Куклы и кукловоды
События последних дней идут ровным счётом так, как ожидалось. Россия будет оспаривать наложенные на неё санкции, основные действующие лица высказались, контуры предстоящего разбирательства в CAS более-менее ясны.
Вот здесь я коротко рассуждал о том, что ждёт стороны в Лозанне. Основные мысли остались теми же, ближе к делу дам более подробный расклад.
А сегодня – о другом. О том, как за симпатичным обновленным лицом РусАДА проглядывает до боли знакомое мурло государственной допинговой системы.
Я думаю, что у читателей этого блога давно нет никаких иллюзий относительно сущности нынешней российской власти. Это нечто, с чем порядочный человек никогда не будет иметь дело, говоря словами Шендеровича, уже не по этическим, а по гигиеническим соображениям.
Все последние беды российского спорта – от него, от государства. Не от какой-то особой склонности русских спортсменов к мошенничеству, не от пресловутого русского разгильдяйства и т.п. – они от родной государственной власти, давно превратившей спорт в орудие гибридной войны.
Но перейдём от патетики к более приземлённым вещам. В известном смысле, сбой в национальной антидопинговой системе России имеет лишь одну фундаментальную причину – вмешательство в её работу государства. Доклады комиссии Паунда, комиссии Макларена и комиссии Шмида изобилуют соответствующими обвинениями и фактами. Антидопинговые структуры в стране не столько боролись с допингом, сколько использовались ФСБ и Минспорта для решения поставленных в Кремле задач.
Когда глава нового РусАДА Ганус публично втаптывал в грязь отечественных фальсификаторов базы данных московской лаборатории, мне в какой-то момент показалось, что он действительно смог вырваться из парадигмы «свои – чужие» и подняться на уровень «правда – ложь». Но уже два месяца назад я писал, что на самом деле Ганус играет роль, написанную для него наверху.
Если сейчас Ганус подпишет от имени РусАДА несогласие с санкциями WADA, то всем его прежним пафосным заявлениям грош цена. Его организация абсолютно не затронута санкциями – следовательно, у РусАДА нет никаких причин их оспаривать.
Повторяю, это важно: хотя формально несоответствующим Кодексу признано РусАДА, к нему у WADA никаких претензий нет, функциональная дееспособность конторы полностью сохраняется.
Отсюда вывод: то, что мы сейчас наблюдаем – очередной бездарный спектакль, цель которого заключается в использовании РусАДА для защиты государственной допинговой системы. РусАДА, не соглашаясь с решением WADA, действует вопреки своим уставным задачам, оно льёт воду на мельницу мошенников.
И дело здесь не в Ганусе, которого по-прежнему берегут для мирового сообщества как витрину якобы обновленного российского антидопинга.
Во-первых, я давно уже обращал внимание на одну юридическую нестыковку. На сайте РусАДА в качестве его учредителей указаны ОКР и ПКР. Это само по себе несколько странно: две измазавшиеся в допинге организации (на которых от международных санкций живого места нет) являются учредителями национального антидопингового агентства. Это как два ликёро-водочных завода станут учредителями общества «Трезвость» - вроде вполне законно, но конфликт интересов бросается в глаза за версту.
Однако ЕГРЮЛ почему-то выдаёт совсем другие данные: согласно выписке, учредителями РусАДА являются ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ЛИГА ЗДОРОВЬЯ НАЦИИ" и ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ".
Со вторым учредителем всё ясно – это государство. А первый, являясь формально общественной организацией, имеет в своём руководстве:
-заместителя председателя комитета Совета Федерации по социальной политике;
-заместителя председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию и науке;
-заместителя председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по международным делам;
-генерального директора российского международного информационного агентства «Россия сегодня» (да-да, некто Киселёв Д. К.).
Не знаю, кто всё-таки является учредителем РусАДА, но ясно, что в любом случае Агентство целиком и полностью контролируется государством.
Добавляем сюда до кучи размещение и финансирование Московской лаборатории в МГУ.
Во-вторых, давайте присмотримся к людям, которые в качестве членов Наблюдательного совета РусАДА решили оспаривать санкции WADA. Напоминаю: у РусАДА как автономной организации нет никаких причин быть недовольным решением Исполкома WADA. Почему же эти люди так рьяно кинулись защищать руководство Минспорта и ОКР?
Да потому что они все – плоть от плоти государства.
Председатель Совета Александр Ивлев начинал трудовую деятельность в должности эксперта по российско-американским отношениям в отделе международных отношений Верховного Совета СССР. Здравствуй, КГБ.
Заместитель Ивлева медик Владимир Чехонин – завкафедрой в РГМУ и руководитель отдела в Центре им. Сербского.
Политолог Сергей Хрычиков – руководитель отдела спортивных конвенций Совета Европы.
Госслужащий Андрей Миняев – директор правового департамента Минспорта.
Космонавт Сергей Рязанский – герой РФ, выпускник РАНХГС при Президенте РФ, председатель созданного Указом Президента российского движения школьников (это где Юнармия и сопредседатель Тина Канделаки).
Елена Исинбаева – в прошлом великая спортсменка, а сейчас – рыдающая на плече у Путина патриотка России из Монако.
Наконец, пловец-паралимпиец Андрей Строкин по странному стечению обстоятельств из Башкирии, где полыхнул скандал со слепыми паралимпийцами, которые в свободное от соревнований время разъезжают за рулём собственных автомобилей.
Короче, та ещё тёплая компания. Ничего не имею против любого из них персонально, но, собравшись вместе в Наблюдательном совете РусАДА, эти люди сейчас объективно продолжают топить российский спорт, откладывая ампутацию допинговой гангрены.
Ну, видимо, так им велят совесть и государство. Что для них одно и то же.
Сегодняшняя церемония в Кремле задумывалась как чествование олимпийских чемпионов, но настоящим триумфатором, благодаря самим спортсменам, стал «дорогой Леонид Ильич...»
Саблистка С. Великая: «Уважаемый Владимир Владимирович! Спасибо Вам большое за то, что в нашей стране так любят спорт. Это всё Ваша заслуга и большого коллектива...»
Борец Р. Власов: «От лица всех спортсменов хотелось бы сказать, Владимир Владимирович, спасибо Вам за веское слово в том, чтобы мы всё таки приняли участие в Олимпийских играх.»
Синхронистка Н. Ищенко: «Уважаемый Владимир Владимирович! Спасибо, что отстаивали наши права до самого конца. Спасибо за внимание, которое оказывается со стороны государства спорту и спортсменам.»
Синхронистка А. Шишкина: «Хотелось бы, конечно, сказать большое спасибо Вам, Владимир Владимирович, за поддержку, за то, что Вы болеете спортом так же, как и мы.»
Гандболистка В. Бобровникова: «Уважаемый Владимир Владимирович, спасибо Вам за то, что Вы, я думаю, сделали всё, чтобы мы поехали в Рио, что мы доказали, что мы сильнейшие.»
Пятиборец А. Лесун: «Хотелось бы сказать спасибо, Владимир Владимирович, за поддержку нашего вида спорта, за всё, за всё спасибо – и за популяризацию нашего вида спорта.»
Борец А. Садулаев: «Особую благодарность хотел бы выразить Вам, Владимир Владимирович, за то внимание и ту поддержку, которую Вы оказываете российскому спорту.»
Фехтовальщик А. Черемисинов: «От всех фехтовальщиков хотел бы поблагодарить Владимира Владимировича за поддержку массового спорта и спорта высших спортивных достижений.»
Синхронистка М. Шурочкина: «Владимир Владимирович, Вы позволили поехать нам на Олимпиаду, Вы нам помогли на неё поехать, – и это именно тот результат, который был очень важен для нас.»
Комментарий читателя
В Древней Греции рабы не имели права выступать на Олимпиадах. Надо вернуться к скрепам.
А так, конечно, это был бы идеальный вариант: чиновники ВАДА имеют право добывать доказательства при помощи полиции и суда, прослушивать переговоры, вести скрытое видеонаблюдение, вызывать на допрос повесткой и т.д.
Вот тогда можно будет требовать от ВАДА стопроцентных доказательств, вводить презумпцию невиновности и передавать дела в суды общей юрисдикции.
А то патриотически настроенные товарищи хорошо устроились: ВАДА должно представлять доказательства на уровне уголовного процесса, не имея при этом
1) Согласно отчету РУСАДА за 2016 год (есть на сайте) "В ходе реформирования были внесены изменения в уставные документы РУСАДА, изменена организационная структура организации, в том числе был изменен состав учредителей РУСАДА, в настоящее время ими являются Олимпийский и Паралимпийский комитеты России."
2) Из опубликованной на сайте РУСУДА биографии Хрычикова никак не следует, что он гражданин России. Насколько я понимаю, он представитель ВАДА в Наблюдательном Совете. Кстати и он и Исинбаева воздержались при голосовании о признании решения ВАДА.
3) И Ганус и Пахноцкая демонстративно бойкотировали общее собрание РУСАДА, где рассматривался вопрос о непризнании санкций ВАДА. И уже после принятия решения, Пахноцкая дважды официально заявила, что любые заявления руководство РУСАДА будет делать только после детального изучения принятого общим собранием решения.
4) Как известно на общем собрании (читай собрании учредителей) было прямо дано указание Ганусу, как Генеральному Директору, уведомить ВАДА о несогласии РУСАДА с санкциями. В общем случае неисполнение исполнительным органом решения учредителей это прямое нарушение исполнительской дисциплины, если иное не описано в уставе, положении или иных документах. Полагаю именно юридической оценкой такого неисполнения и занят сейчас Ганус. И я очень надеюсь, что он найдет возможность не запятнать с таким трудом завоеванную репутацию.
Ждать осталось совсем не долго.
Мы действительно являемся свидетелями спектакля. Но это совсем не тот спектакль, о котором говорит автор статьи. В котором безвольные куклы более или менее искусно исполняют заранее назначенные им в высоких кабинетах роли. Напротив, на наших глазах жестокое и коррумпированное государство переламывает хребет и ставит на колени сильного и независимого менеджера, а также его команду.
PS Однажды, когда автора блога, как это принято на этом сайте, поливали грязью, Маргарита Пахноцкая написала ему, - "Аплодирую стоя". Может быть настало время протянуть ей руку поддержи в этот чрезвычайно драматический момент.