4 мин.

О том, как Вяльбе и Бородавко не могут смириться с превосходством Норвегии

Уже неделю наблюдаю за инсинуациями Васильева, Бородавко и Вяльбе относительно якобы массового терапевтического использования норвежцами запрещённых препаратов. Эти обвинения с готовностью подхватила и российская интернет-аудитория, что по-человечески понятно: Норвегия играючи вынесла всех на биатлонном и лыжном чемпионатах мира.

Также понятно, почему реакция в биатлонной тусовке более сдержанная: в биатлоне Россия уже давно Норвегии не соперник, а вот в лыжах россияне считают себя полноправными конкурентами норвежцев – тем болезненней Бородавко и Вяльбе восприняли триумф скандинавов.

Истерика проигравших не осталась незамеченной: и WADA, и FIS довольно сухо, но всё же ответили на эти нападки. WADA просветило Вяльбе об азбучных истинах возникновения астмы у спортсменов-зимников, а FIS опровергла слухи о каком-то большом числе выдаваемых разрешений на ТИ.

Забавно, что 99 % обвинений российские функционеры по-прежнему адресуют WADA, которое, как я уже неоднократно писал, имеет весьма косвенное отношение к происходящему. Чего здесь больше – элементарной неграмотности, возведённой в ранг идеологии ненависти к WADA или нежелания ссориться со своими федерациями – дело десятое.

Вот, например, тренер сборной России Бородавко свято убеждён, что норвежцы получают свои разрешения на ТИ через норвежское антидопинговое агентство, а медицинский комитет FIS, не глядя, их подмахивает. РусАДА же таких разрешений не даёт, поскольку – внимание! – понимает, что ТИ – это лазейка для легального применения допинга.

Я сейчас заплачу. Вспоминается переписка Родченкова с Великодным про «спасли козла Легкова», где Родченков спрашивает, почему тот не оформит себе ТИ, ведь «дело-то плёвое», а Великодный отвечает: «у него есть».

А ещё вспоминаются принципиальные и неподкупные российские врачи, которые никогда в жизни не поставят левый диагноз и не выпишут липовую справку. И встаёт перед глазами принципиальный и неподкупный руководитель РусАДА товарищ Буханов – тот самый, который, в отличие от строптивого Гануса, по команде из Минспорта отрицает факт фальсификации базы данных МАДЛ.

Я вновь повторяю простую мысль: ни один участвующий в ЧМ норвежский лыжник или биатлонист не может получить разрешение на ТИ в обход международной федерации (FIS или IBU соответственно).

Отсюда неизбежно следует, что норвежские лыжники массово злоупотребляют легальным допингом с прямого одобрения FIS. Вопрос: зачем международной федерации создавать несправедливые преимущества какой-то одной стране? Что, тотальное доминирование Норвегии повышает интерес к лыжным гонкам, делает их популярнее? Привлекательнее для спонсоров? Честнее для спортсменов и болельщиков?

Да элементарный здравый смысл подсказывает, что если медицинская комиссия FIS будет «свистеть» в пользу какого-то одного государства, то остальные страны-участники просто разорвут её в клочья. Кстати, члены этой Комиссии вообще не могут быть сотрудниками FIS, а перед началом работы подписывают специальный формуляр о конфликте интересов.

На этот довод нет и не может быть никакого разумного ответа. Именно поэтому, кстати, Вяльбе и Бородавко вешают всех собак на WADA – так уж исторически сложилось, что его проще обвинить в русофобии.

Пытаясь выбраться из этого логического тупика, местная интернет-тусовка тоже без дела не сидит, творчески развивает начатое Вяльбе дело. Под этой новостью уже распространяется байка о том, что норвежцы могут иметь ТИ в обход FIS. Это величайшее открытие сделали, в частности, беззаветные борцы с западным лицемерием Бармалео и Вова Василев (тот самый, который, перепутав ммоль/л и ммоль/сут, громил выводы профессоров Бернье и Чаритана познаниями из Википедии). Вова, кстати, и здесь умудрился напутать: уличая FIS в двуличии, с апломбом цитировал её старые антидопинговые правила, которые уже не действуют. Впрочем, какие на русском языке нашёл – те и цитировал.

Разумеется, это открытие (про возможность элитных спортсменов получать ТИ без участия FIS) – ложь. Согласно п. 4.4.2.2 Антидопинговых правил FIS, спортсмены международного уровня за получением ТИ обращаются в FIS.

Другое дело, что если спортсмен выходит на международный уровень уже имея выданное национальной антидопинговой организацией разрешение, то FIS признаёт клиническую информацию автоматически, без специального рассмотрения. Но – лишь клиническую информацию, а соответствие разрешения критериям WADA всё равно проверяется. Иными словами, FIS проверяет, действительно ли данное лекарство жизненно необходимо при данном диагнозе, действительно ли у него нет разрешённых аналогов, действительно ли оно не оказывает существенного влияния на результаты.

Ну а что же WADA? Какова его роль?

По сути – только третейская и апелляционная. Агентство вправе рассматривать спор между спортсменом и FIS по поводу ТИ, а также по своей инициативе оспаривать решения FIS, если разрешение не соответствует критериям Кодекса.

В этом смысле WADA действительно «покрывает» уже выданные ТИ – то есть соглашается с тем, что они выданы обоснованно. Но, повторяю, по всем понятиям ответственность за их выдачу несут федерации.

Резюмирую: если Вяльбе и Бородавко действительно считают, что дело нечисто и норвежцы массово читерят, им нужно не сотрясать воздух обвинениями в СМИ, а грамотно и профессионально поднимать этот вопрос на уровне FIS.

И пока они этого не делают – они либо добросовестно заблуждаются, либо (что вероятнее) просто не хотят мириться с превосходством Норвегии.