6 мин.

Остаюсь на второй год. Почему Стефен Карри больше, чем главный шоумен НБА

Блог «Фонарь» – о том, как Стеф Карри выбивал сомнения из болельщиков «Рокетс».

В середине второй четверти произошло нечто невообразимое – Стефен Карри оказался под кольцом «Рокетс» во время броска партнера, бесцеремонным образом поставил спину Дуайту Ховарду, оттеснил его и забрал подбор. В следующем владении отчаявшийся центровой попытался пробежать через всю защиту «Уорриорс», но потерял мяч. Еще через одно – Карри пролез под кольцо, и Ховарду пришлось его жестко рубить. С этого момента все, что делали игроки «Хьюстона» в третьем матче, подвергалось сомнению: «Иногда дело просто в старании», – говорил Марк Джексон; «Некоторые игроки «Рокетс» просто сдались», – откликался Даг Коллинз; клич «партнеры просто подставили Ховарда» разошелся по интернету… Тем временем Карри продолжал – побил рекорд Реджи Миллера, положил 91 процент трехочковых из левого угла, в том же углу поучаствовал в забавной пикировке с местными болелами, невероятным образом выбил 40 очков с 19 попыток.

Два года назад я писал о том, как Стеф Карри стал главным шоу НБА – нет в лиге никого, кто бы резонировал с трибунами так, как хрупкий разыгрывающий с ликом загорелого ангела, сочетающий безупречную репутацию с талантом превращать самые обыкновенные матчи в образцы высшего искусства. Очень скоро после этого всем показалось, что «малыша» «разгадали»: хотя чудесами на ежедневной основе вряд ли стоило бы пренебрегать, отношение к нему свелось к быстро надоевшим стереотипам и привело к тому, что словосочетание «самый яркий игрок НБА» начало использоваться против него. Отчетливее всего это проявилось в спорах по поводу MVP – фигуру Карри сводили к броску, оружию, как известно, неуправляемому, зависящему от различных обстоятельств и не сделавшему суперзвезд из Миллера и позднего Аллена; в магию удивительного дриблинга и выкрутасочных «скупов», отскакивающих от верхнего края щита, не хотели верить, пока все это не получит подтверждения в виде больших побед; его хрупкий облик завоевал ему множество поклонников, но все равно оставался проблемой для экспертов – ведь «няшность» защитника только мешала оценить возможности объективно; даже сила команды, добившейся исторических показателей, чуть ли не ставилась Карри в вину. Как-то так получилось, что за ним оставили лишь право ретранслировать энергию с площадки на трибуны, показывать чудесные фокусы с мячом, набивать не совсем понятные рекорды по трехочковым и называться номинальным лидером суперкоманды.

Штука в том, что за два года акценты существенно сместились. Как написал сегодня Мэджик Джонсон (он вообще разбирается в таких вещах), Карри – MVP и самый яркий игрок НБА. То есть сначала MVP, а уже потом шоумен. Именно в таком порядке.

Из благоухающих споров о новом MVP врезался в память почему-то один факт, который постарались замолчать приверженцы техасской аналитики: «Голден Стэйт» набирал в среднем больше 10 очков, чем соперники, и при этом имел отрицательную разницу в те минуты, когда Карри находился на скамейке.

Осмыслить это не так просто. С одной стороны, одна из лучших команд, которую мы видели за последние годы – разносторонняя, одинаково мощная на обеих сторонах площадки, обладающая универсальной задней линией, потрясающей группой оборонительных игроков (в которую Карри вряд ли входит), не боящаяся держать два контракта 10+ миллиона на скамейке, одновременно бегущая и не чурающаяся игры в защите. Команда настолько нереальная, что не кажется, будто руководство «Уорриорс» быстрее остальных адаптировалось к новым правилам и оказалось ответственным за итоговый продукт – этот «Голден Стэйт» представляется абсолютно сиюминутным явлением, который непременно развалится, когда каждый перестанет работать на свое имя и начнет требовать причитающееся. С другой – не ЛеБрон, не Дюрэнт, не Энтони Дэвис. Не вызывающий особенного пиетета паренек, «всего лишь» умеющий бросать лучше, чем кто-либо в истории баскетбола.

В третьем матче Карри показал, что любопытный факт – не просто непонятная загогулина, вытянутая из хлама статистической аналитики. Он не номинальный, а вполне себе полноценный лидер одной из лучших команд последних 20 лет. Он тот, кто приводит в действие атаку «Голден Стэйт», периодически выводя ее на запредельный уровень. Он не только улавливает энергетику трибун, его не утихающий задор изменяет и самих «Уорриорс»: когда он летит в быстрых отрывах, бесконечно двигается без мяча, ставит заслоны, вырывает подборы на чужом щите, запутывает защитников перемещениями, команда словно получает волшебный пинок под зад. Карри сегодня сделал все, чтобы раздавить «Рокетс» – был максимально дисциплинирован на ключевом отрезке, смело пролезал под щит, хотя там к нему уже применяли последние средства, все подбрасывал трехочкового угля в пожар на стороне красных. Но удивительнее всего так и остался тот самый эпизод с подбором против Ховарда – кто бы мог подумать, что влияние на игру крошечного ангелочка может проистекать гораздо далее надоевших трехочковых.

Отказываться от стереотипов очень сложно – невозможно даже представить, что Стеф Карри вот-вот окажется в финале, где будет спорить с ЛеБроном Джеймсом за звание лучшего баскетболиста прямо сейчас. Именно так. Не «Голден Стэйт» будет стараться подтвердить распаляемые по ходу сезона амбиции. Не ЛеБрон в который раз за свою карьеру выступит против более мощной построенной на глубинной системе, пытаясь доказать, что один в поле может. А человек, которого сложно принять за баскетболиста, будет бросать вызов монстру, подавляющему лучших защитников лиги.

Если честно, я и сам в это до сих пор не верю. В баскетболе всегда очень четко отмечена грань между супергероями и теми, кому уготовлен приз зрительских симпатий. Не важно, за какие заслуги. Как бы вы ни болели за золотого мальчика/дяденьку/дедушку Стива Нэша, какая-нибудь чемпионская харизма обязательно выпихивала его за пределы паркета. Как бы задорно ни бежали команды «безумного профессора», подходили суровые парни из «Бостона» или откуда-нибудь еще и пресекали все веселье. «Сакраменто» бросил вызов империи зла, но на этом и посыпался, вроде как сам испугавшись собственной дерзости и довольствуясь вечным «если бы не Дик Баветта». Аллен Айверсон запутывал всех драматичными кроссоверами, но все равно не смог сдвинуть основополагающие законы игры. Стеф Карри влюбил в себя всех тем, как умел удивлять, как взрывал ощущение реальности градом шальных попаданий, как улавливал то самое пожелание попасть молнией в дерево и воплощал его в жизнь – и усиливая ощущения тем, что не мог похвастаться ни уникальными габаритами, ни силой. Эта его ипостась – продвинутого Стива Нэша – вполне устраивала всех. Кроме него самого. Незаметно он вырос из образа симпатичного шоумена и доказал, что довольствоваться лишь публичным признанием не намерен. И нужно принять простой факт: ничего, подобного Стефену Карри, мы еще не видели. Так что я, пожалуй, остаюсь на второй год – хочется получше разглядеть, как «очередной» любимец публики взял и отодвинул на второй план альфа-самцов, атакующих защитников статистического будущего, терминаторов со сбившейся программой, лучших разыгрывающих поколения, идеальную команду. (Все это безо всякой иронии). Это же все по-настоящему? Мы не оказались в одном из снов этой девочки?

 

Фото: REUTERS/Troy Taormina/USA Today Sports