Почему Минспорта меняет правила игры? Федерации уже говорят, что без букмекерских миллиардов им будет сложно
Выступили Тарпищев и ФХР.
В российском спорте полыхает обсуждение вопроса ценой в 30 с лишним миллиардов рублей в год. Распределение целевых отчислений от букмекерских компаний – один из стратегических проектов нового министра спорта Михаила Дегтярева, причем министр ссылается на распоряжение Владимира Путина.

Для этих целей задумано появление Российского спортивного фонда (РСФ) – новой экономической суперсилы, которая будет распределять миллиарды от букмекеров.
На днях законопроект об РСФ, который внесло правительство РФ, разбирали в Комитете Госдумы по спорту – и рекомендовали принять его в первом чтении. Дума рассмотрит его только после 18 марта – до этого времени будут собирать отзывы чиновников. Но они в первую очередь будут оценивать юридическую составляющую. А вот спортивные боссы оценивают проект целиком, в том числе и по влиянию на федерации. И они не очень довольны.
Как все устроено сейчас и как все хотят поменять? Нововведения коснутся десятков миллиардов рублей
Ключевое о Российском спортивном фонде:
● В фонд будут переводить целевые отчисления от ставок на соревнования, организованные международными/зарубежными федерациями – это около 85% целевых отчислений. Именно такой ориентир давал Дегтярев. Целевые отчисления – это процент с каждой ставки (сейчас – 2%, с 2026-го – 2,25%, с 2028-го – 2,5%), его букмекеры отдают на развитие спорта. Грубо говоря, 85% ставок в России делают на соревнования, которые организовывают иностранные федерации, только 15% – на отечественные.
● В 2024-м сумма целевых отчислений составила 35,1 миллиарда рублей, рост относительно 2023 года – почти 85%.
● 25% от отчислений за 2024-й — уже в банке РСФ. До недавнего указа Владимира Путина об переносе Игр дружбы предполагалось направить их именно на это соревнования, но пока нет Игр, нет смысла и в их финансировании.

8,78 млрд рублей тем же указом заморозили и передадут в распоряжение РСФ (который пока еще только на стадии формирования). Интересная деталь: указ Путина подписан 2 декабря, но там уже упоминается «некоммерческая организация в организационно-правовой форме фонда, которая займется дополнительной поддержкой спорта». Законопроект о создании фонда внесли в Госдуму 21 февраля – почти через три месяца.
Получается, если в 2024-м фонд уже бы существовал, в него перечислили бы 31,1 млрд рублей.
● Сейчас механизм совсем другой. Единый регулятор азартных игр (ЕРАИ) получает все отчисления и распределяет их по федерациям в зависимости от объема ставок. Лидеры – футбол (РФС), настольный теннис (ФНТР), хоккей (в пятерке и ФХР, и КХЛ) и теннис (ФТР). Чем больше поставили на вид спорта, к которому относится федерация, тем больше она получила в виде отчислений. Так было до 2025-го.
● Теперь по прежней схеме будет распределяться около 15% отчислений – только то, что поставлено на внутренние российские соревнования. Гарантированные выплаты федерациям упадут почти в 10 раз (а у кого-то и больше). Остальные 85% будут распределяться через конкурсные схемы Российского спортивного фонда.
● ЕРАИ не потеряет влияние. Деньги все равно будут проходить через регулятор, именно оттуда средства будут перенаправлять в Российский спортивный фонд и федерации.
Почему Минспорта все меняет? Деньги тратят не туда и не так – теперь почти потоки пройдут через фонд
До создания фонда сложно рассуждать о практике распределения денег – кому будут давать больше, кому меньше. Но, очевидно, Минспорта и персонально Дегтярев забирают всю власть себе. Какая за этим стоит логика, почему распределение не оставили в руках федераций? Посмотрим на публичные объяснения.

Во-первых, нецелевое расходование средств. У Счетной палаты возникали вопросы сразу к нескольким федерациям – мы, например, подробно рассказывали о кейсе Федерации легкой атлетики. Дело дошло до обысков Генпрокуратуры. И в целом – еще в 2023 году Счетная палата рекомендовала изменить механизм отчислений.
Во-вторых, Минспорта не устраивает спортивная непропорциональность: спорт может обладать традициями, высокими результатами и хорошими детскими школами, но недополучать финансирование, потому что он не очень популярен среди бетторов.
В-третьих, недостаточное финансирование детско-юношеского и массового спорта. Сейчас федерации обязаны направлять туда 30% от полученной суммы, остальное можно тратить на профессионалов и деятельность самой федерации. В новой реальности пропорции не регламентированы, но очевидно, что абсолютное большинство средств РСФ направит именно на детско-юношеский спорт.
Забавная деталь: в тексте законопроекта общероссийские и региональные спортивные федерации упомянуты последними среди тех, на кого РСФ планирует тратить деньги. Выше – физкультурно-спортивные организации, спортшколы разных видов, Олимпийский комитет, Паралимпийский комитет, Сурдлимпийский комитет.
В-четвертых, деятельность топ-менеджеров некоторых федераций. «Коммерсант» в конце февраля писал, что большие букмекерские доходы становились для них «поводом выписать себе бонусы за достижение высоких результатов». «В условиях санкций, когда спортсмены в крупных международных соревнованиях участия не принимают, трудно в принципе понять, что такое высокие достижения», – слова одного из источников.
Формально в речах спортивных чиновников не звучало конкретных обвинений, но посыл считывался: правила игры меняют, потому что деньги идут не туда, куда хотелось бы Минспорта. Намеки звучали в словах главы Федерации бокса России Умара Кремлева, одного из главных идеологов регулирования букмекерского рынка (именно по его инициативе появился Единый регулятор азартных игр), а теперь – сторонника оптимизации распределения средств. «Много раз видел, как федерациям приходили деньги и они тратились не туда, куда надо. Это неправильно. Все отчисления должны принадлежать тренерам и спортсменам – благодаря им эта инфраструктура существует», – говорил он на форуме Азартные игры-2024, где впервые и озвучили идею создания фонда.

В-пятых, многие федерации привыкли к денежным потокам и расслабились, даже не пытаясь изобретать какие-то способы привлекать новую аудиторию: все равно доберут свое за счет отчислений. «Не секрет, что многие праздно сидели на кресле и просто ждали, когда придут целевые отчисления, не особо занимаясь развитием собственного спортивного продукта. Теперь ситуация меняется: все будет зависеть от активности, от продукта, который ты сможешь создать для потребителей», – говорил в интервью Ставкам на Спортсе’’ Николай Оганезов, член комиссии Госсовета по спорту.
Федерации за создание РСФ, но они живут за счет отчислений. До сих пор непонятно, как будут распределять деньги
На самом заседании Комитета Госдумы по спорту выступали и представители федераций. Вроде бы они и поддержали законопроект, но дали понять: эти деньги им нужны. За четыре года существования целевых отчислений их значимость для бюджетов федераций стремительно выросла.
«Нам важно не потерять резерв. С этих позиций теннис будет самым пострадавшим. У нас тысяча человек играют за рубежом, в России лиги не работают и отчислений нет. У нас возникают проблемы, что мы не можем финансировать резервы. Возникает опасность, что спортсмены могут уйти в другие страны», – предостерег Шамиль Тарпищев, руководитель Федерации тенниса России (в тройке по отчислениям), предварительно поддержав создание фонда.

Хоккейных менеджеров эта история тоже обеспокоила, но в большей степени ФХР, чем КХЛ (потому что КХЛ юридически независимая организация и сама занимается чемпионатом, все деньги от ставок на свои матчи лига сохранит).
«В текущей ситуации для многих ведущих и известных федераций процент отчислений от международных соревнований составляет существенную часть бюджета.
И если завтра принимается решение о создании фонда, которое само по себе хорошее и правильное, но есть момент, о котором не говорили все, кроме Тарпищева. У ряда федераций 40-50% бюджета просто исчезает в середине сезона с учетом подписанной программы развития на четыре года.
Умные, грамотные и талантливые люди писали этот законопроект, я там под каждым словом готов подписаться. Но там идет посыл о том, что деньги где-то есть. А они не то что лежат закопанные в землю. Они сегодня поступают в федерации футбола, хоккея, тенниса и пинг-понга. У нас под эти деньги на год-полтора вперед запланированы мероприятия, включая детские соревнования, соревнования сборных и для инвалидов. Там все распланировано, просто об этом разговора не было», – это слова гендиректора ФХР Дмитрия Курбатова.
Наверняка эти мысли сейчас есть в голове каждого топ-менеджера федераций, просто не все их озвучивают.
Есть и другой важный вопрос: как именно будут распределять деньги? Из доступных документов о создании Российского спортивного фонда понятна лишь верхнеуровневая структура: решать, чьи заявки достойны финансирования, будет экспертный совет, его решение будет заверять правление, работу правления будет оценивать наблюдательный совет, а членов всех советов и правления будут визировать Минспорта и лично Дегтярев (как председатель набсовета).
Чуть больше понятно из слов помощника президента РФ Алексея Дюмина «Ведомостям»: «Объемы поддержки федераций из всех источников будут зависеть в том числе и от того, какой вклад они вносят в развитие массового и детско-юношеского спорта. Коммерциализация спорта для детей должна уйти в прошлое. Мы должны обеспечить нашим ребятам все возможности для занятий физкультурой и спортом. Это вопрос здоровья нации и будущего страны». Особенно надо заботиться о развитии адаптивного спорта для реабилитации участников и ветеранов СВО».

Как будут выбирать экспертов, членов правления и наблюдательного совета, кто станет гендиректором РСФ – все это остается неизвестным.
Дегтярев приводил в пример Российский научный фонд. В его попечительском совете (аналог наблюдательного совета РСФ) в основном политики и чиновники (председатель – Андрей Фурсенко, среди прочих членов – Владислав Даванков, Илья Клебанов), но на позиции гендиректора – ученый Владимир Беспалов. Среди членов экспертного совета – ученые. «Отбор лучших проектов осуществляют три экспертных совета, в своих решениях они опираются на мнение более чем 7 тысяч экспертов. В РНФ есть разные грантовые линейки. Мы отдельно поддерживаем молодежь и взрослых, маленькие проекты и лаборатории, которые созданы для доведения идей до производства», – объяснял бывший гендиректор РНФ Александр Хлунов.
Даже у РФС отчисления – 27% бюджета. А среднем по федерациям – почти 40%
Целевые отчисления – самая большая статья доходов и фундамент внебюджетного финансирования для большинства общероссийских спортивных федераций, подсчитал наш экономический эксперт Игорь Сергеев.
Согласно финансовой отчетности за 2023 год, букмекеры принесли почти 16 миллиардов рублей – это больше трети всех доходов федераций. Лидеры – футбол (₽3,4 млрд отчислений), настольный теннис (₽1,9 млрд), теннис (₽1,2 млрд) и хоккей (₽800 млн).

Для сравнения: согласно той же отчетности, в 2023 году федерации получили всего ₽1,9 млрд в форме бюджетных субсидий через Минспорта.
А вот как целиком выглядят доходы российского спорта.

Если не учитывать остатки средств с прошлого отчетного периода (бухгалтерия автоматически записывает их в доходы за следующий год), доля актуальных целевых отчислений увеличивается до 44%.
Законопроект пока далеко – а хотели запустить до конца 2024-го. Все еще непонятно, когда заработает новая схема
Неопределенность с бюджетом федераций – только один из больших вопросов. Например, до сих пор никто не понимает, когда именно заработает новый фонд. То есть нужно капитально переверстать бюджет, но как и когда – пока непонятно.
Министр Дегтярев осенью анонсировал, что фонд появится до конца 2024 года, но процесс затянулся. Через месяц придет пора отчислений за первый квартал 2025-го. Примут ли законопроект за март? Очень вряд ли, несмотря на его мощный статус.
В среднем законопроект проходит путь от регистрации до подписи Владимира Путина примерно за полгода – зависит от многих факторов, в том числе от того, кто его внес – депутаты/сенаторы или правительство. Но общие сроки – в этом диапазоне. Даже законопроект, который многие помнят как «поправки Терешковой», шел от внесения в Госдуму до вступления в силу четыре месяца.
Только законопроекты от самого президента двигаются по вертикали быстрее. Но и там путь занимает более двух месяцев – в общем, придется подождать. Хотя бывают и исключения: некоторые законопроекты проходят все стадии меньше чем за месяц.

Пока больше похоже на то, что РСФ заработает как минимум со второго квартала – при самом оптимальном варианте развития событий. А то и позже. Если, конечно, создатели законопроекта не найдут лазейку в нынешней схеме.
Какой путь должен пройти законопроект до вступления в силу?
Коротко напомним схему: каждый законопроект проходит восемь этапов. Первые три уже позади: его зарегистрировали, профильный комитет Госдумы (в данном случае – по спорту) одобрил и отправил в Совет Госдумы, тот тоже его рассмотрел, одобрил и вернул – до 18 марта нужно собрать отзывы и замечания чиновников.
А что дальше?
1. Первое чтение. Законопроект впервые рассматривает Госдума в полном составе: обсуждают концепцию и актуальность, после – голосование. Если голосов «за» не хватает, инициатива отклоняется, если нужное количество есть – двигается дальше.
2. Второе чтение. Часто его называют самым важным – по сути, окончательный вид законопроект обретает именно на этом этапе. Между первым и вторым чтениями депутаты разных фракций, правительство, регионы могут внести предложения о поправках. На это есть не менее 15 дней, но если законопроект особо значимый, могут собирать отдельные круглые столы или парламентские слушания.
3. Третье чтение. Финальный доклад, возможны незначительные поправки, после – голосование, по его итогам законопроект либо уходит на рассмотрение Совета Федерации, либо возвращается на стадию второго чтения, если нужны серьезные поправки. Часто второе и третье чтения проходят в один день.
4. Рассмотрение Совета Федерации. Совет в течение двух недель проверяет, все ли документы на месте, затем все изучает профильный комитет Совфеда и правовое управление. Если все в порядке, простое голосование: большинство за – законопроект уходит на подписание президенту, большинство против – возвращается в Госдуму.
5. Подписание президента. Президент должен в течение 14 дней поставить подпись и финально одобрить законопроект – либо отклонить его. Когда законопроект одобрен, текст публикуют – он вступает в силу через 10 дней после публикации, если в самом законе отдельно не указан другой срок вступления. Если президент отклоняет или никак не отреагирует за две недели, законопроект снова нужно провести через обе палаты парламента.
Главная интрига – в каком виде закон дойдет до Совета Федерации и на подпись президенту.
Фото: КХЛ/Кузьмин Юрий; РИА Новости/Гавриил Григоров, Рамиль Ситдиков, Александр Кряжев, Александр Казаков, Владимир Федоренко; Sergey Elagin/Business Online/Global Look Press
Теперь вдруг все застонали по поводу гипотитечкого ухода буков. Хочу спросить : а как же СССР наклонянял весь мир находясь исключительно на гос.содержании? Да что там гворить, просто посмотрите -КТО сейчас возглавляет Российский спорт. И вопросы отпадут.