Как Арденны оказались в Нидерландах? Превью Амстел Голд Рейс
Амстел Голд Рейс: тяжелое появление, присоединение к Арденнам, любовь зрителей
Гонка Амстел Голд Рейс, стартующая в ближайшее воскресенье, традиционно открывает неделю Арденнских классик в велоспорте. Впрочем, данное утверждение требует несколько уточнений, допущений и пояснений.
Начнем с того, что Арденнские горы, как мы знаем из школьного курса географии, в большей степени сосредоточены в Бельгии. Также они частично заходят на территории Люксембурга, Франции и Германии, но никак не Нидерландов, где проходит Амстел Голд Рейс. Почему же тогда ее включают в Арденнские классики?
Как это часто и бывает, дело в истории. Бельгийские гонки Флеш Валлонь и Льеж – Бастонь – Льеж традиционно тесно связаны друг с другом, и в 1950 году для них даже был создан единый очковый зачет, который получил название Арденнский Уик-энд. Старты давались подряд в субботу и воскресенье, и по сумме мест в обоих гонках определялся победитель общей классификации. Так продолжалось почти пятнадцать лет, пока Флеш Валлонь не получила большей независимости от именитого соседа, переехав в календаре на три дня раньше. Это позволило ей перестать быть своеобразным придатком Льеж – Бастонь – Льеж и обрести больший статус для участников.
Приблизительно в это же время задумались над организацией гонки Амстел Голд Рейс в Нидерландах. По изначальной задумке она должна была стартовать в столице Амстердаме, а финишировать на юго-востоке страны в Маастрихте. Но авторы маршрута не учли тот факт, что страна тюльпанов изобилует не только цветами и мельницами, но и еще каналами, для пересечения которых требуются мосты. На предложенном организаторами пути оказалось слишком много водных путей, объезд которых сильно увеличивал дистанцию гонки, превращая ее в бесконечный марафон. Аналогичная проблема возникала с началом Амстел Голд Рейс в другом крупном городе – Утрехте. В итоге, после долгих раздумий авторы маршрута приняли решение перенести старт в Роттердам, а финиш – в деревню Меерссен в Лимбурге, но и здесь их ждало разочарование. Городские власти не разрешили велосипедистам пересекать единственный мост Роттердама, который вел на юг.
Организаторы сделали последнюю попытку перекроить трассу и перенесли старт еще южнее – в Бреду. Но теперь у чиновников возникли новые возражения, поскольку старт гонки совпадал с празднованием Дня королевы, и они опасались политических протестов и восстаний. Получив очередной отказ, основатели гонки созвали пресс-конференцию, в которой объявили о невозможности проведения Амстел Голд Рейс. Однако, затем им поступил звонок из дорожного министерства в Гааге, которое сообщило о том, что велогонку разрешат провести при одном условии – она больше никогда не пройдет в этот праздничный день. Так 30 апреля 1966 года все же состоялся первый выпуск Амстел Голд Рейс.
Изначальная задумка организаторов о том, чтобы старт гонки проходил в одном из крупнейших городов Нидерландов: Амстердаме, Утрехте или Роттердаме, так никогда в истории и не был реализован. При этом практически всегда Амстел Голд Рейс проводился в южных частях страны, которые имеют холмистый рельеф. А в последние двадцать лет гонка и вовсе не выходит за пределы провинции Лимбург, откуда всего полчаса езды на машине до Льежа и Арденнских гор.
Тесное соседство с бельгийской границей позволило Амстел Голд Рейс проводиться в те же даты, что и две классические гонки в Арденнах. Как правило, она проходила посредине между Флеш Валлонь и Льеж – Бастонь – Льеж, и в связи с тем, что по рельефу была очень схожа с ними, вскоре было принято решение включить ее в так называемые Арденнские классики, хотя в знаменитые горы Бельгии она фактически и не заезжает. Все подъемы, которые встречаются на маршруте Амстел Голд Рейс – это так называемые голландские холмы или «берги». Термин этот неофициальный, и в географических картах не встречается. Вся территория Нидерландов плоская, но на самом юго-востоке страны, как раз в провинции Лимбург, все же есть неровности, которые считаются предгорьями бельгийских Арденн и немецкого Айфеля. Им-то и дали прозвище голландские холмы.
Одно время все три гонки проходили всего за пять дней, затем их разнесли по времени на полторы недели. В современной истории Арденнские классики длятся восемь дней, а порядок их проведения немного изменился: в воскресенье Амстел Голд Рейс начинает велотриптих, в середине следующей недели идет Флеш Валонь, а в финале уик-энда все венчает монументальная Льеж – Бастонь – Льеж. Этот гоночный период принято именовать неделей Арденнских классик.
Тесное соседство в календаре и схожий рельеф приводят к тому, что, как правило, на всех трех гонках участвуют одни и те же велосипедисты, а список фаворитов практически не отличается. При этом сделать заветный «трипл», то есть выиграть в один год Амстел Голд Рейс, Флеш Валлонь и Льеж – Бастонь – Льеж, удавалось лишь двоим: итальянцу Давиде Ребеллину в 2004 году и бельгийцу Филиппу Жильберу в 2011 году. Если же говорить о тех, кто в принципе побеждал на всех трех Арденнских классиках в истории, то этот список не сильно длиннее – его дополняют знаменитые Эдди Меркс, Бернар Ино, Микеле Бартоли, а также получивший пожизненную дисквалификацию за допинг итальянец Данило ди Лука.
Амстел Голд Рейс достаточно быстро завоевала любовь зрителей. А местные фанаты отмечают красным цветом в календаре даты ее проведения, поскольку это единственная гонка в Нидерландах, входящая в Мировой тур. При этом за день до старта для любителей организуется ее аналог «Циклоспортив» (итальянцы называют это «Гран Фондо»), который пользуется безумной популярностью. Например, в 2010 году все двенадцать тысяч мест разобрали всего через 38 минут после старта продаж. Сейчас число билетов для участия увеличено на четверть, чтобы вместить максимально возможное число желающих, но при этом обеспечить их безопасность во время велопробега.
Амстел Голд Рейс: трасса
Мы уже отмечали, что первая версия Амстел Голд Рейс в 1966 году стартовала из Бреды, но это был уникальный случай в истории. Уже в следующем сезоне велогонка начинала свой путь южнее в Хелмонде – пригороде Эйндховена, который славится своим древним замком на воде. А еще через пять лет организаторы решили не морочить себе голову, и перенесли старт в провинцию Лимбург, где она и проходит, ведь всегда проще договариваться с властями одного региона, нежели пытаться подстроиться под требования разных важных чиновников. Долгие годы право принимать стартовый отрезок Амстел Голд Рейс принадлежало второму по величине городу данной провинции Херлену, но последние двадцать пять лет это с гордостью делает столица Лимбурга – Маастрихт.
Более того, одно время Маастрихт принимал и финиш гонки, но это приводило к тому, что ее развязка была слишком плоской, и это сильно играло в пользу спринтеров. Поэтому организаторы пересмотрели маршрут и отправили гонщиков в соседний город Валкенбург с его знаменитым подъемом Кауберг. Но из-за этого получился перекос в пользу специалистов-восходителей, что также не устраивало боссов Амстел Голд Рейс. В итоге, создали текущую версию маршрута, которая считается более открытой в плане финальной развязки.
Гонщикам в воскресенье предстоит преодолеть 253 километра дистанции, и как только они выедут за пределы Маастрихта, их ждет уже первое восхождение дня. Всего на пути пелотона встретится 33 голландских холма, но расположены они крайне неравномерно – всего лишь треть из них находится в первой половине дистанции, а все основные неровности припасены организаторами позже, когда гонщики уже прилично устанут.
Из-за особенностей телетрансляции и частичного наложения женской гонки в этом году будет два восхождения на знаменитый Кауберг (1,2 километра со средним градиентом 5,8% и участками до 12%), хотя обычно гонщики преодолевают его трижды. Первый раз это случится за 80 километров до финиша – как раз незадолго до этого завершат свою дистанцию представительницы прекрасной половины человечества, и мужской Амстел выйдет в прямой эфир телеканала Eurosport.
Второму восхождению на Кауберг будет предшествовать частокол подъемов, которые и должны будут очертить группу фаворитов на победу. Ключевые события развернутся за 40 километров до финиша, когда гонщики поедут сразу на четыре холма подряд. Первым в этой череде станет Круисберг (0,8 километра со средним градиентом 7,5%), за ним последуют более тяжелый Эйсербосвег (1,1 километра со средним градиентом 8,1%) и промежуточный относительно легкий Фромберг (1,6 километра со средним градиентом 4%). Впрочем, все это лишь представляет из себя подъезд на бешенных скоростях к финальной вертикальной стене Койтенберга (0,7 километра со средним градиентом 9,4% с участками до 22%).
Далее у отделившейся от соперников группы лидеров будет около 10 километров равнины, прежде чем они начнут во второй раз за день забираться на Кауберг, где, наверняка, последуют новые атаки. Впрочем, если раньше сразу за легендарным холмом располагался финиш, то теперь он отнесен на 18 километров дальше, давая шанс сильным гонщикам еще раз собраться вместе и разыграть победу в спринте из небольшой группы. К слову, на этом участке будут еще два «берга», но их профиль не слишком сложный.
Важно отметить, что опасность представляют не только холмы, но и в целом вся трасса, проложенная по узким голландским дорогам, которые зачастую делают довольно резкие повороты, чтобы въехать на нужную городскую или деревенскую улицу с припаркованными по бокам машинами или свернуть на очередной «берг». Это заставляет фаворитов постоянно держаться впереди, чтобы не пропустить атаку соперников или не застрять в завале. Сами гонщики считают эту гонку одной из самых нервных и опасных в календаре Мирового тура. Кажется, у тюльпанов тоже есть шипы?
Амстел Голд Рейс: фавориты
Список фаворитов на Арденнских классиках сменится, хотя ранее неутомимые Матье ван дер Пул и Воут ван Арт уже выигрывали на Амстел Голд Рейс. Но сейчас голландец с бельгийцем настолько укатались на булыге, что заявляться сюда было бы просто преступлением против собственного тела. Предварительно планируется, что оба возьмут небольшой перерыв в гоночной деятельности, а затем начнут готовиться к старту на Тур де Франс.
Зато возвращается к активной деятельности на шоссе «великий и ужасный» Тадей Погачар – он взял двухнедельную паузу после победы на Туре Фландрии, чтобы подготовиться к Арденнским классикам. Конечно, в первую очередь словенец мечтает пополнить свою коллекцию Монументов, выиграв на следующей неделе Льеж – Бастонь - Льеж, но и отказываться от победы на Амстел Голд Рейс он вряд ли станет. Как и всегда, Тадея называют в числе главных фаворитов голландской гонки, но отмечают, что против него может сыграть профиль трассы. Эксперты предполагают, что Погачар все же не станет предельно рисковать на узких и опасных местных дорогах, а это значит, что бесстрашные и порою «сумасшедшие» соперники будут иметь преимущество над словенцем на отдельных участках: спусках или резких поворотах.
На старт Амстел Голд Рейс выйдет всего один чемпион этой гонки, правда, двукратный. Поляк Михал Квятковски выигрывал в Нидерландах с разницей в семь лет – в 2015 и 2022 годах. Притом оба раза он отлично проявил себя в финишном спринте. Первый раз Михал победил из большой группы, опередив таких мастеров, как Алехандро Вальверде и Майкл Мэттьюс. И тот успех был особенным для Квятковски, поскольку он стал первым для поляка в радужной майке чемпиона мира.
Год назад победителя Амстел Голд Рейс определил также резкий рывок на финишной прямой, но на сей раз это была дуэль один на один с французом Бенуа Коснефруа. Притом, при пересечении черты между гонщиками была такая плотная борьба, что никто не понимал, кто же выиграл. Сначала после первых предварительных просмотров видеоповторов победу отдали французу, и он даже успел отпраздновать этот успех с партнерами по команде. Но после детального изучения фотофиниша выяснилось, что двукратным победителем Амтсел Голд Рейс стал Михал Квятковски. На днях организаторы даже особо отметили, что они улучшили камеру, чтобы прошлогодняя история не повторилась.
Между прочим, поединок между поляком и французом не закончился с пересечением финишного створа, а продолжился на подиуме, правда, уже в шуточной форме. По традиции всем призерам Амстел Голд Рейс вручают огромный бокал с фирменным пивом, и они хлебнули пенного напитка во время церемонии награждения, закончив пить снова практически одновременно. И позже в соцсетях Коснефруа задал вопрос своим подписчикам - кто же в этот раз оказался первым?
Но будем откровенны, в этом году Квятковски не числится среди главных фаворитов – наибольшего успеха он добился месяц назад, когда вошел в двадцатку сильнейших на гравийной Страде Бьянке. На бельгийских классиках он стартовал трижды, но ни разу даже не финишировал. Поэтому в воскресенье, скорее всего, стоит обратить внимание на его партнера по команде британца Тома Пидкока.
Также мы недавно подробно рассказывали о неудачах в классиках этого сезона именитой команды Quick-Step, и они, судя по всему, продолжаются. Двукратный чемпион мира Жюлиан Алафилипп не выступит на Амстел Голд Рейс из-за травмы колена. Поэтому вся надежда Патрика Лефевра ложится на трех его партнеров: француза Реми Каванья, швейцарца Мауро Шмида и итальянца Андреа Баджиоли. Все они находятся в неплохой форме, но не в выдающейся, поэтому им предрекают в воскресенье скорее место в десятке, нежели победу. Впрочем, главный козырь бельгийская команда все еще держит в рукаве. На гонке в Льеже их состав усилит главная звезда команды – Ремко Эвенпул. Его ждали и на Амстел Голд Рейс, но недавно подтвердилась информация, что в Нидерландах он стартовать не будет.
Что касается хозяев трассы, то отсутствие Матье ван дер Пула восполнить не представляется возможным. Настолько выдающегося второго гонщика в Голландии сейчас нет. Неплохие перспективы есть у 25-летнего Иде Шеллинга, который в этом году выиграл достаточно тяжелый холмистый этап на туре Страны Басков. За былые заслуги в число местных надежд попадает ветеран Бауке Моллема, но, судя по результатам, он еще далек от оптимальной формы. Третьим в списке идет Паскаль Энкхорн, но и у него достаточно давно нет больших побед.
Топ-5 фаворитов: Тьеж Бенот (Бельгия), Бенуа Коснефруа (Франция), Нельсон Паулесс (США), Том Пидкок (Великобритания), Тадей Погачар (Словения)
Прочие претенденты на победу: Андреа Баджиоли (Италия), Майкл Вудс (Канада), Давид Годю (Франция), Алекс Аранбуру (Испания), Серхио Игита (Колумбия), Реми Каванья (Франция), Алексей Луценко (Казахстан), Михал Квятковски (Польша), Серен Крог Андерсен (Дания), Валентин Мадуа (Франция), Матей Мохорич (Словения), Маттиас Скьелмозе (Дания), Джей Хиндли (Австралия), Иде Шеллинг (Нидерланды), Мауро Шмид (Швейцария)
Амстел Голд Рейс: время и трансляция
Первыми на старт гонки в 10:10 по местному времени выйдут женщины, и именно их гонка будет первой в череде телетрансляций из Нидерландов. На полчаса позже стартуют мужчины, чей маршрут гораздо длиннее, поэтому все ключевые моменты Амстел Голд Рейс должны попасть в эфирную версию, которая запланирована на телеканале Eurosport 1 в воскресенье 16 апреля с 15:45 до 18:15 по московскому времени.
Трансляция женской версии начнется в 14:00 по Москве, и если у вас нет времени посмотреть ее полностью, то советуем вам включить хотя бы последние километры. Дело в том, что у девушек финал классический, какой был ранее у мужской гонки. Легендарный подъем на Кауберг у них является ключевым, поскольку после тяжелого восхождения спортсменок ждет лишь полуторакилометровый спуск к финишной линии.
Кроме того, если неделю назад Париж – Рубе проходил в комфортных условиях, то в Нидерландах погоду ожидают гораздо хуже – всего одиннадцать градусов тепла и дожди. Все это может превратить Амстел Голд Рейс во второй «Северный ад», который станет гонкой на выживание. По итогам французского Монумента в лазарет попали Петер Саган с сотрясением мозга и серьезно разбивший лицо Дилан ван Барле, у которого также диагностировали переломы руки и плеча. Мокрые голландские узкие улицы вполне могут пополнить этот печальный список, а также серьезно вмешаться в планы фаворитов. В таким погодных условиях, какие обещают метеорологи, зачастую побеждают далеко не те, на кого делаются основные ставки.
Привычно обращаемся к любителям велоспорта: ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на наш блог. Донаты также приветствуются. Любая ваша активность стимулирует писать чаще и лучше. Докажем вместе, что велоспорт достоин внимания.
Спасибо, поправили!