О биатлоне в Болгарии, русских тренерах и самом личном. Большое интервью Тодоровой и Илиева / LAPSHINLIVE
Сегодня в вашей любимой рубрике «Интервью на #LAPSHINLIVE” я познакомлю вас с лидерами болгарской сборной, в которую входит, Владимир Илиев и Милена Тодорова , а также побеседую с Виталием Норицыным. Вы узнаете о том, как развивается биатлон в таком южном месте, как Болгария, о том, как преодолевается языковой барьер и о том, каково это быть единственным в истории призёром чемпионата мира по биатлону. И, конечно же, мы побеседуем о личном, ребята расскажут вам о своих отношениях. Также тренер команды - Виталий Норицын поведает об особенностях болгарского менталитета и секретах горной подготовки.
Можете немного о себе рассказать?
Илиев: Мы с Миленой живем в болгарском городе Троян, который находится в 200км от Софии. Именно в Трояне мы начинали тренироваться. Начал заниматься биатлоном в десять лет. Мне очень понравился этот вид спорта, однако поначалу не думал, что стану профессиональным биатлонистом. Шаг за шагом двигался вперед.
Тодорова: Биатлон очень популярен в моем родном городе - Троян. И когда ребята с моей улицы пошли заниматься в секцию, то я, конечно же, тоже пошла. Помню, мне тогда было 10 лет. В самом начале я воспринимала тренировки как игру, но в какой-то момент времени это перестало быть просто игрой, а перешло на другой, уже профессиональный уровень.
Ваш город расположен на высоте?
Илиев: Высота – 500 метров над уровнем моря. Зимой тренируемся в горах, и там уже высота 1500 метров. Специально ездим в горы, а летом тренируемся на высоте 500 метров.
На чем поднимаетесь?
Илиев: У нас есть большая гора, на которой сделали трассы для тренировок. Ездим к трассе на автомобилях. За 20 минут из города можно добраться до гор. Там нет проблем со снегом.
К вам в команду пришли российски тренеры. Как у вас коммуникация с ними? Были ли проблемы?
Тодорова: Я понимаю, когда тренеры говорят по-русски, особенно Норицын. Когда он с нами общается, то пытается использовать какие-то болгарские слова. Это здорово, и я понимаю его очень хорошо. Иногда, когда Владо присутствует на тренировках, он передаёт мне какую-то информацию. Но я думаю, что нам совсем не сложно понимать друг друга.
Илиев: Норицын уже все понимает по-болгарски.
Милена, какие планы у тебя на будущую Олимпиаду?
Тодорова: В тот олимпийский сезон я только начала выступать во взрослой категории, и это было совсем не просто. Условия в Пхенчхане были очень тяжелые, поэтому и мое состояние, и мое настроение были просто ужасными. На самом деле я сейчас даже стараюсь не думать об этой Олимпиаде в Пекине в каком-то хорошем ключе. Я просто надеюсь подойти к ней в оптимальной форме, как физически так и эмоционально. И, конечно же, я постараюсь сделать все от меня зависящее.
Сезон 2019-2020 пока что твой лучший. После трех медалей ЮЧМ, ты была в топ-30 каждой гонки чемпионата мира. В чем был секрет успеха, мотивация?
Тодорова: Я на самом деле не знаю. Я просто тогда была очень хорошо готова к чемпионату мира среди юниоров. И там все прошло здорово, я сделала все, что должна была сделать. Когда я поехала уже на взрослый чемпионат в Антерсельву, то была абсолютно расслаблена, и конечно же находилась в оптимальной форме как физически так и ментально. И после каждого старта я добавляла и добавляла. Поэтому я думаю что весь секрет и был в том, что я тогда была совершенно свободна.
Ты даже попала тогда в масс-старт. Каково было выступать вместе с элитой мирового биатлона?
Тодорова: Конечно, попадание в масс-старт чемпионата мира стало для меня большим шоком. Это был очень тяжелый старт. Но именно это должно было случиться, чтобы я наконец-то поверила в свои силы. Это было что-то невероятное.
Ты всю спортивную карьеру тренировался с Николаем Захаровым. Два года тому назад он стал тренировать юниорскую команду. Как ты это воспринял?
Илиев: Хотел попробовать что-нибудь новое в тренировочном процессе. Смену тренеров воспринял нормально. Захаров своим опытом может помочь молодым спортсменам. Благодарен ему за годы сотрудничества, но пора попробовать что-то новое.
Два года тренируетесь с Касперовичем. Как оцените это время?
Илиев: Нам нравится тренироваться с Касперовичем и Норицыным. Два года для биатлона - небольшой срок. Сначала у нас были проблемы с визами, потом коронавирус. Это не могло не отразиться на нашей подготовке. Тренировались с болгарскими тренерами. Непосредственно с российскими специалистами тренируемся год.
Он больше лидерам уделяет внимание или всей команде?
Илиев: У нас нет распределения в команде. У нас тренируется 8 спортсменов: 4 женщины и 4 мужчины. Тренеры уделяют каждому спортсмену внимание.
Милена, ты с юниорской возраста отличалась хорошей скоростью на лыжне. У тебя всегда бег был лучше, чем стрельба?
Тодорова: Да, к сожалению, я всегда бегала гораздо лучше, чем стреляла. Думаю, мне ещё предстоит проделать огромную работу на этим компонентом. Я не знаю… Я всегда была лучше в лыжах, чем с винтовкой, даже выступая на юниорских соревнованиях. Но иногда, думаю, когда у меня все получается со стрельбой, то и результат в итоге хороший.
К медалям ЮЧМ ты пришла с тренером Михаилом Клечеровым. Какие у тебя сейчас с ним контакты? Общаетесь?
Тодорова: Да, сейчас он преподает в болгарской национальной спортивной академии, где я на данный момент учусь. Мы продолжаем контактировать друг с другом, и у нас очень хорошие отношения, такие же как было в те времена, когда он был моим тренером.
Ты сейчас учишься на тренера. Хочешь в будущем продолжить в этом направлении?
Тодорова: Да, мне это очень нравится.
Ты первый в истории Болгарии призер Чемпионата мира. Как изменилась жизнь после медали в Эстерсунде?
Илиев: Было непросто, ведь ряд людей ждали от меня стабильно высоких результатов. В психологическом плане сложно было выдержать это давление. Сейчас моя цель – Олимпиада. Постараюсь там проявить себя.
Мог себе представить, что выиграешь медаль в индивидуальной гонке, ведь со стрельбой у тебя всегда были проблемы?
Илиев: В биатлоне возможно все. Действительно, стрельба у меня не стабильна. Однако, как ни странно, свои лучшие результаты демонстрировал в гонках с 4 огневыми рубежами. Всегда ожидал от себя высоких результатов в спринте, но не получалось. Я просто в психологическом плане перегорал.
Ты стал спортсменом года в Болгарии. На улице тебя узнают?
Илиев: Еще до медали в Эстерсунде у меня брали автографы. У нас не так уж много спортсменов зимних видов и их всех знают. Приятно ощущать внимание со стороны болельщиков.
Насколько популярен биатлон в Болгарии? Престижно ли быть биатлонистом?
Илиев: Это самый популярный зимний вид спорта в стране. В биатлоне у нас есть некоторые традиции. Раньше лучше проявили себя женщины, затем мужчины. Надеюсь, что сейчас Милена Тодорова сможет раскрыть свой потенциал и завоюет награды для Болгарии. В Болгарии престижно быть биатлонистом, никаких проблем нет.
Красимир Анев говорил, что от результатов зависит финансирование федерации. Сейчас что-нибудь изменилось?
Илиев: Никаких изменений в этом отношении не произошло. Финансирование зависит от результатов. Нужно быть в топ-6, топ-8 на Чемпионате мира, Чемпионате Европы или на Олимпийских играх. Для нас это самые главные старты. Кубок мира Министерство спорта не интересует.
Писали, что вы могли не поехать на международные соревнования.
Илиев: Действительно, была такая вероятность, но небольшая. Сейчас все нормально. Поменялся министр спорта и думаю, что никаких проблем в будущем не будет.
Вы получаете зарплату или финансируетесь от спонсоров?
Илиев: Получаем зарплату от федерации, Министерства спорта. У топовых спортсменов есть свои спонсоры. Мы с Миленой тоже получаем зарплату от армии. У высокого уровня спортсмена проблем с финансами нет.
Какие у вас отношения с Аневым?
Илиев: Никаких проблем с общением нет. Красимир в последнее время тренируется сам, поэтому не часто приходится с ним видеться, как раньше.
Как успехи влияли на вас?
Илиев: Я всегда радовался, когда Красимир достигал высоких результатов. Хорошо, когда в команде есть такие сильные спортсмены. Только в конкуренции можно расти в профессиональном плане. Было такое время, когда от Болгарии в масс-старте бежали 4 или 5 спортсменов.
Как долго планируешь выступать?
Илиев: Силы у меня есть, а сколько времени я еще буду бегать нужно спросить у Милены. Все после Пекина прояснится. Сейчас главная задача – Олимпиада.
У девушек часто в приоритете муж, семья, дети. Что-то уже планируете? Задумываешься об этом?
Тодорова: Сейчас мы просто ждем как пройдет этот год, и конечно у нас есть определенные планы. Но я думаю это состоится весной, когда будет поспокойнее и когда у нас будет больше свободного времени. Там и посмотрим.
Как познакомились с Миленой?
Илиев: В одной команде тренировались, там и познакомились. Давно знаем друг друга. Что касается разницы в возрасте, то здесь есть свои плюсы и минусы. Мы нормально относимся к этому. Думаю, что мой опыт помогает Милене в спорте.
Живете вместе?
Илиев: Да, познакомились с родителями. Два года назад началось строительство дома, пока оно не завершилось. У нас есть общая квартира в Софии, но там не можем тренироваться. Будем жить в своем новом доме.
Когда планируете свадьбу?
Илиев: Пока не будем об этом говорить. Сейчас все мысли только об Олимпиаде.
Кто в вашей паре главный?
Илиев: Конечно, это Милена. Однако, все важные решения пытаемся принимать вместе. Но, последнее слово все же за Миленой.
Во время соревнований вы находитесь вместе. Это мешает?
Илиев: Нет, наоборот помогает. Мы и так много времени находимся вдали от дома, поэтому важно когда родной человек рядом.
Фото: Юлия Садыкова; личный архив М.Тодоровой, IBU