6 мин.

Фактор Гу

sdfds

В современном мире фактор медиа, благодаря распространению ТВ и Интернета, стал почти ключевым. Теперь значимым может стать что-угодно. Подросток, который ругается матом во время прохождения компьютерной игры или певица, которая с трудом открывает рот. Они становятся популярными и значимыми благодаря самому факту популярности. У них есть подписчики. Каким образом они появились – кто-то зашел поржать, кто-то просто повелся на глубокое декольте – это не важно. Важно, что теперь миллионная аудитория означает, что ты крут. И это не стёб или сарказм. Это обратная сторона доступности контента. То, что мы можем побывать на 3D-экскурсии в любом крупном музеи мира, имеет свою цену в лице одной мега популярной американо-армянской семейки с примкнувшей к ней самопровозглашённым «гением» хип-хопа. Таков современный мир – каждый наш сеанс в Интернете и клик пульта телевизора делают кого-то популярней и богаче. Значимей. Хотя для нас это всего лишь обычный день. Рутина, которую мы даже особо не фильтруем.

Так получилось и с биатлоном. Один скромный по журналистскому таланту комментатор очень сильно болел за сборную России. Громко. Отчаянно. Бескомпромиссно. Голос российского биатлона, с бесконечной верой в наших спортсменов. Это подкупало многих. Большинство. Экспрессия и нарочитое пренебрежение этикой – это то, что любят в нашей стране. Эту вседозволенность и бестактность у нас принято называть крутостью. Не харизму «на грани», вроде стиля Дмитрия Нагиева, а откровенную хамоватость и невоспитанность. Это вроде как «народное». Мужик.

Эта народность и стала главной «фишкой». Биатлон стал зимним спортом номер один. Высочайшие рейтинги и народные кумиры: Черезов, Зайцева, Устюгов, Чудов, Слепцова. Наконец, Шипулин и Юрлова. Все они «горячо любимые российскими болельщиками спортсмены». За них переживают всей страной. В них верят в каждом российском доме. Еще за несколько лет до Олимпиады в Сочи вся России увлеклась этой новой национальной забавой: «поболеть за наших». И тут наш герой пришел ко двору.

Ведь, что такое российский биатлон в последние 10 лет. 5 лет угасания и 5 лет откровенной ямы. Чудов-Круглов-Устюгов-Зайцева – это последние из эпохи победителей. Шипулин-Юрлова – это единичные выстрелы точно в цель. Наш биатлон, почти всю комментаторскую карьеру нашего героя, шел на спад. От великого прошлого к трясине настоящего. Но это противоречило всему тому, что мы должны были слышать с экранов. Не может быть «не великой биатлонной России». Ведь иначе все бессмысленно. Но раз её нет по факту, то придется создать её искусственно. Благо современные медиа к этому располагают.

Это и произошло. Наш биатлон последние годы искусственно создает впечатление чего-то значимого. Каждый эфир в ожидании подиумов и высоких результатов. Каждый новый высокий результат предвестник больших и великих побед. Каждый новый Шипулин – герой России и главная звезда мирового спорта на века вперед. Каждая победа – показатель величия России на мировой арене.

Узнаете свои ощущения? Они, в том числе, и от нашего героя. Его крайний патриотизм привел нас к черте, за которой уже нет возможности оправдывать неудачи «извне». Конечно, рефлексия дело привычки. И даже в нынешнем провале опять виноваты «иностранные Гроссы», но нет. Виновата система. Большая система, которая год за годом показывала свою несостоятельность, которую умело скрывал от общественности верный голос комментатора.

Этот голос уже давно не ведет спортивные трансляции. Он ведет некий личный биатлонный блог в прямом эфире. Рассуждает о тренерах и судьбах спортсменов. Восхваляет губернаторов и чиновников. Передает приветы и раздает советы. И это похоже нравится. Это не скучный стиль большинства комментаторов, где важно быть «внутри материала» и следить непосредственно за событиями на экране. Тут иное. Тут разговор на лавочке. Кухонное обсуждение, кого ставить в эстафету, а кого нет. Можно выкрикнуть что-то обидное или с горяча выпалить нецензурное словечко. Можно пропустить финиш иностранных лидеров ради пятидесятого результата российского спортсмена. Это располагает. Народный же комментатор. Такой, как и мы. Главное же сборная России и её победы, а не какой-то там спорт.

Но это спорт высших достижений, а не КВН. Это судьбы спортсменов. Это рекорды. Это, в конце концов, журналистика с её, пусть и растоптанной пропагандой, но какой-никакой этикой. Это профессионализм. Если кто-то выступает плохо – надо не бояться это произнести. Быть объективным – это важно для всех. Или нет?

Все дело в том, что биатлон, как и спорт в целом, не так сильно интересны населению, как это может показаться. Интересны шумные победы и все эти «Россия – чемпион». Интересны «превосходство российского над зарубежным». «Мы всех порвали» и так далее. Это собирает аудиторию. Обширную аудиторию с высокими рейтингами. А вот биатлон как таковой, едва ли. Борьба Соукаловой, Дорен Абер и Вирер за Большой Хрустальный Глобус, сколько привлекательными бы эти девушки не были, не особо интересна российскому болельщику. Ему нужно обратное. Чтобы этих ухоженных и вечно улыбающихся европеек уделала наша русская биатлонистка. Об этом весь наш спорт в нулевых и олимпиадных – уделать весь остальной мир и показать, что мы чего-то да стоим.

Это линия партия, если хотите. Создавать постоянное ощущение борьбы российского мира со всем остальным миром. Выстраивать все на вечном противопоставлении «великого нашего» с «сомнительным западным». Ведь там же не бывает «чистых» чемпионов. Все сомнительно. Все эти болеющие немцы и задыхающиеся от астмы норвежцы. И так далее. Мы привыкли к этому. Это часть нашего боления. Мы на это уже не обращаем внимание.

А в этом вся проблема, что незаметно для нас самих наш биатлон и спорт в целом, перешли черту адекватности. За постоянным пустословием и безосновательным восхвалением каких-то сиюминутных достижений скрылось главное в спорте – сам спорт. Процесс, в который в равной степени заключены и победы, и поражения. Становление спортсменов и их спад. Высшие результаты и обычный хороший уровень. Спорт, который отвлечен от национальных комплексов и пристрастий. Спорт, в котором своему флажку оказываешь большую поддержку, чем спортсмену из других стран. Но любишь и уважаешь их всех. Потому, что ты пришел на стадион за эмоциями спорта, а не узколобого «боления за своих».

Нам нужна вакцина. Некий щит от того, что мы слышим с экрана и читаем в Интернете. Мы все должны спросить себя: «А зачем нам биатлон?». Почему мы с ним? Неужели, мы, та самая аудитория, которая тупо пришла посмотреть на победы России? Неужели, мы готовы, чтобы за нас определяли то, что мы должны чувствовать? Неужели, нас так просто обмануть?

Конечно, мы не призываем к низвержению нашего героя. Он там, где ему положено. На своем законном месте одного из самых рейтинговых российских комментаторов. Так сложилось. Мы должны принять это. Но мы призываем задуматься о том, как сделать влияние пустых идей менее разрушающим наш любимый вид спорта. Мы призываем попытаться оградить наших спортсменов от ловушек популизма, в которые они попадают год за годом. Мы хотим, чтобы наш спорт вернулся в плоскость адекватности. Для этого нам нужно поставить личный фильтр на то, что мы слышим, видим и читаем. Убрать «фактор Гу» из нашего биатлона и посмотреть, что из этого выйдет.