10 мин.

Детство в детдоме, травмы, карьера, семья и Олимпийская мечта. Большое и откровенное интервью Куклиной / LAPSHINLIVE

Друзья, в новом выпуске #LAPSHINLIVE у нас долгожданное интервью с одной из самых опытных биатлонисток сборной России, чемпионкой мира среди юниоров, многократным призером чемпионатов Европы и этапов Кубка мира Ларисой Куклиной!

В этом интервью Лариса расскажет о своем нелегком пути к вершине. О том, где и как начиналась ее карьера, о травмах, которые преследовали спортсменку долгое время, о том, как изменилась ее жизнь после рождения ребенка, а также где она познакомилась со своим мужем.

Также Лариса поведает зрителям #LAPSHINLIVE о том, как прошла подготовка к нынешнему сезону, как ей работалось с тренером Михаилом Шашиловым, а также поделиться информацией о своих спонсорах и подписчиках в Инстаграм.

Лариса, расскажи для начала о себе, о начале своего спортивного пути.  

Свою спортивную карьеру я начала в городе Лабытнанге, там, где и родилась. Пришла на лыжную базу в 2004 году. Именно тогда у нас построили большую базу, о которой услышала вся страна. База была на 3-4 этажа, на последнем этаже были медицинские кабинеты, а также собственный музей, тренажерный зал, баня. Для ДЮСШ это были просто громадные сооружения.

Пришла я туда неожиданно для самой себя. У меня в семье не было спортсменов, даже близко. Мама играла в волейбол, когда училась в школе, но это чисто для себя. Потом судьба сложилась так, что я оказалась в детском доме, и вот окна детского дома выходили на лыжную трассу. Каждый день видела, как дети катаются именно со спуска. Думала, что буду заниматься горными лыжами, потому что я видела только спуски. Не было даже понимания, что можно самой забраться в подъем.

Когда после школы пришла на лыжную базу, то первое что увидела – таблички возле комнат тренеров. Первую фамилию, которую увидела – Нагорных В.М. У меня эта фамилия ассоциировалась с горными лыжами. Ну а моим первым тренером был Хамит Ахатов. Это отец Альбины Ахатовой.

За какой регион начала выступать?

Как и начала, так и по сей день выступаю за Ямал-Ненецкий автономный округ. Хотя были времена, когда выступала за Тюмень. В 8 классе школы я подошла к директору ДЮСШ Алексею Закалекину и попросила за свой счет поехать на сбор с лыжной командой. Просила поехать в августе-сентябре, потому что это время, когда можно заложить хороший фундамент в физической подготовке лыжника. У нас же на базе в августе все тренера уходили в отпуск. Директор смог связаться с Леонидом Гурьевым. Тот посмотрел протоколы и, наверное, увидел во мне потенциал. И вот в 2005 году я уехала на сбор. В это время началась моя карьера в биатлоне.

С меня Гурьев не взял денег, предоставил возможность пробежать соревнования. С ним тогда занимались взрослые девушки: Анастасия Кузьмина, Наталья Семина, Анна Булыгина. Самая молодая была Ирина Старых. Ну и я маленькая девочка (смеется).

Гурьев большую часть времени находился заграницей, ну а когда возвращался, приглашал меня на сборы. Некоторые периоды тренировалась с Сергеем Шестовым. Затем поступила на учебу в Тюмень и начала выступать параллельным зачетом за этот регион. Сейчас выступаю только за Ямал.

В течение карьеры у тебя было много травм. Что мотивировало продолжать заниматься биатлоном?

В моей спортивной карьере было много всего. Но еще в детстве я поставила себе цель – завоевать медаль на Олимпиаде. Именно эта мечта не дает мне завершить свою карьеру.

Было много мыслей о завершении карьеры. Чаще всего из-за проблем со здоровьем. Думаю, многие спортсмены через это проходят, но мы сумели найти выход.

Какие травмы были?

Было сильное сотрясение головного мозга, были сильные перегрузы сердца. Хотелось добиться более высокого результата, поэтому делала больше нагрузки в тренировках. Сердце не успевало расти и с этим были проблемы. В командах всегда была самая младшая, а сейчас – самая старшая (смеется).

Как изменилась спортивная жизнь после рождения?

Многое изменилось. После рождения поняла, что есть жизнь, которая дороже собственной. Что касается тренировочного процесса, то, наверное, мы немного ошиблись. Хотели максимально быстро вернуться в форму. Я тренировалась всю беременность. Я даже в день родов делала определенную силовую тренировку. Потом думала, что низ живота тянет от нагрузок, а оказалось это схватки (смеется).

Как прошла беременность?

Никаких проблем не было, тренировалась. Тогда еще не понимала, смогу ли вернуться. Но когда родила, поняла, что есть у меня еще цель в спорте. Хорошо, что помогали муж и свекровь.

Как поддерживали коммуникацию со сборной?

Задалась целью вернуться в национальную сборную. Первый год был сложным. Свекровь работала, муж выступал на международных соревнованиях. Мне тогда помогала сестра, иногда на сборы со мной ездила моя тетя.

Все нагрузки легко воспринимала, потому что всегда держала себя в форме, лишнего веса не было. Хорошо подготовилась к чемпионату России, выполнила все критерии отбора. Однако, ни в один из составов меня не включили. Мне было тогда 25 лет и начали говорить, что уже «старая» и не смогу прогрессировать. Это был сложный период.

Меня поддержал Евгений Пылев, с которым мы начали подготовку. Это очень хороший тренер и порядочный человек. Он всегда может понять и психологически поддержать. Этот тренер дал мне веру в себя.

Когда муж завершил карьеру и стал чаще бывать с дочерью, мне было гораздо проще. Я всегда волновалась за дочь, находилась в стрессе. Очень по ней скучала.

Муж завершил карьеру за месяц в Олимпийский игр, для меня это был шок. Не могла в это поверить, но муж видел во мне больше потенциала, а сам остался с дочерью. После этого у меня появились крылья.

Как познакомились с мужем? Чем он сейчас занимается?

Познакомились в социальной сети Вконтакте. Он был лыжником, спринтером, выступал за сборную России. Затем перешел в сборную Беларуси. Сейчас он работает тренером, совершает выездные туры (фитнес, лыжи). Также является моим личным тренером.

На ОИ тебя не взяли?

Нет, из женской команды поехали только Акимова и Кайшева.

Как прошла подготовка к этому сезону?

В этом году все сборы прошла с командой. Весной мне позвонил Михаил Шашилов и спросил есть ли желание тренироваться с ним. Я согласилась, ведь если хочешь прогрессировать, нужно тренироваться с сильнейшими.

По сути всю тяжелую работу я проделала в прошлом подготовительном сезоне. Это было очень сложно. В этом году все далось гораздо проще, нагрузку воспринимала легко. У Шашилова тренировочный процесс построен на силовом компоненте. В этом большой плюс, по моему мнению. Силовой компонент придает импульс для прогресса.

Надеюсь, что в этом сезоне выйду на новый уровень. В Рамзау мы делали тестирование и мои показатели улучшились. И это не может не радовать. Хочется реализовать этот потенциал в соревновательном периоде. Думаю, этот рост показателей удивляет всех специалистов, ведь у женщин после 27 показатели, как обычно, не растут.

Как долго собираешься продолжать карьеру?

Пока есть желание и позволяет здоровье продолжать соревноваться. На сегодняшний день есть желание прогрессировать. Доказать себе и всем кто кричит, не верит.

Раньше все удивлялись твоей скорострельности. Что изменилось с того времени?

Я с детства быстро стреляла, никогда не боялась. Раньше стреляла быстрее, а сейчас цена выстрела стала меня немного притормаживать. Сама понимаю, что могла стрелять быстрее, но ответственность за цену выстрела давит.

В прошлом году в стрельбе мне не хватало спарринга в подготовке. И это не могло не отразиться на результатах. Сейчас, когда тренировалась в команде, с этим никаких проблем не было. Когда тренировалась одна, то не хватало соревновательного стресса.

В дни стартов у меня присутствует определенная уверенность, я умею собираться. Но вот показатели скорострельности падают, на тренировках я могла стойку и за 15-18 секунд отстрелять. Но если взять статистику за прошлый год, то абсолютно у всех наблюдается падение в показателях скорострельности.

У тебя 40,5 тыс. подписчиков в Инстаграме. Все ли они настоящие и когда был самый большой всплеск?

Да, все настоящие. Помню, 20 тысяч подписчиков добавилось после эстафеты в Обергофе, когда мы победили. Отобралась тогда на Кубок мира через Ижевскую винтовку. Мне поначалу говорили, что на этом этапе не буду стартовать. Готовилась к Рупольдингу. Когда увидела атмосферу на стадионе, испытала настоящий шок. Мне казалось, что у меня парализовало руки, ноги, плюс дым от сигарет, жаренных сосисок, запах глинтвейна (смеется). После Кубков России, думаешь, куда я вообще попала. Понимала, что не буду стартовать, но стресс был.

А потом вечером от тренеров получила смс: «Лариса, готова завтра стартовать?». Сразу согласилась, ведь понимала, что готова. До утра вообще ничего не понимала, спокойно спала. Только когда пришла на завтрак, увидела всех ребят, по-настоящему ощутила мандраж.

Был период, когда ты очень серьезно занималась Инстаграмом, а сейчас несколько сбавила обороты. С чем это связано?

Раньше мне очень помогал вести Инстаграм муж. Ну а сейчас есть много моментов, которые не могу выкладывать. Мне бы хотелось, но не могу…

Ты сейчас в отличной форме. Каких-то диет придерживаешься или обычно питаешься? И также интересно, есть ли у тебя спонсоры?

До диет мне далеко (смеется). Просто нужно употреблять правильную пищу, но, конечно, иногда хочется себя побаловать. Когда вернулась из декрета, у меня была большая проблема – это маленький вес. Очень не хватало мышечной массы, одна кожа и кости. Нужно было набирать мышечную массу. Важно было сбалансировать свое питание, все подсчитывать. Мой рацион в основном составлял углеводы и жиры. Хотя многие стараются больше придерживаться белков. Хорошо, что мой муж в этом отлично разбирается.

Что касается спонсоров, то могу отметить только спортивное питание. Тренеры Ямала нашли мне спонсоров и начали помогать, потому что это были немалые средства.

Когда вернулась в спорт, то получала 14500 рублей, а билет домой стоил 16800. Плюс большие деньги шли на ребенка, на питание. Счет таял на глазах, нужно было много вкладывать в себя. Было немало затрат и слава Богу, что все мои старания дали результат.

Может, пыталась сама найти спонсоров?

Муж этим занимался, пытались найти. Но сейчас в этом мне хорошо помогает Инстаграм именно бартером. Когда начинается сезон, то сразу увеличивается количество подписчиков. Определенный доход из этой соцсети имеется. Реклама имеет свою цену, сторис – свою. Со мной до сих пор сотрудничает компания «Фитлайн». Очень им за это благодарна. Я употребляю только витамины этой компании. Как раз после аминокислот «Фитлайн» начала прилично добавлять в мышечной массе.

Как реагирует дочь на твои длительные отъезды?

Когда видит меня по телевидению, сильно волнуется. Дети всегда хотят быть первыми и не понимают, что такое проигрыш. Когда проиграю, то всегда очень расстраивается, даже плачет иногда. Раньше спокойнее отпускала меня на сборы, соревнования. Сейчас же намного тяжелее. По возможности, конечно, стараюсь ее взять с собой. Правда, пандемия внесла существенные изменения в нашу жизнь. Нужно сейчас потерпеть и двигаться к своей цели. Со временем дочь все поймет.

Чем будешь заниматься после биатлона?

Мыслей всегда было много. Я только в прошлом году завершила обучение. Каждый спортсмен думает о своем будущем. Поняла, что пока что мне не хватает знаний, чтобы достичь поставленных целей, поэтому нужно еще учиться. Буду получать еще одно образование, нужно также досконально знать английский. Сейчас с английским существенные проблемы, не хватает времени. Надо этим заниматься каждый день. Не представляю, что моя работа после спорта будет пассивной. Надо будет постоянно двигаться.

Если бы была президентом СБР, что бы изменила?

Это сложный вопрос, ведь спортсмен смотрит только со своей стороны, а нужно мыслить более глобально. Не могу ответить на этот вопрос.

Фото: Юлия Садыкова; личный архив Л.Куклиной