Дзюдо уже почти 50 лет находится в программе Олимпийских игр. Но что вы знаете о данном виде борьбы?
Прямо сейчас в Токио проходят соревнования по дзюдо, и уже были разыграны комплекты наград в нескольких весовых категориях. Данный вид борьбы вроде бы и популярен, и обладает безоговорочным олимпийским статусом - только это не помогает японскому единоборству в борьбе за внимание современного зрителя. Поэтому я решил разъяснить все основные принципы по поводу дзюдо и объяснить причину его стагнации в плане охвата аудитории.
Дзюдо же точно старый вид единоборств, придуманный в Японии и использующийся для подготовки самураев?
Любое японское искусство сделать больно врагу будут соотносить с местной системой средневекового феодализма и пихать в программу обучения самураев. Спасибо, что хоть аниме и оригами никак не пытаются приписать этому военному классу!
Но задайте себе вопрос: зачем человеку, который обладает оружием, учить борьбу? Самураи в своём большинстве были лучниками, т.е. находились на далёкой дистанции от соперника - и навыки контактного боя без оружия им к чертям не сдались. На крайний случай у них всегда был меч (и далеко не всегда катана, не нужно тут стереотипов) - опять же, зачем бороться? Если же самурай умудрился потерять оружие и вынужден отбиваться при помощи своих конечностей, то такой боец долго не проживёт, раз позволяет лишать себя подручных средств. Хорошо, навыки борьбы всё же применимы, но вы вспомните технику дзюдо: броски с разворотом корпуса. В доспехах (которые весили не меньше 15 килограммов) это сделать проблематично - гораздо проще подсечь соперника. Подсечки в дзюдо используются, но не являются визитной карточкой данного единоборства или же самым эффективным приёмом. Конечно, какие-то принципы борьбы самураями изучались для общей физической подготовки и готовности к критическим ситуациям, но: 1) этому уделялось мало внимания, ибо без постоянного прикладного применения данная затея немного бесполезна для воина; 2) это не имело никакого системного оформления и не считалось видом/школой; 3) слово "дзюдо" применительно к борьбе никто не применял.
А что насчёт возраста? Мы же привыкли ассоциировать всё азиатское с традиционностью, долговечностью и старостью.
Очень сложно говорить по поводу "старости" боевых искусств. Почти все дошедшие до нас единоборства в своём нынешнем виде относительно молоды, и действительно "старыми" можно называть только некоторые подвиды ушу (от 500 лет) и муай-тай. Даже греко-римская борьба, несмотря на своё название, существует чуть больше 150 лет как именно школа единоборств с системой обучения, регламентом соревнований и прочее. Дзюдо и того моложе - в следующем году стукнут юбилейные 140 лет. Да, оно появилось уже после смерти института самураев и являлось как раз антиподом всего того, что несло в себе то военное сословие. Дзигоро Кано был педагогом и боевые искусства рассматривал как интерес, а не какие-то нужные в практическом применении навыки. И через такую априори жестокую вещь, как единоборства, решил проповедовать миролюбивую философию познания собственного духа через физические упражнения и работу в парах.
Дзигоро Кано пока что просто учит детей в своей авторской школе, не зная, что его единоборство через 50 лет станет олимпийским видом спорта
По своей сути, Кано не придумал технику, ибо позаимствовал приёмы из дзю-дзюцу - комплекса приёмов, принципом которых было не применение физической силы, а использование позиций "уступчивости". Т.е. вместо того, чтобы агрессивно лезть и пытаться тратить много сил на отрывание противника от земли, проще завлечь соперника к себе, подставить бедро - а потом уже включить элементарную физику и перебросить через себя, затратив гораздо меньше усилий. В этом и состоит главное отличие дзюдо от классической/вольной борьбы - кажущиеся проигрышными стойки и положения становятся опасными за счёт правильного использования тела. Например, в дзюдо хорошо развиты броски, когда бросающийся стоит спиной и полубочком к оппоненту. Такие стойки очень опасны в плане обороны, но правильная техника захвата и умелая работа тазобедренным суставом превращают данное положение из самоубийственного в выгодное. Именно поэтому и дзю-дзюцу - т.е., "мягкая, податливая" (дзю) техника.
Кано появился с идеей дзюдо в нужном месте и нужное время, как раз оказавшись в эпоху Реставрации Мэйдзи. Это было переломное явление в истории Японии, которое заставило страну двигаться в сторону интеллектуального просвещения и развития образовательной системы, тогда как военное сословие потеряло значительную часть своего влияния. И Кано со своей философией мирного единоборства был как нельзя кстати, потому что для него основой дзюдо были не приёмы - а воспитание духа и благоразумия. И да, всё же он далеко не взял из дзю-дзюцу, ибо в источнике хватало и таких технических элементов, что приводят к инвалидности - а Кано всё же стремился к массовому распространению, поэтому в дзюдо были включены самые безопасные техники. Но дзюдо было не только наименее травматичным единоборством на острове - а ещё и революционным.
И в чём же состояла революционность дзюдо?
Это было первое японское единоборство, которое ввело систему различия занимающихся по опыту и классу через цвет поясов. Да-да, кажущийся нам элементарным принцип разграничения через цвета элемента униформы был придуман не так уж и давно. Как и были введены ранги: ученический (кю) и мастерский (дан) с порядком отсчёта. Кстати, и единую для всех униформу придумал именно Дзигоро Кано - до этого какими-либо единоборствами на острове занимались в любой подходящей одежде. Кстати, "кимоно" - это такой халат, обычно предназначенный для похода на торжественные мероприятия. Не надо обзывать таким словом униформу представителя дзюдо/карате/айкидо. А японскими единоборствами занимаются в "доги". Первая в Японии ассоциация боевых единоборств со штаб-квартирой? Тоже дзюдо со своим Кодоканом. И первые регулярные соревнования тоже за дзюдо.
Дзигоро Кано не просто создал "мирный стиль" - он его упаковал во внятную форму. Ты приходишь заниматься дзюдо - и у тебя должен иметься стимул продолжать это делать. За счёт чего? Продвижения по ступеням мастерства, регулярно сдавая на пояс. И постоянных регламентированных соревнований. Кано поэтому и педагог, что он стремился к систематизации процесса, которая необходима в образовании. Единые униформа, правила и принципы - за счёт этого дзюдо из кружка по интересам превратилось в полноценную систему со своей идентичностью.
Ты заикнулся про принцип "дзю-дзюцу". Это же джиу-джитсу? Т.е. бразильское джиу-джитсу является родственником дзюдо?
Если быть точнее, то сыном. В конце XIX-го века Японии пришлось решать вопрос с перенаселённостью, и в Стране Восходящего Солнца пришли к удивительно простому решению: просто кинуть клич среди всех государств, кто готов принять к себе новых жильцов? Откликнулась огромная Бразилия - и пароходы с японцами на протяжении двух десятилетий плыли через весь мир. Честно говоря, эксперимент оказался провальным, ибо японцы так и не интегрировались в чужое общество - чересчур специфичная и уникальная культура. Тогда о глобализации мало кто заикался, поэтому подобная затея заранее была обречена. Японцы жили сами по себе, не учили португальский и хандрили по Родине. Но был один из них, кто смог влюбить бразильцев в частичку своей культуры. Звали его Мицуё Маэда.
Слева - Мицуё Маэда, показавший бразильцам дзюдо. Справа - Элиу Грейси, переосмысливший показанное дзюдо в бразильское джиу-джитсу.
Маэда был одним из лучших дзюдоистов Японии и, конечно же, учеником Кано. И в 25 лет уже известный на всю страну мастер поехал в долгое турне по миру с целью демонстрации своего кунг-... дзюдо. В первой половине XX века вообще были очень популярны гастроли мастеров боевых искусств по городам и весям - особенно в этом отличились американские боксёры. И занесло Маэду в Бразилию, где он на некоторое время обосновался. Первоначально он думал об эмиграции - больше о затянувшемся коммерческом турне. Его выступлениями впечатлился один подросток по имени Карлуш Грейси. И попросил Маэду научить его. А у Карлуша были младшие братья, которых уже сам взялся обучать. И один из них, Элиу, был настолько болезненным ребёнком, что старшие долго не хотели видеть хиленького родственника в доги. Но тот оказался настойчивым и научился. А потом посетила его мысль о том, чтобы упростить дзюдо и сделать искусством победы физически слабого над сильным. Так и появилось бразильское джиу-джитсу, которое позиционирует себя искусством борьбы без силовых элементов и ставящее на первое место совершенство техники нанесения приёмов. А семья Грейси стала целой династией, с которой и связаны основные моменты в истории БЖЖ: от основания до популяризации по всем миру через победы Ройса Грейси на турнирах UFC. Бразильское джиу-джитсу уже давно является самодостаточным видом единоборств, но было основано действительно на принципах дзюдо и в плане техники, и в плане организации (доги, система поясов с экзаменами).
Ройс Грейси не только прославил свою семью, но и запустил волну популярности бразильского джиу-джитсу
Но почему стиль называется не "бразильским дзюдо"? В те времена больше был известен термин "дзю-дзюцу", и того же Маэду в газетах называли как раз "мастером дзю-дзюцу". Сколько бы ни упирался японец и ни пытался объяснить, что он представляет отдельную школу с другим названием, в Бразилии его запомнили именно как тренера по джиу-джитсу. Кстати, Маэда потом вернулся в Бразилию и прожил в ней до 40-х годов - так что его тоже можно записать в японские эмигранты.
А ещё говорят, что самбо - это переделанное дзюдо. Насколько это заявление верно?
Олимпийский чемпион Беслан Мудранов был успешным самбистом. И таких примеров хватает
Верно настолько, что многие самбисты имеют пояса в дзюдо. Как и дзюдоисты добиваются неплохих успехов в самбо. Система "самообороны без оружия" основана на принципах дзюдо и является неким преемником, благодаря человеку удивительной судьбы.
Василий Сергеевич Ощепков родился на Сахалине, который на рубеже веков чаще всего использовался в качестве ссыльного пункта, что уже по умолчанию оставляло немного перспектив - так ещё 12-летний дальневосточник остался круглым сиротой. Спасла его, как ни удивительно, религия: у РПЦ имелась своя миссия в Японии (и до сих пор остаётся) - и один из её служителей взял подростка к себе в семинарию в Токио. Так получилось, что в данном учреждении вели факультативные занятия по дзюдо, которым Ощепков и увлёкся. Забава зашла настолько далеко, что уже в 21 год Василий стал обладателем чёрного пояса и вернулся на российскую часть Дальнего Востока, будучи ценным специалистом, знающим японский язык в совершенстве.
Василий Ощепков преподаёт тогда ещё чужеродную технику "дзю-доу"
Долгое время Ощепков вёл свою секцию дзюдо и устраивал соревнования для души, т.к. в основное время ему приходилось работать разведчиком. Больше десяти лет Василий Сергеевич занимался достаточно опасным и секретным делом, за счёт которого и заработал себе репутацию, необходимую для продвижения инициатив в спорте. Сначала разведчик с огромными заслугами просто начал обучать дзюдо военных и милиционеров, потом это переросло в разработку стандартов подготовки для армии - а закончилось придумыванием универсальной системы самообороны без оружия с опорой не на спорт, а на практическое применение сотрудниками силовых ведомств.
Ощепков придумал самбо не один - а вместе с Анатолием Харлампиевым. Да и данное единоборство с самого начала не было копиркой дзюдо - но основы и базу приёмов Василий Сергеевич, конечно же, взял из того единоборства, которое сам прекрасно знал. Самбо самодостотачно и имеет свои уникальные отличия, но стартовый толчок ему дали принципы дзюдо.
А как же тогда человек решает, какому стилю отдавать предпочтение? На него шляпу из "Гарри Поттера" надевают, и та сама распределяет: того в дзюдо, а этого - в самбо?
Тамерлан Башаев претендует на медали в супертяжёлом весе. И у него много регалий в самбо
Решает лёгким способом: по каким правилам ему проще вести схватку. В самбо обожают хватать за пояс и тянуть на себя, что в дзюдо не используется. А ещё у системы Ощепкова-Харлампиева есть такой огромный плюс, как возможность упасть при проведении броска через себя с целью улучшения позиции в партере и выхода на болевой - тогда как в дзюдо бросающий должен остаться на ногах, иначе ему не зачтётся техническое действие. Плюс в самбо балльная система, тогда как в японской борьбе можно выиграть одним элементом, который оценивается на иппон. Зато дзюдо разрешает проведение удушающих.
Говорят про какого-то Тедди Ринера, что он французский Карелин. Это так?
Ну, сравнивать одного великого с другим в разных видах спорта некорректно - но да, Тедди является удивительным персонажем в мире дзюдо. Причём, что самое интересное - он не самый доминирующий в истории! Да, вы, может быть, слышали о впечатляющей цифре в 154 победы подряд - так у Павла Настулы их в два раза больше! Ринер является 11-кратным чемпионом мира? А Антон Гесинк взял аж 21 "золото"! Так почему же о Мишке Тедди с таким восхищением отзываются? И почему его считают доминатором?
Французу действительно нет равных в своей категории за счёт поражающей антропометрии: 205 сантиметров и 120 килограммов! При этом, с такими габаритами Мишка отлично двигается! Он сочетает в себе физическое превосходство, хорошую координацию и отличное знание дзюдо - да, последние два качества есть у любого классного бойца, но тут в дело вмешивается антропометрия. От рук Тедди невозможно уйти: невероятный размах рычагов + очень цепкие ладони гарантируют успешный захват. А когда Мишка нащупал ткань, то в дело включаются его ноги! За счёт широченного шага он всегда найдёт возможность для подсечки или подставки - а добавьте к этому ещё и удивительную взрывную мощь. Не стоит забывать и о психологическом моменте: Тедди умеет выжидать и спокойно себя чувствует в вязкой борьбе, но умеет вовремя захватить инициативу, обладая зверским чутьём момента. В весе 100+ Мишка обладает огромным превосходством в выносливости, поэтому ему комфортно работать в темпе - тогда как его соперники рано или поздно проседают или застаиваются на месте, что только даёт шансы для француза.
Возможно ли на постоянной основе оказывать сопротивление Ринеру? Для этого нужно родиться таким же антропометрическим фриком. Лет 5 назад надеялись, что Ренат Саидов устроит тяжёлую жизнь Мишке Тедди - но тот оказался временной вспышкой. У Рената были схожие антропометрические данные, но больше полутора лет в топ-5 весовой категории не выдержал. Честно говоря, сам Ринер в последние годы испытывает проблемы со здоровьем и уже не так стабилен, пропустив два чемпионата мира и проиграв Большой Шлем в Париже (причём сам провёл необдуманную атаку) - но на Игры ещё способен собраться. А против злого Мишки Тедди бороться бессмысленно. Француз действительно уже легенда и феномен истории дзюдо.
Как дела с дзюдо на территории СНГ?
Тот самый великий момент Олимпиады в Афинах: Дмитрий Носов, вышедший на татами с переломом, выигрывает бронзовую медаль
Прекрасно обстоят. Несмотря на то, что прямо сейчас российские дзюдоисты выиграли лишь одну медаль, школа в наших краях развита очень сильно. Дело в том, что с 1960-х годов именно дзюдо было единственным восточным единоборством, имевшим легальный статус на территории СССР. На это повлиял международный статус данного вида спорта, ибо детище Дзигоро Кано получило лицензию на проведение чемпионатов мира и вошло в олимпийскую программу - а всё, по чему можно было получить медали Олимпиады, в Союзе ставилось на поток. Причём школа дзюдо в одной республике приобрела свой уникальный колорит - речь идёт о Грузии, где богато распространены традиции местной борьбы чидаоба. За счёт уникальных бросков, существующих только в данном грузинском единоборстве и незнакомых иностранцам, граждане этой кавказской республики отлично развились в дзюдо и до сих пор являются одними из сильнейших в мире. Вчера, кстати, первую золотую медаль в копилку Грузии принёс именно дзюдоист - Лаша Бекаури, чудом восстановившийся к началу Олимпиады от травмы плеча.
Лаша Шавдатуашвили - чемпион мира и победитель Лондона-2012
Но и на территории России школа дзюдо отлично развита, подарив немало не просто титулованных, но и колоритных спортсменов. Вам, конечно же, вспомнится ярый активист Дмитрий Носов, чья борьба с наркотиками доходила иногда до открытой паранойи - но когда-то он действительно восхитил тем, что со сломанной рукой вышел на схватку за бронзу в Афинах. Причём провёл бой предельно внимательно и аккуратно, вовремя поймав Азизова на очень рискованной атаке. Жаль, что человек после такого поступка решил заниматься ахинеей.
Вспоминается и Александр Михайлин, настоящая легенда мирового дзюдо и одна из самых трагичных личностей в данном виде спорта. В 22 года он делал золотой дубль на чемпионате мира в Мюнхен, победив в супертяжёлой и абсолютной категориях. Но Александру Вячеславовичу вечно не везло с Олимпиадой: за 12 лет лишь одна медаль! Одна. При том, что он трёхкратный чемпион мира и почти каждый год на крупных международных соревнованиях доходил до пьедестала. Более того, уже 27 лет ему присудили шестой дан - далеко не каждый сорокалетний дзюдоист с опытом побед на престижных соревнованиях может похвастать таким рангом. Проблема неудач Михайлина с Олимпиадой связана с тем, что в России был ещё один топовый тяжеловес - Тамерлан Тменов.
Александр Михайлин (в белом доги) одержал кучу побед - но до главного триумфа в карьере так и не добрался
Тоже легенда дзюдо, хотя по количеству титулов осетин уступает Михайлину. Зато он трижды был на Олимпиаде и два раза брал медали, тогда как Александр просто не доезжал до главного турнира четырёхлетия. Всё дошло до того, что перед отборами на Афины разгорелся нешуточный скандал в федерации по поводу того, что Тамерлана "протаскивают", хотя Михайлин был в превосходной форме. Закончилось тем, что Александр решил согнать вес и выступать в другой категории, но сам себя измотал и проиграл соревнования. А к отборам в Пекин подошёл в не лучших кондициях. Дошло до того, что Михайлину активно предлагали гражданство друге страны, ибо это парадоксально, что топ-3 весовой категории элементарно не доезжает до Олимпиады. Тменов же был классным борцом и имел рейтинг, но так и ни разу не стал чемпионом мира - зато у него имелось умение собираться на Олимпиаду, доходя минимум до полуфинала. Лишь в Пекине оступился в четвертьфинале, но против Исии почти все бы проиграли.
Самое интересное, что и Тменов, и Михайлин успели проиграть битву за "золото" Ринеру. Осетин в 2007-м во второй раз за свою жизнь дошёл до финала ЧМ - и попал на юную сенсацию, ещё позавчера школьника Тедди Ринера. Француз, как вы понимаете, стал самым молодым чемпионом мира в истории - а Тамерлан так и остался вечно вторым. Михайлин же наконец-то отобрался на Олимпиаду в 2012-м, уверенно дошёл до финала - и кто бы его мог там ожидать? Конечно, уже непобедимый и великий Тедди. Схватка прошла предсказуемо, Ринер уверенно забрал своё - а легенда так и осталась без того, что должна была получить за все годы своего труда.
Почему успешных представителей дзюдо в ММА так мало? И есть ли смысл Мишке Тедди попробовать себя?
Да-да, Фёдор Емельяненко является мастером спорта по дзюдо!
Да, их действительно мало. Из заметных дзюдоистов, которые показывали высокий уровень в крупных ММА-промоушнах, можно вспомнить лишь Ронду Роузи, Фёдора Емельяненко, Герарда Мусаси, Каро Парисяна, Казухиро Накамуру и Рика Хоуна. Причём Последнего Императора всё же идентифицируют с самбо, а не дзюдо. А теперь сравните с тем, сколько именитых джитсеров в смешанных единоборствах или вольников.
К сожалению, это связано со спецификой правил дзюдо: те тейкдауны, что вы привыкли видеть в ММА, в дзюдо не используются из-за запрета на подхват руками ног. Точнее, этот элемент был на заре существования данного единоборства, но потом его убрали. Плюс в соревнованиях по дзюдо ограничение по времени на нахождение в партере, что не позволяет развить навыки прохода гарда, работы в сайд-маунте и прочих тонкостей позиционной борьбы, за счёт которых БЖЖ гораздо эффективнее. Ещё и болевые редко используются, что тоже снижает привлекательность дзюдо.
Ронда Роузи пришла в UFC уже очень известной спортсменкой, что брала медаль на Олимпиаде
А броски, база которых в дзюдо отлично развита, в рамках ММА не имеют существенной пользы, т.к. к нокаутам они приводят раз в пятилетие - а баллов дают не так уж и много. Проще выучить БЖЖ, завлечь соперника в гард и досрочно завершить удушением. Это иронично, но вышедшее из дзюдо джиу-джитсу за последние лет 20 просто уничтожило своего "отца" в плане роста популярности. Мы живём в эру, где ММА - самое динамично развивающееся направление на рынке единоборств. И для него джитсу гораздо лучше подходит. А дзюдо остаётся просто престижным олимпийским видом.
Если говорить об олимпийских чемпионах в ММА, то уже имелся пример Сатоси Исии, прекрасного дзюдоиста и победителя Олимпиады: он был национальным героем после Пекина-2008. В 22 года выиграть Олимпиаду в супертяжах - достаточно крутое достижение. Но Сатоси сразу же завершил карьеру и ушёл в ММА, что вроде бы логично - смешанные единоборства дают новую аудиторию, позволяют чаще появляться в телике и т.д. И Исии давали очень известных оппонентов: Фёдора, КроКопа, Рэмпейджа Джексона. Легенда на легенде, причём каждая из них уже далеко не в лучшей форме. И что сделал японец в ситуации, когда судьба даёт шанс себя раскрутить? Правильно, влетел всем. Ибо он просто оказался неготовым к тому, что в ММА умеют бить конечностями. Похожая история была и с великим Настулой, который тоже ударился в смешанные единоборства - быстро проиграл Ногейре, Фёдору и Барнетту, попутно влипнув в скандал с допингом.
Молодой Сатоси Исии, тогда ещё не испортивший карьеру переходом в ММА
То же самое будет ожидать и Тедди в абстрактном бою против опытного бойца: француз всю жизнь посвятил себя одному виду и одним правилам. Для смешанных единоборств он слишком прямолинеен и технически беден, несмотря на все свои антропометрические дары.
К сожалению, дзюдо стало заложником того, что позиционирует себя в качестве универсальной борьбы: есть броски, есть болевые и удушающие приёмы, есть даже принципы позиционной борьбы в партере - но эта философия "обо всём в общем" сильно мешает в битве с остальными конкурентами. Бразильское джиу-джитсу с бедной бросковой базой, но прекрасной проработкой тонкостей партера, стало гораздо популярнее и успешнее. Только стало ли дзюдо хуже от того, что занимает узкую и ограниченную нишу? Нет, это всё ещё великолепное единоборство! И от того, что мы его видим лишь на Олимпиаде, становится только интереснее смотреть за тем, чего так долго ожидал! Более того, зачем дзюдо гнаться за трендами, если когда-то именно оно значительно опередило мир развития единоборств? Надеюсь, вы не только узнали о дзюдо много нового, но и влюбились в данный вид борьбы!