12 мин.

Интервью с главой киберкоманды ФК Динамо Киев

В этот раз для моего блога о спортивном нейромаркетинге я воспользовался возможностью взять интервью у главы киберкоманды футбольного клуба “Динамо” (Киев), Dynamo Kyiv Esports, Ивана Булавки.

- С чьей подачи и когда возникла идея сделать команду по киберспорту в “Динамо”?

- На самом деле, это результат тенденций, которые в принципе происходят в индустрии. На ряду с другими направлениями работы с болельщиками, связанными с изменениями в технологиях и коммуникациях, это стало очевидным.

В принципе, если вы посмотрите на историю прихода футбольных клубов в киберспорт, то прошлый год (2016 - прим.) стал переломным: если до лета прошлого года были единичные случаи, то начиная с лета началось системное движение.

- Насколько вы - отдельная структура от ФК “Динамо” (Киев)?

- Киберспортивное подразделение - это самостоятельное финансовое подразделение, которое должно быть самоокупаемым. Это не благотворительность, это бизнес-проект, который должен себя оправдать. Поэтому, естественно, деятельность подразделения интегрирована в деятельность клуба, но с точки зрения финансов они не могут идти вместе.

- Как вы планируете зарабатывать?

- В киберспорте источники доходов ровно такие же, и даже соотношение плюс-минус такое же, как и в традиционном футболе: это продажа мерчендайза, это матчдэй-доходы, это продажа прав на трансляции и спонсорский пакет.

Грубо говоря, можно сильно упростить, рассказав, что это плюс-минус три равные части в целом по рынку киберспорта. Конкретно в той дисциплине, в которой работаем мы сейчас (FIFA - прим.), львиную долю, 90%, составляют спонсорские контракты и прямая продажа рекламы.

- Как вы сами попали в Dynamo Kyiv Esports?

- Я занимался и занимаюсь цифровыми технологиями, игровыми механиками, такая история как peer-to-peer игры. Я владею всем тем инструментарием, который необходим не для того, чтобы быть киберспортсменом, а для того, чтобы работать с киберкомандой.

- Вы попали в “Динамо”, когда создавалась киберкоманда?

- Нет, я занимался и занимаюсь другими проектами, связанными со всем, что связано с диджиталом.

- Если не секрет, какие еще проекты?

- Это мобильное приложение, апгрейдом которого мы сейчас занимаемся. Оно у нас отработало сезон, показало свою эффективность. Есть целый ряд направлений по работе с соцсетями. Мне кажется правильным, чтобы люди увидели это с точки зрения болельщика, а потом я бы комментировал.

- Вы сейчас единственный украинский футбольный клуб в киберспорте. Не хватает знакомых лиц из футбола?

- Да, конечно, но здесь все очень просто, все точно так же, как и в футболе: чем сильнее чемпионат, тем сильнее наши спортсмены, тем комфортнее мы себя чувствуем в мировом контексте. Поэтому мы двумя руками за то, чтобы появились и другие клубы.

Но, если вы знаете, в киберспорте уже есть сложившаяся структура киберорганизаций, которые были пионерами киберспорта. В частности, есть крупнейшая украинская и, пожалуй, мировая организация NaVi, в которой тоже есть киберфутболисты. Это один из примеров. То есть мы не одиноки, но среди клубов мы ждем, когда нам составят компанию.

- Если не секрет, какой бюджет у Dynamo Kyiv Esports?

- Секрет.

- А если сравнить бюджет Dynamo Kyiv Esports с бюджетом киберкоманд других футбольных клубов?

- Очень трудно так сравнить. Опять-таки, проект работает и развивается, он обладает тем финансовым ресурсом, который необходим. Я бы сказал, что скорее у нас выступает ограничителем некоторые элементы инфраструктуры рынка.

- Есть ли сейчас какие-нибудь спонсоры у команды?

- Да, мы работаем начиная с нашего Весеннего Кубка. Мы работаем с компанией Samsung и, надеюсь, будем дальше работать. Мы провели матч с компанией HyperX. Сейчас мы работаем еще с компанией Logitech, сотрудничаем еще с рядом брендов.

- То есть ваши спонсоры идут отдельно от ФК “Динамо”?

- Нет, почему, мы общаемся. Есть целый ряд нюансов, начиная с периодичности контактов и цикличности. Вы знаете, что мы начали свою деятельность прошлой зимой. Фактически мы в полшага попали с точки зрения цикличности.

- В принципе, каким образом вы работаете над привлечением спонсоров?

- Точно также, как над этим работает футбольный клуб. Спонсорам мы интересны, когда мы решаем рекламные задачи.

- Как тренируются ваши игроки?

- Играют, как это не странно. Это основная часть. И большая часть этого тренировочного процесса направлена не столько на отработку каких-то механических навыков, а скорее на вопросы психологической устойчивости, на вопросы тактики.

- Каким допингом пользуются киберспортсмены?

- Точно также, как и в футболе. Кофеин? Ребята с удовольствием пьют энергетики. Гораздо в более разумном количестве, чем мы видим с вами в повседневной жизни. Сама по себе игровая атмосфера способствует выработке адреналина, как и любое соревнование. Ребята, кроме всего прочего, занимаются обычным спортом.

- Насколько вообще ваши киберспортсмены конкурентоспособны на мировом уровне? Виталий "Labotryas" Муха - чемпион Украины?

- Да, он - чемпион Украины прошлого года, то есть действующий, на настоящее время. Он - вице-чемпион позапрошлого года. Он ездил в прошлом году на чемпионат мира в Париж. Там он отборочный этап, к сожалению, не прошел, но мы видим по соревнованиям, которые проходят, что он крепко в топ-20 или в топ-30 мировой, наверное, входит.

Но ближайшее подтверждение этому можно будет получить 26-27 августа, мы проводим турнир в Киеве (Летний Кубок Динамо Киев FIFA 17 - прим.), будет финальная часть, будут присутствовать игроки, в том числе представляющие европейские футбольные клубы, профессионалы, хорошо известные на этом рынке.

- Второй ваш игрок, Руслан "Ruha" Сорока, он больше для продвижения?

- Нет, почему? Да, он гораздо более известен, гораздо более медиен, чем Виталий, но мы подписывали его именно как игрока. Он участвовал пока только в одном боевом турнире: мы были на товарищеском турнире в Беларуси с “Динамо” (Брест), где были еще грузинские спортсмены в том числе.

И, на самом деле, он занял там второе место, обыграл в том числе действующего чемпиона Беларуси. У него очень крепкий уровень. Мы сейчас включаем его в наш процесс, это займет еще какой-то период для того, чтобы он вышел на тренировочные рельсы, но я думаю, что у него очень хорошие перспективы.

- Планируется ли усиление команды спортсменами из других дисциплин? Недавно завершился турнир по Dota 2 в Сиэтле, который получил широкое освещение за пределами киберспортивного мира.

- Мы постоянно следим за этой дисциплиной и еще за некоторыми. Мы ведем переговоры с потенциальными составами. И, естественно, как только мы получим возможность собрать состав, который нам будет интересен, мы планируем расширить наши дисциплины.

Есть еще такой нюанс, который нас по отношению к другим киберспортивным организациям в чем-то ограничивает: наша принципиальная позиция - то, что наш состав должен выступать под украинским флагом во всех международных состязаниях, а для этого необходимо иметь минимум три игрока с гражданством Украины. К сожалению, так это устроено, что большинство команд в киберспорте смешанные. И это дополнительная сложность в формировании состава в плане нехватки талантливых людей.

- Из интервью ваших игроков я узнал о возможном чемпионате по FIFA18 именно между киберкомандами футбольных клубов. Как вы смотрите на подобное?

- Смотрю позитивно. Это давно ожидаемо, давно в среде профессионалов обсуждаемая вещь. Об этом будет объявлено в сентябре, и в принципе мы ожидаем, что со следующего года киберфутбол сделает очередной качественный скачок.

- Как игроки ФК “Динамо” в целом относятся к киберкоманде “Динамо”?

- С любопытством. Нам еще предстоит доказать, что это состоявшийся спорт, хотя цифры говорят сами за себя. Ребята сами играют в различные игры в свободное время. Им это понятно и близко.

- Расскажите о долгосрочной стратегии развития киберспортивной команды “Динамо”.

- Долгосрочная стратегия развития очень сильно зависит и привязана к развитию рынка. Это такой непростой вопрос.

- Как вы работаете над собственным брендом?

- Задача номер один - это развитие и охрана “динамовского” бренда. Мы никогда не идем и ни в коем случае не пойдем в плане ценности бренда “динамовского” в какие-то противоречия. Поэтому мы идем в фарватере общего развития.

- Как вы работаете над брендом своих киберспортсменов, учитывая, что, как я понимаю, контракты подписываются на один год?

- Контракты подписывается по-разному. Структура и логика повторяет контракты футбольного клуба. В этом плане именно киберфутбол, с моей точки зрения, наиболее здоровая дисциплина киберспорта, потому что если мы говорим про другие дисциплины, там достаточно сложная ситуация именно с контрактным обеспечением прав и организации, и команд, и игроков.

На самом деле, все стороны от этого страдают и еще предстоит пройти эволюционный путь. У нас есть преимущество, привилегия в том, что мы ничего не изобретаем.

- А как вы работаете именно над персональным брендом ваших игроков? Потому что я, например, зашел на страницу Виталия Мухи на Фейсбуке. Он ее не особо обновляет и она не особо привлекательная.

- Все правильно. Дело в том, что сейчас межсезонье, сейчас заканчивается последний месяц старой версии игры. Это достаточно большое изменение с точки зрения внимания аудитории и интереса. Это нецелесообразно сейчас запускать. У нас есть программа. Я сравню с телевидением. Телевизионный сезон начинается в сентябре, летом вы вряд ли какие-то премьеры увидите, повторами могут забивать…

- Ну если говорить о Netflix…

- Поэтому такая вот история. На самом деле работа с социальными сетями - это потоковый процесс, беспрерывный. И для того, чтобы он был эффективным, если его начинать, то делать это в полной мере и в рамках общего контекста.

- Если взять для примера те обновления, которые идут в UFC сейчас, они отказываются от спортсменов, которые не занимаются построением персональных брендов, какой бы это сильный спортсмен не был.

- Это ждет все киберспортивные дисциплины - мое глубокое убеждение. Ситуация в киберспорте, потому что он относительно молодой, она будет развиваться динамичнее и жестче, чем в традиционных, флагманских видах спорта. Если посмотрите внимательнее на Dota 2 и CS:GO, есть очень сильные медийно команды и игроки, но при этом есть команды, которые почему-то себе позволяют при хороших результатах спортивных не заниматься медийной частью. Но это недолго осталось.

- В принципе стоит ожидать, что и у Виталия Мухи тоже будет что-то интересное?

- Конечно. Я думаю, что буквально в сентябре мы сможем с вами об этом предметно поговорить: что именно мы делаем, как и почему.

- В случае Руслана Сороки в социальных сетях мы видим постоянную нацеленность на продажи рекламы и краткосрочной выгоды. Как это соотносится с позиционированием Dynamo Kyiv Esports и футбольного клуба “Динамо” вообще? Все-таки это оказывает хоть небольшое, но негативное влияние на бренд клуба.

- Это из частей того процесса адаптации, о которой я говорил, когда мы говорили о тренировках. Это не только тренировочный процесс, но и медийные вещи. Мы не хотим рубить наотмашь какие-то вещи. Точно также к новому сезону готовим полную его интеграцию в “Динамо”.

- Что вы думаете о такой ситуации, что завтра в киберспорт приходит главный соперник ФК “Динамо”, который любит использовать не самые этичные методы соперничества, и перетягивает у вас игроков? Правовые, мотивационные способы защиты от такого у вас имеются?

- Мы здесь точно в такой же ситуации, что и на футбольном рынке. Вы видите, какие ожидания у вас. Мне хотелось бы, чтобы нас приятно удивил наш конкурент. Хотя, конечно, ожидать можно чего угодно, но точно так же, как и в любой другой сфере нашей жизни.

- Как вообще происходит отбор киберспортсменов в Dynamo Kyiv Esports? Как обычному любителю игр попасть в киберкоманду “Динамо”?

- Очень трудно говорить об обычных, когда есть всего два игрока подписанных. И плюс FIFA - это не командная игра, как ни странно. По крайне мере в этом формате. Потому что, отойдя в сторону от основного ответа, могу сказать, что сейчас активно развивается изменение форматов. Я думаю, что будет все смещаться к формату 2x2. 2x2 - 100%. Сейчас идут эксперименты и 5x5, но это достаточно тяжело логистически. Именно в 2x2, я думаю, мы скоро увидим гораздо больше турниров.

Поэтому, возвращаясь к ответу на основной ваш вопрос, сейчас была очень штучная работа, но с другой стороны, когда мы сейчас рассматриваем подписание командной дисциплины, мы смотрим насколько тот или иной коллектив, смогут работать в рамках организации. Потому что одно дело - играть на себя, другое дело - быть частью клуба.

- Вы упомянули о матче против киберкоманды брестского “Динамо”. Я смотрел фотографии в Инстаграме у Руслана Сороки, киберкоманда брестского “Динамо” использует форму как у обычной команды своего клуба, то есть спонсоры на футболках, а у вас нет какой-то конкретной определившейся формы?

- Ребята сейчас играют в форменных футболках, они без логотипов. На самом деле есть две модели: это либо спортсмены выступают полностью в форме клубной и повторяющей полностью футбольный клуб, в том числе используется один в один логотип, либо вторая модель, когда в центре остается айдентика клуба, но есть четкая идентификация, что это киберспортивная команда.

Что касается спонсорских контрактов, везде это индивидуальная история, потому что на самом деле точно так же как и у нас это результат переговоров с конкретными партнерами, точно так же у каждого клуба. Для некоторых спонсоров это интересно и это более приоритетное направление, некоторые не хотят присутствовать, поэтому не всегда, вернее - практически никогда, микс брендов, которые работают с футбольным клубом и киберспортивной командой, не повторяется.

- Динамо нет в самой игре FIFA. Ведете ли вы какие-то переговоры с EA Sports, чтобы включить клуб в игру?

- Переговоры мы ведем, но самый короткий путь в игру - это уровень национального чемпионата. История очень простая: если EA Sports имеет аудиторию, тогда им это интересно. Либо иначе, как арабские шейхи, покупают себе лицензию. Это тоже путь, но он не наш.

- Уже была игра между киберспортсменами “Динамо” с игроками футбольного клуба - Максимом Ковалем и Никитой Корзуном. По всей видимости, самый сильный по FIFA футболист обычной футбольной сборной Украины - Александр Зинченко. Нет ли интереса устроить матч против него?

- С удовольствием огромным, конечно.

- Вы сами играете в какие-нибудь игры?

- Конечно, но далеко не на профессиональном уровне. Я как спортсмен, наверное, уже потерян. Я слежу и остаюсь в контексте именно тех дисциплин, с которыми мы работаем.

 

По вопросам сотрудничества в рамках интервью по теме спортивного бизнеса/спортивного маркетинга со мной можно связаться по E-mail .

Все очень просто и очень бесплатно. Если вы работаете в спортивном бизнесе, вам есть о чем рассказать и у вас есть желание рассказать, напишите мне. После интервью в течение одной-двух недель мы публикуем русскую версию на сайте ru.sportsneuromarketing.com и в блоге "Спортивный нейромаркетинг" на sports.ru.

Английскую версию (наш перевод) - на сайте sportsneuromarketing.com и в блоге на Medium c стремительно растущим количеством подписчиков. Возможна публикация на ресурсах наших партнеров и дополнительный PR на американскую аудиторию.

 

С уважением,

Леон Зэ Алиен

(Твиттер || Канал о нейромаркетинге в Телеграм)

 

Изображения: Иван Булавка, jeshoots, Dynamo Kyiv Esports, Dynamo Brest