Большая битва в южной Бельгии. Превью Льеж-Бастонь-Льеж
Льеж–Бастонь-Льеж: гонка для больших чемпионов
В приличном обществе принято уважать старших, и мировое велосообщество однозначно к этому принципу присоединяется. Гонка Льеж–Бастонь–Льеж родилась в 1892 году и является самым старым Монументом, за что и получила свое прозвище La Doyenne, то есть «Старая леди». В качестве признания ее значимости и сложности маршрута именно Льеж–Бастонь–Льеж получила почетное право закрывать календарь весенних классик.
Если взглянуть на расписание Мирового велоспортивного тура, то это будет уже 19-я гонка из 35 запланированных, то есть формально мы уже шагнули во вторую половину сезона. Но не всегда математика точно отражает реальное положение вещей. Сейчас на улице апрель, природа постепенно обретает зеленый окрас, в то время как венчающая сезон Джиро ди Ломбардия пройдет только в октябре – то есть через полгода. Более того, для многих любителей велоспорта сезон еще даже толком не начался, поскольку они смотрят исключительно Гранд-Туры с большими горами, яркими спринтерскими развязками, прекрасными летними видами Европы и, конечно же, красивыми картинками, за которыми стоят большие-большие деньги. Все это нас еще ждет впереди, и уже совсем скоро, но пока важно поставить жирную точку в сезоне однодневных классик.
В последние годы Льеж–Бастонь–Льеж стал настоящим проводником в мир Гранд-Туров, поскольку победитель Арденнского Монумента неизменно в этот же год выигрывал одну из престижных многодневок: чемпион Вуэльты (и почти Тура) 2020 года Примож Роглич, чемпион Тур де Франс 2021 года Тадей Погачар, и, наконец, чемпион Вуэльты 2022 года Ремко Эвенпул. Примечательно, что в этом списке нет Джиро д’Италия, которая начинается всего через две недели после бельгийской классики. Вероятно, продержать пик формы так долго, учитывая продолжительность самой Джиро, крайне тяжело.
Последний велогонщик, кому это удавалось – итальянец Данило Ди Лука, выигравший в 2007 году. При этом мы все прекрасно помним, что уже во время Джиро разгорелся скандал с его аномальными показателями уровня гормонов и подозрениями в использовании допинга. Полиция была уверена, что спортсмен маскировал использование запрещенных препаратов, но доказать этого так и не смогла. Дисквалификация на Ди Луку была наложена двумя годами позже, более того, впоследствии он и вовсе получил пожизненный бан за повторное обнаружение в его пробах эритропоэтина, но титулы Джиро и Льеж–Бастонь–Льеж у него сохранились. Так вот, повторить тот исторический дубль, разумеется, за исключением допинговых историй, намерен в этом сезоне Ремко Эвенпул.
Льеж–Бастонь-Льеж: фавориты
На Арденнском Монументе впервые в этом сезоне встретятся Тадей Погачар и Ремко Эвенпул. Первый гонялся почти всю весну, перемалывая соперников и собирая всевозможные титулы. Второй выходил на старты крайне дозировано, по большей части посвящая себя горной подготовке для грядущих тяжелых восхождений на Джиро. Как рассказывал комментатор Сергей Курдюков, недавно у Ремко была тренировка в 220 километров с набором высоты свыше пяти тысяч метров. Установленные во время сборов рекорды радовали его босса Патрика Лефевра, но пришло время проявить себя и в гонках. Показанные хорошие цифры в отрыве от прямого столкновения с соперниками на трассе не всегда коррелируются с теми, что достигаются во время соревнований, которые полны нервов и различных происшествий.
Сам Погачар, который выиграл предыдущие две Арденнские классики и мечтает о хет-трике, повторив рекорд Ребеллина и Жильбера (три победы за один календарный год), крайне скептически относится к противостоянию с Ремко. Как заявил словенец, их календари крайне редко пересекаются, но, когда это происходит, чаще побеждает именно Эвенпул. Тем более, сейчас бельгиец свеж и голоден до гонок и больших побед, в то время как Тадей потратил много энергии и сил на завоевание своих титулов.
Если же мы обратимся к конкретным цифрам, то в личных встречах Погачар даже немного впереди, но последние сражения действительно остались за Ремко. Бельгиец выиграл Классику Сан-Себастьяна, на которой Тадей не финишировал, а также дважды обыграл его на чемпионате мира: и в групповой гонке, и в разделке. Зато чуть ранее в 2022 году словенец очень убедительно разобрался с соперником на Тиррено-Адриатико и Флеш Валлонь. Что касается Монументов, то на них Погачар и Эвенпул до сих пор встречались лишь однажды, и было это на Джиро ди Ломбардия осенью 2021 года. Ту гонку Тадей выиграл, а Ремко финишировал лишь 19-м с отставанием более трех минут от победителя.
Противостояние этих двух гонщиков уже сейчас велоспортивное сообщество признает настоящей классикой, хотя не стоит забывать, что это все еще довольно молодые спортсмены: 24 года Погачару, 23 – Эвенпулу. И в таком возрасте они очень голодны до побед – им хочется выигрывать все и везде. Этим они безусловно привлекают к себе все новых поклонников, но порою такая жажда наживы и погоня за любым возможным успехом играет против них самих, и они терпят чувствительные поражения. Хотя, если взглянуть со стороны, то кажется, что Погачар к этим неудачам относится чуть спокойнее, нежели Ремко. И в этом большой плюс словенца, хотя физически свежий и отдохнувший Эвенпул может быть даже готов лучше.
Хитрый лис Патрик Лефевр знает характер своего подопечного, поэтому после обидного поражения от Роглича на Тиррено-Адриатико постарался снять напряжение: «Вероятно, крутые подъемы никогда не станут лучшими друзьями Ремко. И то, что он проиграл в гору, многие почему-то считают восьмым чудом света. Но, послушайте, ему еще не раз придется терпеть неудачи, таков спорт. Дело в том, что, те, кто называют его «новым Мерксом», серьезно ошибаются. «Новый Мекрс» - это Погачар. Думаю, всем это ясно. А Ремко Эвенпул пусть остается просто Ремко Эвенпулом».
Как бы Лефевр ни защищал своего гонщика, сравнения все равно будут проводиться. И от них выдающимся гонщикам современности не уйти. Как это воспринимать, пускай они решают сами. У этих молодых парней сейчас на двоих 98 профессиональных побед, и после Льеж–Бастонь–Льеж их может стать на одну больше.
Но надо также с уважением относится и к их соперникам – «Старая леди» примет на старте почти две сотни спортсменов, и минимум четверть из них при определенном стечении обстоятельств могут одержать победу в воскресенье. Поэтому давайте обратим внимание на список фаворитов.
Топ-фавориты: Тадей Погачар (Словения), Ремко Эвенпул (Бельгия)
Прочие претенденты на победу: Жюлиан Алафилипп (Франция), Варран Баргий (Франция), Ромен Бардэ (Франция), Тьеж Бенот (Бельгия), Пейо Бильбао (Испания), Аттила Вальтер (Венгрия), Александр Власов (Россия), Майкл Вудс (Канада), Давид Годю (Франция), Бенуа Коснефруа (Франция), Йон Исагирре (Испания), Руй Кошта (Португалия), Серен Крог Андерсен (Дания), Микель Ланда (Испания), Алексей Луценко (Казахстан), Валентин Мадуа (Франция), Гийом Мартан (Франция), Энрик Мас (Испания), Матей Мохорич (Словения), Бен О’Коннор (Австралия), Нельсон Паулесс (США), Томас Пидкок (Великобритания), Павел Сиваков (Франция), Маттиас Скьелмозе (Дания), Джей Хиндли (Австралия), Бен Хили (Ирландия), Эстебан Чавес (Колумбия), Джулио Чикконе (Италия)
Льеж-Бастонь-Льеж: трасса
Название гонки дает четкое понятие, как проложен ее маршрут, но так было не всегда. Несмотря на то, что Арденнский Монумент всегда проходил в южной франкоговорящей части Бельгии с ее знаменитыми горами, первые ее версии стартовали и финишировали в Спа. Лучше всего этот небольшой городок с населением в районе десяти тысяч жителей известен любителям автоспорта. Ежегодно на трассе, расположенной в соседней деревне проходит Гран-При «Формулы-1», один из самых престижных этапов этой гоночной серии.
В 1892 году ехали из Спа до железнодорожной станции в Бастони, и затем поворачивали назад – в общей сложности маршрут составлял свыше 250 километров, и на их преодоление требовалось свыше десяти часов. Поворотная точка была выбрана неслучайно, она была удобна как официальным лицам гонки, так и многим участникам гонки – все те, кто устал просто садились на поезд в Бастони и спокойно ехали на нем назад в Спа. Разумеется, в те время это были еще просто велолюбители элитных кровей, поскольку велосипеды стоили дорого, позволить их могли себе немногие, из-за чего гонка считалась «делом джентльменов». Притом участие принимали в основном жители Льежа, поскольку это был ближайший крупный город к Спа.
Профессионалы впервые были приглашены в 1894 году, а организаторы строили грандиозные планы о смене маршрута на Льеж-Париж-Льеж, но им так и не суждено было сбыться. Более того, всего после трех выпусков гонку и вовсе забросили – она не проводилась целых четырнадцать лет. В газете L'Express, которая выступала организатором соревнования, посчитали первые версии малоуспешными и отказались спонсировать ее дальше. Возрождение состоялось в 1908 году, и именно тогда впервые был дан старт из Льежа, а победу одержал зарубежный гонщик – француз Андре Трусселье. Считается, что именно с этого момента «Старая леди» начала обретать популярность, но ее датой рождения все равно признают 1892 год.
Современный маршрут гонки включает в себя 258,5 километров в направлении, которое точно соответствует ее названию. Но если первая часть из Льежа в Бастонь считается относительно простой и включает в себя только два категорийных подъема, то путь возвращения тернист. Дело в том, что, делая разворот в Бастони, гонщики затем специально уходят в сторону, чтобы собрать максимальное количество восхождений в Арденнских горах. В итоге, петляя вправо-влево и вверх-вниз, весь обратный путь до Льежа выходит чуть ли ни в два раза длиннее.
Все основные подъемы гонки начинаются приблизительно за 90 километров до финиша. Сначала идет триптих гор, самой тяжелой из которых является средняя из них - Стокеу (1 километр со средним градиентом 12,5% и максимальными участками до 21%). На самом деле, это подъем в два раза длиннее, но на Льеж-Бастонь-Льеж используют только ее первую часть, после чего делают резкий поворот налево и делают спуск вниз.
Второй приметный подъем на маршруте – Розье (4,4 километра со средним градиентом 5,9%). Это самое длинное восхождение для гонщиков на всем пути, от которого они начинают спуск в Спа, столицу первого в истории выпуска Льеж-Бастонь-Льеж.
Зачастую ключевым становится отрезок приблизительно за 40 километров до финиша, когда пелотон начинает забираться на знаменитый Ла-Редут (1,6 километра со средним градиентом 9,4% и максимальными участками до 22%). Он получил свое название в честь здешнего форта, который стал одним из центров битвы войск Французской республики с Габсбургской монархией в 1794 году, когда австрийцы были окончательно изгнаны с территории Бельгии. От оборонительных сооружений сейчас не осталось и следа, только камень с памятной табличкой о тех событиях. В прошлом году именно здесь добыл свое ключевое преимущество Ремко Эвенпул, когда уехал за своей первой победой на Монументах.
Впрочем, если Ла-Редут не определит сильнейшего гонщика, то у оставшихся во главе лидеров гонки будет возможность разобраться еще на одном тяжелом подъеме Рош-о-Фокон (1,3 километра со средним градиентом 11%). Формально он считается последним в гонке, но по факту за ним будет еще один тягун, на котором также придется приложить немало усилий. Затем последует спуск, и только последние несколько километров с заездом в центр Льежа уже действительно можно назвать равнинными.
Всего же, по подсчетам организаторов, за 250 с лишним километров пути гонщики набирают приблизительно 4200 метров высоты, что соответствует уровню серьезного горного этапа на Гранд-Туре.
Льеж – Бастонь - Льеж: время и трансляция
Старт четвертого Монумента сезона запланирован на 10:30 по местному времени, но трансляция начнется позже, поскольку сначала телеэфир будет отдан женской версии гонки. Льеж-Бастонь-Льеж в программе Eurosport 1 стоит в воскресенье 23 апреля с 14:00 до 18:30 по московскому времени. К этому времени Погачар, Эвенпул и все остальные должны как раз подъехать к Бастони, прежде чем развернуться и начинать тяжелый обратный путь в Льеж.
Сложность «Старой леди» заключается не только в ее длинной дистанции и огромном числе подъемов, но и в погоде, которая порою преподносит крайне неприятные сюрпризы. Несмотря на то, что гонка проходит во второй половине апреля, бывали даже случаи выпадения снега, притом последний раз - совсем недавно, в 2016 году.
Но самой памятной стала 66-я версия Льеж-Бастонь-Льеж, которая стартовала в жуткий снегопад при температуре, близкой к минусовой. Гонщики стали сходить буквально сразу, и всего спустя несколько часов «Старая леди» не досчитывалась уже двух третей участников. В итоге, до финиша добрался 21 спортсмен, включая знаменитого француза Бернара Ино, который и стал победителем. Он сильно обморозил пальцы правой руки, после чего почти месяц потратил на восстановление. А сама гонка 1980 года с подачи местных комментаторов получила созвучное прозвище Neige-Bastogne-Neige, что переводится как Снег-Бастонь-Снег.
В это воскресенье метеорологи обещают все же плюсовую температуру, около 12-14 градусов выше нуля, но при этом будут идти достаточно обильные дожди, сопровождаемые сильными порывами ветра. Такая погода может сделать гонку менее предсказуемой и гораздо более опасной. Поэтому пожелаем гонщикам удачи и здоровья.
На этом сезон весенних классик заканчивается, и наш блог вместе с многими ведущими гонщиками берет небольшую паузу. Держим курс на любимые Гранд-Туры. Встретимся на Джиро д’Италия! Amore Infinito.
Привычно обращаемся к любителям велоспорта: ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на наш блог. Донаты также приветствуются. Любая ваша активность стимулирует писать чаще и лучше. Докажем вместе, что велоспорт достоин внимания.
Если интересно, можете покопать в сторону Бретани и местных особенностей языка. Мадуас как раз оттуда.