Смешные шахматы. Эндшпиль.
В конце 60-х годов перед судом в Нью-Йорке предстал 28-летний Джозеф Фельдман, обвинявшийся в краже 850 шахматных книг из разных библиотек. – Я был бы готов проявить к вам снисхождение, – сказал судья, если бы вы поставили себе цель выиграть для Америки шахматную корону. Но свидетели утверждают, что вы даже не открыли ни одну из украденных книг.
После сеанса одновременной игры участники попросили сфотографироваться с ними гроссмейстера Шпильмана, усадив его на самое видное место. Однако, получив готовые снимки, неожиданно обнаружили, что как раз Шпильмана на них нет. Позвали "на разборку" фотографа. И тот сознался: "Что касается толстого малого, нахально рассевшегося среди наших ребят, то я его заретушировал. Он совсем не подходит к остальным и только портит снимок. К тому же имеет весьма смешной и нелепый вид".
На турнире в Петербурге Рубинштейн получил отличный номер в гостинице. Но после двух туров выразил неудовольствие: мешал шум лифта. Один из организаторов предложил Рубинштейну пожить в его квартире, гарантируя полный покой. Рубинштейн согласился, но на следующий день заявил, что теперь его раздражает гробовая тишина, и перебрался обратно в гостиницу, поближе к лифту.
Флор проводил сеанс одновременной игры. Шахматы приносили сами участники. Было много неполных комплектов. Вместо недостающих фигур использовались спички, монеты, кусочки сахара и т.д. В разгар борьбы гроссмейстер спросил одного из соперников: – Извините, а где мой ферзь? – Ваш ферзь? – удивился любитель. – Я давно его забрал. Это же была пуговица! – Тогда все в порядке, – согласился Флор, – за пуговицами я совсем не следил.
Флор во время московского турнира 1935 года предложил план, как ему стать чемпионом мира: "Это получится очень просто: Эйве победит Алехина, затем Менчик выиграет у Эйве (у Менчик с Эйве – положительный счет), а уж потом я запросто обыграю Менчик".
– Фрейлина, объясните уважаемому суду, как все произошло? Есть свидетели, утверждающие, что последний час до кончины королевы Бельгии Марии Генриетты Анны вы провели с ней вместе. – Поверьте, я ни в чем не виновата. Мы не произнесли ни слова. – Две женщины не могут молчать час подряд! – Но мы играли в шахматы!? – И как же вы огорчили королеву, что с ней случился сердечный приступ? – На 13-м ходу я съела ее коня. Тут ее величество поднялись с кресла и со словами: "Мне дурно" – упали бездыханными.
Автор книги по истории шахмат англичанин Мэррей неожиданно получил благодарственное письмо от полисмена из Нью-Джерси (США). Полицейский сообщил, что во время схватки со злоумышленниками направленная в него пуля "попала в ваш толстый фолиант, находившийся в кармане моей шинели, и застряла в конце последней главы".
В 1993 году детская шахматная команда отправилась на Мальту сразиться с мальтийскими сверстниками. Открыть матч пришла посол России на Мальте Валентина Матвиенко (куда только жизнь не бросала эту женщину). Она решила сделать первый ход в партии лидера, 12-летнего Саши Пирожкова, и подвинула крайнюю пешку на два поля вперед. – Тетя, вы что, с ума сошли? – возмутился Саша. Матвиенко чуть не упала в обморок. – Мальчик, ты что себе позволяешь? Со мной так даже Горбачев не разговаривает! – Но я же так не играю, понимать надо. Я всегда хожу от короля. – Обиженно произнес Саша Пирожков. После этого случая Валентина Матвиенко обходит шахматные турниры стороной.
Мастер Володин прилетел на шахматный турнир в Тель-Авив. – Оружие есть? – спросили его в аэропорту. – Только идеологическое, – пошутил Володин. – Покажите, – с серьезным лицом сказала сотрудница службы безопасности. – Маркс, Энгельс... – пытался объяснить девушке шахматный мастер, что такое идеологическое оружие. Бесполезно! Володина подвергли многочасовому таможенному досмотру, заставили раздеться догола. В результате мастер опоздал на первый тур и получил ноль.
Возвращается как-то шахматист после партии домой. Навстречу лягушка. И говорит ему человечьим голосом: — Я – не лягушка, а заколдованная царевна. Если ты меня поцелуешь, я превращусь в красивую девушку, и ты на мне женишься. Шахматист берет лягушку, кладет в карман пиджака и идет дальше. Лягушка его за пиджак дергает: — Ты не понял! МЕНЯ НАДО ПОЦЕЛОВАТЬ, И Я ПРЕВРАЩУСЬ В КРАСИВУЮ ДЕВУШКУ. ТЫ НА МНЕ ЖЕНИШЬСЯ... Шахматист достает ее из кармана и объясняет: — Понимаешь, у меня шахматный турнир идет, мне с девушкой возиться некогда. А говорящая лягушка – это прикольно.
На турнире в Берлине в 1869 году некий господин, вернувшись в зал после 40-минутного отсутствия и обнаружив, что в партии Минквиц – Шаллоп за это время было сделано всего два хода, обратился к играющим с гневным спичем: "Что это значит, господа? – негодующе вопрошал он. – Я успел сыграть в фойе с приятелем десять партий, а вы едва сдвинулись с места!" "Это, значит, сударь, – спокойно ответил ему Минквиц, – что нам за вами трудно угнаться".
Во время 18-й партии матча на первенство мира с Б. Спасским в Рейкьявике Фишер внезапно оторвал свой взгляд от доски и громко произнес: – Девочка в 12-м ряду, немедленно прекрати сосать леденец! – Да я только третий и взяла-то! – возразила 8-летняя Астрид Бьерндоттир. – Не третий, а седьмой, маленькая лгунья! – прервал ее Фишер. – Думаешь, я не считаю?!"
Принц Шарль Орлеанский, отец французского короля Людовика XII, считался крупным поэтом и искусным шахматистом. После смерти жены он написал поэму, в которой сравнивал постигшую его утрату с потерей ферзя в шахматной партии. Поэма имела жизнеутверждающую концовку: автор заверял читателей, что вскоре в его жизни появится новый ферзь.
Необычный случай произошел на командном чемпионате Венгрии 1900 года. Мастер Кароль Штерк, яростно атаковавший соперника, заснул в ожидании ответного хода. Во сне он продолжал наращивать угрозы и завершил партию матовой атакой. В момент, когда счастливый победитель принимал поздравления товарищей по команде, Штерк был... разбужен арбитром, сообщившим, что он просрочил время.
Стейниц ехал в поезде, и в одном купе с ним оказалась девятилетняя девочка с отцом. – Чем вы занимаетесь? – спросил Стейница его попутчик, когда они разговорились. – Так, играю в шахматы, – признался чемпион мира. – Ой, как интересно! – оживилась девочка. – Когда я была маленькой, я тоже играла в куклы.
Алехин проводил сеанс одновременной игры в Аргентине. Вдруг один из участников радостно воскликнул: – Маэстро, вам мат в три хода! – Поздравляю, – сказал Алехин. – Сеньор, только не волнуйтесь ради бога: вначале я вам поставлю мат в два хода!
В 1882 году талантливый петербургский шахматист Семен Алапин, узнав про международный турнир в Вене, сел в поезд (визу в то время получать не надо было) и прямо с венского вокзала направился в шахматный клуб. Войдя в зал и увидев за столиками игроков, Алапин спросил: "Кто тут Стейниц?" Ему указали на почтенного старика. Не колеблясь ни секунды, Алапин кинулся к Стейницу и предложил партию в шахматы. А теперь посмотрим на все глазами Стейница. Какой-то неизвестный, в высоких сапогах, кожаной куртке, запыленный, грязный, во время турнирной партии кидается на него с предложением играть!.. Несомненно сумасшедший!.. Стейниц, естественно, позвал на помощь. Алапина еле оттащили...
Как известно, юный Гарри сменил фамилию Вайнштейн на Каспаров. А известный гроссмейстер Белявский в детстве поменял имя Давид на Александр. Когда Каспаров и Белявский встретились друг с другом в матче претендентов, по Москве ходила шутка, что это единственный поединок в истории, в котором один шахматист играет под чужим именем, а другой – под чужой фамилией.
Гроссмейстер Шамкович встретился в Америке с Фишером и показал ему интересную позицию – конь борется против пешки и, прежде чем остановить ее, неожиданно удаляется в другую сторону. С этим этюдом не мог справиться ни один гроссмейстер, однако Фишер нашел правильный маршрут всего за три минуты. Шамкович понял, что Фишер – гений. Впоследствии он предложил эту же задачу Каспарову. Гарри обнаружил необходимую траекторию коня за две минуты. Тогда Шамкович понял, что Каспаров гениальнее Фишера на одну минуту.
Главный судья чемпионата британских школьников (до 8 лет) международный мастер Л. Барден сделал несколько назидательных замечаний участникам турнира: "Отдельные юные джентльмены, получив проигранные позиции с юными леди, позволяли себе бестактно предлагать партнерше ничью, а некоторые юные леди, проиграв партию, начинали вести себя крайне несдержанно и, в частности, норовили укусить партнера или расцарапать ему лицо..."
В американском городе Сиэтле грабитель, проникший ночью в банк, был обнаружен утром заснувшим над оставленной кем-то газетой. Как выяснилось, сон одолел грабителя после того, как он в течение нескольких часов тщетно пытался решить шахматную задачу-четырехходовку, помещенную в газете.
Фишер: "В 1970 году в Бледе я принял участие в международном блицтурнире. В партии с Петросяном мы то и дело обменивались шахами, причем он произносил это слово по-русски, а я – по-английски. В момент, когда у обоих уже начали зависать флажки, я вдруг сказал по-русски: "Вам шах, гроссмейстер!" Петросян настолько поразился, что на какой-то момент забыл о флажке и просрочил время".
Ф. Дуз-Хотимирский: "Шахматы – бесконечный лес. Шахматная теория – широкая лесная дорога, от которой идут просеки, дорожки, тропинки. Играя, я тащил противника в темный лес шахматного творчества подальше от изученных дорог..."
Известный шахматный психолог Блюменфельд в процессе партии часто записывал в тетрадку собственные мысли. Один из его противников, проявляя излишнее любопытство, постоянно заглядывал в чужую тетрадку. Тогда Блюменфельд решил воспользоваться этой "слабостью" соперника. Опытный психолог записал у себя в тетрадке: "Опасаюсь жертвы слона!" – и отошел от столика. Соперник, не задумываясь, отдал своего слона. Блюменфельд вернулся к столику и на глазах у радостного противника сделал новую запись: "Опасения были напрасны. Жертва слона проигрывает", после чего съел неприятельского слона. Соперник, прочитав текст, немедленно сдался.
В чемпионате Англии один из лидеров, известный гроссмейстер, получил от зрительницы записку вместе с пятью фунтов стерлингов. Ее текст гласил: "Дорогой сэр, я большая поклонница вашего таланта, однако эстетическое воздействие ваших комбинаций на меня возрастет еще больше, если вы используете эту скромную сумму для приобретения новой пары носков, и, таким образом, во время прогулок на сцене ваши дырявые носки, которые волей-неволей отвлекают мое внимание от игры, не будут портить мне общее впечатление".
Один шахматист уснул во время партии. И ему снилось, что он эффектно выиграл, публика рукоплещет, а коллеги расточают комплименты. Проснувшись, триумфатор со счастливой улыбкой собрался уйти. Но тут вдруг услышал слова удивленного партнера: – Ваш ход, маэстро! Однако игрок невозмутимо ответил: – Партия давно закончилась, а разбирать ее у меня нет никакого желания, – и гордо покинул турнирное помещение
Сделав очередной ход, мастер забыл переключить часы и отошел от столика. Вернувшись и обнаружив, что его часы идут, он сделал второй ход подряд. Партнер продумал полчаса и лишь затем заявил об ошибке соперника. Виновник недоразумения извинился, взял свой второй ход назад, после чего резонно спросил: – Но почему вы так долго молчали, вместо того чтобы сразу указать на мою оплошность? – Я все думал, нельзя ли воспользоваться вашей ошибкой, – невозмутимо ответил партнер.
В инструкции сотрудникам таможни Лондонского аэропорта Хитроу есть пункт, предписывающий особенно тщательно обследовать багаж тех пассажиров, которые во время досмотра "с подозрительной отрешенностью от будничных забот и тревог, словно в порыве религиозного экстаза, замирают над шахматной доской".
В 1925 году телеграфные агентства передали из испанского города Сарагосы сообщение, в котором говорилось, что местный шахматист Юнкоза дал сеанс одновременной игры не глядя на доску 33 любителям, добившись результата +32-1. Оказалось, что Юнкоза действительно объявил в печати о своем намерении дать сеанс одновременной игры вслепую на 33 досках, однако на это объявление откликнулось всего 3 человека. Юнкоза две партии выиграл, а одну проиграл. На остальных же 30 досках засчитал своим отсутствующим противникам поражения за неявку...
Одному из участников, только что проигравшему партию, Александр Алехин сказал: "Зачем вы начали двигать фигуры? Они же у вас так хорошо стояли...