Лосины, тейпы и другие предметы экипировки, которые попадали под запрет в НБА
Блог «Фонарь» восстанавливает историю борьбы лиги за достойный образ баскетболистов.
Фото: REUTERS/Greg Bartram
Лосины
В начале 2000-х экипировка Under Armour, вроде как помогающая восстанавливаться и избегать травм, существенно изменила облик игрока НБА. Началось все с Аллена Айверсона: легендарный рукав появился на его руке в сезоне-2000/01 (по официальной версии у разыгрывающего был бурсит локтя, и рукав нужен был для улучшения циркуляции крови, по неофициальной – Ответ набил себе какую-то непристойную татуировку, и лига нашла способ ее скрыть).
Проблема в том, что всевозможными нарукавниками дело не ограничилось – в ход пошли лосины, придавшие игрокам не такой героический образ, как рассчитывала лига. Началось все с Джерри Стэкхауза. Его пример подхватили ЛеБрон Джеймс и Кобе Брайант.
Ладно, когда в аксессуарах, напоминающих женские колготки, играли такие люди, как Эндрю Богут и Джерри Стэкхауз. Терпение Дэвида Стерна лопнуло в 2006-м, когда весь мир наблюдал, как лучший игрок НБА в финале изображал Джордана и при этом франтил черными лосинами.
Вышел официальный запрет: НБА разрешила носить лосины только тем, у кого есть на это специальное медицинское предписание.
Запрет и тонкие намеки, правда, не оказали никакого воздействия. На дворе 2014-й, а лосины не только остаются частью баскетбола НБА, но и как будто становятся все более модным предметом среди игроков: здесь можно вспомнить и Жоакима Ноа, и Мэйсона Пламли, и Сэмюэля Далемберта, и Кембу Уокера, и Джейсона Томпсона, и Уэса Мэттьюза, и Николу Миротича.
Видимо, все они считают примерно так же, как и Богут: «Мне не нравится, как это выглядит, но я играю в баскетбол не для того, чтобы хорошо выглядеть».
20 легендарных аксессуаров, которые изменили баскетбол
Огромные шорты
Неубедительная борьба с лосинами, в ходе которой выяснилось, что лига не может запретить кому-либо выглядеть по-дурацки, была лишь отголоском крестового похода в области моды, устроенного Дэвидом Стерном.
В 2005-м в лиге появился дресс-код, призванный убрать с баскетбольных скамеек любые предметы, которые можно встретить в клипах рэперов. Огромные цепи, джерси, трубы и другая мешковатая одежда, кроссовки и массивные ботинки должны были перестать ассоциироваться с образом игрока НБА. Те же тенденции проявились и в ужесточении моды на баскетбольной площадке: лига постановила, что шорты не могут быть больше чем на дюйм ниже уровня коленей. Нарушителей штрафовали: на 10 тысяч долларов – игроков, и на 50 – их клубы, позволившие появиться на паркете в столь неподобающем виде. Без санкций поначалу и не обошлось – первые штрафы пришлись на долю Кобе Брайанта и Шакила О’Нила.
Мера призвана была сдержать постоянное увеличение размеров шорт в более-менее рациональных рамках. Отход от привычных коротких начался благодаря Майклу Джордану, надевавшему на матчи сразу две пары, а затем был еще больше популяризирован Фэб Файв. С момента появления в лиге Аллена Айверсона начало казаться, что длина нижней части формы увеличивается с каждым годом, так что лига поспешила форсировать события и не допустить их превращения в трубы. К счастью для Джей Ар Холдена, в Европе на такие вещи смотрели спокойно, так что он показал, куда бы могла зайти баскетбольная мода, не вмешайся Стерн.
Майки
Главное отличие между НБА и NCAA бросается в глаза: многие студенты поддевают майки под джерси, в НБА это давно было запрещено. Зачем юноши это делают, никто не знает. Версии варьируются между «чтобы скрыть свои тонкие руки» до «чтобы скрыть волосатые подмышки».
Как бы то ни было, по правилам NCAA майки, поддетые под форму, считаются частью формы.
В моду этот необъяснимый атрибут вошел в середине 80-х благодаря лидеру «Хойас» Патрику Юингу: сам он объяснял, что майка помогает ему «не простужаться». Правда, в Нью-Йорке ему почему-то не пришлось ставить дополнительный обогреватель.
На майки распространяется то же правило, что и на лосины: носить их можно только тем, кому это предписано по медицинским показателям.
Так было с Пау Газолем и ДеМаркусом Казинсом.
Практически так было с Дуайтом Ховардом, который носил защиту для плечей.
Но столь распространенными, как в NCAA, майки не становятся. В отличие от лосин, это всегда необходимость.
Даже наоборот – уже игроки сопротивляются попытками лиги навязать майки с рукавами.
Тейпы
При этом нужно понимать, что лига старается контролировать не только форму в целом, но и строго мониторит любые отклонения от нормы, которые может себе позволить тот или иной игрок.
Причины запретов могут быть самыми разными.
Например, эстетическими:
В прошлом году Деррик Роуз страдал от болей в шее и решил облегчить себе жизнь с помощью кинезиотейпирования. Заход вполне невинный и вроде бы обусловленный медицинскими показателями.
Но проблема оказалась в том, что медицинская польза от тейпов не документирована. А вот эстетический вред, как посчитала лига, имиджу звезд НБА огромный.
Никаких объяснений не последовало. Роуз просто рассказал, что с ним провели беседу на данную тему и у него нет иного выбора, кроме как последовать настойчивым рекомендациям.
Водолазки
Эстетические коррективы коснулись не только игроков и их стиля на площадке и за ее пределами. В 2010-м оказалось, что Стэн Ван Ганди бесит руководство лиги не только ором, вечными претензиями и дикой жестикуляцией, но и своим подходом к одежде. Так под запретом оказались водолазки – всех тренеров обязали под костюмом иметь рубашку.
Стэн Ван Ганди был вынужден подчиниться и попросил хотя бы назвать это правило в его честь.
Повязки
Повязки вообще входили в моду НБА с трудом.
Над Уилтом Чемберленом, конечно, никто не смеялся. А вот лысой голове Слика Уоттса досталось – к счастью для него, Билл Расселл чуть ли не силком заставлял своего игрока носить повязку, так как заметил, что это связано с уровнем его игры.
Но не все думали одинаково.
Как известно, запрет на повязки уже больше тридцати лет существует в «Юте». Его ввел Джерри Слоун, который считал, что лишние аксессуары подчеркивают индивидуальность игрока и противопоставляют его команде. Либо все игроки носят повязки, либо – никто – утверждал он. Например, как-то Дерон Уильямс захотел выйти на игру в черных кроссовках – для того чтобы это сделать, ему пришлось убедить всех своих одноклубников поменять обувь.
При Корбине запрет сохранялся: например, Мо Уильямс, один из апологетов подобной моды в современном баскетболе, в «Джаз» был вынужден отойти от образа.
Аналогичный запрет был и в «Чикаго». Его ввел в 2004-м Джон Паксон, объяснявший свои намерения соображениями безопасности: ношение повязки, утверждал он, может привести к удушью.
Переход Бена Уоллеса в стан «быков» ознаменовался целой войной вокруг священного предмета: центровой все пытался выйти на площадку в повязке, Скотт Скайлз отправлял его обратно на скамейку «переодеваться».
Когда это нелепое перетягивание повязки уже стало достоянием всей лиги, «Буллс» решили пойти на попятную и сделали исключение специально для Бена.
Аналогичный запрет существует и в «Майами», где каждую мелочь контролирует Пэт Райли. Правда, суровый диктор иногда дает послабления. Эдди Хауз, Джермейн О’Нил и ЛеБрон Джеймс специально обговаривали свой игровой гардероб с могущественным президентом.
Да и в целом лига не дремлет.
В начале 2000-х, когда этот аксессуар вошел в моду, лига решила подзаработать на этом и заставила игроков в обязательном порядке носить только повязки с официальным логотипом.
В середине нулевых пришлось ввести дополнительное ограничение для умников вроде Рашида Уоллеса: упрямый Шид носил повязку шиворот-навыворот.
А Рэджону Рондо, к примеру, пару лет назад досталось за то, что он носил повязку так, что эмблема лиги оказывалась вверх ногами. И это вроде как демонстрировало неуважение к НБА и принижало образ ее героев. Дэвид Стерн быстро спохватился и внес необходимое правило в законодательную базу лиги.
Повязки на руках
Часть запретов связана не столько с эстетикой, но и с рекламными обязательствами – игроки имеют право лишь на личные контракты с производителями обуви, все остальное находится под контролем лиги.
Именно поэтому логотип Adidas, ловко продвигаемый непутевой головой Имэна Шамперта, был подвергнут мгновенной атаке.
По этой же причине НБА ввела запрет на ношение повязок на руках.
В начале 2000-х напульсники, вошедшие в моду благодаря Майклу Джордану, приобрели широкое распространение в лиге.
Понятно, не обошлось и без упорного подражателя.
А самый запоминающийся образ был, безусловно, у Бена Уоллеса, который приспособил для своих громадных ручищ повязки для головы.
Но в 2009-м лига решила запретить ношение и подобных аксессуаров. Официальное объяснение гласит, что все во внешнем образе баскетболиста должно подчиняться какой-то конкретной цели, а не быть бессмысленным атрибутом. Неофициальное – напульсники могут фигурировать как место для рекламы.
Пластыри Дуэйна Уэйда
Чем больше лига усиливала борьбу за рекламное пространство, тем изворотливее становились объекты права.
Получив в глаз от Джувэна Ховарда, Уэйд заработал рассечение и решил его монетизировать – заклеивал рану именными пластырями, которые тут же поступили в продажу (пять долларов за пачку). «Он один из немногих игроков НБА, у которых нет татуировок, так что, думаю, это его способ самовыражения», – объяснил тогда Споэльстра.
Звезда «Хит» успел покрасоваться на Матче всех звезд и провести несколько игр. И только тут в лиге сообразили, что происходит что-то не то. Оказалось, что самореклама в НБА также запрещена, так что Уэйду пришлось прикрывать лавочку, обещавшую солидные барыши.
iPod
Сложно сказать, чем именно помешали руководство лиги iPod’ы, но тем не менее – запрета не избежали и они.
Гнев Дэвида Стерна невинный аксессуар навлек по вине Винса Картера – золотой мальчик НБА приковывал внимание к каждому своему шагу, так что очень скоро все заметили, что на предматчевой разминке он слушает музыку.
В 2004-м Картера уведомили, что наушники попадают под правила, регламентирующие внешний облик игрока НБА. А потому он больше не может проводить время перед играми в компании своего плеера.
Наверное, не стоит связывать этот запрет со спадом в игре Картера.
Кроссовки неподобающей расцветки
Первая – и самый известная попытка НБА регламентировать образ игрока – завершилась полным провалом.
В 1985-м Майкл Джордан подписал контракт c Nike и показался на площадке в кроссовках дьявольских красно-черных цветов. Дэвид Стерн тогда не предусмотрел последствий своих действий и ввел официальный запрет на модель Air Jordan I, которая не гармонировала с белыми цветами обуви одноклубников ЭмДжея. Его Воздушество должен был выкладывать по пять тысяч долларов каждый раз, когда нарушал цветовую гамму, и, по замыслу комиссионера, это должно было его остановить: за 82-матчевый сезон Джордан заплатил 410 тысяч штрафов при зарплате в 630 тысяч.
Проблема в том, что запрет послужил основой для знаменитой рекламы и вывел продажи на немыслимый до того уровень. Nike предпочли покрыть эту сумму, лишь порадовавшись дополнительной шумихе и использовав запрет в своих интересах.
Как видно, далее Стерн извлек уроки из первого неудачного опыта.
Кроссовки, дающие преимущества
В НБА существуют правила, запрещающие любые аксессуары, которые дают «нечестное соревновательное преимущество» игроку.
И хотя современные технологии уже давно ворвались в другие виды спорта, впервые НБА прибегла к этому положению в 2010-м, когда официально запретила кроссовки Athletic Propulsion Labs. Согласно специально проведенным лигой исследованиям, использованная технология Load ‘N LaunchTM действительно увеличивает вертикальный прыжок на три с половиной дюйма, как и утверждается в рекламе.
Естественно, лучшего продвижения для подобной обуви и быть не могло. Несмотря на выставленный ценник в 300 долларов.
Любые аксессуары, дающие преимущества
Опробовав правило на кроссовках, лига уже не могла успокоиться и начала выискивать преимущество везде, где только можно.
Самыми громкими случаями стали запреты, выписанные Дуэйну Уэйду и ЛеБрону Джеймсу.
В 2011-м Уэйд страдал от головных болей и был вынужден выходить на площадку в затемненных очках. Невинная история скоро превратилась в Gogglegate, как это тогда окрестил Эрик Споэльстра: НБА посчитала, что аксессуар не только спасает игрока от яркого освещения, но и дает ему очевидное преимущество – скрывает его глаза от соперников. В итоге Уэйду пришлось играть в модели, которую ему рекомендовал Дэвид Стерн.
Рэджон Рондо так вообще не заморачивался: получив пальцем в глаз, он хотел выйти на площадку в темных очках. Можно представить, как весь офис лиги хохотал над подобной наивностью – дальше разминки разыгрывающего «Бостона» не пропустили.
Друг Дуэйна и главный хитроумец лиги, естественно, попытался провернуть то, что не удалось Уэйду.
Под видом перелома носа Джеймс надел на себя черную маску Зорро – но дедушка Стерн и тут не дремал. Выяснилось, что и маска не дает сопернику разглядеть пламенный взгляд героя, так что НБА немедленно выслала варианты, который официально рекомендованы к использованию.
зы: очки Рахона вне конкуренции