Ключ к нокауту Холлоуэя – грамотный риск и постоянный прессинг. Топурия показал, как это использовать
Блог «Тонкий филолог» размышляет об ударке и менталке Илии
Прошло уже больше недели с того момента, как Илия Топурия опять переписал историю, нокаутировав второго подряд экс-доминатора полулегкого веса. И если досрочный триумф над Алексом Волкановски можно было списать на то, что македонский австралиец поплыл после быстрого разгрома в реванше от Махачева, то уложить самого Макса Холлоуэя, стойкого гавайца с прекрасной ударкой – это уже повод посмотреть на то, что ж такого вытворяет Матадор.
Мейн-ивент UFC 308 действительно оправдал ожидания не только самим фактом нокаута, но и бесперебойным напряжением в ходе поединка. Если бы все завершилось решением, схватку все равно бы стоило разобрать. А так просто добавилось вопросов и интереса для анализа.
Несбывшиеся 10 секунд
Илия так много налегал в словесных баталиях про самый быстрый нокаут, что возникло 2 вопроса:
Матадору не стыдно плагиатить обещания Хорхе Масвидаля?
Зачем он вообще сделал это заявление основой своей пиар-кампании к бою?
И заметьте, ведь он же попытался сдержать обещание, вызвав Макса к центру сразу после стартового гонга. Вроде бы за безумие отвечает немного другой грузин, какого черта Топурия занимается ребячеством, на секундочку, в титульном поединке? Блефовал, зная, что Холлоуэй не пойдет?
Мне кажется, это те самые mind games. Матадора можно называть как угодно, но точно не «психом» или «безрассудным». Не-не, чемпион как раз с самого первого боя показал, что у него всегда есть план. И под стартовый размен у него точно имелись заготовки. Скорее всего, поднырнуть и пробить апперкот – это самое очевидное, учитывая разницу в росте.
Но, мне кажется, Илия точно знал, что Макс не поведется. И специально педалировал нарратив про «10 секунд» и «я вижу, что Холлоуэй сам меня признает сильнейшим», чтобы проверить гавайца на вшивость. Если бы Благословенный бросился, то тогда бы потерял голову от трэш-тока. Но в обратной ситуации, которая произошла, якобы бы доказал, что все слова Матадора верны. Это Топурия, и он зациклен на психологическом давлении на соперника.
Первый раунд: Матадор в роли быка
Холлоуэй показал свои типичные хладнокровие и умение предсказывать действия оппонента в стойке. Илия, наполовину пригнувшись, очень старался сократить дистанцию через почтальон: сдвоенные джеб-переход на хук. Но Макс на то и один из лучших боксеров в истории UFC, чтобы уверенно защищаться от стандартной комбинации. Более того, он показал вариативность способов пресечения атаки:
Джеб в корпус левой рукой;
Тайский тип с правой ноги с безопасного расстояния;
Левый хай-кик для проверки бдительности;
Лоу-кик с правой, причем когда Топурия уже близко;
Джеб в голову с уходом на сайд-степе.
Вот уже в этом аспекте гаваец точно великий и высококлассный ударник – он настолько спокоен в стадии защиты, что способен использовать несколько вариантов для контратаки или стоппинга. Более того, постоянно миксовать их, что усложняет задачу для противника.
Честно говоря, нокаут мог бы реально случиться очень быстро, только не в ту сторону: Илия неправдоподобно фейкует с левой, но ноги уже на автомате продвинулись вперед – вылетает одна из фирменных гавайских двоечек в виде правого апперкота и левого оверхенда. И как Матадор исправляет ошибку: он накладывает свою левую поверх апперкота! Не совсем захватывает, но именно что просто закрывает траекторию. Макс неслабо удивился и странным образом смазал левый боковой. Казалось бы, банальная вещь: просто успей сделать накладку. Только в этом и суть, что нужно среагировать и принять правильное решение против самого Холлоуэя.
Уже Макс начинает немного намекать на переход инициативы, с наскока раздражая заходом на удар правой – тут Илия чувствует момент, дергает на очередной джеб, быстро ныряя под тейкдаун. Однако помешала позиция: все же бороться у сетки, когда Холлоуэй не паникует и не пытается срочно развернуться, сложно. Тут плюс гавайцу: он понимал, что нужно не дергаться и просто встать на пятку – Матадор начнет пытаться выбивать переднюю ногу. А там уже легко встать с колена опорной. Единственное, что смутило: даже после подъема у грузина оставался шанс поработать в тайском клинче, что я считал частью его геймплана. Однако Топурия просто отпустил претендента.
Мне кажется, в этот момент чемпион начал загоняться, будто что-то в его точной последовательности вышло из-под контроля. Вот необдуманный лоу-кик – сразу прилетает левый крюк, благо руки вернулись на место. Попытка на двоечку – утыкается в слабый джеб и проверку ребер с миддла. Хотя Макс тоже неудачно сымпровизировал – очевидно бросил правый оверхенд и хотел с наскока положить левым крюком, но Топурия встретил.
Тут Матадор почему-то превратился в быка – прыгал, бил копытом, готовился для резкого прыжка. Но прыжка-то не было, ибо Холлоуэй хорошо держал дистанцию. Проблема заключалась в том, что ни раскачка, ни подшаг не действовали у Илии, т.к. он не мог эффективно финтить. Почти любые обозначения – сдвоенный джеб. Хорошо, был один довольно чувствительный каф-кик, и все. А раунд же надо забирать уверенно, и снова ошибка – неподготовленный заход, когда Топурия просто не успевает бросить с правой. Здесь Макс идеально в тайминг распечатывает две короткие двоечки и для завершения кидает легкий миддл. Конечно, чемпион злится, выходит на оверхенд+хук – долго и мимо, снова пропустив комбинацию. Претендент понимает, что нужно забирать пространство, и начинает прессинг левой рукой, чередуя джеб с подшага и хук на скачке. Правда, увлекся и зачем-то прокрутил уширо-гери: мне кажется, Илия не разгадал замысел Макса, иначе бы сместился в другом направлении и поймал бы на крюк.
Но Холлоуэй падает! И Матадор забирает спину. Однако там просто разъехались ноги при джебе, да и чемпион не попал – за нокдаун не считается. Хотя отлично среагировал и оформил 7 секунд контроля из позиции, считающейся опасной.
Итоги раунда? Сложно подводить, потому что контроля у Илии набежало маловато. Бросок классный, но толку? Макс был точнее, только не то, чтобы он действительно перебил. Наверное, все же Холлоуэй, 10-9.
Второй раунд: Макс теряет свою дистанцию
Начало уже показало, что разведка приняла более открытый характер. И больше оголился Топурия, он стал чаще рисковать. Это вроде бы безумие против Макса, но в реальности позволило искать дыры. Вот Холлоуэй выставляет правую руку далеко вперед, угрожая боковым, однако бросает апперкот с левой – так Илия сразу показывает хук слева. И грузин начинает делать пикабу, провоцируя гавайца маятником – претендент вроде бы отстреливается джебом, только без интенсивности. Этого хватает чемпиону, чтобы обозначить апперкот и бросить правым оверхендом – прошло в сантиметре от челюсти. Макс уже врубает футворк на полную, лишь бы уйти от Матадора, почувствовавшего свой успех. Вроде бы и не успех: ни нокдаунов, ни даже точных попаданий, но Илия разгоняется и действительно выглядит опасным. Настолько, что наконец-то заходит на ближнюю: Благословенный хочет остановить лоу-киком – Топурия наседает с двойки. В спешке Холлоуэй пытается угрожать левой – хук грузина почти достиг цели. Если бы не сумасшедшие инстинкты Мэд Макса с быстрым возвратом рук, то неизвестно, что бы случилось. Создается ощущение, будто он не понимает, как справиться с этим давлением.
И здесь уже Илия будто раскрывает свой арсенал: джеб в корпус, правый хук, лоу-кики. Причем иногда идет на встречный удар, не боясь даже правого хай-кика Холлоуэя. Безумие, но оно дает результат. Тут Макс немного остужает самоуверенного Матадора, сбивая левый джеб и сразу пробивая крюком. А бой возвращается к темпу, удобному для претендента. Однако подходящий ритм не гарантирует развития успеха: облик-кик ничего не дал, от сдвоенного джеба Топурия ушел на маятнике – фейк на левый хук и вовсе привел к пропущенному тычку. Опять читаемый джеб – грузин вскользь попадает оверхендом. Через 5 секунд гаваец даже не успевает ничего выбросить, но снова ловит через руку. Единственное, что ему удалось, да и то с оговоркой – уширо-гери. Ремарка же в том, что попало не в печень – а мышцы пресса.
Не сказать, что тут было много точных и качественных ударов. Но здесь 10-9 в пользу Топурии за счет как последней минутки, где он оказался успешнее – так и за счет навязанного прессинга по дистанции раунда.
Третий раунд: Ахиллесова рука Макса
В углу Благословенному говорят, что он должен контролировать две взаимосвязанные вещи:
Дистанцию;
Темп Матадора, не позволять тому разгоняться.
Чтобы пресечь прессинг чемпиона, Макс начинает постоянно запутывать сменой стоек. Причем один интересный нюанс: Холлоуэй выпячивал вперед правую руку даже в стойке правши! Т.е. левое бедро впереди, но в то же время и правая рука дальше левой. Находка интересна тем, что в таком положении сильная конечность Макса превращается в страшное оружие, способное заглушить джеб Илии. Более того, испанскому грузину даже опасно пробовать работать слева.
Посмотрим на демонстрацию боевого потенциала. Вот Холлоуэй несколько раз придерживает левую руку Илии и сильно смущает этим галантного испанского грузина. Или незаметно кидает левой в область печени Матадора, заставляя того фокусироваться на правой руке. Далее претендент угрожает джебом с этой же конечности, но натыкается на апперкот. Хорошо, не беда – пара резких и довольно неожиданных сайд-киков будто успокаивают Илию.
Однако Макс сам забыл, что ему говорили: идет на сокращение дистанции, почувствовав иллюзорный перехват инициативы. И, к сожалению, не выбрал ничего лучше, чем постоянная разведка левым джебом, от которого Матадор прекрасно уходил головой и корпусом. Раз – хук слева, Холлоуэй удивлен. И сразу грузин опять очень правдопобно фейкует тем же крюком, и гаваец на инстинктах слишком далеко выбрасывает правую руку – «домик» открыт, куда приветливо стучится кросс справа.
Сенсация: Благословенный буквально вынужден спасать себя. Его били, его побеждали – но никогда не заставляли выглядеть смертельно уязвимым! Удивительно, но как же отработал Макс корпусом и минимизировал урон у сетки, это было довольно хладнокровно с учетом кризисности ситуации. Я понимаю, что в подобной обстановке последним делом вспоминаешь советы угла, только стоило бы опять задуматься о необходимости держать дистанцию. Ну так, не лишнее, когда ты плывешь. Холлоуэй с опущенными руками встает неподалеку от центра, пропускает оверхенд справа. Хочет кинуть левый хук – руку сбивают. Отходя назад, он использует колено последней надежды – последним становится мощный оверхенд справа.
Итог: король разменов пострадал от них же
Забавно, но Макса сгубило то, что выковало ему славу – активность на ближней дистанции. Понимаете, обычно его великие нокауты состоят из провокации на размен и заготовленного удара. Хорошо, там еще посередине потрясающая работа корпусом, позволяющая не улететь. Просто вспомните те победы над Корейским Зомби или Джастином Гэтжи – они были вынуждены оголяться и чересчур рисковать при рубке. Холлоуэй прочитывал их намерения и знал, с чего они зайдут. А дальше уже дело отточенной боксерской техники.
Когда у Благословенного все пошло наперекосяк, и он оказался в роли проигрывающего, то завелся и понадеялся на свои рефлексы. Ему требовалось отвелосипедить, покидать тайских типов, пофейковать и подергать. Не факт, что помогло бы, учитывая потрясенное сознание – но вариант получше, чем опускать руки в буквальном смысле.
Выживи он в третьем раунде, возможно, ему бы хватило времени переломить ситуацию. Вопрос только, случилось бы это, учитывая нежелание слушать установку угловых.
Главный итог: профессия матадора состоит в работе с риском
Назим Садыхов (вы его помните по яркому бою с Вячеславом Борщевым) перед началом второго раунда написал:
«Мы смотрим поединок высокого уровня, где оба выглядят уязвимыми».
Рецензия точная и дальновидная, стоит отметить. Бой потрясающий, с переходом инициативы, где до середины третьего раунда оба могли в секунду потерять все. Это и есть та самая работа с рисками высшей категории, и грузинский чемпион лучше всего с ними справился. Как по мне, Топурия выиграл за счет нескольких факторов:
Немного везения – в первом раунде он неоправданно раскрывался, и ему повезло, что Макс не нашел момента потрясти его;
Отличная работа корпусом – маятники действительно хорошие, и использовался этот элемент с умом, позволяя сокращать дистанцию без урона;
Умение удерживать темп – Матадор психологически загнал Макса, старался навязывать свою игру, надолго не отпускал инициативу;
Спокойствие – после не лучшего первого раунда Топурия будто бы нашел баланс между напором и благоразумием.
Крутое использование левой руки – именно хук слева стал ударом, который очень нервировал Холлоуэя. И фейк на который привел к переломному мигу.
Отдадим честь Максу Холлоуэю за классные 2 раунда, он показал свой стандартный отличный уровень ударной техники. В реальности этот нокаут мало что меняет в его наследии, в оценке выступления на UFC 308. Результат меняет разве что наше восприятие чемпиона: Илия Топурия все тверже убеждает нас в том, что он хитрый, прекрасно подготовленный и потрясающе чувствующий судьбоносный момент боец. И да, обладающий, конечно, таким панчем, что способен выбить все из стойкой легенды.
Илия очень много говорит про психологию, про то, что с ним никто не сравнится в твердости характера. И, знаете, такими боями он подтверждает собственное прозвище: хороший матадор каждый месяц принимает риск и оборачивает его в свою победу.
Благодарю вас за прочтение! Если вам понравился этот материал, можете прочитать схожую статью про поединок Шары Буллета с Арменом Петросяном.
Если вы хотите другого контента по теме единоборств, предлагаю ознакомиться с гидом по миру карате.
Сейчас ищу любую работу, но пока ничего не находится. Готов на любую подрабoтку, а сейчас дома есть абсолютно нечего. :-( От голода почти теряю сознаниe. Одолжить просто не у кого. Одoлжите, пожалуйста, на еду рублей 100-200. Хоть на булку хлеба, хоть на килограмм картошки.
Eсли оставите контакты, тo я готов вернуть с первой зарплаты (переведу на карту или номер телефона). В этом случае оставьте свои контакты в личных сообщениях. Я верну 100%!
Пополнитe, пожaлуйстa, номeр тeлeфонa нa любую сумму: 8 (952) 133 65 10 (баланс номера телефона у оператора или по СБП)
Заранее Вам большое человеческое спасибо.