12 мин.

23 доказательства того, что мы живем в лучшую эру баскетбола

Блог «Фонарь» вступает на опасную территорию.

«Гонка за MVP» – реальная вещь

Это, конечно, не самое главное, но делает сезон в два раза интереснее.

В отличие от многих других эпох, прошлый год доказал три вещи.

Во-первых, претендентов гораздо больше, чем два или четыре, и когда ДеМаркус Казинс полагает себя в их числе, это вызывает усмешку не потому, что ему слабо, а потому, что желающих и без него слишком много.

Во-вторых, борьба за приз действительно выглядит как гонка: множество претендентов стартует, потом образуется пул лидеров из шести-семи кандидатов, потом одни начинают отставать, а другие набирать темп. И последняя пара решает дело фотофинишем.

В-третьих, для самих звезд индивидуальные награды реально важны. Джеймс Харден до сих пор ноет о том, что его прокатили.

Запредельное количество звездных игроков

Сейчас мы переживаем всплеск таланта, который может поспорить с началом 90-х и эрой ЭмДжея/Хакима/Баркли/Робинсона – в лиге очень много отличных игроков. Да, среди них нет Джордана, среди них нет никого с харизмой Баркли, и многие из них еще слишком молоды, чтобы в них начали признавать тех, кто вклинится в Топ-50 игроков в истории.

Но они совершенно точно берут числом – даже в командах-аутсайдерах играют те, кого вполне можно считать звездами прямо сейчас (вроде ДеМаркуса Казинса и Дэмьяна Лилларда).

Но они совершенно точно берут гораздо более высоким средним уровнем: раньше двух звезд вполне хватало для того, чтобы считать себя претендентом на титул.

И самое важное – звезд «первого ряда» уже слишком много, чтобы от них просто отмахиваться.

Количество отличных команд

Перед этим сезоном даже по самым скромным подсчетам 7 клубов претендуют на титул. В начале 90-х, «золотую эпоху» НБА, таких команд никогда не было больше пяти.

Плохих команд должно стать меньше

Драфт-2016 не вызывает восторгов, так что есть основания считать, что меньше команд будут «сливать». Если же судить по амбициям, то лишь «Филадельфия», «Денвер» и «Миннесота» не ставят попадание в плей-офф в качестве приоритетных целей – для всех остальных такая задача по крайней мере обозначается.

NBA2K

Леброн Джеймс и возможность прикоснуться к вечности

Допустим, Джеймс – не Джордан, но это не повод к нему плохо относиться. Лучший игрок эпохи еще на пике. Каждый сезон превращается в аттракцион «убей дракона», то есть Леброна. И его амбиции постоянно дают почувствовать «прикосновение вечности» – он бьет рекорды прошлого, он гонится за новыми титулами, он преследует тень Джордана.

Когда Кобе брал свои титулы без Шака, но с Пау, ничего подобного, никакого вот этого ощущения грандиозности происходящего все же не было.

Джеймс – не Джордан. Но он хотя бы ставит эту эпоху в исторический контекст.

Энтони Дэвис и «неизведанное»

Баскетбол меняется и изобретает сам себя заново. В результате этой радиационной мутации уже появились: миниатюрный сгусток мускулатуры, способный играть с проломленной головой; бородатое чудо, ориентированное на самый эффективный баскетбол в истории, баскетбол нового поколения; и худощавый паренек, умеющий бросать так, как никто не бросал ранее.

И это только начало. Энтони Дэвису только 22 года, а от него уже сейчас ждут невиданного доселе доминирования на обеих сторонах площадки. Неизвестно, чем все это закончится, но пропустить такое нельзя.

«Голден Стэйт» и великие команды прошлого

В панегирике «Бостону» 86-го года, лучшей команде в истории, Билл Симмонс активнее всего жонглирует одним фактом: это была эпоха до расширения лиги и эпоха до того, как потолок зарплат начал влиять на формирование ростера – «Селтикс» могли похвастаться невиданной для современности глубиной.

Симмонс был под впечатлением финала «Даллас» – «Майами». Глядя на современный «Голден Стэйт», умудрившийся обойти все препоны нового коллективного соглашения и собрать две пятерки, он бы скорее напирал на «кельтский дух».

«Голден Стэйт», будучи на Западе, в прошлом сезоне одержал 67 побед, в финале обнаружил MVP на скамейке, сохранил молодую обойму и вправе ждать прогресса от всех игроков ротации, включая похудевшего Богута. Как бы там ни вышло, но и у нашей эпохи есть своя великая команда.

Лучшее качество тренерской работы

НБА осталась лигой звезд, но при этом стала лигой тренеров. Это парадоксальная дихотомия ничуть не мешает: есть команды Дюрэнта и Уэстбрука, Леброна и Кобе Брайанта, есть команды Грегга Поповича, Рика Карлайла и Брэда Стивенса.

Лучшее качество тренерской работы определяется по множеству показателей – прогрессу в аналитической сфере, слиянию разнообразных стилей, заимствованиям у передовых тренеров. Но также и тем, что и сами звезды охотнее воспринимают общую тенденцию: Андре Игудала принимает роль шестого, Жоаким Ноа садится в запас, Леброн смиряется под властью Райли и прислушивается к Блатту.

В этом году в лиге два важных пополнения: Билли Донован и Фред Хойберг, которые должны сделать из своих команд то же, что сделал Стив Керр из почти готового к прыжку «Голден Стэйт». После успеха Брэда Стивенса маятник смещается в сторону студенческих тренеров и их принципов работы.

Разнообразие стилей, а не только игроков

Большая власть тренеров ведет к еще одному важному новшеству – лига стала как никогда стилистически разнообразной, и это обусловлено не только манерой игры «франчайза» и даже не только тем, что тренеры подстраиваются под имеющуюся обойму.

Есть «Хьюстон» с его вроде как аналитическими установками – быстрым баскетболом, минимализацией неэффективных бросков. Есть «кружевной» баскетбол, запущенный в массовое производство «Сперс» – «Сан-Антонио» как раз ищет людей под свой стиль и делает исключение лишь ради особенных Ласлучаев. Есть традиционный ран-н-ган, в том числе построенный вокруг центрового. Есть гибкая система Рика Карлайла. Эклектичный баскетбол «Уорриорс», вобравший в себя и опыт «Сперс», и треугольное нападение, и тенденции к игре смолл-болом. Без традиционных «изоляций» и доминирования звезды на мяче тоже никуда не денешься.

Лучшая медицина

Травм не стало меньше, а жалоб на слишком длинный сезон – даже больше. Но, по крайней мере, исчезли травмы, который ставили крест на карьере.

Прорыв в цифровой аналитике и работа менеджмента

Безоблачные деньки саммита худших генеральных менеджеров ушли в прошлое. Хнык-хнык.

Даже несмотря на то, что два его представителя по-прежнему продолжают работать в лиге. Майк Купчак предпочел сдаться заложником контракту Кобе Брайанта и выпасть из активной работы. Билли Кинг держит высочайшую планку искусства разваливать все, что только можно, но даже у него появляются поклонники. Да еще такие агрессивные, что скоро меня начнут искать с бейсбольными битами.

Соцсети и освещение

НБА живет 24 часа в сутки, семь дней в неделю, и больше не делает перерывов на лето. Соцсети позволяет познакомиться с игроками максимально близко (иногда даже чересчур), СМИ не пропускают ни одного пука (и это не фигура речи), а количество создаваемого контента уже давно превышает человеческие способности по его усвоению.

Максимальная нагрузка 24/7

Подобное повышенное внимание имеет и побочный эффект. Раньше НБА жила укоренившимся стереотипом: регулярный чемпионат – это зрелище для гиков и играется в полноги, настоящий баскетбол начинается в плей-офф.

Но больше так нельзя: стоит замешкаться, завязать шнурки или сделать какую-нибудь вольность, как ты немедленно станешь звездой интернета и над тобой будет смеяться весь мир.

Самое убедительное объяснение повысившейся в последние годы травматичности как раз базируется на этой теории: раньше в «регулярке» команды играли расслабленно и, если и напрягались, то в последние минуты; теперь они вкладываются гораздо больше и расплачиваются за это повреждениями.

В следующем году количество усилий должно еще возрасти. С 2016 вступает в силу телеконтракт, повысится потолок, и все, кто в контрактном сезоне, будут рвать жопу за мегашанс получить состояние.

Приток заманчивой молодежи

Последние два драфта заявлены как одни из потенциально лучших в истории. Большая часть крутых новичков пропустила первый сезон из-за травм и теперь начнет наверстывать. В наступающем сезоне будет как никогда много молодых лиц, и, учитывая тот бэкграунд, с которым они приходят в лигу, пропустить их будет нельзя никак.

Джабари Паркер, Джулиус Рэндл, Карл-Энтони Таунс и Джалил Окафор – всем им предстоит стать новыми лидерами своих клубов. А ведь мы их по сути еще не видели.

Великие все еще с нами

Возможно, это последний сезон Кобе Брайанта, Тима Данкана, Пола Пирса и Кевина Гарнетта. Последний шанс взглянуть на них до того, как они шагнут в вечность.

«Клипперс», «Милуоки» и «Вашингтон» больше не кладбище талантов

НБА искоренила почти все места кромешной разрухи. Последняя цель – «Сакраменто».

Улучшение качества судейства

Дик Баветта ушел на пенсию, и хотя Джо Кроуфорд продолжает эпатировать публику, лига приближается к наилучшим стандартам качества и с каждым сезоном все улучшает правила. Опять же внимание к мелочам, возможно, не помогает проникнуться прогрессом в этой области – после десятка повторов все косяки всплывают. Но сорок лет назад за подобные предъявы судьи просто лупили болельщиков по щам.

Легионеры обогатили лигу

Когда в 90-х европейцы начали открывать НБА, это было интересно скорее в плане экзотики. Владе Дивац превратился в лидера «Лейкерс», но грустных, посредственных «Лейкерс», не попадавших в плей-офф. Детлеф Шремпф оказался самым важным игроком для «Соникс» середины 90-х, но всегда был в тени лидеров. Тони Кукоч при всех своих достоинствах всегда фигурировал в качестве наиболее яркого примера, показывающего отсталость европейского баскетбола.

Теперь все иначе: легионеры не просто перестали ассоциироваться с чем-то второсортным и вошли в число звезд лиги, но и привнесли что-то новое. Пау Газоль и Никола Миротич растоптали всех на Евробаскете, а теперь пытаются побеждать без защиты и в НБА. Весь пост-боуэнский «Сан-Антонио» считается заграничной историей. Дирк Новицки уничтожил последние стереотипы о европейцах и стал прототипом для звезд будущего – теперь вот во многом из-за схожести с немцем Порзингис считается самым талантливым представителем драфта-2016. Яннис Адетокумбо действительно доказал схожесть с Мэджиком Джонсоном (как ему предсказывали эксперты) и теперь собирается играть сразу на пяти позициях.

Эра Youtube

Соперничества возвращаются

Знаменитые «rivalries» были украшением лиги в 80-е и 90-е и постепенно сошли на нет. Ненависть как-то вышла из моды и начала затушевываться в тисках политкорректности.

Противостояния накала серий «Пэйсерс» – «Никс» и «Чикаго» – «Детройт» пока нет, но какие-то искорки все равно пробиваются, даже несмотря на более пространные списки претендентов, активное передвижение игроков и дружбу всех со всеми (как и завещал нам Джеки Мун).

В техасском треугольнике по-прежнему присутствует необходимость уязвить соседа. Серия «Милуоки» – «Чикаго» приобрела скандальный оттенок, даже несмотря на разные весовые категории соперников. Все ненавидят «Клипперс». Сами «Клипперс» ненавидят «Голден Стэйт». Мэтт Барнс ненавидит Дерека Фишера и Сержа Ибаку. Жоаким Ноа должен поправиться и вылезти со скамейки, чтобы «Чикаго» вновь проникся ненавистью к Леброну.

Победа «Голден Стэйт» как будто заставила всех отбросить политкорректность и высказаться.

Эра разыгрывающих и трехочковых

Изменения правил середины нулевых очень часто порицаются за то, что отняли важную часть игры – вязкую защиту, игру на грани фола, борьбу «настоящих мужчин». Но они же раскрыли баскетбол в наибольшей степени, превратив его в максимально быструю динамичную игру суператлетов.

Великие центровые остались в прошлом. НБА стала лигой маленьких, шустрых, атлетичных и более привлекательных игроков, которые и создают ее современный образ. Взрывающие воздух трехочковые, зачаровывающее движение мяча, цирковой дриблинг – такой баскетбол будущего больше соотносится с эпохой и гораздо лучше продается.

Русские, претендующие на титул

Российских игроков в НБА раньше было больше, но тем не менее. Могли бы мы когда-нибудь представить, что два русских центровых будут рубиться в составе главного претендента на титул?