11 мин.

«Обычно в таких матчах играют осторожнее…» Рукопашная схватка советских гроссмейстеров

«Участие в матче двух советских гроссмейстеров – это подтверждение силы и достижений отечественной шахматной школы, являющейся частью передовой советской культуры. Можно напомнить, что ведущие советские гроссмейстеры, в первую очередь Керес, Смыслов и Болеславский, вряд ли уступают по силе участникам данного соревнования…» Эти слова 6-й Чемпион мира Михаил Ботвинник произнес на закрытии своего матча с Давидом Бронштейном. В них не было ни грамма кокетства и дипломатичных реверансов, обычно свойственных подобным выступлениям. Простая констатация факта. Главная угроза титулу Ботвинника исходит от его собственных соотечественников. О масштабах этой угрозы ярче всего свидетельствуют результаты XIX чемпионата СССР, который проходит в конце 1951 года. Чемпион мира финиширует лишь 5-м, пропустив вперед не только хорошо ему известных Смыслова и Кереса, но и двух молодых мастеров – Петросяна и Геллера. Первый старт в новом 1952 году опять приносит разочарования. На турнире памяти Гезы Мароци в Будапеште Ботвинник делит только 3-5 места. На тренировочном сборе накануне хельсинской Олимпиады он проигрывает контрольные партии Болеславскому и Петросяну, что приводит к грандиозному скандалу. На общекомандном собрании ставится вопрос  о целесообразности участия Чемпиона в первой для советской команды Олимпиаде. Шахматных чиновников можно понять. Только что, всего несколько дней назад, в этом же самом Хельсинки футболисты уступили югославам. Отношения двух стран находятся в самой низшей точке за всю историю, и неотвратимость наказания «за серьезный ущерб, нанесенный престижу советского спорта» сомнений ни у кого не вызывает. Кары последуют в августе, когда шахматисты будут уже в столице Финляндии. Базовый клуб сборной - команду ЦДСА снимут с розыгрыша первенства СССР и расформируют. Главного тренера Бориса Аркадьева уволят и лишат звания заслуженного мастера спорта. Персональные санкции, вплоть до дисквалификаций получат и некоторые игроки. Шахматисты, на то и  шахматисты, что умеют считать на много ходов вперёд. Оказаться в шкуре футбольных коллег никто не хочет.

Ботвинник

6-й Чемпион мира Михаил Ботвинник

Изначальная тревога – как Ботвинник будет выглядеть на первой доске против Найдорфа, Решевского и Глигорича? Бог с ним, с Найдорфом, но неудачная игра против американцев или, что самое страшное, югославов, выйдет боком всем. С другой стороны, Чемпион мира, играющий на любой другой доске, кроме первой – это вообще не укладывается в голове. Собрание проходит скомкано. В открытую против Чемпиона выступают Котов, Смыслов и Бронштейн. Весьма уклончивы в своих речах Керес и Болеславский, но даже они не отрицают факт растренированности Ботвинника. А ведь против него, обладателя высшего звания, играть все будут с особым подъемом. Сам Чемпион отказывается отвечать на вопросы и, уж тем более, давать гарантии успеха. Итог ошеломительный. На свою первую Олимпиаду сборная СССР отправляется, оставив дома Чемпиона мира - случай уникальнейший. На распределении мест это не сказывается. Советские гроссмейстеры берут «золото», оставив позади Аргентину и Югославию. Какая ещё страна может позволить себе оставить за бортом игрока уровня Ботвинника без ущерба для результата? И это при том, что нормальной, командной атмосферы, в коллективе нет и подавно. Александр Котов, выполняющий обязанности капитана, приносит сборной 2 очка в трёх стартовых встречах, после чего самоустраняется, явно экономя силы для межзонального турнира, который стартует сразу после Олимпиады в соседней Швеции. Пауль Керес на первой доске неубедителен, и для общего успеха в поте лица работают Смыслов, Гелллер, Бронштейн и Болеславский. План Котова приносит свои плоды. На межзональном он уверено берет первое место, завоевывая право сыграть в Цюрихе, в турнире претендентов. Ещё четыре путёвки также у представителей СССР – Петросяна, Тайманова, Геллера и Авербаха. Смыслов, Керес, Болеславский и Бронштейн от отбора освобождены. Итого – 9 советских гроссов, компанию которым призваны составить Решевский, Найдорф и пока ещё практикующий Макс Эйве. Это какой-то очередной чемпионат СССР, а не турнир претендентов.

Претенденты

Давид Бронштейн и Василий Смыслов на турнире претендентов в Цюрихе

Что бы разбавить красный цвет и придать соревнованию легкий оттенок интернациональности, в Цюрих приглашают венгра Ласло Сабо, югослава Светозара Глигорича и шведа Гидеона Штальберга. В межзональном они набрали столько же очков, что и Авербах, но уступили ему по дополнительным показателям. Пока суть да дело, пока шахматисты решают, кто из них бросит перчатку Чемпиону, Чемпион сам наносит оглушительный удар. Конец 1952 года, XX чемпионат СССР. Ботвинник набирает 4 из 5 против сборников, всего три месяца назад заявлявших о его слабой форме, делит первое место с Таймановым, а затем выигрывает у него дополнительный матч. Поставив бунтовщиков на место, Чемпион вновь позволяет себе занять выжидательную позицию, сосредоточившись на своих профессорских делах. Следующая дискуссия по поводу его спортивной формы состоится только в матче. С кем играть – ему всё равно. Осень 1953 года, Цюрих. 15 гроссмейстеров играют в два круга. Двухмесячный марафон лучше других выдерживает Василий Смыслов, на два очка обгоняющий Бронштейна, Кереса и Решевского. 32-летний москвич играет в кристально ясные шахматы, виртуозно разыгрывая позиции, даже с микроскопическим перевесом. Обладая блестящей техникой, он при первой возможности стремится уйти в эндшпиль, где становится особенно опасен. 

Смыслов

Претендент на звание Чемпиона мира Василий Смыслов

Пять лет назад Смыслов уже боролся за шахматную корону. В матч-турнире 1948 года, он был вторым. И вот теперь предоставляется новая попытка  завоевать титул. Зима проходит в переговорах по поводу предстоящего поединка. Камнем преткновения, неожиданно становится дата начала. Смыслов хочет начать в середине апреля. Ему необходимо больше времени на подготовку. Плохо переносящий жару Ботвинник, указывает, что тогда финиш соревнования придется на июнь, и настаивает на марте. В конечном счете, претендент уступает. Корона близко, не всё ли равно, при какой температуре её выигрывать? Не хватало ещё сорвать матч. Наконец, все условия согласованы. Для советского спорткомитета головной боли немного. Матч Ботвинник-Бронштейн три года назад был организован на высшем уровне, так чего, спрашивается, изобретать велосипед? Уже привычный концертный зал имени Чайковского, та же огромная демонстрационная доска, возвышающаяся над сценой, тот же арбитр – Карел Опоченский из Чехословакии. Разумееется, тот же аншлаг и ни одного свободного места в зрительном зале. 16 марта 1954 года, первая партия

Матч

19-й матч за звание Чемпиона мира по шахматам. Первый ход делает президент ФИДЕ Фольке Рогард

Играющий белыми претендент, первым ходом отправляет королевскую пешку на е4. Её чёрная коллега в ответ сдвигается только на одну клетку – Французская защита. Поставить проблемы перед Чемпионом не удаётся. Он легко уравнивает позицию, а затем захватывает инициативу. При доигрывании слабые пешки белых падают одна за другой. Счёт открыт. Во второй партии Ботвинник уже в дебюте ставит соперника в тяжёлое положение. Смыслов пытается откупиться качеством, но давление белых велико – 2:0! Тенденцию более чем  резвого старта матча продолжает третий поединок. Претендент, уже отстающий на два очка, с ходу бросается в драку, вскрывает игру в центре и получает начисто выигранную позицию. Стремясь побыстрее уйти в эндшпиль, Смыслов меняет ферзей и даёт сопернику некоторые шансы. Чёрные успевают построить крепость ещё до откладывания. Первая ничья выглядит чистой случайностью. Уже 23 марта перед зрителями разворачивается драматичная битва. Ботвинник тонкими манёврами достигает перевеса, Смыслов бросается в отчаянную контратаку, но напарывается на встречную жертву слона. Когда дым рассеивается, у Чемпиона три пешки за фигуру, но конь и слон чёрных не успевают остановить крайние проходные. Итог первых четырёх партий – 3,5:0,5 в пользу Чемпиона. Он уже успел продемонстрировать лучшую дебютную подготовку, высокое качество анализа и стальные нервы. 

«Чемпион мира хорошо подготовился к соревнованию. Очевидно, он учёл опыт предыдущего матча с гроссмейстером Бронштейном и тщательно избегал «цейтнотов». Матчевая борьба имеет свои особенности, когда на протяжении всего соревнования встречаешься с одним и тем же противником. Для меня это был первый опыт матчевой борьбы. Может быть, этим обстоятельством в какой-то степени объясняется неудачное начало соревнования»

В. Смыслов

На стороне претендента пока только умение держать себя в руках. Сохранять спокойствие и хладнокровие. Не бросаться на амбразуру и не уходить в глухую защиту. Три пропущенных удара на настроении не сказываются, Смыслов продолжает просто играть в шахматы. 5-ю партию он начинает ходом 1.с4, и сражение идёт почти до голых королей - ничья. На фоне бурного старта, 6-я партия выглядит случайной гостьей, заглянувшей на это пиршество. В защите Грюнфельда соперники не форсируют событий, спокойно меняют фигуры и подписывают мир. Но уже в 7-й всё встаёт на свои места. Во французской защите Смыслов отказывается от хода 4.е5 в пользу 4.а3. Перемены приносят долгожданный успех – в эндшпиле претендент получает проходную по линии h, поддерживаемую дальнобойным слоном – 4.5:2,5. Размочив счёт, Смыслов выдерживает давление белых фигур в 8-й партии, а  затем переворачивает течение матча с ног на голову. В 9-й он возвращается к ходу 4.е5 и громит Чемпиона в 25 ходов! В 10-й, серией тактических ударов оставляет Ботвинника без двух пешек и сравнивает счёт. В попытке остановить «заплыв» Ботвинник переходит на «испанку», уравнивает игру и предлагает ничью после 22-го хода. Смыслов, резонно полагая, что проиграть эту позицию он уже не может, предложение отвергает. Спустя несколько ходов Чемпион ошибается и претендент выходит вперед – 6:5! В течение всего пяти дней Ботвинник проиграл три партии подряд. Такое в его карьере происходит впервые. Но Ботвинник не был бы Ботвинником, позволь он себе сломаться в такой ситуации. Способность этого человека подниматься после падения вряд ли имеет аналоги в мире спорта. Эту способность он уже показал на последнем чемпионате страны, когда по собственному признанию «высек» игроков сборной. Эту способность он покажет ещё не раз в будущем, и не только Смыслову. Пока же он показывает её в данном конкретном матче. В омуте осложнений 12-й партии Смыслов остаётся без фигуры и к экватору матча соперники подходят с равным счётом. 

Матч

19-й матч за звание Чемпиона мира по шахматам

Но уже в 13-й, Чемпион отбросив французскую защиту и испанскую партию, в которых настрадался ранее, мужественно избирает в ответ на 1.е4 сицилианскую защиту. Смыслов останавливает выбор на закрытом варианте, но спокойствия это нее приносит. Ботвинник беспощаден, счёт 7:6. Но и Смыслов попал в этот матч не просто так. С 0:3 он уже отыгрывался, почему бы не повторить. Опять же, его шахматный арсенал не беднее Чемпионского. 15 апреля 1954 года. Премьера староиндийской защиты на сцене зала имени Чайковского проходит триумфально для претендента. Жертвой качества он ставит белых в затруднительное положение, а отдав ферзя за три фигуры, организует неотразимую атаку – 7:7! Чувства зрителей легко себе представить. На их глазах происходит фантастическая рубка. 10 результативных партий, из которых 6 подряд! Процесс обмена ударами рано или поздно должен завершиться. Первым выдыхаться начинает претендент. В 15-й он снова сталкивается с проблемами в «сицилианке», а в 16-й бессилен в эндшпиле против двух коней Ботвинника, хозяйничающих по всей доске – 9:7 в пользу Чемпиона. 22 апреля, 17-я партия. Смыслов даёт временную отставку ходу 1.е4, применяя староиндийское начало. Ещё в миттельшпиле Ботвинник находит вечный шах. Точен Чемпион в 18-й и 19-й партиях, пресекая попытки претендента сыграть на победу. Затишье в матче обманчиво, это понимают все. Прижатый к стенке Смыслов, ещё не сказал своего последнего слова. В 20-й партии он организует мощный позиционный нажим, уверенно переводит игру в победный эндшпиль и снова сокращает разрыв до минимума. Впереди 4 партии, и в них претенденту необходимо взять 3 очка. 

__________________________________________________________________________________

Как и три года назад, судьба короны должна решиться в последней партии. Как и три года назад, претендент оказывается к решающему штурму не готов

__________________________________________________________________________________

Ничьи в 21-й и 22-й осложняют эту задачу до предела. Теперь надо дважды выигрывать по заказу у самого Ботвинника. Задача невыполнимая, но только на первый взгляд. 11 мая 1954 года, 23-я партия. Смыслов снова избирает староиндийское начало и ловит Чемпиона на беспечности. Пребывая в уверенности, что все проблемы позади, что минимум одну ничью до финиша он себе обеспечит, Ботвинник теряет сразу две пешки и в безнадежном положении останавливает часы. Как и три года назад, судьба короны должна решиться в последней партии. Как и три года назад, претендент оказывается к решающему штурму не готов. 13 мая 1954 года, 24-я партия. Смыслов разыгрывает староиндийскую защиту, верой и правдой служившую ему ранее. Однако уже в дебюте Ботвинник получает более перспективную позицию. К 22-му ходу его ладьи захватывают линию d, а слоны начинают прицеливаться к ферзевому флангу, где всё отчётливее проясняется слабость чёрных пешек. Понимая, что бороться предстоит в лучшем случае за ничью, Смыслов сам начинает мирные переговоры. Разумеется, отказа нет. 

награждение

Награждение Михаила Ботвинника

6-й Чемпион мира Михаил Ботвинник второй раз защитил свой титул. Он не выиграл ни у Бронштейна, ни у Смыслова. Но ему и не надо было этого делать. Корону он завоевал в 1948-м, сейчас же просто удерживает. Отнимите, если сможете. Матч-1954 явил собой открытую рукопашную, в которой Чемпион оказался на высоте. Определенная расслабленность наступила уже на финише, когда цель была так обжигающе близка, но в решающей, 24-й партии Ботвинник вновь предстал тем предельно мобилизованным шахматистом, сломить которого претенденту оказалось не по силам. 

«Обычно в таких матчах играют осторожнее, чем в турнирах, но в этом матче противники показали, что они не страшатся осложнений, они смело шли им навстречу. Уровень игры был очень высок, оба гроссмейстера применяли самые различные системы атаки и защиты»

5-й Чемпион мира М. Эйве

А что же Смыслов? Вторая попытка завоевать титул окончилась неудачей. Он снова лишь второй в мире… Не  возвращаться же к мечтам о карьере оперного певца. Прослушивание в Большом театре в 1950 году он не прошёл, значит остаются только шахматы. И для нового матча нужно опять прорваться через плотный заслон желающих…