Таких больше не делают. Джордж Форман – Рон Лайл
Уличный хулиган и боевик-консерватор против уголовника, проходившего в зарешеченных университетах такие предметы, о которых тогдашние чемпионы и подумать не могли – Алексей Сукачев вспоминает один из лучших боев в истории супертяжелого веса.
Существует такая вещь, как стандарт качества. Стандарты качества существуют в промышленности, в торговле, на денежных и фондовых рынках. Везде разные. Везде свои. Свои стандарты выработаны и в профессиональном боксе. Этакие планки, через которые стоит только перепрыгнуть, и ты становишься уже совсем другой, легендарной фигурой. Но этих стандартов немало, и даже в боксе они очень разные.
Если равнять бои, то на что стоит их равнять? За точку отсчета я бы выбрал бессмертное побоище между Хосе Луисом Кастильо и Диего «Чико» Корралесом – поединок, о котором мы уже говорили, и в котором было все, что угодно: блестящие раунды, тактика и техника, беспримерное мужество, нокдауны и даже драматичнейшая концовка. Но это был долгий бой – он длился без малого 11-ть раундов. И поединки Гатти против Уорда, Моралеса с Баррерой, Пакиао с Маркесом, Баррерой и Моралесом – это все были долгие бои.
Другой стандарт установили Марвин Хэглер и Томми Хернз, разрешившие свои вопросы меньше чем за три раунда. Но сделавшие это так, что память об этом еще долго будет жить в наших сердцах. Недостаток времени эти ребята скомпенсировали запредельной интенсивностью и жаждой победы. В тяжелом весе все крупнее, все сильнее и все несколько нуднее. Но кто рискнет назвать скучным Thrilla in Manila или, например, Rumble in the Jungle?! Это тоже были длинные бои, как и поединки Али со Спинксом или Джорджа Формана с Джимми Янгом. Все они пришлись на золотые для тяжей 70-е года прошлого столетия. Не самое, на мой взгляд, выдающееся время, но бои в те времена были действительно особенные. Со своим собственным ароматом и с неизбывной интригой. Да что там говорить – с 1973-го по 1978-й год The Ring только тяжей и награждал за лучший бой года.
В ряду этих незабываемых схваток и притаился наш сегодняшний герой – перестрелка в Caesars Palace (что, конечно, в Лас-Вегасе) между списанными со счетов Джорджем Форманом и Роном Лайлом – ставший лучшим поединком 1976-го года. А заодно и подтверждением того, что лаконичные и быстрые грозы способны выдавать далеко не только атлетичные средневесы и шустрики-легковесы.
Бой, впрочем, не предвещал чего-то особенного. Али-Фрэзер прошел всего за три месяца до этого, и память о нем все еще была свежа. Ко всему прочему, оба боксера восстанавливались после не самых удачных для себя выступлений. Большой Джордж не выходил в ринг больше года – так сильно на нем сказалась бойня в Заире, когда он проиграл хитрому Кассиусу Али, а, может быть, Мохаммеду Клэю, из-за очень большого желания его победить и отсутствия малейшего соображения, как это желание можно было бы реализовать. Форман, до этого не знавший не то что поражений, а даже мало-мальски близких боев, попросту не мог быть в идеальной форме. И ладно с этой ржавчиной, ring rust, как они говорят – не в ней дело. Большой продавец грилей (он о них тогда и не ведал, поди) и священник – эти роли были так далеки от Формана в те годы. Уличный хулиган и боевик-консерватор (посмотрите на фотографии бравых парней в трениках и кроссовках, разгоняющих «марши немых» в Минске, и вы получите представление о Большем Джордже того времени) – это Форман середины 70-х.
Хотя что там Форман… Рон Лайл – вот, кого действительно стоило бояться. Один из девятнадцати своих братьев и сестер, кто встал на опасную дорожку, он сидел в тюрьме все то время, когда сначала Санни Листон, а потом и Мохаммед Али приковывали все внимание боксерской общественности. Тридцать пять пинт крови, для того чтобы остаться в живых после внутритюремной поножовщины, две клинические смерти на операционном столе – Лайл прошел в зарешеченных университетах такие предметы, о которых тогдашние чемпионы и подумать не могли. И там же Рон выучился боксировать.
В профи он перешел только в 1971-м году, но меньше чем через два года уже был полноправным претендентом на чемпионский титул. Поражение от Джерри Куарри не слишком обеспокоило его, и к 1975-му году на волне своих побед над аргентинцами Оскаром Бонавеной и Грегорио Перальтой стал номером один в мире. Не считая Али, конечно. И, разумеется, он ему проиграл, а до этого проиграл и неудобному, склизкому Джимми Янгу, о котором мы когда-нибудь тоже обязательно поговорим. Потом была яркая победа над Эрни Шейверсом, но на бой с Форманом Рон выходил в роли неудачника. Как и Джордж. И это не была схватка двух хороших парней – в этой рубке был только Плохой Парень и Очень Плохой Парень.
Описывать бой смысла нет – у вас есть видео. Скажу только, что первые два раунда прошли ни шатко, ни валко, что вообще свойственно тяжам, а уж в 70-е-то годы так вообще. Обратите внимание на то, как боксируют оба бойца, как низко держат руки, как застаиваются и какие паузы берут. После двух-трех раундов они уже стоят на ногах с видимым трудом – это все тогдашний бокс. Да, против братьев Кличко и у тогдашнего Формана, и у всегдашнего Лайла не было бы и толики шансов. Но на себя двоих они сообразили отменный поединочек. В 3-м раунде он стартовал, в 5-м закончился – это было короче, чем у Хэглера с Хернзом. Но так же завораживающе…
… Лайл продолжил выступления, но был уже не тем, хотя крепкого венгра/британца Багнера одолел вскоре без лишних проблем. Но поражение от Джерри Куни нокаутом в первом же раунде де факто поставило крест на 38-летнем бывшем зэке. Ну, а Форман… О Формане мы еще когда-нибудь обязательно поговорим.
Таких больше не делают. Форман – Али