Ихние хайли против наших лайкли
В этом тексте – промежуточные итоги главного допингового скандала 2019-го года, включая ранее не особо обсуждавшиеся (но важные) детали.
Текст полезен тем, кто имеет поверхностное представление о сути происходящего и до сих пор колеблется, допуская, что обвинения в адрес России строятся на пресловутом «хайли лайкли».
Итак, что же произошло?
В сентябре 2018-го года Исполком WADA восстановил в правах Российское антидопинговое агентство (РусАДА), что в обновленной системе спортивного права являлось обязательным условием для полноценного участия России в мировом спортивном движении.
Ключевым требованием восстановления была передача WADA базы данных московской антидопинговой лаборатории, включая хранившиеся в ней пробы мочи российских спортсменов. Это данные, на основании которых можно довести до конца проверку показаний беглого информатора Родченкова и, с одной стороны, наказать читеров 2012-2015 гг., а с другой – снять подозрения с чистых россиян. Ответственными за передачу данных были назначены РусАДА и Минспорта РФ.
В более широком смысле WADA рассматривало передачу данных как способ подвести черту под допинговым кризисом российского спорта и начать «новую главу» спортивной истории.
Российская сторона не выполнила это критическое условие: переданные данные оказались и неаутентичными, и неполными. Самое забавное, что даже переданная WADA (то есть искаженная) база подтвердила суть признательных показаний Родченкова: в России действительно скрывали предполагаемые положительные пробы, не внося их в базу АДАМС. Это позволило WADA, не дожидаясь исхода дела, начать более 40 кейсов о нарушении антидопинговых правил. Кроме того, из первых 94 проанализированных проб мочи 14 оказались положительными.
Что же касается самой фальсификации, то работавшие независимо друг от друга эксперты WADA и Лозаннского университета установили следующие факты.
1.Из базы данных LIMS-2019 исчезли данные о сотнях неблагоприятных анализов, которые есть в базе данных LIMS-2015 (получена от информаторов). Эти данные включают как аналитические выводы, так и соответствующие им исходные данные и файлы PDF.
Данные из базы LIMS-2019 удалялись в два приема: в 2016-2017 гг. и в декабре 2018 – январе 2019 гг.
2.После 25 ноября 2018 года были внесены изменения во встроенный в базу чат, где сотрудники лаборатории обменивались сообщениями. Одни изменения были направлены на дискредитацию Родченкова (когда он якобы обсуждает с Соболевским схему загрязнения проб и шантажа спортсменов), другие – на выгораживание бывшего сотрудника лаборатории Кудрявцева, который давал нужные России показания в КАС относительно подмены проб участников ОИ-2014 в Сочи.
3.Уже после того, как WADA сообщило российским властям об обнаруженных несоответствиях, министр спорта России Колобков передал Агентству ранее неизвестную копию базы данных, утверждая, что именно по ней можно определить аутентичность ранее полученной базы LIMS-2019. Эта копия была предоставлена в распоряжение WADA 23 октября 2019 года, однако ее анализ независимыми экспертами показал, что в период с 18 по 22 октября (то есть накануне передачи) из нее были удалены важные данные, и что в ней присутствует переписка, поддельность которой уже была установлена. По этим причинам данная копия также была признана сфальсифицированной, а WADA окончательно убедилось, что обман со стороны российских властей носит умышленный и спланированный характер.
Картину дополняет тот факт, что Ричард Макларен, проверяя показания Родченкова, еще в 2016 году пытался получить доступ к базе данных московской лаборатории. Однако его запрос был отклонен на том основании, что база опечатана Следственным Комитетом РФ в качестве вещественного доказательства.
Российские власти оспаривают (и, очевидно, это будет одним из основных их аргументов в КАС) подлинность базы LIMS-2015: по их мнению, Родченков манипулировал содержащимися в ней аналитическими результатами. Однако WADA утверждает, что подлинность LIMS-2015 подтверждена «через изучение внешних источников информации». А кроме того, аутентичность этой базы независимо от WADA подтвердили легкоатлетическая организация Athletics Integrity Unit и Комиссия МОК под руководством Шмида, назвавшая базу элементом независимого и беспристрастного доказательства выводов Макларена.
В самом начале WADA выявило 578 наиболее подозрительных проб, принадлежащих 298 спортсменам. По сути, именно желание разобраться с этими подозреваемыми и стало главной причиной, по которой WADA согласилось авансом восстановить РусАДА. Более того: уже тогда было недвусмысленно сказано: в случае непредоставления Россией аутентичной базы Агентство вновь лишит РусАДА статуса соответствия Кодексу.
Характерный эпизод. Год назад российские власти объясняли задержку с передачей базы якобы несертифицированным оборудованием, с которым эксперты WADA приехали в Москву. Однако в отчёте Комитета по соответствию говорится совсем другое: миссия была прервана после того, как российские власти попытались навязать экспертам неприемлемые условия доступа. Хоть и с трудом, но 23 терабайта информации всё-таки удалось скопировать. Теперь мы знаем, что происходило в лаборатории, пока стороны «сертифицировали» оборудование.
Что касается несоответствий между LIMS-2015 и LIMS-2019, то отдел расследований обнаружил следующее: из российской версии базы пропали данные о 245 образцах. Еще 328 данных были изменены, а данные 11 проб подверглись одновременно и удалению, и искажению. Таким образом, общее число несовпадений коснулось 562 проб. Среди них выделяются 17 проб, о которых в LIMS-2015 содержится информация о наличии запрещенных субстанций, а в LIMS-2019 они обозначены как чистые (или с разрешенной концентрацией запрещенных субстанций).
Знаменитые три десятка вопросов, поставленные WADA перед российской стороной, касались этих несоответствий. Кроме того, над этими несоответствиями работали и лозаннские эксперты, которые пришли к однозначному выводу: база подверглась выборочным манипуляциям перед передачей WADA. Независимо от лозаннских экспертов, к такому же выводу пришли эксперты, нанятые легкоатлетической организацией (они анализировали 110 тысяч файлов).
Российские же эксперты действительно сначала ответили только на 23 вопроса из 31. Потом они дослали ответы на оставшиеся 8 вопросов, настаивая на том, что LIMS-2015 испорчена Родченковым, а изменения зимой 2018-2019 гг. стали следствием человеческих ошибок и неисправности самой базы.
14 ноября этот ответ был обсужден на совместной встрече всех экспертов. Эксперты Лозанны пришли к выводу, что объяснения российской стороны неудовлетворительны и, более того, они ссылаются на поддельные данные (та самая новая версия базы, откуда-то предъявленная Колобковым). Как отмечают специалисты WADA, подделка носила серьёзный характер: удалялись не только данные, но и следы их удаления. Однако следы следов удаления скрыть от независимых экспертов не удалось: они отмотали картину происшедшего на нужное число шагов назад.
Так, было установлено, что 29 июня 2016 года с основного диска сервера LIMS были удалены 1250 резервных копий. Именно резервные копии, которые автоматически создаются системой, играли важнейшую роль при сравнении данных двух баз. Тот факт, что из московского сервера оказались удалены резервные копии именно тех файлов, по которым между двумя базами обнаружены расхождения, является мощнейшим доказательством умышленного читерства российских властей и, безусловно, потребует от них адекватного объяснения в КАС.
Характерно, что 21 июля 2016 года три жестких диска были увезены из лаборатории в Следственный комитет, а с 21 по 25 июля с 12 компьютеров лаборатории были удалены папки с «сырыми» файлами, хранившиеся в папках «2012», «2013», «2014», «2015» и – внимание! – в папке «Сочи».
Эти и другие действия уже повлияли на начатые ВАДА расследования, в том числе в отношении двух биатлонистов сборной России. В LIMS-2015 пробы обоих «светят» метаболиты запрещенных стероидов, однако в LIMS-2019 эти пробы уже чистые. И что любопытно: пропали именно те PDF-файлы, которые отражали результаты анализа этих двух проб именно на стероиды. Остальные файлы, касающиеся анализа на содержание других видов допинга, остались. Кроме PDF-файлов, 21 июля были удалены и первичные (необработанные) файлы, по которым можно было восстановить следы стероидов.
Однако независимым экспертам удалось восстановить эти необработанные файлы, которые оказались – внимание! – идентичны файлам из LIMS-2015. Это второе убойное доказательство сразу двух фактов: аутентичности представленной Родченковым базы и умышленной фальсификации её российскими властями.
Но и это ещё не всё: эксперты нашли отсутствующие PDF-файлы проб биатлонистов и обнаружили в них следы изменений с целью превратить пробы в отрицательные. То есть файлы сначала изменили, а потом, для верности, удалили.
То, о чём я уже писал: 27 августа 2018 года IBU уведомил российскую биатлонистку о начатом расследовании. Через несколько недель ее персональный фанат с правом доступа к базе произвел в поисковой системе LIMS-2019 поиск всех данных о ее пробах.
Другой шикарный факт: в отношении легкоатлетов в обеих базах LIMS-2015 и ЛИМС-2019 есть абсолютно одинаковая информация о сотнях предположительно неблагоприятных результатах, то есть о положительных пробах. Различий обнаружено только 89, то есть данные о 89 пробах подверглись фальсификации в ЛИМС-2019. А теперь – внимание! – о 84 из них есть упоминание в докладе Макларена. То есть российские власти, ленясь искать положительные пробы сами, доверились старику Макларену и использовали его доклад для определения подлежащих удалению файлов.
Самый яркий пример – с вымыванием стероидов из организма: Макларен обнаружил 55 таких случаев, но выложил в сеть только 38. И что же вы думаете? Именно эти 38 данных из ЛИМС-2019 пропали, а остальные 17 (изученные, но не опубликованные Маклареном) – остались.
Это – третье мощное доказательство умышленной правки базы.
Что касается переписки Родченкова с Соболевского в чате, то эксперты установили, что часть сообщений были изготовлены между 25 ноября 2018 и 10 января 2019 года, еще три сообщения изменены, а 25 – удалены. Все удаленные сообщения касаются причастности Кудрявцева к допинговым махинациям, что указывает, какую важную роль играет этот «свидетель», помогавший 28 сочинским героям. Предположительно эти фальсификации были окончательно оформлены 9 января 2019 года, когда в базе была восстановлена таблица сообщений чата.
Фальсификация чата оценена ВАДА как «дымящийся пистолет» в руках предполагаемого преступника, то есть как мощнейшая улика, с головой выдающая не только сам факт манипуляций, но и их мотив, общую направленность, а главное – умысел. Ошеломляющий обман – таков вердикт отдела расследований Гюнтера Юнгера.
Вместе с тем, многое делалось фальсификаторами в спешке.
17 декабря – в день, когда эксперты WADA прибыли в Москву – сисадмин перенес систему LIMS на 12 ноября 2015 года и удалил 450 резервных файлов. Это тот самый прокол с подготовкой резервного места на диске, который был заполнен лишь на 7 %. Российские власти никак не объяснили, зачем после этого сисадмин дал команду обнуления, которая сделала невозможным восстановление 450 удаленных файлов. И уж тем более они не смогли объяснить, почему сисадмин удалил эту команду из журнала команд. То же самое – с форматированием резервного диска у удалением уже в январе 2019 года 20000 файлов с компьютеров лаборатории и серверов LIMS. Объяснения российских властей – это были ненужные файлы, однако странно, что они были удалены именно в период с 1 по 9 января, то есть за считанные часы до приезда экспертов WADA. При этом никаких следов такого удаления в предыдущие годы обнаружено не было, хотя российские власти утверждали, что делали нечто подобное в начале каждого года.
Да-да. У нас с друзьями традиция. Каждый год, с 1 по 9 января…
Если сравнивать с ЛИМС-2015, то удалены оказались 133 PDF-файла с анализом проб. Из них 121 – со следами анаболических стероидов.
8 января сисадмин откатил систему в май 2015 года (когда еще работал Родченков), удалил еще 623 файла и заменил систему другой версией, использовав для этого скачанную с Интернета программу для обратного датирования меток времени. Разумеется, все эти действия из журнала команд были удалены.
Российские власти объяснили это нестабильностью базы и необходимостью сделать ее резервную копию. Они утверждали, что копирование не привело к потере каких-то важных данных. Однако эксперты ВАДА выборочно проверили часть данных удаленной и новой версий, и обнаружили как минимум три случая манипуляций: в версии базы до 6 января у легкоатлетки концентрация допинга была выше порогового значения, а в версии после 9 января – уже ниже. Из файла о пробе конькобежки исчез фуросемид, который светился в версии до 6 января, и т.д.
Это – очередное неопровержимое доказательство умышленной фальсификации базы.
Но самое удивительное, что российские власти продолжали фальсифицировать базу даже в присутствии сотрудников ВАДА.
Пока шло резервное копирование, российский сисадмин удалил неизвестное число файлов с жесткого диска сервера, как перед эти с жесткого диска ЛИМС.
Показательная деталь: российские власти ни разу не говорили экспертам ВАДА, что сисадмин совершал какие-либо действия с базой 17 декабря 2018-го и с 1 по 16 января 2019-го года. Соответствующие объяснения были даны только после того, как ВАДА предъявило россиянам цифровые доказательства его деятельности.
Как я уже говорил, столкнувшись с разоблачением аферы, российская сторона 23 октября предъявила ВАДА новые данные, однако их анализ показал, что за несколько дней до этого (с 18 по 22 октября) файлы системного журнала были удалены, а сама база была переустановлена 20 июня 2019 года.
Это еще больше убедило ВАДА в том, что оно имеет дело с умышленным мошенничеством, когда достоверность сфальсифицированных доказательств пытаются доказать при помощи других сфабрикованных данных.
При этом версия российских властей о манипулировании данными путем удаленного доступа проверялась экспертами Лозанны. Они не нашли никаких следов такого вмешательства и отметили, что в любом случае удаленный доступ мог существовать только до 9 июня 2016 года, тогда как описанные в отчете манипуляции осуществлялись позже.
В итоге ВАДА констатировало, что возможности разоблачения 145 предполагаемых читеров из 298 существенно ухудшились, а главное – теперь невозможно достоверно гарантировать чистоту любого российского спортсмена, данные о пробах которого хранились в московской лаборатории.
О шансах сторон и о том, как пойдёт разбирательство в КАС - уже в Новом году. Всех с наступающим!
Особенно в свете чудесного "это просто англосаксы нас не любят" и "Россию два раза наказывают за одно и то же".
Замечательная работа. Спасибо большое.
Воистину империя лжи, обмана и читерства. Есть ли у них вообще хоть какие-то моральные преграды??