Они идут брать Бастилию. Превью Критериум Дофине
Бастилия и Фуа: замки-тюрьмы и их связь с велоспортом
День взятия Бастилии, как известно, является главным национальным праздником Франции. Хотя сами французы стараются не упоминать бывшую тюрьму в названии торжества и обычно именуют его просто по дате 14 июля. Дело в том, что тот самый штурм и взятие знаменитой крепости далеко не все рассматривали с положительной стороны, упрекая нападавших в излишней жестокости и бессмысленном кровопролитии. Впрочем, это не помешало ровно через год устроить в этот день Праздник Федерации с военным парадом, народным застольем и салютом. Проходил фестиваль на Марсовом поле, которое тогда еще находилось за пределами Парижа и, естественно, никакой Эйфелевой башни в этих местах еще не было – она была построена здесь спустя сотню лет.
Несмотря на совпадение даты празднества с днем взятия Бастилии, которое, конечно же, не было случайным, эта тема отнюдь не была ключевой в торжествах, а упор был сделан на саму революцию и национальное единство. Более того, символизм 14 июля на долгие годы исчез, поскольку впоследствии главный национальный праздник страны отмечался в любые другие даты, кроме этой. И только в 1880 году был принято решение вернуть главный для Франции торжественный день на середину лета. Притом, чтобы не вызывать волнений и недовольства, власти не стали делать отсылки к конкретному событию – для кого-то 14 июля остается днем взятия Бастилии, а для кого-то датой Праздника Федерации в честь революции.
Современный формат торжеств закрепился спустя еще сотню лет. И хотя сами празднества начинаются во всей Франции еще накануне вечером, главные мероприятия проводятся 14 июля в Париже. Утром проходит военный парад на Елисейских полях от площади Шарля де Голля и триумфальной арки в сторону Лувра и Елисейского дворца. Завершается все гигантским фейерверком на том самом Марсовом поле.
«Это все здорово, но причем здесь велоспорт?» - резонно спросите вы. Во-первых, главная гонка страны традиционно проходит в середине лета, и один из этапов выпадает на 14 июля. Организаторы никогда не оставляют в стороне данный факт, и стараются сделать этот день на Тур де Франс незабываемым. В праздник велогонку пускали и на Альп-д’Юэз, и на Мон-Ванту, и к знаменитому горнолыжному курорту Люз-Ардиден. В этом году будут забираться на один из самых тяжелых подъемов в стране - Гран-Коломбье в горном массиве Юра.
Победить на Тур де Франс 14 июля желает каждый, но особенно важно это для хозяев. И в последний раз отметить национальный праздник успехом на велогонке удалось в 2017 году Варрану Баргилю на этапе, который проходил через популярный подъем Мюр-де-Пегер и финишировал неподалеку от границы с Андоррой в городке Фуа с его знаменитым замком. Сейчас там расположен музей известных его обитателей, в частности, капитана мушкетеров де Тревиля. Крепость должны были снести по личному приказу кардинала Ришелье, как и все остальные замки этого региона, из-за высокой стоимости их содержания. Но вмешалась Тридцатилетняя война с Испанией – в Фуа расположился гарнизон войск, а затем замок переоборудовали в тюрьму. Впрочем, достаточного места для заключенных там не нашлось, и из-за переполненности камер вскоре для них пришлось строить отдельное здание, а замок Фуа расселили и признали исторически ценным, занявшись его охраной и восстановлением.
Критериум Дофине: маршрут
До старта Тур де Франс остается меньше месяца, и уже сейчас начинается решающий этап подготовки к самой знаменитой велогонке мира. Гонка Критериум Дофине традиционно является одной из ключевых для проверки собственных сил и для планового подведения своей формы к пиковому состоянию. Она проходит в историческом регионе Дофине, ныне включающем департаменты Изер, Дром и Верхние Альпы. Поскольку далеко не все хорошо знакомы с административно-территориальным делением Франции, отметим, что это преимущественно горные земли на юго-востоке страны, граничащие с Италией и не имеющие выхода к морю. Главным городом является Гренобль, и именно там состоится финальный этап с эпическим финишем возле Бастилии. Это как раз вторая причина, по которой мы вспомнили о празднике 14 июля. Подробнее о том, что это за Бастилия, мы объясним в тексте дальше.
Старт же гонке будет дан в воскресенье в небольшой деревеньке Шамбон-сюр-Лак, которая, как следует из названия, расположена возле озера, образовавшегося в результате извержения вулкана. Привлекает оно своими песчаными пляжами, отмеченными Голубыми флагами, и кучей возможностей для активного отдыха, как на воде, так и на суше, включая велосипедные дорожки вдоль всего озера и многочисленные места для занятий трейлраннингом, то есть бегом по пересеченной местности. Эти земли относятся к так называемому региональному парку вулканов Оверни, и, хотя все они извергались много тысяч лет назад, ученые считают, что возрождение их активности все еще возможно. Собственно, к этой же цепи относится и Пюй-де-Дом, который стал широко известен благодаря Тур де Франс, многократно заглядывавшей сюда в прошлом веке.
Первый этап со стартом и финишем в Шамбон-сюр-Лак, как и несколько последующих, вполне ожидаемо предлагает гонщикам холмистый рельеф, который не предполагает больших разрывов в генеральной классификации и отчасти даже подходит спринтерам. Реальная же борьба за желтую лидерскую майку с синей полосой начнется в среду с 31-километровой индивидуальной гонки с раздельного старта. Она также будет иметь на своем маршруте несколько холмиков, ни один из которых, правда, нельзя назвать сколько-нибудь серьезной горой. Испытания для любителей настоящих восхождений приготовлены на последние три дня юбилейного 75-го выпуска Критериум Дофине.
Первый финиш в гору запланирован на пятницу, 9 июня. В телетрансляцию уже будет попадать величественный массив Монблана, хотя на его тяжелые подъемы пелотон пока еще не поедет, ограничившись куда более скромными горами. Тем не менее, общий набор высоты на шестом этапе уже составит свыше трех тысяч метров. В частности, на последних тридцати километрах гонщиков ждет подъем на Коль-дес-Аравис (7,8 километров со средним градиентом 5,7%), который начинается с северной стороны от прекрасно известных зимних курортов Франции Ле-Гран-Борнан и Ля-Клюза, где проводятся соревнования Кубка мира по биатлону и лыжным гонкам. Тур-де-Франс использует эту гору регулярно, в среднем каждые 3-4 года, поедут ее на Гранд-Туре и этим летом, поэтому на Критериуме состоится генеральная репетиция. К слову, в указанные выше показатели Арависа включена только самая крутая часть, хотя по факту дорога будет идти вверх на протяжении двадцати километров. После спуска с Арависа гонщиков ждет еще два коротких «верблюжьих горба», на которых и определится победитель дня.
Королевский горный этап на Критериум Дофине состоится в субботу. Организаторы приготовили три больших подъема, которые начнутся после равнинного проезда мимо олимпийской столицы Зимних Игр 1992 года Альбервиля. Впрочем, столица эта была, скорее номинальная, поскольку здесь проходила лишь треть всех соревнований. По рассказам работавших на Играх журналистов, на лыжные и биатлонные соревнования приходилось выезжать в пять утра, чтобы успеть к старту. И даже главный пресс-центр, откуда передавались все материалы, находился на значительном удалении от Альбервиля. Он располагался в здании бывшего вокзала в местечке Ла-Лешер, которое велогонщики будут проезжать во время первого подъема дня на Коль-де-Мадлен (25,1 километра со средним градиентом 6,2%). Далее после спуска к Ла-Шамбру и проезду по долине реки Арк, пелотон ждет испытание еще двумя тяжелейшими горами: Коль-дю-Моллар (18,5 километра со средним градиентом 5,8%) и знаменитым «Железным Крестом» Коль-де-ла-Круа-де-Фер (13,1 километра со средним градиентом 6,2%). Несмотря на то, что он уже десятки раз включался в маршрут Тур де Франс, ни разу «Железный Крест» не становился финальной точкой этапа главной гонки страны. На Критериум Дофине известную гору уважили и сделали ее ключевой на королевском этапе – это будет самый высокогорный финиш в истории гонки, 2 067 метров над уровнем моря.
Финальный этап с взятием Бастилии
Финальный этап по сложности не уступает предыдущему, но отличается динамикой. Если накануне гонщики преодолеют три длинных горы, то в воскресенье организаторы предложили им шесть относительно коротких, но крутых. И именно такой профиль в большей степени способствует тому, чтобы весь пелотон разбросало в мелкие клочья. Решающей должна стать связка из трех подъемов: Коль-дю-Гранье (9,6 километра со средним градиентом 8,6%), Коль-дю-Кушерон (7,7 километра со средним градиентом 6,2%) и Коль де Порте (7,4 километра со средним градиентом 6,8%). После этого горного триптиха последует длинный спуск к Греноблю, где и будет поставлена жирная точка на этом Критериум Дофине – оттуда начнется восхождение к Бастилии. Знаменитой тюрьме, да не той…
Бастилия – это форт, построенный в Гренобле в XIX веке на вершине одноименного холма для защиты города от потенциального врага, хотя, как заверяют историки, первые укрепления появились здесь еще за триста лет до этого. Сейчас крепость является одной из главных достопримечательностей региона, которую ежегодно посещают свыше полумиллиона человек. Туристы любят туда подниматься по канатной дороге, которая позволяет во время движения насладиться видами города и окружающих скальных массивов. Ее построили одной из первых в Европе в 1934 году, и, как утверждается, впервые в мире «канатка» была проложена исключительно в городских условиях. Местные жители из-за округлой формы кабинок называют их bulles, то есть «пузырьками», хотя доводилось читать, что некоторые применяют и более грубый термин «яйца». Любители активного отдыха для подъема к Бастилии используют так называемые «виа феррата», то есть железные тропы для скалолазов и альпинистов. Велогонщиков же пустят по обычной дороге, которая, впрочем, окажется совсем непростой.
Подъем на Бастилию (1,8 километра со средним градиентом 14,2%) – короткий, но очень крутой. Его никогда не использовали на Гранд-Турах, но в истории Критериум Дофине он сыграл очень важную роль. Впервые к форту поехали в 1977 году, когда совсем еще молодой Бернар Ино пересек линию финиша первым и отстоял лидерскую майку. Подвиг француза заключался в том, что ранее он просчитался при прохождении одного из поворотов и упал в ущелье. Велосипед не подлежал восстановлению, но сам Бернар избежал травм, вылез обратно на дорогу, взял новый «байк», догнал соперников и «взял Бастилию». Так французы поняли, что в стране не только одна известная крепость с таким названием.
После успеха Ино этот подъем стал культовым для гонки, и Критериум Дофине приезжал сюда очень часто. Однако, после пролога в 2000 году о нем почему-то забыли, и больше двадцати лет не включали в маршрут. Этим летом ожидание закончится. Велогонщики поедут в Бастилию днем, хотя французы советуют отправляться на холм вечером, чтобы не только насладиться красивыми видами, но и увидеть расстилающийся огромным покрывалом внизу Гренобль при свете огней. Говорят, непередаваемое зрелище, и после заката там обычно достаточно оживленно – кто-то просто любуется красотами, кто-то еще и занимается спортом.
Критериум Дофине: фавориты
Критериум Дофине, как и обычно, собрал очень представительный состав генеральщиков, большинство из которых через месяц будут сражаться за победу на Тур де Франс. В том числе в старт-листе значится и один из двух главных фаворитов «Большой Петли» - Йонас Вингегор. Пресса без стеснения утверждает, что датчанин выиграет Тур де Франс второй год подряд, а перед этим с легкостью заберет главный трофей Критериум Дофине.
В прошлом году выиграть генеральную репетицию Тура Вигнгегору не удалось, он финишировал вторым вслед за своим партнером по команде Приможем Рогличем. И причиной тому стало поражение Йонаса в разделке, где словенец ему привез полминуты. Собственно, после этого датчанин уже стал действовать в качестве элитного помощника Роглича, и в итоге эта пара своей мощью укатала весь пелотон. В этом году Приможа здесь не будет, как, собственно, и на Тур де Франс. Хотя пресса после победы словенца на Джиро подкидывала желтых новостей о его возможном появлении на «Большой Петле».
Не будет на Критериум Дофине и другого словенца, который уже многократно обыгрывал Вингегора, в том числе и в этом году. Тадей Погачар изначально не планировал в июне приезжать во Францию, а вместо это должен был готовиться к Туру на домашней гонке в Словении, но травма запястья окончательно разрушила календарь – сейчас Поги только постепенно возвращается к полноценным тренировкам. На Дофине же команду UAE Team Emirates возглавит британец Адам Йейтс, уже выигравший в этом году тур Романдии благодаря красивой и затяжной сольной атаке в гору.
Многие на минувшей Джиро отметили крайне скудное представительство испанцев и их неyдачное выступление, но с началом лета они должны выйти из тени. СМИ называют минимум три фамилии, которые могут ярко проявить себя на Критериум Дофине: Микеля Ланду, Энрика Маса и Карлоса Родригеса. Кроме того, всерьез за дело возьмутся и говорящие на их языке латиноамериканцы Даниэль Мартинес (победитель Дофине 2020 года), Эстебан Чавес и Ричард Карапас. Последний шанс предоставят и чемпиону Тур де Франс 2019 года Эгану Берналю, продолжающему медленное восстановление после своих бесчисленных травм. Кажется, что если колумбиец не добьется очевидного прогресса в результатах, то на «Большую Петлю» его не возьмут. Расширенный список фаворитов Критериум Дофине вы можете увидеть ниже, в тексте мы назвали далеко не все интересные фамилии из заявочного листа гонки.
Топ-7 претендентов на победу: Йонас Вингегор (Дания), Адам Йейтс (Великобритания), Давид Годю (Франция), Ричард Карапас (Эквадор), Микель Ланда (Испания), Даниэль Мартинес (Колумбия), Энрик Мас (Испания)
Прочие фавориты: Эган Берналь (Колумбия), Эмануэль Бухман (Германия), Маттео Йоргенсон (США), Тобиас Йоханнессен (Норвегия), Гийом Мартан (Франция), Луис Мейнтьес (ЮАР), Бен О’Коннор (Австралия), Макс Пул (Великобритания), Карлос Родригес (Испания), Джей Хиндли (Австралия), Эстебан Чавес (Колумбия), Джулио Чикконе (Италия)
Критериум Дофине: время и трансляции
Красивой гонке по историческому региону Дофине в этом году крайне не повезло с датами проведения, поскольку она наслаивается сразу на два крупных спортивных события во Франции: теннисный турнир Ролан Гаррос и знаменитый автомарафон «24 часа Ле-Мана». Более того, оба они в максимальном объеме освещаются на Eurosport, поэтому некоторые этапы велогонки будут выходить в эфир в записи и в несколько усеченном формате.
Впрочем, почти все ключевые моменты юбилейной 75-й версии Критериум Дофине нам обещают показать вживую на Eurosport 2. Речь о разделке в среду (16:00-17:45 мск), восхождении от зимних лыжных курортов на Коль-дес-Аравис в пятницу (16:00-18:00 мск) и королевском горном этапе с легендарным «Железным Крестом» в субботу (14:10-16:00 мск). Лишь взятие Бастилии в воскресенье выйдет в записи (18:00-19:30 мск) сразу после окончания трансляции суточной автогонки в Ле-Мане. А вот если бы организаторы прислушались к советам местных и повезли гонщиков на Бастилию ближе к вечеру, то и в прямой эфир попали, и закатные виды Гренобля показали. Впрочем, наверняка, в этом случае возникало множество логистических сложностей. В любом случае, подготовка к Тур де Франс начинается.
Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на наш блог. Донаты также приветствуются. Любая ваша активность стимулирует писать чаще и лучше.
Photo: commons.wikimedia.org, grenoble-tourisme.com, meeting.france.fr, en.greengrenoble2022.eu, teamjumbovisma.com, savoie-mont-blanc.com, domaine-lac-chambon.fr, vandaagindegeschiedenis.nl, ariegepyrenees.com
Про другую Бастилию тоже не слышала. Спасибо за интересный материал и все эти велосипедно-исторические связи. 👐
P.S. Берналь возвращается после своей страшной аварии, пусть у него получится 💪🏻