Словарь шахматного жаргона.
Язык шахматистов велик, могуч и чуден! Данный толковый словарь поможет бестолковым понять смысл специфических шахматных выражений.
А Адванс (продвинутые шахматы) – шахматы, в которых людям позволяется пользоваться помощью компьютеров. От английского Advanced chess. Армагеддон – решающая блиц-партия, в которой чёрным даётся на минуту меньше и ничья в их пользу. Атакёр – шахматист, играющий в остро-атакующем стиле. Б Баранка (бублик) – поражение, ноль в таблице турнира. Белопольник – белопольный слон. Белоцветчик – игрок, который сильно играет белыми фигурами и заметно слабее – чёрными. Бешеная фигура – фигура, которую многократно приносят в жертву, чтобы создать на доске пат. Пример бешенства ладьи в этюде. Михаил Кройтор, 2007
Ничья Первый ход очевиден. 1.Rxc2 f2! После 1...Re1+ 2.Kh2 R1e2 3.Kg3 fxg2 4.R2c6+ Ka5 5.Rc1= задание выполнено. 2.Rxf2 g3 3.Rf1 Rh5+ 4.Kg1 Reh6 5.Rf6+! Жертва ладьи не просто откладывает мат, но и подготавливает патовый «домик» для короля! 5...Rxf6. 6.Ra8+ Kb7. Понятно, что нельзя ни 6...Kb5 7.Ra5+; ни 6...Kb6 7.Ra6+. 7.Ra7+ Kb8 8.Rb7+ Kc8 9.Rc7+ Kd8 10.Rd7+ Ke8 11.Re7+. «Бешеная» ладья – вечный шах, ничья!
Бомба – дебютная новинка (разработка) огромной силы, меняющая оценку известного варианта
.
Буллит (или пуля) – игра с ультра-коротким контролем времени, от одной минуты на партию и меньше. Практикуется в основном на интернет-серверах. От английского bullet – «пуля». Быстрые шахматы (быструшки) – игра с контролем времени от 15 до 30 минут на партию. В Вилка – нападение одним ходом на две (или три) фигуры. Редчайшая разновидность вилки встретилась в следующей партии. Ботвинник – Смыслов Матч на первенство мира (м/12), Москва 1954 (М. Ботвинник)
33...Nf2+ 34.Kg2 Qf6 35.Qxf6 Rxf6 36.Kxf2 Rxf5+ 37.Bf3 Rf4 38.Rg4. Чёрные сдались. 1-0
Висячие пешки – Белые пешки на с4 и d4 (или чёрные на с5 и d5) в отсутствие поддерживающих их пешек на вертикалях «b» и «е»
Вынести в одну калитку – уверенно обыграть. Г Голый король – незащищённый король. Гроб (тж. безнадёга, горшок, жбан, труба, ящик ) – плохая, безнадёжная позиция. Д Дармовой заезд – атака без жертв или удобная позиция без риска. Детский мат – 1.e4 e5 2.Bc4 Nc6 3. Qh5 (или 3.Qf3 и 4.Qxf7#) Nf6 4.Qxf7# – мат. Возможны вариации. Доплывать – cознательно играть на ничью во всех оставшихся партиях турнира, имея хороший запас очков – чтобы не упустить синицу из рук. Дракон – вариант сицилианской защиты, в котором расположение чёрных пешек напоминает одноимённое чудовище: 1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cxd4 4. Nxd4 Nf6 5.Nc3 g6!
И затем 6...Bg7. Изобретатель названия Ф.И. Дуз-Хотимирский счёл положение чёрных пешек от d6 до h7 напоминающим расположение звёзд в созвездии Дракона.
Дыра – слабое поле. Длинная рокировка – помимо общепринятого значения, имеет и другой смысл: три поражения подряд. Возникло от обозначения 0-0-0. Дрова (дровишки) – слабые пешки. Дурацкий мат – 1.g4 e5 2.f3 Qh4# – мат. Это наикратчайший возможный мат в шахматной партии. Ё Ёж – возникающая во многих дебютах пешечная структура, в которой пешки стоят по шестой (третьей) горизонтали. З Забор – пешечная цепь.
После 38.h5 в партии Belov,V – Nguyen,N (Aeroflot Open 2007 Moscow) была зафиксирована ничья. Чёрные фигуры никоим образом не могут перелезть через забор.
Задвижка – тематическая жертва завлечения, создающая предпосылку для спёртого мата. Закрыть (похоронить) вариант – опровергнуть дебютный вариант, который ранее считался корректным. Заснуть – надолго задуматься. Звон – болтовня во время блица. Зевок – грубая ошибка, результатом которой становится потеря той или иной фигуры или пешки. Петросян – Бронштейн Турнир претендентов, 1956 36. Ng5?? «Этот ход не нуждается в комментариях. Комичность зевка в том, что белые оставили ферзя под ударом единственной боеспособной фигуры противника» (Петросян). 36…Nxd6, и белые, разумеется, сдались. И Игра на 2 результата – ситуация, когда стабильный перевес одной из сторон фактически исключает вероятность проигрыша. Игра на 3 результата – острая ситуация, в которой крайне трудно предсказать итог партии и всё возможно... Играть руками – играть автоматически, без раздумий, делая напрашивающиеся ходы. Играть с листа – играть незнакомую дебютную схему, без домашней подготовки. Изолятор – изолированная пешка. Испанка – испанская партия. Возникает после ходов 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5…
Испортить прическу – разрушить монолитность пешечного построения. Итальянка – итальянская партия. Возникает после ходов 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bc4 Bc5. К Катать – играть на победу абсолютно любую позицию.
Качка – качество, разница между ладьей и лёгкой фигурой. Китайская ничья – прекратить игру, размашистым движением руки смахнув фигуры с доски. Клиент – удобный партнёр, у которого удаётся выигрывать всегда и всюду. Комбинат – эффектная комбинация. Комбинатор (великий к.), комбайнёр – игрок, умеющий красиво комбинировать за доской. Коновал, Коноваленко(будённовец) – игрок, умело оперирующий конями.
Кооператив – 1. Жанр шахматной композиции, в котором обе стороны, белые и чёрные, сотрудничают в деле постановке скорейшего мата одной из них. 2. Шутливое обозначение для слабой игры, помогающей противнику выиграть «на ровном месте». Короткая рокировка – помимо общепринятого значения, имеет и другой смысл: два поражения подряд. Возникло от обозначения 0-0. Контра – контригра, встречная инициатива. Конь Каспарова – чёрный конь на d3. (См. 16-ю партию матча Карпов – Каспаров, Москва, 1985) Конь Тарраша – конь на краю доски. Король Стейница – активный король в миттельшпиле. Круговик – турнир по круговой системе, которая предусматривает небольшое и обычно чётное количество участников. Все они должны сыграть друг с другом – в один или в два круга. Крайне редко – в четыре. Л Ладейник – ладейное окончание. Лошадь (или скакун, кобыла) – конь. То есть шахматная фигура! М Маленькое качество – преимущество слона над конём Материал – фигуры и пешки. А также их сумма, иногда выражаемая в пешечном эквиваленте. Матешник (матец, композитор Матецкий) – мат!
Матильда, Матильда Петровна – красивый неожиданный мат. Матовала – шахматист, любящий или умеющий играть на мат. Мельница – комбинация с последовательным чередованием шахов и вскрытых шахов, когда соперник вынужден лишь переставлять короля с одной клетки на вторую и обратно. Н Навес – удар. Насиловать позицию – играть вопреки требованиям позиции. Например, играть на выигрыш там, где необходимо защищаться и бороться за ничью. Не выйти из дебюта - получить прямо в дебюте плохую позицию. Ничья в кармане – возможность играть (в том числе на выигрыш) без какого-либо риска, с гарантией ухода на ничью при необходимости. О Обдёрнуться - сделать не тот ход, что задумал. Обжорный ряд – седьмая (вторая) горизонталь, на которую вторгается неприятельская ладья, и начинает пожирать пешки. Огребание люлей – действие, во всех смыслах противоположное их раздаче. Окучить (пешку или слабость) – методично, постепенно атаковать, окружить и уничтожить. Отжарить или отпарить – обыграть. Убедительно обыграть! Отравленная пешка (или фигура) – незащищённая явным образом боевая единица, взятие которой ведёт к печальным последствиям. П Первая линия – наилучший вариант игры за обе стороны, предлагаемый той или иной шахматной программой. Пешечник – пешечное окончание. Пластуны – пешки, «ползущие» в ферзи на разных флангах одновременно Плюс раз (два и т.д.) или «+1» («+2»и т.д.) – текущий результат игрока в турнире, означающий разницу между количеством побед и поражений. Например, 6 из 10-ти – это плюс два («+2»). А 3,5 из 10-ти – это минус три («-3»). Соответственно, быть в плюсе (или идти в плюсе) – иметь положительный баланс побед и поражений. Быть в минусе (или идти в минусе) – отрицательный. Минус бывает глубоким. А плюс – большим. Плотный ход – ход с повышенным запасом прочности, улучшающий взаимную защиту фигур. Подкрутить (или замутить) позицию – осложнить игру неочевидным и быть может даже плохим ходом. Осуществляется в блице или в серьёзной партии в цейтноте соперника. Полтинник – 50% набранных очков из возможных. Например, 3,5 очка в 7-ми турах. Поднять ход (идею) – найти в позиции неочевидное, нетривиальное решение. Поза – позиция. Поплыть – растеряться, потерять нить игры. Похоронить вариант – опровергнуть применяемый на практике и считающийся корректным дебютный вариант. Довести анализ до категоричной оценки в пользу одной из сторон. Бывает так, что потом вариант удаётся реанимировать. Прихватить соперника в дебюте – добиться значительного преимущества в начальной стадии партии. Провисать (фигура, пешка) – оказываться без защиты. Промежуток – промежуточный ход – неожиданная вставка в вариант, который изначально казался форсированным. Проходимец – проходная пешка. Р Работа по дереву – анализ на доске с фигурами, без использования компьютера. Раздача люлей - выигрыш с особым цинизмом. Разноцвет – позиция с разноцветными слонами. Например, с белопольным слоном у белых и чернопольным у чёрных. Других слонов в позиции нет. Расписать (ничью) – Исполнить короткую, быструю ничью. Чаще всего в подобных случаях соглашение на ничью происходит еще до партии. Рассыпаться – проиграть неплохую позицию в несколько ходов. Рентген – эффект долговременного воздействия дальнобойной фигуры, от которого фигуры соперника не в состоянии надёжно укрыться. Например в конструкции «белый слон на g2, чёрные конь на с6, ферзь на b7, король на a8» чёрный король ощущает рентгеновское действие белого слона. Рубить флаг – играть исключительно с целью заставить соперника просрочить время. Рыба – ничья. Рыбка – один из сильнейших аналитических модулей (шахматных программ). С Самоходки – связанные и далеко продвинутые пешки, остановить которые соперник не в состоянии. Сбор урожая – реализация позиционного перевеса: серия ходов, в результате которой атакующая сторона добивается значительного материального преимущества. Сицилианка - сицилианская защита. Скинуть (пешку и т.д.) – пожертвовать или вернуть материал. Славянка – славянская защита. Слоны Горвица (Horwitz Bishops) – два слона, стоящие рядом и простреливающие открытие диагонали. Употребляется на Западе. «Мне рассказывал один туркменский тренер, что у них старики называют двух рядом стоящих слонов вторым ферзём» (Ivanych). Слон Гуфельда – чёрный слон g7 в старушке. Слон Фишера – активный белопольный слон в испанке или сицилианке. Соскок – спасение в трудной позиции. Сплав – умышленный проигрыш партии. Старушка – староиндийская защита. Столбик – серьёзный перевес. От +/- или -/+. Это оценки, введенные в обиход югославским «Информатором». Произносятся как «плюс-минус в столбик» (если перевес у белых) и «минус-плюс в столбик» (у чёрных). Стоять (или стоять на месте) – не предпринимать активных действий, делать выжидательные ходы. Строчка – решающий перевес. От +- или -+ . Это оценки, введенные в обиход югославским «Информатором». Произносятся как «плюс-минус в строчку» (если перевес у белых) и «минус-плюс в строчку» (у чёрных). Стучать – играть в блиц. Также играть в серьёзной партии на цейтнот соперника, быстро ходить и резко переключать часы. Т Треугольник – круговой манёвр по трём клеткам, с помощью которого можно передать очередь хода сопернику. Топталка, топталово (тоже что и сюрпляс) - повторение позиции вновь и вновь. Тура (бадья, башенка) – ладья. Туристы – 1. Любители, получавшие в XIX – нач. XX вв. фору, равную ладье (туре); 2. Участники чемпионата мира, не претендующие на титул или высокий результат. Термин ввёл в обиход Гарри Каспаров в 1999-м году – во время нокаут-чемпионата мира ФИДЕ в Лас Вегасе. Тычок – пешечный удар. У Уконтрапупить – обыграть, разгромить. Ф Фианкетировать слона – развить белого слона на b2 или g2. Или чёрного, соответственно, на b7 или g7. Фишка, фига – шахматная фигура. Форсаж – форсированный, то есть вынужденный вариант. Форточка – ход пешкой, имеющий целью защитить короля от потенциальных матовых угроз по последней горизонтали. Х Хвост – аутсайдеры в турнире. Последние доски в командных соревнованиях. Ц Цементировать – надёжно защитить. Цуг, цуцик – цугцванг: ситуация, в которой любой ход ведёт к ухудшению позиции. Может быть взаимным. Пример цугцванга: Новиков – Яковенко Aeroflot Open 2007 Moscow, 2007 Ход чёрных: «=». Например, 80…Rf8 81.Rf4+! Rxf4 – пат. Ход белых: «-+». То есть 1.Rg7 (1.Rc4 g2+) 80...Rf8 и т.д. Ч Чернопольник – чернопольный слон. Четырёхлошадник, квадрига, куадрилья – дебют четырёх коней. Возникает после ходов 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Nc3 Nf6.
Ш Шайба – пешка или лишняя пешка. Шведки или шведские шахматы – игра пара на пару, когда съеденные у противника фигуры передаются партнёру, который имеет право вместо хода выставить фигуру на произвольное поле. Швейцарка – турнир по швейцарской системе, которая предусматривает произвольное большое число участников и жеребьёвку перед каждым туром. Её основной принцип – между собой должны играть игроки с одинаковым количеством очков. Швиндель – короткий комбинационный удар. От немецкого Schwindel (головокружение). Шлёпать – играть бездумно и быстро. И как правило – слабо. Шпилер – от немецкого Spieler, азартный игрок, цепкий практик, который делает ставку на мелкие ловушки и использование грубых ошибок соперника. Штаны – ситуация, в которой две проходные пешки рвутся в ферзи, и вражеский слон не в состоянии их задержать, действуя по одной диагонали.
уффф...