Самые необычные профессии, которыми овладели игроки НБА по завершении карьеры
Диджей, коннозаводчик, водитель автобуса и поэт – блог «Фонарь» вспоминает самые необычные профессиональные карьеры бывших игроков НБА.
Рони Сейкали
Что делал в НБА: Уроженец Бейрута Сейкали вырос в Греции, но гражданином так и не стал: греческие власти проявили неожиданную недальновидность и не пожелали делать для юной баскетбольной звезды никаких преференций. Тот не собирался ждать у моря погоды и отправился в США, где получил и гражданство, и возможность поиграть за сборную (завоевал золото чемпионата мира в 86-м), и стипендию в Сиракьюз. В 88-м он пришел в недавно образованный «Хит» и начал ковать историю команды в качестве ее первого фундаментального игрока – обладателя приза «Самому прогрессирующему игроку» 90-го и центрового, чья подвижность и вариативность в посте заслужила ему прозвище Spin Doctor.
В итоге Сейкали пробыл в лиге почти 12 лет, в среднем набирая почти по 15 очков и почти по 10 подборов. Звезд с неба не хватал, но благодаря экзотическому происхождению (в течение долгих лет он был первым выходцем с Ближнего Востока) и атакующим умениям был вполне заметным персонажем. Когда у Мэджика Джонсона был обнаружен вирус ВИЧ, именно Сейкали предложил ему сыграть один на один – чтобы показать остальным, что находиться на площадке с ВИЧ-инфицированным баскетболистом – совсем не опасно.
Что делал после НБА: Диджейством Сейкали увлекся еще лет в 14, а по завершении карьеры посвятил электронной музыке вторую половину жизни. «Спорт всегда будет моей любовью, но музыка навсегда останется моей страстью», – всегда повторял он. По завершении карьеры бывший центровой занялся вопросом серьезно: выпустил несколько пластинок и насладился жизнью настоящего диджея, путешествуя между Нью-Йорком, Ибицой, Турцией, Бейрутом и Миконосом.
Рик Смитс
Что делал в НБА: Чудаковатый центровой, запомнившийся главным образом прической, блондиностостью, крутейшим прозвищем «данкующий голландец» и тем самым победным броском в 4-м матче с «Орландо», быстро стал главным любимчиком болельщиков «Пэйсерс». Он был второй звездой команды и главным доводом против доминирующих центровых Востока (к счастью для «Индианы», таких было не очень много). Уже в серии 93-го с «Никс» Смитс набирал в среднем по 22,5 очка против Юинга и дальше было все только лучше: голландец идеально подходил системе «Пэйсерс», построенной под броски Миллера, и при этом мог не чувствовать себя убогим на щите, так как получал помощь от жестких и агрессивных форвардов. Так «Индиана» нащупала лучшие стороны Смитса: его мобильность, позволявшую использовать его далеко от кольца, бросок с дистанции, растягивающий защиту, игровой интеллект и порой феноменальную для таких габаритов ловкость – пас из-за спины, который Смитс отдал на Матче всех звезд-98 Джейсону Уильямсу, даже сейчас вызывает исключительно изумление.
Что делал после НБА: Всевозможные мопеды увлекали Смитса еще с детства, но в НБА на использование подобных средств передвижения смотрят косо, так что ему пришлось отодвинуть мечту детства подальше. Из долгого ящика она была изъята уже в 2001-м, когда никакие контрактные обязательства его уже не сдерживали.
Во-первых, Смитс реализовал то, чем всегда грезил в детстве – стал профессиональным механиком, восстанавливающим старые автомобили и мотоциклы. Во-вторых, понял, что страсть к мотокроссу вполне может компенсировать отсутствие баскетбола в жизни. Так у его дома появился трек для мотокросса, в его гараже – собранные им лично и подстроенные под его 224 сантиметра байки, а прозвище «данкующий голландец» (dunking Dutchman) превратилось в «ездящий по грязи голландец» (dirt-driving Dutchman).
Смитс признает, что технические уловки на треке ему мало помогают. Зато у него появляется сильное преимущество в плохую погоду: ни у кого нет таких огромных ног, которые помогают при движении по самой глубокой грязи.
Эй Си Грин
Что делал в НБА: Запомнился невероятным характером. С одной стороны, Грин – воплощение баскетбольного бойца, трудолюбивый исполнительный мощный форвард, который идеально пришелся в систему «Лейкерс» Мэджика Джонсона. Здесь он проявил себя одним из лучших оборонительных игроков лиги, феноменальным подбирающим, «железным человеком» (Грину до сих пор принадлежит самая длинная серия) и помог команде в качестве бегущего «большого». С другой, все трофеи (а с «Лейкерс» он завоевал три) были завоеваны на фоне хронической икоты, прекращающейся лишь во время физической активности и мешающей Грину спать больше двух часов.
Что делал после НБА: Был и еще один фон. Глубоко религиозный человек Грин подчеркивал, что является девственником, и с неодобрением относился к бурной жизни соратников по Шоутайм. Один из основанных им фондов как раз занимался продвижением идей воздержания до брака: в его рамках бывший игрок проводил тренировочные лагеря для подростков и выпустил несколько книг – в том числе и о своей жизни. Идея благотворного влияния на подрастающее поколение пошла и дальше. Уже не концентрируясь на религиозных ценностях, Грин попробовал себя в качестве детского писателя и создал сказку «Эльфы не умеют ставить сверху».
Сказочники. 7 детских писателей из НБА
Дэйв Коуэнс
Что делал в НБА: Умирал на паркете за «Бостон» так активно, что с ростом в 206 сантиметров оказался в числе лучших центровых НБА всех времен. Энергичная манера Коуэнса, которую он пронес на протяжении 11-летней карьеры, не только принесла ему звание MVP в 1973-м, но и стала той основой, на которой выросла очередная чемпионская команда «Селтикс» (1974, 1976). А он сам – и из-за своей типично «ирландской» внешности, и из-за соответствующего поведения – стал в Бостоне легендарной фигурой. Так, после победы в чемпионате 1974-го Коуэнс шатался по городу вместе с болельщиками и отмечал это событие так рьяно, что провел ночь на лавке в одном из местных парков.
Что делал после НБА: Еще одна легенда, связанная с Коуэнсом, утверждает, что по завершении карьеры он работал таксистом. На самом деле, после того как он признался Ауэрбаху, что чувствует моральную усталость (дело было в сезоне-76/77), тот дал ему время на размышления о жизни и изучение других возможностей для зарабатывания денег. В частности, Коуэнс испытал себя и в качестве таксиста – «шутки ради», когда ему захотелось покатать своего друга по Бостону и поугарать над болельщиками, которые его не узнавали. Все, кроме одного, который его все же «узнал» – заявил, что перед ним Билл Уолтон.
Попробовав себя на поприще таксиста, Коуэнс отправился на семейную ферму в Кентукки и несколько месяцев занимался там продажей соснового леса. После чего вернулся в стан «Селтикс».
Шалер Халимон
Что делал в НБА: Шалер Халимон, выросший на баскетбольных площадках Флориды, приходил в НБА с прозвищем «Гудини» и огромными амбициями. В лиге он провел всего три года и сменил за это время четыре клуба. И вошел в историю двумя моментами: во-первых, тем, что выступал за первую команду «Блейзерс», во-вторых, в 1970-м, играя за «Чикаго», реализовал три броска за последние 8 секунд матча с «Милуоки» и перевел игру в овертайм.
Что делал после НБА: Сразу по завершении карьеры Халимон получил место социального работника в Сан-Антонио, где руководил реабилитационным центром для наркоманов. Но, так как большинство друзей находилось в Портленде, то бывший «Блейзер» вернулся в Орегон и получил там работу в качестве водителя автобуса. В 2010-м он был отмечен как «Лучший водитель автобуса года».
Десмонд Мэйсон
Что делал в НБА: В НБА Десмонд Мэйсон был весьма заметным персонажем. Главным образом запомнился он благодаря участию в слэмданк-контестах начала 2000-х, в которых вновь появилась атмосфера борьбы, креативности и своего рода хореографии с элементами баскетбола. Собственно атлетическая мощь, прыгучесть и заряд энергии составляли основу игрового стиля защитника, и их хватило сезонов на шесть-семь. В 31 год после обмена и последующего отчисления из «Сакраменто» Мэйсон вдруг решил, что с него хватит, и полностью отдался искусству.
Что делал после НБА: Рисовать Мэйсон любил с детства: сперва малевал на всем, что попадалось под руку, потом стал брать уроки и начал заниматься живописью профессионально. Свою первую выставку Мэйсон представил, еще будучи игроком «Оклахомы», тогда же начал продавать свои картины. «Я начинал как реалист – чаще писал пейзажи и портреты. Потом начал изучать творчество абстракционистов и пытался им подражать. Сейчас иногда я пишу реалистичные вещи, но чаще работаю в абстрактном стиле», – объясняет свою эволюцию Мэйсон.
В 2004-м он организовал свою галерею Desmond Mason Art Show, которая сотрудничает с различными благотворительными фондами.
Портрет художника. 5 художников из НБА
Эдриан Дэнтли
Что делал в НБА: Провел в лиге 15 лет, дважды становился лучшим бомбардиром, шесть раз вызывался на Матчи всех звезд, поиграл за «Пистонс» эпохи «Бэд Бойз», поругался с Айзейей Томасом, которого впоследствии назвал «аферистом», и вошел в Зал славы баскетбола. И при всем при этом Дэнтли остается одним из самых недооцененных и забытых игроков 80-х. За скобками и многоточиями всегда остается его эффективность: Дэнтли не просто показывал выдающуюся статистику, но и делал это так, что его процент с игры (54) – один из высочайших в истории, плюс он всегда старался оказаться на линии штрафных. Но обмен из «Детройта», который после этого сразу же выиграл титул, каким-то образом разрушил то более адекватное представление о Дэнтли в середине 80-х.
Что делал после НБА: Поработав помощником Джорджа Карла, Дэнтли обрел себя в роли постового на оживленном перекрестке одной из школ Сильвер Спринг, штат Мэриленд.
Злопыхатели утверждают, что он придумал этот трюк, чтобы обеспечить медицинскую страховку для своей семьи. Дежурные, регулирующие движение у школ, зарабатывают порядка 15 тысяч долларов в год, но при этом, работая лишь час в день, получают такие же преференции, как и те, кто служит «фултайм».
Сам Дэнтли утверждает, что решил отправиться на перекресток из-за любви к детям:
«Я совершенно точно спас две жизни. Дважды меня едва не сбила машина. И я бы сказал, что процентов 70 людей, переходящих мой перекресток, смотрят в свои телефоны, пишут сообщения. Никогда бы не заметил этого, если бы не вышел на пост».
Делонте Уэст
Что делал в НБА: Самым заметным периодом в карьере Делонте Уэста оказались годы в «Кливленде». Совсем не потому, что лигу окутала туча слухов о его взаимоотношениях с матерью ЛеБрона Джеймса. Просто именно здесь защитник ненадолго примирился сам с собой и оказался полезен рядом с юным Королем.
Все остальное время Уэст оставался нестабилен, менял команды и боролся с биполярным расстройством. Где-то он находил больше сочувствия и терпения – как в «Бостоне» на рассвете карьеры, где-то от него и его неминуемых кунштюков вроде «мокрых уилли», драк с партнерами и прочих поездок со стволами на мотоцикле побыстрее пытались избавиться.
Что делал после НБА: Не совсем после. Уэст оказался главной жертвой локаута 2011-го. В отличие от большинства баскетболистов, у него не осталось отложенной на худшие времена заначки. В отличие от тех, кто мог компенсировать отсутствие игр НБА выступлением в Европе, Уэст должен был остаться на территории США – он тогда отбывал условный срок за одну из драматичных ночных поездок. Так он устроился в мебельный магазин Regency Store и отработал там пару месяцев, пока высшие силы над ним все же не смилостивились и не отменили локаут.
Потом, правда, в течение месяца – до первой зарплаты – Уэсту пришлось ночевать в раздевалке «Маверикс».
Шон Брэдли
Что делал в НБА: Данные Шона Брэдли (229 сантиметров при 125 килограммах веса – а в начале карьеры вообще 105 килограммах) делали его идеальным манекеном для отработки грандиознейших данков. Именно благодаря им центровой и вошел в историю: «Филадельфия», «Нью-Джерси» и «Даллас» связывали с периодически неудержимым великаном непомерные ожидания, но каждый раз их надежды разбивались о его травматичность и нестабильность. Зато о членах «Клуба Шона Брэдли» вспоминают до сих пор.
Что делал после НБА: После завершения карьеры Брэдли все же получил ту любовь, которой ему так не хватало в НБА, где поставить через него мечтал едва ли не каждый, а зрители приходили на трибуны только для того, чтобы насладиться его унижениями. Помимо благотворительности и разных других штук бывший центровой обрел себя в качестве ковбоя и владельца целого ранчо. Говорят, что Брэдли все же нашел седло, которое бы ему подошло, и соответствующую лошадь, но доказательств этому нет. Зато имеются фотографии всевозможных самодвижущихся средств, которые помогают обладателю 350 голов крупного рогатого скота двигаться по пересеченной и не очень местности.
Шакил О’Нил
Что делал в НБА: Да всего понемногу. Но в целом достаточно, чтобы попасть в число 15 лучших игроков всех времен.
Что делал после НБА: Заинтересованность в работе полиции Шак (выросший в семье военного) выражал еще на ранних этапах карьеры. Когда пришла пора задуматься о том, что делать по завершении баскетбольной части жизни, О’Нил (среди всего прочего) прошел подготовку в Академии резерва и получил статус помощника окружного шерифа, а затем еще и выучился на офицера резерва в полиции Майами-бич. Хотя большинство из «должностей» Шакила носят характер «почетных» и выражают скорее его огромную роль в создании позитивного образа правоохранительных органов, это не совсем уж игра на публику: в сентябре 2006-го центровой принимал участие в полицейской облаве в Бедфорд Каунти.
А вот обучение в команду SWAT он провалил:
«Шак хотел войти в команду SWAT (спецназа). Среди основных требований было умение залезать по канату на высоту в 10 метров. О’Нил выполнил все остальные тесты, прошел собеседования и другие задания, но это ему не давалось.
Он пытался пройти тест с канатом больше десяти раз. Каждый раз он проваливался.
Шак прикрепил канат к крыше своего дома и испытывал свою волю каждый день. Как-то раз он сделал небольшие узелки, чтобы ему было удобнее хвататься за них, и через несколько дней смог добраться до крыши.
«Папа, папа, – побежал он внутрь. – Мне это удалось!».
На следующее утро Шак убрал все узелки и попытался залезть без их помощи. Он прошел практически три четверти дистанции, но в этот момент сорвался и рухнул вниз с высоты в 6 метров. Приземлился он с глухим звуком прямо на спину.
В какой-то момент ему показалось, что он сломал тазобедренную кость. Он заполз в дом, крича о помощи. В итоге его повреждения оказались незначительными, но у него все болело. И из-за этого он пропустил несколько тренировок и игру за «Лейкерс».
Вскоре канат исчез. А мечта оказаться в спецназе так и осталась мечтой».
Уэйман Тисдэйл
Что делал в НБА: В 84-м Тисдэйл завоевал олимпийское золото в одной команде с Майклом Джорданом, в 85-м ушел на драфте под 2-м номером за Патриком Юингом, в начале 90-х зажигал с Митчем Ричмондом в «Сакраменто», а в 2007-м отвел согласием на торжественную просьбу Блэйка Гриффина взять его 32-й номер в университете Оклахомы (был выведен из обращения).
Что делал после НБА: Уэймэн Тисдэйл – неотъемлемая часть истории НБА и один из немногих профессиональных баскетболистов, которых можно с полным правом назвать музыкантами: музыка для форварда была всегда на первом месте, и в 97-м он с облегчением избавился от кроссовок, чтобы сосредоточиться на вполне успешной карьере джазового гитариста (первый альбом вышел в 95-м). Периодически вся эта беготня с мячом начинала мешать: ни его музыкальные поклонники, ни многие продюсеры не знали, чем Тисдэйл занимается по жизни, и ему приходилось коряво объяснять, почему он не смог приехать на запись: «Ну знаете, мы тут с «Хьюстоном» должны играть, а у них такой здоровый парень из Африки. Хакимом Оладжувоном зовут». Тисдэйл никогда не учился музыке, не заморачивался на теории и нотах и вообще предпочитал бас (не самый подходящий инструмент для соло, если вы, конечно, не в панк-группе).
О своей любви к баскетболу он, впрочем, не забывал: для того, чтобы убедиться в этом, достаточно пробежаться по названиям его альбомов – «Power Forward”, “In the Zone”, “Hang Time”, “Way Up”, “Rebound” (Когда-то Билли Найт ругал его за то, что он не умеет подбирать).
Последний альбом Тисдэйл выпустил за год до смерти в 2009-м: перенеся несколько операций по поводу различных форм рака, баскетболист и джазист ушел из жизни на 44-м году жизни.
Pearl Jam и еще 15 музыкантов, без которых нельзя представить НБА
Карл Мэлоун
Что делал в НБА: Доставлял посылки с пяти метров, крушил щиты, ломал челюсти, третировал судей, лупил всех локтями и бился лбом в стену из «быков» Майкла Джордана. 19 лет невероятной карьеры, которая вполне могла быть еще дольше, 2 титула MVP лиги, полученные уже в солидном возрасте, отчаянная погоня за рекордом Карима Абдул-Джаббара и три выхода в финальную серию – всего этого хватило на великую историю, но не на то, чтобы реабилитировать не самую привлекательную репутацию. Из-за последней Мэлоуну чаще всего отказывают в звании лучшего мощного форварда в истории, зато считают редкостным «чокером».
Что делал после НБА: В ноябре 2011-го Мэлоун открыл в Луизиане ресторан “TeriYaki Grill”. Оказалось, что он не только владелец заведения, но и еще может подстраховать на кухне в случае чего.
Том Мешери / Томислав Николаевич Мещеряков
Что делал в НБА: Родители Мещерякова перебрались в Штаты после войны. Здесь его 198 сантиметров неожиданно пригодились на баскетбольной площадке – окончив колледж Сэнт-Мэри, в 61-м он оказался в одной команде НБА с Уилтом Чемберленом. Играя на позиции мощного форварда рядом с гениальным центровым, Мешери специализировался на подборах, но все же смог познать вкус Матчей всех звезд в 63-м, и запомниться настолько, что «Голден Стэйт» вывел его номер из обращения.
Что делал после НБА: Поработав тренером в АБА, Мешери продолжил обучение – сначала в университете Айовы, затем в университете Вашингтона. До выхода на пенсию в 2005-м он служил в школе, а параллельно писал стихи – с 1970-го вышли в свет три его книжки. Часть стихов посвящена баскетболу.
Jerry West
That nearly full court buzzer beater
that kept the Laker’s playoff hopes alive
was never in doubt. I knew its certainly
from fingertips to the rim. Jerry, as sweet
as that shot was, I want to tell you
about another one far sweeter:
night falling and the cross-winds
of San Francisco full court pressing
All City Ray Paxton, postman
with the soft touch we depended on
in the clutch. He “called it” (something
you forgot to do) seconds before the rain
would have ended the game with nothing
resolved, summer over, the lucky players
off to college where they’d play
to big crowds, safe and dry
Карим Абдул-Джаббар
Что делал в НБА:
1 – Да так, сделал почти все, чтобы его запомнили одним из пяти лучших игроков всех времен.
2 – И при этом сделал все, чтобы его забывали в качестве такого, несмотря на первый пункт.
Что делал после НБА: Колоссальное участие в борьбе чернокожих за свои права и отчуждение, с этим связанное, Карим Абдул-Джаббар все же смог воплотить в более миролюбивые жанры. Его открытая враждебность к посторонним и присущая старому поколению агрессия в расовых вопросах хоть немного смягчились после завершения карьеры, когда бывший центровой очень плотно занялся изучением истории чернокожего населения Америки и исправлением «официальной» точки зрения. В качестве историка Абдул-Джаббар выпустил несколько определяющих работ: «Черные профили: наследие афроамериканцев», «Братья по оружию: эпическая история 761-го танкового батальона», «Какого цвета мир? Утерянная история афроамериканских изобретателей» и «На плечах гигантов: мое странствие по Возрождению Гарлема».
Сэм Боуи
Что делал в НБА: Терпел унижения в качестве главного «баста» драфтов.
Боуи скрыл от «Блейзерс» степень серьезности повреждений и был выбран под 2-м номером в 84-м. Вслед за ним ушел некий паренек из Северной Каролины. Чем лучше играл тот самый паренек, тем больше доставалось Боуи, умудрившемся после первого сезона в лиге на протяжении трех лет сломать обе ноги по несколько раз. Даже если центровой и был потенциально наполовину так же хорош, как и 3-й пик драфта, после таких повреждений подтвердить свой талант он был точно не в состоянии. После относительно успешных сезонов в «Нетс», в одном из которых он даже умудрился провести 79 матчей за сезон, Боуи оказался в качестве резервиста в «Лейкерс».
Вся его карьера заняла 10 лет, четыре из которых он практически полностью пропустил. Тем временем в «Чикаго»…
Что делал после НБА: Боуи вернулся в Лексингтон, где его по-прежнему боготворили, помня о его выступлениях за Кентукки. Там он вскоре увлекся бегами и решил связать свою жизнь с коннозаводческой деятельностью. Боуи тренирует лошадей, принимающих участие в забегах на лексингтонской «Красной Миле». Ну и ездит по стране, присматривая потенциально сильные кандидатуры для своей конюшни.
«Хотите – верьте, хотите – нет, но многие сравнивают лошадей со своими детьми. И я понимаю, что вообще-то это нестандартный способ смотреть на бега, но все же… когда у вас участвует лошадь, и вы видите, как она приближается к ленточке, и понимаете, сколько сил было затрачено на работу, на подготовку, насколько вам повезло… Есть тысяча способов проиграть гонку и один способ победить. Когда вы побеждаете, вас охватывают такие эмоции, что вы не можете говорить».
В том же фанке басовая партия зачастую выходит на первый план, тогда как гитара просто создает фон, кроме того, такие музыканты, как Виктор Вутен и Жако Пасториус плачут, когда слышат, что бас не может быть соло.
Из более известных вариантов - во многих песнях The Who, RHCP, Primus, Rush солирует именно бас.
это порвало
Итак Бендер, бывший игрок Индианы.
После завершения карьеры он изобрёл тренажёр для восстановления колена, основанный на принципе работы с сопротивлением, укрепляющий силу ног.
Основал свою компанию, наладил производство, и успешно продаёт на своём сайте по 130$ за штуку. Заработал миллионы уже. Негр, баскетболист, отправившийся в НБА прямо из школы, заработал миллионы своим умом. Уникальный случай)
В сезоне 09-10, он уговорил Никс подписать контракт, хотя в Индиане говорили, что с его коленями уже никогда не выйти на уровень НБА. По мед. тестам в Никс у Бендера были лучшие показатели по силе нижних конечностей, всё за счёт работы со своим тренажёром. В сезоне он набирал по 6 очков, и по завершении имел предложения от других клубов лиги. Но так как уже с головой погрузился в свой бизнес, всем отказал и окончательно завершил карьеру.
http://jonathanbender.com