Кевин Дюрэнт – антихрист? Как межсезонье-2016 изменило НБА
Лето-2016 предстало символической точкой невозврата для истории НБА.
Эту символичность обозначили два определяющих события: уход Тима Данкана и переезд Кевина Дюрэнта и его талантов в Окленд.
Данкан, помимо всех прочих своих достоинств, всегда позиционировался игроком, который продолжал лидерские традиции суперзвезд прошлого и на протяжении стольких лет олицетворял и свой клуб, и идеал поведения звезды. За ним тоже был «грех» – есть определенная убежденность в том, что в 2000-м он максимально близко подошел к тому, чтобы оказаться в «Орландо», и помешала этому лишь позиция его девушки. Но «почти» не считается, «почти» было в карьере каждого игрока, так что во всеобщем восприятии центровой всегда являлся воплощением верности и пришел к полному отождествлению с родным клубом. Данкан сделал вообще все, что только под силу «игроку-фрачайзу» – не только являлся залогом побед «Сперс», но и создал культуру клуба, в той или иной степени заботился обо всех, кто приходил в организацию, чувствовал ответственность за результат и за людей. Это было очевидно всегда, но последние годы только подтвердили это – Данкан сделал все, чтобы поражение в финале-2013 не сломало Грегга Поповича (о чем он впервые заговорил сразу после той серии), участвовал в приглашении Олдриджа и ушел лишь тогда, когда понял, что клуб остается в надежных руках.
Кевин Дюрэнт… Мда, Кевин Дюрэнт, мягко говоря, не Данкан.
Но в случае с Дюрэнтом важно понимать определяющую вещь. Несмотря на все попытки объяснить его решение бородатым обменом Хардена, несовершенством системы лиги и слабохарактерностью самого игрока, понятно, что переход КейДи – это не частный случай и отдельный неприятный казус. Совершенно точно здесь заключена закономерность, выражение тенденции, которая уже изменила лигу навсегда.
На протяжении всей истории НБА переезды суперзвезд, а тем более их переходы в качестве свободных агентов, оставались явлением очень редким. Их ждали, предвкушали, анализировали, но в итоге все завершалось различными «если бы».
С одной стороны, система, помогающая клубам сохранять «франчайзов», предоставляла им необходимые для этого финансовые инструменты. С начала 80-х, когда в лиге стали увеличиваться контракты, в коллективном соглашении появилось и «исключение Лэрри Берда», дававшее командам преимущество при подписании собственных звезд: клубы смогли переподписывать таких игроков сверх потолка зарплат. Это фактор не терял своей важности еще пару лет назад, когда Кармело Энтони вынудил обменять его в «Никс», чтобы подписаться с нью-йоркской командой на большую сумму, чем та, которую бы он получил в случае переезда в качестве свободного агента. И в итоге «Нью-Йорк» так и не смог отойти после того, как отдал за игрока полкоманды.
С другой, все же важным фактором всегда оставались лояльное отношение звезды к клубу, к своим болельщикам, к владельцам и все те укоренившиеся представления о ее обязательствах, которые видны на примере Данкана. По современным меркам это выглядело странно: сами владельцы зачастую лишь использовали эту лояльность и расставались со звездами тогда, когда они им переставали быть нужны. Но любовь трибун, ассоциация с конкретным клубом для большинства игроков оказывалась более важной, чем что бы то ни было еще. Джерри Уэст, например, завершил карьеру после того, как был обманут владельцем «Лейкерс» Джеком Куком и пошел в суд, чтобы доказывать факт обмана со стороны клуба. Но о том, чтобы играть где-то еще, он просто не думал.
Джейсон Кидд испугался переходить в «Сан-Антонио» и передумал, хотя с «Нетс» его связывало не так уж много. И вообще это Джейсон «вертел-я-всех-и-все» Кидд.
Подобная же ответственность за клуб также сохранялась еще в недавнем времени. Дуайт Ховард уведомил руководство «Орландо» о том, что не собирается подписывать новый контракт именно с «Мэджик», и таким образом дал родному клубу хотя бы возможность получить за него какие-то активы. Так же было и с Дероном Уильямсом, и с Крисом Полом, и с Кармело Энтони.
Клубный патриотизм плохо соотносится с современным спортом, но постепенный отказ от сдерживающего фактора в лице болельщиков в НБА происходил довольно болезненно и постепенно.
Каждый переход суперзвезды всегда требовал какого-то извиняющего этот «проступок» объяснения.
Чемберлен форсировал обмен обратно в родную Филадельфию. А затем еще один, когда разругался с новым, обманувшим его владельцем.
Рик Бэрри изначально уходил играть под началом своего приемного отца.
Абдул-Джаббар объяснял все культурными расхождениями с захолустным Висконсином и рвался в просвещенные большие города.
Зарплату, которой был достоин Мозес Мэлоун, тогдашний MVP лиги, его нищий «Хьюстон» потянуть объективно не мог.
Чарльз Баркли жаловался на слабых одноклубников, не помогающих ему бороться за титул.
Шакил О’Нил не чувствовал достаточной любви болельщиков, а потом еще и любви клуба, когда не получил адекватного контракта от «Орландо», не захотевшего предлагать ему максимальные деньги.
Трэйси МакГрэйди хотелось выйти из тени Винса Картера.
Переход Кевина Гарнетта тоже был не совсем стандартным. В отличие от звезд прошлого, перебиравшихся в «контендер» уже по прошествии пика карьеры, тогда, когда они принимали роль вспомогательных игроков (как было с Баркли в «Хьюстоне», Мэлоуном в «Лейкерс», Шаком в «Кливленде» и «Бостоне», даже с 34-летним Родманом в «Чикаго»), форвард был еще в полном порядке. Но он терпел разруху в «Миннесоте» так долго и так мучительно тащил ее на себе один, что и это оказалось простительно.
Дуайт Ховард сначала жаловался на плохую команду, потом на плохого Кобе, потом еще и на плохого Хардена.
И даже у обоих переходов Джеймса были формальные извинительные обстоятельства. В первом случае – по дороге в «Майами» – ровно такие же, что и у КейДжи, разве что Леброн был еще моложе и у него было еще больше времени на победы (Гарнетт сломался на второй сезон). Во втором – возвращение домой.
У ЛаМаркуса Олдриджа были те же стандартные объяснения. Но зато произошло еще кое-что важное: его переход не встретил особенного ожесточения не только у любителей лиги в целом, но даже и у болельщиков «Портленда», которые довольно легко восприняли логику этого расставания.
Каждый переход суперзвезды словно выбивал по кирпичу из фигуральной плотины, сохранявшей клубам их франчайзов. Сначала извинения казались обоснованными и не вызвали никаких вопросов. Затем начали требовать все больших усилий. Границы приличий, границы допустимого все расширялись. Наконец, пришло время межсезонья-2016, когда плотину прорвало.
Этим летом случилось много всего, что оформило тенденцию в завершенном виде. За вычетом единичных исключений, НБА целиком и полностью превратилась в лигу, где между игроками и владельцами не существует никаких отношений, кроме деловых. И где либо клубным болельщикам пора перестать ассоциировать себя с конкретными игроками, либо вообще не остается места для клубных пристрастий и необходимо болеть за игрока, а не за организацию. Это движение получилось двусторонним. С одной стороны, «Майами» вполне осознанно не стал удовлетворять финансовые запросы Дуэйна Уэйда, многолетнего символа, не раз жертвовавшего деньгами ради «Хит»; «Чикаго» и «Индиана» совершили совершенно необязательные обмены игравших в родных городах Деррика Роуза и Джорджа Хилла. С другой, движение игроков в лиге окончательно приобрело характер броуновского и утратило любую логическую основу, кроме финансовой. Даже патриот «Мемфиса» Майк Конли и тот предпочел остаться в родной, вырастившей его команды только после того, как получил рекордный контракт.
Так получилось, что последним камнем-основанием этой плотины и был Кевин Дюрэнт.
И это не вопрос ожиданий и сопряженных с ними проблем – он сам всегда себя позиционировал именно так.
Никто так пылко не защищал Уэстбрука, Брукса и решение обменять Хардена, как Дюрэнт.
Никто так агрессивно не набрасывался на журналистов, посмевших разглядеть несовершенства «героического баскетбола».
Никто так жестко не высказывался в отношении тех, «кто не хочет быть в «Оклахоме».
Никто не делал так много для Оклахомы, так что болельщики сразу же провели параллель между ним и Данканом.
Никто так не переживал не только за собственные неудачи, а неудачи всей команды. И так логично взрослел год за годом, преодолевал внешние и внутренние обстоятельства, превращаясь в большого лидера. В этом плей-офф гораздо важнее, чем шикарная четвертая игра с «Сан-Антонио», было его попавшее в объективы взаимодействие с Уэйтерсом, Ибакой, Роберсоном, давшее понять, что «Тандер» обрели игрока, от которого идет в клубе все.
Никто не выглядел более подходящим на роль антипода Джеймса. Дюрэнт критиковал «решение», всегда изливал бесконечные комплименты в адрес Кобе и Данкана, всегда приводил в пример культуру «Сан-Антонио» в качестве ориентира.
И многим, конечно, представлялось, что в объятиях Данкана и Дюрэнта после последнего матча Тимми проскользнула та искра передачи эстафеты. Очень правильные, практически безупречные игроки, сохраняющие верность старомодным идеалам, ассоциирующие себя с единственным клубом, разделили короткий, но знаковый момент.
Все это полетело к чертям.
Причем – что самое важное – на этот раз не потребовало ровным счетом никаких извинительных объяснений: все предыдущие переходы суперзвезд приоткрывали эту дверь все шире, пока, наконец, Дюрэнт не вышиб ее ударом ноги.
Почему? А почему, собственно, нет?!
Антихрист ли Кевин Дюрэнт? Наверное, нет.
Через много, а может быть, даже и несколько лет его переход утратит любые оттенки «предательства», которые у него остаются сейчас. Конечно, лига введет новые меры для того, чтобы сохранялся состязательный баланс, но это не изменит главного: последний моральный рубеж перейден. Стоит запомнить момент, после которого стало возможным уже совсем все.
Фото: Gettyimages.ru/Christian Petersen; REUTERS/Ron Kuntz, Kyle Terada-USA TODAY Sports
Два - как-то ты очень скромненько упустил первый пункт, в котором заключается колоссальная разница. ЛеБрон пришёл в команду, которая должна была "строиться вокруг Майкла Бизли". Там кроме Трио не было вообще никого, я уже не говорю про то, что для двух из трёх это была совершенно новая атмосфера, обстановка, команда, франчайз, тренерский штаб, менеджер (и не говорите мне, что это не влияет), а втроём они никогда до этого не играли (сборную не берём).
Дюрант же перешёл в команду с костяком не только из трёх лидеров, но ещё и с добротными ролевыми игроками, с отлаженной ГОДАМИ химией на площадке и вне её, со сплочённым коллективом, тренерским штабом, менеджментом, руководством, которые мало того, что почти все здесь уже минимум несколько лет, так ещё и выстраивают франчайз по образцу САС, дорожат связями, в общем, выстраивают команду-культуру. Про то, что они вышли в два финала подряд, взяли гайку и побили рекорд всех времён даже и говорить как-то неловко.
Если ты между этим не видишь разницы, то говорить тут больше не о чем - или ты умалишённый хейтер ЛеБрона, или ты ничего не понимаешь ни в жизни, ни в баскетболе, пардон.
1) Он ушёл из "Оклахомы"
2) Он ушёл в "Голден Стейт"
И в статье, в общем-то, все правильно говорится о первом пункте. И действительно это становится все более обыденным, действительно это поступательное движение, действительно Дюрант вроде как всячески выражал свою лояльность. Вон этим же летом Хорфорд ушёл, например. Но!
Сдаётся мне, что, уйди Дюрант в любой другой клуб - шумихи было бы в несколько, а то и в несколько десятков раз меньше.
И вот тут мы упираемся в личность самого Дюранта. Он - слабак. Это, в общем-то, не новость, он человек таланта и антропометрии уровня ГОАТа, но ментально он всегда был слаб: постоянно дрожал перед ЛеБроном, умудрился отдать лидерство даже в своей команде Вестбруку, в этом сезоне начал глупо и неумело огрызаться на журналистов и прочих реджиджексонов и марковкьюбанов. Плюс, собственно, баскетбольная составляющая - он оформлялся-оформлялся как чокер, да и оформился окончательно, слившись в этом году с 3-1 и чуть ли не единолично отдав на пару с Вестбруком концовки, в которых они ещё и вели. Но этим своим переходом он просто расписался в том, что он слабак, прикрепил себе огромную неоновую табличку на лоб.
И это - не тенденция. Это один конкретно взятый не имеющий яиц и характера Дюрант. Тенденции тоже есть, да, есть тенденция потери лояльности, о которой тут написал Кирилл, есть экономические тенденции, о которых написал Артём, но они лишь сделали возможными этот переход Дюранта именно в ГСВ, а сам по себе он - плод его слабого характера.
Почему это именно Дюрант становится "последним камнем плотины"? Что это вообще за плотина была? Не было никакой плотины, нет никакого рубежа. Есть спорт, ставший работой, и работа, ставшая жизнью. Каждый играет, работает и живёт в первую очередь для себя. И должен это делать там, где ему хочется. И так было всегда, по крайней мере с тех пор, как Линкольн отменил рабство.
И если этот оклендский монстр, к примеру, будет штамповать перстни год за годом, год за годом на протяжении 5-6 лет... История и величие вознесут КД и ГСВ очень высоко, и, в конце концов, над болельщиками. И тогда же забудется этот грех и Дюранта, и ГСВ - ибо окружающие, в большинстве своем, преклоняются пред великим.
Я болел за "Сиэттл" - у меня есть алиби на этот счет в моем профайле на первой странице. Не сразу переметнулся на "Оклахому", но в итоге - не без помощи КейДи - все-таки сделал это. Тем не менее не настроен не то чтобы осуждать его в этом случае, но и вообще рассматривать его шаг под углом зрения какой-либо - расхожей либо моей субъективной - морали. Это его выбор, и за него он ответит по полной. Правильный этот выбор или ошибочный, уже не такая большая суть. Как игрок хуже он вряд ли станет, смотреть на его игру все равно будет приятно, и для меня это главное. Он реализовывает себя почти на все 100 процентов в игре и только совсем на маленькую разницу - в повседневной жизни. И потому, какой сукой может быть в быту и общении по-настоящему большая в своей творческой/профессиональной области личность, играет мало рояля.
Не судите и не судимы будете. Раз уж мы настроены прибегать к библейским ассоциациям.
Лучше найди материалы времён первого "решения" (лучше на английском) и может поймёшь какую волну негатива оно вызвало.
На тот момент это называлось 1. предательством 2. чокерством и никак иначе.
А вот эти истории про ролевых игроков, которых не было в Майами, вообще смешны. Леброн шёл в команду, в которой был Райли и 3 из 4 лучших игроков самого мощного драфта поколения в самом расцвете сил. Ты реально думаешь, что классному менеджеру найти хороших ролевых под такой проект это сложно? Тогда боюсь тебя огорчить в баскетболе ты понимаешь не больше меня.
То что ПОБЕДЫ и сопутствующий пиар в лице всяких Виндхорствов сделали из Леброна того, кем он является, а я считаю его безусловно Большим победителем не означает того, что я не помню как это всё выглядело тогда.
Точно так и ПОБЕДЫ Дюранта, если они будут, совершенно в другом свете окрасят его переход в будущем.
Мне не нравилось, что Гарнетт ушёл из Миннесоты, да ещё и в Бостон, но он стал там чемпионом и был счастлив. Для меня, если я на самом деле люблю этого игрока, это важней всего.
Если Аллен посчитал, что ему надо жить и работать в Маями, он едет работать и жить туда, и никто не вправе обсуждать морально-этическую сторону. Он играл в баскетбол и продолжил играть. Я понимаю, если человек уходит из Гринписа на Атомную электростанцию. И то это его дело...