6 мин.

Грохот в джунглях. 40 лет самому знаменитому бою

Теория стилей не работает – историю бокса творят личности. Крупные личности. И когда они сходятся в ринге, то тут и выясняется, кто Величайший, а кто просто Большой. Блог «Таких больше не делают» вспоминает противостояние Мохаммеда Али и Джорджа Формана.

 

Грохотом в джунглях (The rumble in the jungle) назвали, возможно, самое известное и значимое противостояние в мировом боксе – бой Джорджа Формана с Мохаммедом Али. Поединок действительно прошел в джунглях – в столице бывшей бельгийской колонии Конго, которое стало носить гордое аборигенное название Заир (ныне Демократическая Республика Конго), Киншасе.

Именно этот бой стал первым для Дона Кинга в качестве промоутера. Нет, конечно, он и до этого был не на последних ролях, но именно Грохот в джунглях был полностью организован им. Именно Кинг предложил провести поединок в Африке. Именно он договорился с заирским диктатором Мобуту, и уговорил того выделить на бой невиданные по тем временам 12 миллионов долларов (каждому боксеру досталось по 5 миллионов). Также Дон активно говорил о битве в сердце Африке – как будто именно тяга к корням определила место проведения боя. По-прежнему не унимался Али. Он объявил, что бой – борьба за «большое черное дело». Форман на это только возразил: «Да я чернее него в два раза».

Вообще эта ситуация выглядела довольно забавно. Метис (у Али была и ирландская кровь) из обеспеченной семьи Среднего Запада – черный радикал. И по настоящему черный негр из самого что ни на есть южного штата (Джордж был родом из Техаса) из неполной многодетной семьи да к тому же с хулиганским прошлым – патриот американской мечты.

Из-за тяжелого тропического климата боксеры прибыли в Заир заблаговременно и провели там все лето 1974 года. Оба очень активно готовились к поединку. Но Али даже на открытых тренировках все больше стоял у канатов и мужественно защищался. Тогда на это мало кто обратил внимания, но именно так он будет себя вести и во время боя. «Джордж Форман никогда не раздумывает – он этого просто не умеет делать. Вместо этого он тупо молотит, что есть силы», – скажет Али перед боем. Он явно не боялся, что Форман его просчитает. У Большого Джорджа и вправду было только два достоинства – удар левой и удар правой. А вот думать на ринге или играть во всякие там игры, он не умел. Этим Мохаммед и воспользовался. Он дал Джорджу вдоволь вымахаться, а потом сказал свое веское слово.

Тактику, которую Али применил в этом бою, позже назовут rope-a-dope – буквально, канатный допинг. Мохаммед фактически висел на канатах, оттягиваясь как можно дальше за ринг при ударах в голову. При этом, когда соперник уставал, Али проводил острые контрвыпады. Такую же тактику он применит в третьем бою против Фрезера – Триллере в Маниле. И именно эта тактика, по мнению некоторых, стала причиной развития у Мохаммеда синдрома Паркинсона. Правда, врачи говорят, что этот синдром наследственный, и что не боксировавший никогда отец Али Кассиус Марцеллус Клей также после 35 лет страдал от этого тяжелого недуга. Как бы то ни было, но к канатному допингу Али был вынужден прибегнуть прежде всего из-за падения скорости ног. Все-таки годы и вынужденный простой сказывались.

Еще перед боем Али заявил: «Через пару лет, когда Джордж уйдет на покой, он будет кусать себе локти, стучать по лбу и повторять: «Ну, и дурак же я! Зачем я связался с этим парнем?» Похоже, что и здесь Мохаммед просчитал Джорджа – поражение, действительно, надломило его. Через 3 года Форман действительно уйдет на покой. Правда, временный.

Из-за рассечения, полученного Форманом в спарринге, бой пришлось перенести с сентября на 30 октября. А в тропических условиях это означает период дождей и повышенную влажность. К тому же, для удобства американского телезрителя, бой проходил в 8 часов утра. Поэтому оба боксера стали довольно сильно сдавать уже с первых раундов.

Уже со второго раунда Али повисает на канатах, и многочисленные попытки судьи держать канаты вместе с ним успехом не увенчались. При этом Мохаммед проводит очень мощные контратаки, особенно акцентируясь на правом кроссе в голову. После пятого раунда угол Формана просит натянуть канаты. Анджело Данди это идея почему-то не нравится, и он начинает бурно протестовать. Бой продолжается дальше. Форман после пяти раундов совсем вымотался. Али же, напротив, начинает все чаще атаковать. После шестого раунда Джо Фрезер, комментирующий этот бой, заявляет, что Форман дерется глупо, а Али – умно. Но это уже ясно и без него.

ВИДЕО

К восьмому раунду Джордж окончательно вымахался, а, взявший передышку в седьмом раунде, Али выжимает из него последние соки. Форман, как машина без коробки передач, не способен сбавить оборотов или сдать назад. Видимо его этому не учили. Али в концовке раунда наносит по ослабевшему Форману серию ударов, заключительным из которых стал мощнейший правый кросс. Джордж оказывается на полу. Он успевает встать на счет 9, но судья решает остановить бой.

Позже Форман скажет, что не вставал раньше, потому что из угла ему подсказывали, что время прийти в себя еще есть. А обозреватели бокса обратят внимание на то, что рефери успел за 9 секунд отсчитать 10. Как бы то ни было, Джордж потрясен основательно и победа Али сомнений не вызывает. Это подтверждает и шатающаяся походка Формана, которой он отправляется в свой угол.

После боя Али объявил себя Величайшим и сказал, что его до 50 лет никому не побить. А Форман сказал, что проиграл величайшему болтуну на свете и начал всячески оправдываться за это поражение. Канаты, говорил он, секунданты Али специально ослабили перед боем, чтобы Мохаммеду было проще на них висеть. А в своих мемуарах Джордж договорился до того, что ему собственный угол подмешал что-то в воду – у нее якобы какой-то лекарственный привкус был. Впрочем, престарелый Форман в момент откровенности признался: «Да он меня просто высек». Что ж проигрывать надо уметь, и Форман долго учился этому искусству.

Но отношения с Али у них при этом, как не странно, наладились. И Форман даже поддержал Али за руку при получении Оскара. А Оскар был за документальный фильм «Когда мы были королями» о том их самом поединке. Почему вот только «были»? Королей ведь бывших не бывает.

Автор: Алексей Буланенко