Большое трио против «Волчьей стаи». Превью тура Фландрии
Quick-Step*: новый вектор развития команды чемпионов
* - В этом году полное название велокоманды звучит как Soudal–Quick-Step, но имя второго спонсора многократно менялось, поэтому за двадцать лет существования стало привычным называть ее кратко по имени знаменитой марки напольных покрытий, которые широко распространены по всему миру, в том числе и в России.
Бельгийская команда Quick-Step уже долгие годы является одной из сильнейших в пелотоне. На ее счету свыше восьмисот побед в профессиональном велоспорте, и самые главные из них приходятся на знаменитые весенние классики, а также спринтерские этапы Гранд-туров.
Долгое время Quick-Step был настолько силен в однодневных гонках, что порою казалось – против лома нет приема… и другого лома тоже нет. Бельгийцы сметали в свой карман чуть ли ни все важнейшие награды, постоянно имея в составе выдающихся мастеров своего дела: Тома Бонена и Паоло Беттини, Зденека Штыбара и Марка Кэвендиша, Филиппа Жильбера и Марселя Киттеля, Жюлиана Алафилиппа и Сэме Беннетта, Каспера Асгрена и Фабио Якобсена… И это лишь небольшая часть огромного числа выдающихся гонщиков, когда-либо выступавших за бельгийскую команду, которая с течением времени получила прозвище «Волчья стая». Как известно, эти животные с неприметным серым окрасом живут и охотятся стаями - Quick-Step всегда поступала также, ее гонщики изматывали соперников, выстраивали грамотную тактику, а затем наносили разящий удар.
Вожаком этой зубастой стаи с самого ее зарождения в 2003 году был генеральный менеджер Патрик Лефевр. Согласно статистике, бельгиец является самым успешным управленцем в истории мирового велоспорта. Хотя в своей профессиональной карьере в качестве гонщика он особой славы не снискал. Победа на одном этапе Вуэльты Испании в 1978-ом и выигрыш гонки Кюрне-Брюссель-Кюрне – этим по сути и ограничиваются все успехи Патрика на шоссе. В 1980 году Лефевр занял должность спортивного директора, и вот уже более сорока лет успешно с нею справляется, при этом приговаривая: «Те, кто со мной знакомы, знают, что мне нравится побеждать, но для меня не менее важно и то, как побеждать».
В 2013 году, имея в составе выдающегося британского спринтера Марка Кэвендиша, команда добилась свыше пятидесяти побед за сезон – нереальная цифра для современной крайне конкурентной среды. На следующий год к команде присоединился молодой и крайне амбициозный француз Жюлиан Алафилипп, который быстро стал одной из главных ставок Quick-Step в классических однодневных гонках. И недавно после очередного продления контракта он не скрывал своей радости, что остался в одной из сильнейших команд пелотона: «Я с огромной радостью остаюсь работать и жить в этой семье. Мы – «Волчья стая», мы едем гонки ради побед, и наш менталитет чемпионов - одна из сильнейших сторон. Работа здесь приносит бесконечное удовольствие».
Все это действительно так, команда имеет в своем составе несколько прекрасных спринтеров, которые регулярно приносят успехи в своем профилирующем виде. Но в последнее время Патрик Лефевр ввязался в авантюру с перестройкой команды под победу на Гранд-турах. Он задался целью сделать из Ремко Эвенпула – великого многодневщика. Бельгийцы очень давно не выигрывали генеральный зачет больших туров, и эта заноза постоянно сидела в одном месте и раздражала Лефевра. Патрик очень хотел, чтобы его соотечественник, наконец, пятьдесят лет спустя легендарного «Каннибала» Эдди Меркса стал победителем Тур де Франс. И первый шаг к этому сделан – осенью прошлого года Эвенпул выиграл Вуэльту Испании. В этом году они планируют вместе покорить Джиро д’Италия, а уже в следующем, возможно, замахнуться и на самую престижную гонку мирового велоспорта.
Цели прекрасны, но такие решения имеют и свою негативную сторону – все больше ориентируясь на Гранд-туры, Quick-Step сначала незаметно, а затем все более и более явно стала «проседать» в результатах однодневных гонок. Имея в своем составе выдающихся мастеров классик во главе с Жюлианом Алафилиппом и Каспером Асгреном, результаты не приходят. Некогда непобедимая на однодневных гонках бельгийская команда все реже борется в них за победу.
Quick-Step: разочарования нового сезона
Первый Монумент этого сезона Милан-Сан-Ремо прошел впустую – на одного представителя Quick-Step в десятке сильнейших. Аналогичный результат на престижнейшей гонке с белыми гравийными дорогами «Страде Бьянке». Наконец, на минувшей неделе в Бельгии прошла генеральная репетиция тура Фландрии – «E3 Харелбеке», и снова все старания впустую, никого не оказалось даже в топ-25.
В этот раз Патрик Лефевр, который и так никогда не лезет за словом в карман, не стал себя сдерживать: «Знаете, во время гонки в Варегеме у меня был очень вкусный ланч. Но, пожалуй, это и все, что было хорошего в этот день. Команда был на порядок ниже своего уровня. Я могу понять, что они не уехали за победой вместе с трио феноменов. Но как так вышло, что ни одного из них не оказалось в группе позади? В автобусе я привычно без криков высказал все свои мысли на этот счет. И что же я услышал в ответ? Каспер Асгрен заявил, что он сделал все, что мог. Флориан Сенешаль пожаловался на то, что упал. Жюлиан Алафилипп утром проснулся с болью в желудке и небольшой температурой. И что мне на все это сказать? Если ты болен, то не должен вообще выходить на старт. За 90 километров до финиша почти вся наша команда была во главе пелотона и вела себя агрессивно, лидеры были впереди на первых ролях. Но если вы так делаете в первой части гонки, то можете догадаться, чем все в итоге закончится».
На следующий же старт на Гент - Вевельгем разгневанный Лефевр выставил сразу несколько своих сильнейших спринтеров, которым чуть ли ни в одиночку приходилось отбираться в группы отрыва, что само по себе парадоксально, и естественно ни к какому результату это в итоге не привело. В среду на полуклассике «Дварс дор Фландерен», которую пропускала вся большая тройка, итальянцу Давиде Баллерини все же удалось въехать в десятку сильнейших, но опять же без шансов на победу и даже подиум. Капитан Жюлиан отметился активной работой на нескольких подъемах, но в развязке вновь ни на что серьезное не претендовал.
К Алафилиппу, который уже почти десять лет является одним из лидеров команды, претензий у Лефевра все больше, и есть ощущение, что в скором времени их дороги разойдутся. Еще в конце прошлого сезона босс открыто заявил, что французу необходимо подтверждать свой статус: «У Жюлиана чемпионская зарплата в команде, поэтому он должен доказать, что все еще является чемпионом».
На туре Фландрии Алафилипп снова заявлен в команде под капитанским первым номером, хотя довольно скромно высказывается о своих перспективах: «Я предпочитаю гоняться здесь из-за стилистики этих гонок – во Фландрии многое может произойти, важно всегда держаться впереди, уметь предвидеть атаки соперников, иметь крепкие нервы, и мне это по душе. Хотя по профилю я бы лучше несколько раз забрался на тяжелейший подъем Мюр де Юи в Арденнских классиках, чем проехал эти десятки километров по булыжникам. Для меня это невероятный вызов, и здесь потрясающая атмосфера».
Позже француз добавил: «Не хочу сравнивать себя с Погачаром. Я прекрасно знаю, на что он способен на Ауде Кваремонте или в любой другой горе. У меня должен быть идеальный день, чтобы удержаться за ним в подъемах. И ситуацию в гонке будет диктовать он, а не я. Мы все прекрасно знаем фаворитов, и моя задача – оставаться с ними вместе как можно дольше». После тура Фландрии, возможно, у Алафилиппа будет небольшой перерыв, поскольку на гонках в Арденнах команда планирует сделать капитаном Ремко Эвенпула. Бельгийские горы должны стать важной частью его подготовки к Джиро.
Пока же Quick-Step в прежнем составе готовится к туру Фландрии, и, возможно, именно эта гонка станет ключевой для Патрика Лефевра и ведущих классиков-велогонщиков его команды. Либо они соберутся и снова дадут бой лидерам сезона, напомнив зубастую «Волчью стаю», либо генеральный менеджер сделает окончательные неутешительные выводы о некоторых своих подопечных.
Тур Фландрии: трасса
Второй Монумент сезона совсем непохож на предыдущий. Гонка Милан - Сан-Ремо во многом носит элемент случайности, поскольку в финале имеет крайне хаотичный характер, и от гонщика требуется идеально подобрать тот самый единственный момент для решающего броска. Исправить ошибку просто нет возможности, также как и упущенный момент атаки окончательно ставит крест на твоей гонке длиною в 300 километров. Тур Фландрии, как утверждают сами спортсмены, всегда выигрывает сильнейший на данный момент. Если ты хорошо готов, если тебе помогает команда в нужный момент, и если ты умеешь быть сильным на разных участках и профилях трассы, то ты победишь.
Главными символами тура Фландрии являются так называемые «хеллингены» - это холмы с достаточно крутыми подъемами, которые зачастую имеют еще и брусчатое покрытие, что еще больше осложняет восхождение на них. В нынешней версии тура их насчитывается девятнадцать, и почти все они расположены во второй части маршрута, общая протяженность которого составляет 273 километра.
Как только гонщики впервые поднимутся на знаменитый Ауде Кваремонт (2,2 километра со средним градиентом 4,2%), наступит ровно середина дистанции, и именно с этого момента начнутся первые серьезные атаки, а пелотон начнет редеть. К слову, для любителей точных наук, сам Ауде Кваремонт – это название не самого холма, а дороги, по которой можно подняться на его вершину. На различных картах местности холм называется Клейсберг, но в историю велоспорта он вошел именно как Ауде Кваремонт – вскоре исполнится пятьдесят лет с момента его первого включения в маршрут тура Фландрии.
Второе прохождение Ауде Кваремонта запланировано за 75 километров до финиша, и здесь должны всерьез включиться в борьбу все основные гонщики, которые претендуют на победу. Дело в том, что на сей раз этот «хеллинген» будет проходиться в связке с еще двумя легендарными подъемами – Патербергом (0,4 километра со средним градиентом 12,5%) и Коппенбергом (0,6 километра со средним градиентом 11,6%). Если взглянуть ни их характеристики, можно сразу понять, что это две настоящие стенки – короткие, но очень крутые, и именно на таких участках сильнейшие спортсмены зачастую добывают решающее преимущество. Совершенно точно после тройки этих подъемов многие гонщики отстанут от группы навсегда.
Третье и заключительное преодоление Ауде Кваремонта состоится на последних двадцати километрах маршрута. В этот раз его поедут также вместе с Патербергом, но уже без Коппенберга. И в прошлом году именно на этом участке гонки определился дуэт, который и разыграл победу на туре Фландрии. Тогда от остатков группы оторвались Тадей Погачар и Матье ван дер Пул. Голландец со словенцем уехали от преследователей на заключительных холмах и должны были определить чемпиона в финишном спринте. В целом, так и вышло, но лидеры настолько «заигрались» на последнем километре, что умудрились подпустить еще двух человек, которые едва не отобрали победу. В итоге, ван дер Пул все же выиграл в финишном спурте, а вот Погачар остался у разбитого корыта с четвертым местом, и по его лицу было видно, что он сильно раздосадован. Кто же будут фаворитами тура Фландрии в новом сезоне?
Тур Фландрии: фавориты
Как ни странно, но главные действующие лица те же, что и в прошлом году. Трио, которых Лефевр назвал феноменами современного велоспорта: ВВА, МВДП и Поги. Для тех, кто смотрит велоспорт нечасто расшифруем, что это 28-летний бельгиец Воут ван Арт, его ровесник голландец Матье ван дер Пул и 24-летний словенец Тадей Погачар.
Именно эта тройка неделю назад уехала от всех соперников не генеральной репетиции тура Фландрии - гонке «Е3 Харелбеке», выиграв больше полуминуты у ближайших преследователей и свыше полутора минут привезя основной группе. Они же участвовали в решающем сражении на первом Монументе сезона с финишем в Сан-Ремо.
В Италии достойную конкуренцию большой тройке смог оказать только специалист индивидуальных гонок с раздельного старта Филиппо Ганна, но он не поедет тур Фландрии и будет целенаправленно готовиться к следующему Монументу сезона, знаменитой Париж – Рубе. На «Е3 Харелбеке» долгое время фаворитам сопротивлялся словенец Матей Мохорич, чемпион Милан – Сан-Ремо 2022 года, но на одном из «хеллингенов» после очередной атаки своего соотечественника Погачара, он все же окончательно отстал от группы лидеров.
Если мы будем исходить из того, что тур Фландрии разыграет все же тройка главных претендентов на победу, то стоит упомянуть об их сильных и слабых сторонах в битве друг с другом. Погачар будет делать ставку на атаки в бесконечных «хеллингенах» – именно там он обычно острее соперников, а доводить до финишного спринта Тадею никак нельзя. Несмотря на то, что в целом он неплох в финальных разборках, с этими двумя монстрами, которые отточили свое мастерство в велокроссе, ему крайне тяжело – в последние сезоны он уже потерпел немало поражений от них таким образом.
Воуту ван Арту, наоборот, из этой тройки феноменов тяжелее всего в подъемах, там соперники постараются бельгийца окончательно скинуть. Притом запаса в несколько метров совершенно точно не хватит – на спуске и равнине Воут способен обратно подъехать, поэтому сбрасывать его надо на далекое расстояние, создавая большой просвет, что крайне тяжело. А в финише с ходу ван Арт, вероятно, сильнейший из них.
Ван дер Пул, пожалуй, самый универсальный из этой тройки – он хорош и в подъемах, и в спринте. Но в этом же и его минус. Он вполне способен рвать дистанцию на «хеллингенах», но он не всегда настолько хорошо в подъем, как Погачар. В спринте Матье отличается взрывным финишем на коротком отрезке, который готов выиграть почти у любого, но если спринт затянется и будет с быстрого хода, то там его вполне может опередить ван Арт.
Об этом же говорил и трехкратный победитель тура Фландрии, один из лучших классиков современности, швейцарец Фабиан Канчеллара в своей колонке: «В лице Воута ван Арта, Матье ван дер Пула и Тадея Погачара у нас три потрясающих гонщика, каждый из которых хорош по-своему. Они значительно повышают интерес к классикам. Есть разница между достигнутой формой и ее набором. Матье с прошлой недели явно уже на пике формы, Тадей на пике уже давно, а Воут еще только на подъеме. С каждым днем он становится только сильнее, что может дать ему преимущество на Туре Фландрии».
«Стиль Тадея нетипичен для специалиста Гранд-туров – манера вести гонку, мощно проходя брусчатку и атакуя на подъемах. Он создан для таких гонок, как тур Фландрии. На мой взгляд, сейчас Погачар больше похож на классика-однодневщика, чем гонщика Гранд-туров. В чем, собственно, вопрос – Тадей выкладывается по полной на всех этих гонках, потому что летом ему тяжело переносить жару и длинные подъемы по сравнению с его соперником Йонасом Вингегором? Или ему просто нравятся эти гонки, и он рассматривает их как еще один шанс победить? Я выступал в гонках, чтобы выигрывать, он такой же. За это очень его уважаю. Каким бы гонщиком он ни был, он приносит пользу велоспорту», - добавил Канчеллара.
Как победить это трио? Универсального рецепта нет, но несколько лет назад Патрик Лефевр уже задавался таким вопросом, и сам же на него отвечал: «Разве у нас в команде выступает Воут ван Арт? Нет. Ван дер Пул? Нет. У нас есть Алафилипп и несколько лейтенантов. Очень сильных гонщиков вообще не так много в пелотоне. Мы должны сохранять дух «Волчьей стаи». Как волки разбираются со своей добычей? Они её изолируют. Мы должны попытаться сделать тоже самое».
Топ-3 фаворита: Воут ван Арт (Бельгия), Матье ван дер Пул (Нидерланды, победитель 2020 и 2022 годов), Тадей Погачар (Словения)
Прочие претенденты на победу: Жюлиан Алафилипп (Франция), Каспер Асгрен (Дания, победитель 2021 года), Тьеж Бенот (Бельгия), Альберто Беттиоль (Италия, победитель 2019 года), Серен Крог Андерсен (Дания), Штефан Кюнг (Швейцария), Маттео Йоргенсон (США), Бенуа Коснефруа (Франция), Александр Кристофф (Норвегия, победитель 2015 года), Кристоф Лапорт (Франция), Валентин Мадуа (Франция), Матей Мохорич (Словения), Майкл Мэттьюс (Австралия), Нельсон Паулесс (США), Мадс Педерсен (Дания), Том Пидкок (Великобритания), Дилан Тюнс (Бельгия)
Тур Фландрии: время и трансляция
Впервые с 2016 года старт гонке будет дан в столице Западной Фландрии – городе Брюгге, который славится своими каналами и из-за этого часто сравнивается с Венецией. Начало тура Фландрии намечено на 10 утра по местному времени, гонщики стартуют с Рыночной площади «Гроте-Маркт», которую зрители заполнят еще накануне вечером, когда здесь пройдет большой музыкальный концерт. А утром они выйдут поприветствовать спортсменов перед длинной почти семичасовой дорогой – официальная презентация команд с 8 утра.
Прямая трансляция на телеканале Eurosport 1 начнется сразу по окончании бегового марафона в Париже, из-за чего будут пропущены первые полчаса гонки, что в целом не так критично – эфир запланирован в воскресенье 2 апреля с 11:30 до 18:00 по московскому времени. Для тех, кто хочет успеть только на ключевые моменты гонки, стоит подключаться к трансляции в районе 4 часов вечера по Москве, когда начнется прохождение связки трех подъемов: Ауде Кваремонт – Патерберг – Коппенберг.
Привычно обращаемся к любителям велоспорта: ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на наш блог. Донаты также приветствуются. Любая ваша активность стимулирует писать чаще и лучше. Докажем вместе, что велоспорт достоин внимания.
А вот что касается классик, думаю, Лефевр постарается найти выход. Правда, скорее всего, уже к следующему сезону.