарию, то среди первых ассоциаций с этой страной он назовет часы, сыр, шоколад и горы. Но справедливо ли называть Тур Швейцарии горной гонкой? И да, и нет. С одной стороны, классических равнинных этапов здесь действительно почти никогда не бывает. Восхождения и набор высоты предстоят спортсменам каждый день, не считая короткой стартовой разделки. С другой стороны, больших горных этапов здесь также устраивается организаторами немного. Например, в прошлом году их было всего два – до Моосальпа и до лихтенштейнского Мальбуна.

В текущей версии швейцарского тура их формально три, и пойдут они друг за другом, начиная со вторника. Но есть некоторые нюансы, которые заставляют несколько усомниться в эпичности этих этапов. Значащаяся первой в списке связка Коль-де-Мос и Виллар-сюр-Оллон на бумаге выглядит неплохо. Но если присмотреться внимательно, то можно понять, что на Коль-де-Мос (13,7 километра со средним градиентом 4%) гонщики поедут с более легкой стороны и будут спускаться в сторону швейцарской Ривьеры – город Эгль, где находится резиденция международного союза велосипедистов (UCI) – хотя обычно этот подъем ходят в обратном направлении. Правда, до самого Женевского озера они не доедут, а вместо этого начнут подъем к местному горнолыжному курорту Виллар-сюр-Оллон (11,1 километра со средним градиентом 7,6%). Считается, что он идеально подходит для начинающих любителей зимнего спорта из-за множества относительно пологих склонов.

Виллар-сюр-Оллон

В среду нас ждет обратная картина – первая гора будет тяжелее финальной. Сначала гонщикам предстоит подняться на Кран-Монтану (14,6 километра со средним градиентом 6,7%), которую мы видели совсем недавно в качестве заключительной горы многострадального швейцарского этапа на Джиро д‘Италия, который из-за неблагоприятных погодных условий был сокращен почти втрое. Тогда на Кран-Монтану забирались с другой стороны, а обычно солнечное плато с виноградниками и шикарными видами ледников скрылось в тени хмурых весенних туч. Второй шанс здешним красотам дает Тур Швейцарии. После спуска с Кран-Монтаны спортсмены начнут восхождение к альпийскому курорту Лойкербаду, который знаменит своими многочисленными термальными источниками, открытыми много веков назад еще древними римлянами. Цифры подъема приводить нет смысла, поскольку он состоит из многочисленных тяжелых стенок и спусков, поэтому усредненные показатели не дают объективной картины.

Королевский горный этап запланирован на четверг протяженностью более 200 километров и с общим набором высоты под 5 тысяч метров. Гонщиков ждут три известных швейцарских перевала. Первым в очереди стоит Фуркапасс (16,5 километра со средним градиентом 6,4%), откуда пелотон будет спускаться к известному горнолыжному курорту Андерматту. Оттуда начнется подъем на Оберальппасс (10,7 километра со средним градиентом 5,7%), где будет просто невозможно проехать мимо маяка. Давно ли вы видели маяк на высоте более двух тысяч метров над уровнем моря? Разумеется, он не выполняет здесь свои прямые функции, а имеет чисто символическое значение, отражая связь истока реки Рейн с его устьем в Роттердаме, где находится точно такой же маяк, только чуть больше. После двух тяжелых перевалов гонщиков ждет длинный спуск и выполаживание, позволяющее подтянуться оказавшимся в хвосте. Последним испытанием дня станет Альбулапасс (18 километров со средним градиентом 6,5%) – это дорога действует уже полторы сотни лет и неофициально считается самым красивым перевалом в Швейцарии.

Альбулапасс

Несколько расстраивает тот факт, что финиш королевского этапа организаторы устроили не на вершине, а после 8-километрового спуска к деревушке Ла-Пунт. Возможно, боссы гонки просто хотят после финиша этапа поскорее подкрепиться, отправившись в местный ресторан, который обладает двумя мишленовскими звездами. ;)

Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на наш блог. Донаты также приветствуются. Любая ваша активность стимулирует писать чаще и лучше.

Photo: baden-wuerttemberg.de, bergfex.at, st.gallen-bodensee.ch, eurosport.com, netherlands.postsen.com, hotelscombined.com, capovelo.com, BettiniPhoto©2019