4 мин.

До Крусибл

BEFORE THE CRUCIBLE

Театр Крусибл в Шеффилде стал ежегодной спортивной Меккой для снукерных болельщиков. В этом году он принимает Чемпионат Мира в 38-й раз, но у самого значительного события в игре были различные пристанища с момента первой постановки в 1927 году и вплоть до 1976 года, пока он не переехал в Город Сталеваров (Шеффилд).

На 25-ю годовщину переезда я написал сценарий для официальной программы Чемпионата Мира, который воспроизвожу ниже, чтобы напомнить каждому, что спорт не всегда был таким денежным, и, несмотря на то, что многие люди жалуются сейчас насчёт условий, ситуация значительно улучшилась.

Возможно, путь из Wythenshawe Forum в Manchester’e в Театр Крусибл в Шеффилде и непродолжителен, но по снукерным меркам такой переезд сравним с путешествием на другую планету.

В наши дни игроки обоснованно считают за само собой разумеющееся, что график турнира будет идти как по маслу. Столы лучшие в мире; ТВ-свет и камеры эталонные и ненавязчивые; публика хорошо воспитана и почтительна. Но в 1976 году к несчастью для Рэя Риардона даже эти простые условия не были соблюдены.

Зал Wythenshawe принимал половину основной сетки, тогда как Middlesbrough Town Hall осуществлял организацию второй половины. Риардон прошёл, чтобы сразиться в финале с Алексом Хиггинсом за куш в размере 3500 фунтов.

Для начала, матчевый стол не был стандартным. Пять из шести луз были не обычного размера, при этом забивать вдоль одного из бортов было до смешного просто, тогда как любая попытка забить вдоль противоположного была практически невыполнима.

Арена не годилась для телепоказа, и блики от огней затрудняли игру. Риардон и Хиггинс по вполне понятным причинам хотели, чтобы финал протекал на должном уровне, но без возможности нормально видеть шары матч взял курс на опасную близость к трагикомедии.

К счастью, по окончании первой сессии ближний свет уменьшили, и финал смог продолжиться.

В ходе этого захватывающего противостояния, сопровождаемого не совсем уместными возгласами неодобрения со стороны публики, недовольной тем, что игроки жалуются на игровые условия, Риардон вёл 8-5, потом отставал 10-9, снова поведя 15-11.

Также игроки были недовольны несколькими решениями рефери – Билли Тимса, и в последний вечер Джон Вильямс надел белые перчатки, чтобы принять судейство на себя.

Хиггинс сократил разрыв до 15-13, но Риардон выиграл последующие 4 фрейма, поведя 24-15, и решительно оторвался от Урагана, победив в итоге со счётом 27-16.

“Боюсь, условия не были такими, которые вы могли бы назвать идеальными,” выразился Риардон. “Я не хочу вспоминать плохие вещи, но Embassy заслужили лучшего для своего первого турнира, потому что они оказались отличными спонсорами.

“Полагаю, это был хороший урок для всех. Снукер привлекает огромное внимание со стороны телевидения, и, очевидно, заслуживает соответствующего обращения.”

В журнале “Snooker Scene” в защиту высказываний Риардона Клайв Эвертон написал:

“Протесты Риардона подверглись некоторым искажениям. Он не возражал против молодёжи; он не возражал против детей, сновавших в поле его зрения, пока матч был в разгаре. Он не возражал против курящих людей; не возражал против безмозглых зрителей, поджигавших спички и зажигалки в зоне прямой видимости, когда он собирался идти на удар. Он не возражал против пьющих людей и отвлекающего потока к бару и обратно. Определённые огрехи, допустимые на показательном матче в клубе, неприемлемы на Чемпионате Мира, где не только существенный призовой фонд, но и не имеющий эквивалента уровень престижа и статуса на кону.”

Риардон завоевал 6 титулов в промежутке между 1970 и 1978 годами. Он с любовью вспоминает эти ранние дни.

“Первый был в 1970, и это моё самое дорогое воспоминание, следом, вероятно, идёт 1975, когда я побил Эдди Чарлтона 31-30.

“Однако победа в Wythenshawe была великолепным достижением, потому что я вёл против Алекса, который был восхитительно непредсказуем. Он был волшебником, и вы никогда не знали, что ещё он собирается сделать. Многие люди не понимают, насколько блестящим позиционным игроком он был, потому что помнят только его выдающиеся шары и клиренсы, которые он имел обыкновение проводить, но его тактическая игра также была превосходна.”

Риардон считает, что такая дурацкая обстановка была для Чемпионата тем, что доктор прописал. Для того, чтобы впечатлить нового спонсора, мероприятию пришлось оттачивать церемониал.

“Не было вариантов того, что Embassy остался бы удовлетворён, если бы Чемпионат остался в Wythenshawe. Маловероятно, что они остались бы со снукером, если только мы не получили бы помещение, пригодное для размещения телевидения.”

“Мы отправились в Шеффилд и нашли, что это превосходное место. После этого всё изменилось. Пришёл канал BBC, и показ составил 100 часов, тогда как ранее у нас были лишь крохи этого.

“Спортом и его игроками увлекалось всё больше людей, и начались денежные вливания. Это произошло довольно быстро, и хорошо было быть вовлечённым в самое начало бума.

“Люди часто спрашивают меня, хотел бы я находиться на пике своей игры в момент, когда большие деньги пришли в снукер, но я доволен своими достижениями, как они есть.

“Кто-то скажет, что в игре слишком много денег, но количество, перепадающее молодым игрокам, лишь доказывает популярность снукера.

“Стандарты также значительно продвинулись вперёд. Если в 70-е у нас были лишь немногочисленные потрясающие атакующие игроки, то в наши дни игроки подняли планку на иной уровень, так что они заслуживают такого вознаграждения.”

По материалам http://www.inside-snooker.com/snooker/2014/4/8/before-the-crucible