5 мин.

Смешные шахматы. Дебют.

Так как во времена СССР профессиональных спортсменов не было, то Михаил Таль (в начале своей карьеры) работал школьным учителем. На одном из его уроков он увидел двух школьников, играющих в шахматы. В результате у одного из них появилась в дневнике запись: «не заметил мата в 4 хода».

 

На турнире в Филадельфии перед последним туром американский гроссмейстер Ясер Сейраван отставал от другого американского гроссмейстера Ника де Фирмиана.   Накануне решающей партии Сейраван зашел в парикмахерскую.  – Сверху что-нибудь снять? – спросил цирюльник, усаживая клиента в кресло.  – Если можно, Фирмиана, – задумчиво ответил Сейраван ошарашенному парикмахеру.  

 

Известный своей экстравагантностью гроссмейстер Семен Двойрис однажды "отличился" на шахматном шоу "Кремлевские звезды". Проиграв решающую партию, он никак не мог прийти в себя. Вначале Двойрис положил в карман блокнот, затем стал засовывать фигуры, одну за другой, и прервал это занятие только тогда, когда в карманы уже не помещались пешки.

 

В одном из интервью Михаилу Талю задали вопрос:   — Если я выиграю 10 партий у Роберта Фишера и 10 партий у Михаила Таля, на какой разряд я могу рассчитывать? Сейчас у меня третий.   — Если Вы выиграете 10 партий у Фишера, то я с Вами играть не буду.  

 

Драматург Леонид Зорин, чемпион Центрального дома литераторов, вместе со своим другом гроссмейстером Таймановым наблюдали за партией между Карповым и Каспаровым. Глядя на демонстрационную доску, Зорин заметил:  – По-моему, Карпов собирается двинуть коневую пешку.  Ход не смотрелся. И Марк Евгеньевич снисходительно улыбнулся:  – Этот ход не может быть сделан, потому что не может быть сделан никогда!  Спустя несколько секунд коневая пешка Карпова переместилась на одно поле вперед.  Гроссмейстер усмехнулся:  – Вот почему я – не чемпион мира!   – Все понятно, – согласился с ним Зорин, – но почему же чемпион мира – не я?  

 

В Египте один торговец долго уговаривал Карпова купить отличный папирус. В действительности "отличный" папирус делался из гнилой банановой кожуры и портился через неделю. Чемпион мира колебался. Тогда египтянин, чтобы убедить гостя, похвастался, что его русский друг написал ему благодарность. Прежде чем платить за папирус, Карпов решил прочитать записку. Текст гласил: "Ничего у него не покупайте, он – жулик!"

 

У Михаила Таля были проблемы со здоровьем. Нередко даже приходилось вызывать "неотложку", чтобы ему сделали укол. Зная это, один из журналистов как-то спросил Таля: "Миша, это правда, что вы – морфинист?" "Что вы, какой я – морфинист", – последовал мгновенный ответ, – я – чигоринец!"

 

Часть 1. Когда Эдуард Гуфельд стал гроссмейстером, он похвастался перед Корчным:  – Виктор, можете меня поздравить, теперь мы с вами коллеги!  – Дамянович вам коллега, – отрезал Корчной, имея в виду одного не очень сильного югославского гроссмейстера.  Часть 2. Спустя пару месяцев в Амстердаме состоялся международный турнир, в котором Корчной проиграл единственную партию, и – надо же! – именно Дамяновичу. Гуфельд срочно поспешил на почту и послал Корчному телеграмму, в которой было всего три слова: "Дамянович вам коллега!" (Доказано, что 2-я часть придумана Гуфельдом.)  

 

Присутствуя на втором Всероссийском турнире юных шахматистов Центра и Северо-Запада России, проходившего в Вологде, Борис Спасский провёл мастер-класс с юными шахматистами — и рассказал судьбу своего венка, полученного за победу в матче на звание чемпиона мира: «В супчик побросал, — говорит. — В 1969 году лаврушки не продавали».

 

Известный гроссмейстер обратился к Талю:  – Миша, сегодня я выступаю по телевидению. Что мне сказать зрителям?  – Дай им ценный совет: пусть слушают радио, завтра там выступаю я!  

 

В начале 70-х годов большой резонанс получило "дело Анджелы Дэвис". Хотя никто толком не знал, в чем она обвиняется, все гневно протестовали и требовали ее защиты. Было подготовлено специальное письмо, которое предложили подписать в том числе и чемпиону мира тех лет Спасскому. Спасский согласился подписать письмо, но предварительно попросил показать ему материалы дела, чтобы лично убедиться в необоснованности предъявленных Анджеле Дэвис обвинений. С тех пор с подобными просьбами к Спасскому больше никто не обращался.

 

В знаменитом радиоматче СССР – США Бронштейн выиграл обе партии у американского мастера Сантасьера. Американец послал победителю телеграмму: "Поздравляю с победой. В обеих партиях вы убедительно доказали преимущество двух слонов над двумя конями". Бронштейн тут же ответил: "При следующей встрече постараюсь столь же убедительно доказать преимущество двух коней над двумя слонами".

 

Человек на пляже играет с собакой в шахматы. Собралась толпа. Все восхищаются: "Какая умная собака!"  – Ничего себе умная?! – говорит человек. – Счет 3:1 в мою пользу.  

 

Найдорф всегда неудачно играл в Великобритании.  – Там постоянно такой туман, – оправдывался гроссмейстер, – что трудно отличить одну фигуру от другой. Иногда думаешь, что жертвуешь пешку, а потом выясняется, что отдал слона!  

 

Керес давал сеанс одновременной игры. Сделав на одной из досок ход 1.е2-е4, он обнаружил, подойдя к ней второй раз, что пешка стоит в начальном положении. Керес вновь подвинул пешку на е4. Однако, подойдя к этой же доске в третий раз, гроссмейстер увидел заколдованную пешку на поле е2.   Не понимая в чем дело, Керес решил посмотреть на своего соперника, снова двинув при этом пешку на е4. Напротив гроссмейстера с хитрой рожей сидел 85-летний любитель, который, увидев пешку на е4, радостно воскликнул: "Ничья! Троекратное повторение позиции".  

 

Болеславский был по жизни немногословен.  На турнире претендентов в Будапеште он долго гулял перед партией со своим тренером мастером Сокольским, не проронив ни одного слова. В конце концов тренер не выдержал:   – Не правда ли, чудесная погода, Исаак Ефремович?  – Ну и болтун же вы, Алексей Павлович! – последовал ответ.  

 

Один из шахматистов, исповедующий иудейскую религию, обратился к своему раввину с просьбой разъяснить, не совершал ли он грех, участвуя в турнире, где одним из туровых дней была суббота. Прежде чем дать ответ раввин потребовал запись сыгранных шахматистом партий. Вскоре был дан ответ: "Играть в шахматы так, как играли в этом турнире вы, – смертный грех не только в субботу, но и в любой другой день недели".

 

Известный русский шахматист Александр Алехин впервые принимал участие в заочном шахматном турнире.   Один из участников турнира сообщил Алехину свой очередной ход в письме, адресованном так: "Многоуважаемому господину Александру Алехину".   А в то время "многоуважаемому господину" едва исполнилось... десять лет.  

 

   Турнир претендентов 1962 года проходил в городе Виллистаде на экзотическом острове Кюрасао в Карибском море. Этот остров часто посещали туристы, поэтому в городе было много магазинов. Во время турнира на одном из обувных магазинов появилась реклама: «Внимание, шахматисты! Самый лучший ход вы сможете сделать только в обуви, купленной в нашем магазине” Большой любитель хорошей обуви Тигран Петросян приобрел в этом магазине ботинки и … действительно стал победителем турнира.