9 мин.

Гаудлок, Уэйфер, Грин и другие представители D-лиги в России

Фото: bcredoctober.com

Всем привет! Позвольте представиться: меня зовут Алексей Кузяшин. На данном этапе моей жизни я занимаюсь тем, что являюсь PR-директором баскетбольного агентства ProTeam. Первого баскетбольно-маркетингового агентства полного цикла в России.

Эту организацию со всем перечнем ее функций мы придумали и структурировали сами, взяв за основу цивилизованный набор атрибутов жизнедеятельности профессионального спортсмена. Не минимальный – мяч и кроссовки, а оптимальный. Так сказать, ежедневный насущный хлеб любого востребованного игрока: тренировки, матчи, подготовка к ним; общение с болельщиками, прессой, спонсорами и партнерами; социальные и благотворительные активности и многие-многие другие составляющие его личностного роста…

Мы убеждены в том, что – как, собственно, и спортивная подготовка игрока – все то, что дальше контракта – тоже система. Чтобы был пресловутый результат: профессиональный баскетболист – профессионален во всем.

Возможно, кто-то из вас о нас слышал. Как минимум, потому что наши друзья и партнеры – sports.ru – о нас уже писали. Они, действительно, переживают за российский баскетбол, и им не все равно все эти лимиты, лиги, молодые игроки и легионеры. И именно поэтому здесь уже немало нас – ProTeam-овцев. И именно поэтому мы «узаконили» нашу дружбу и единомыслие. Нам ведь тоже не безразличен российский баскетбол и его присутствие в медиа пространстве. А иначе не было бы нас в таком вот виде и таково вот многогранного сотрудничества с этим порталом. И не было бы много из того контента, что уже полюбился вам здесь.

В своих комментариях вы нас минусовали, плюсовали... Главное – обсуждали? Плохой пиар – тоже пиар, это все-таки не про нас. Но всем, как известно, мил не будешь. Пусть, как не банально это звучит, за нас говорят наши дела.

Собственно, и начнем. В первом посту – слово Станиславу Рыжову. В момент самой лакомой части баскетбольного сезона и обилия новостей про самого ценного и полезного Эндрю Гаудлока, мой коллега приоткрывает некоторые секреты интеграции американской D-лиги в российскую баскетбольную действительность.

Да, и в комментариях мы готовы отвечать на ваши вопросы. Welcome!

***

Джеральд Грин, Эндрю Гаудлок, Вон Уэйфер, Майк Грин, Дэвон Джефферсон, Джей Ар Бремер, Честер Симмонс, Мэйр Четмэн, Уилли Дин – самые яркие американские игроки в российском баскетболе последних лет. И наши подопечные. Возможно, я забыл упомянуть еще кого-то – не из нашего клиент-листа. Напоминайте. Но, думаю, все-таки большинство тех, о ком нам сегодня хотелось бы поговорить, а вам услышать – здесь.

Что еще их объединяет, помимо одного агентства, гражданства, цвета кожи, выдающейся статистики, сильного и часто сложного характера и объема зрительских симпатий? Большинство из них прошли не очень знакомую нашим зрителям D-лигу. Соревнование, от которого воротят нос баскетбольные эксперты Европы, но, тем не менее, постоянно за ним следят. Согласитесь, а как не будешь следить, когда тенденция на лицо: каждый год в течение сезона пара-тройка игроков оттуда пополняет ведущие клубы Старого Света.

Что же все-таки заставляет этих, действительно, талантливых парней проводить часть своей карьеры в лиге развития? Причины очень разные. От самой банальной – мечты попасть НБА, до семейных обстоятельств: когда тебе необходимо быть близко к родным, но в НБА для тебя места не находится.

Американский рынок устроен так, что в нем присутствует очень много фальши и обмана в отношениях между менеджерами команд, тренерами, скаутами, агентами, игроками и их семьями

Пару слов о работе D-лиги. Что развивает или должна развивать эта структура, мы оставим для отдельного обсуждения. Пока же немного академических знаний.

Она была основана осенью 2001 года, получила название National Basketball Development League (NBDL) и состояла из 8 команд. В сезоне-14/15 в ней выступят уже 18 коллективов. Покинуть лигу до конца текущего чемпионата можно тремя способами: получить вызов в НБА и там закрепиться в клубе на гарантированном контракте, уехать играть за пределы США, заплатив выкуп, и, наконец, быть отчисленным одной из команд лиги и при этом не получить принудительного приглашения в другую в течение 48 часов.

Стоить отметить, что игроки D-лиги получают смехотворные по меркам современного баскетбола деньги – меньше 50 тысяч долларов! За сезон!!! Поэтому, какой бы причина пребывания спортсмена там ни была, можно быть уверенным – лично для него она крайне важна. И баскетболист крепко убежден в правоте своего решения.

Итак, мечта играть в НБА.

Американский рынок устроен таким образом, что в нем присутствует очень много фальши и обмана в отношениях между менеджерами команд, тренерами, скаутами, агентами, игроками и их семьями. Очень часто представители клуба говорят баскетболисту, что он им крайне интересен, но в данный момент у них просто нет свободного места в ростере. И предлагают отправится в фарм-состав, в D-лигу. При этом, разумеется, первым обещают вызвать в основу именно его.

По факту же, это зачастую заканчивается тем, что игрок проводит там весь сезон. Уехать в Европу ему мешает достаточно серьезный выкуп, особенно в сравнении с его зарплатой. Он может достигать тех же 50 тысяч долларов (в зависимости от категории контракта). При этом, команда НБА так и продолжает кормить спортсмена обещаниями, иногда «подразнив» парой 10-дневных контрактов, после которых тот вновь отправляется обратно.

Игроку повезет, если его агент получит предложение из какой-нибудь неплохо оплачиваемой «весенне-летней» лиги. Типа Пуэрто-Рико. Однако места для легионеров там тоже вовсе не бесконечны…

А дальше терпение заканчивается, и начинается тяжелый поиск команды в Европе на следующий сезон. Когда ты предлагаешь такого баскетболиста, от всех генеральных менеджеров словно под копирку слышишь: «Да он весь сезон был в D-лиге, там вообще не защищаются, уровень соревнования низок и т.д.» И судить их за это нельзя – по-своему они правы.

И здесь – как часто бывает в любом деле – важно найти золотую середину. Лига развития может быть не так страшна для карьеры игрока, если период пребывания в ней недолог и приходится на тот этап жизни спортсмена, когда ему может быть необходима своего рода «перезагрузка».

Первый показательный пример – Эндрю Гаудлок.

Он был выбран «Лейкерс» во втором раунде драфта, и его ссылка в фарм-клуб оказалась вполне ожидаема. На позиции Гаудлока в LA выступает человек, фамилию которого, думаю, нет необходимости называть вслух. Эндрю отлично играл в D-лиге и в итоге получил титул MVP.

Главное, чтобы баскетболист слишком долго не находился в Лиге развития

Я видел его еще новичком в Портсмуте (ежегодный мини-турнир выпускников колледжей NCAA), потом в рамках DLeague Showcase. Небольшое лирическое отступление: Showcase – это ежегодное мероприятие D-лиги, когда на несколько дней в одном городе США собираются все команды и проводят часть матчей регулярного сезона. Это отличная возможность увидеть всех игроков для тех, кто не следит за Лигой развития в ежедневном режиме. А это, честно говоря, практически все генеральные менеджеры команд НБА. В общем, после этого я и предложил Станиславу Еремину и Евгению Богачеву обратить внимание УНИКСа на него.

Клуб сделал предложение, которое Гаудлок отклонил, считая, что на тот момент его шансы быть вызванным в основу крайне высоки. И оказался в итоге прав, хотя попасть именно в «Лейкерс» помогла травма Кобе. Почему Эндрю не получил гарантированный контракт в НБА на сезон-13/14 после выдающейся статистики в плей-офф-2013 и летней лиги в Лас-Вегасе, это уже отдельная тема. Зато УНИКс был настойчив, и нам удалось уговорить Гаудлока переехать в Казань.

Другой путь был у моего летающего клиента Джеральда Грина.

Он оказался выбранным в первом раунде драфта-2005 «Бостоном» под номером 18 и, естественно, получил гарантированный контракт. Но так уж сложилось, что Грин не оправдал выданные ему огромные авансы и стал деградировать в НБА. И перед сезоном-09/10 не услышал ни одного предложения из сильнейшей лиги мира. Тогда-то российские болельщики и смогли вживую увидеть его в составе «Локомотив-Кубань».

Сезон-10/11 Грин также провел в России, выступая за «Красные Крылья». Правда, имея отличную индивидуальную статистику, он не особо утруждал себя игрой в защите и в итоге не вписался в командные схемы. Как результат, даже с такими цифрами в российском чемпионате – очень уважаемом в Европе – Джеральд не подписал контракт ни с одним сильным клубом. И осенью 2011 года уехал в Китай. А потом и в D-лигу.

Там, как я уже говорил, защита стоит далеко не на первом месте, зато парней, набирающих больше 30 очков за матч – хоть отбавляй. В итоге Грин получил свой шанс в «Нью-Джерси». В отличие от многих других коллег, он его использовал, зацепившись за эту возможность играть в НБА. Закончив сезон с отличными показателями, подписал летом 2012 года гарантированный контракт на 10 миллионов долларов.

Тут, как видите, D-лига оказалась на тот момент одновременно и единственным вариантом – как бы печально это ни звучало для некогда 18 номера драфта – и «перезагрузкой» карьеры, после которой Грин вернулся и уже прочно закрепился в НБА.

Ну и третий интересный пример – Вон Уэйфер, которого я «нашел» вместе с Артемом Панченко в D-лиге этой зимой. Вон – безусловно, талантливый игрок, который стучался в НБА много раз. Нетрудно догадаться, что без лиги развития в его карьере не обошлось. Не буду перечислять все его «заходы» туда, скажу лишь, что в этом сезоне Вон после небольшой травмы в Китае приехал в лигу развития «оценить свои шансы в НБА». Переводя на русский, «…поиграть чуть-чуть в D-лиге, посмотреть, даст ли мне кто-нибудь 10-дневный контракт…»

Уэйфер на финишном рывке в плей-офф помог команде Дмитрия Герасименко и, конечно, попутно удивил в Кубке России ЦСКА

Вон – опытный баскетболист и насчет стиля D-лиги иллюзий не испытывал: играть ему там не нравилось и не хотелось, поэтому вариант с «Красным Октябрем» пришелся очень своевременно. Другое дело, что убедить его ехать в незнакомую для него страну было довольно сложно, да еще когда по телевизору по всему миру показывали страшные кадры предновогодних терактов. В общем, хорошо, что я сам оказался в США в то время, когда там также находились Вон и его американский агент. Все сложилось так, что Уэйфер на финишном рывке в плей-офф помог команде Дмитрия Герасименко и, конечно, попутно удивил в Кубке России ЦСКА.

Что касается адаптации игроков из D-лиги в нашей стране, она мало чем отличается от адаптации других американцев, также никогда не выступавших в Европе. Главное, чтобы баскетболист слишком долго не находился в Лиге развития. Иначе можно с очень высокой степенью вероятности сказать, что для чемпионатов с серьезной соревновательной составляющей, где во главе угла все-таки результат, а не зрелищность, он уже не сгодится. Его путь – Азия, Средний Восток, Латинская Америка.

Возможно, у читателей возникнет вопрос: если там такой кладезь талантов и «много тех, кто набирает по 30 очков за матч», почему в клубах России или Европы мы не видим еще больше игроков из D-лиги? Потому что в среднем уровень спортсменов там все-таки довольно низкий, в том числе и относительно нынешнего уровня Лиги ВТБ. Найти там талант, безусловно, можно, и искать его там нужно. Но именно нужно искать, а также необходимо следить за карьерой каждого кандидата на протяжении нескольких лет: как игрок смотрелся в колледже, Портсмуте, Летней Лиге, предсезонном лагере, Европе, если уже пробовал свои силы там, наводить справки относительно характера, иметь довольно развитую систему скаутов в клубе и пользоваться проверенными и надежными источниками…

Так уж получилось, что сегодня мы много внимания уделили D-лиге, но не затронули тему выступления в ней в этом сезоне надежды российского баскетбола Сергея Карасева. В скором времени мы обязательно расскажем вам о взаимоотношениях Сергея и Лиги развития НБА.

Автор: Станислав Рыжов