4 мин.

Грани возможного. Почему Михаил Прохоров может позволить себе платить налог на роскошь

 

Когда «Бруклин» выменял Джо Джонсона и подписал три пухлых контракта (Дерон, Брук, Джеральд), многие не могли избавиться от ощущения, что клуб самоликвидируется. Со стороны это выглядело примерно так: Михаил Прохоров вешает на шею «Нетс» огромный валун, который за 64 миллиона в год будет тянуть команду вниз и мешать ей развиваться. 

На деле все вышло совсем иначе. 

В межсезонье мускулатура «Бруклина» увеличилась в разы: клуб заполучил Пола Пирса, Кевина Гарнетта, Джейсона Терри, Андрея Кириленко, Шона Ливингстона, Мэйсона Пламли и Алана Андерсона. И – данную сделку легко недооценить, но это будет огромной ошибкой – сохранил Андрэя Блатча. Бигмэн подписался за скромные деньги – всего лишь 1,4 млн за один год. Мотивация Блатча проста до невозможности: пока он будет играть в одном коллективе со своим кумиром (кумира зовут Кевин), «Вашинтон» продолжит выплачивать оброк за амнистию контракта летом 2012-го. А это, между прочим, больше 16 миллионов за два сезона. Через год у «Нетс» появятся права раннего Берда на Блатча. И тогда заживут они долго и счастливо: игрок получит более щедрый контракт, а клуб, подписывая новое соглашение с Андрэем, сможет превысить потолок зарплат.

Общая стоимость нового ростера «Нетс» равняется $ 102 263 102, плюс Прохорову придется заплатить налог на роскошь в размере более $ 80 миллионов. Общая сумма гарантий по контрактам ровняется $ 278 782 434.  Все эти действия вызвали огромное число возмущений и сомнений в проекте под названием «Нетс» со стороны общественности по обе стороны  океана. Многие до сих пор не могут понять Прохорова, ломая голову над простым вопросом. Он звучит так: «Что для него этот проект – хобби или бизнес? А может, и то, и другое?».

Михаил Прохоров договорился о покупке «Нетс» в сентябре 2009 года.  Бизнесмен выложил 223 млн долларов наличными за 80% команды, 45% акций холдинга Барклайс Центр, а также права на приобретение до 20-ти % проекта 16-ти Башен Атлантик Ярдс у Брюса Ратнера за $ 500 млн. Он также согласился взять на себя операционные долги клуба в размере $ 60 млн., когда команда базировалась в Нью-Джерси. Позже Прохоров согласился помочь в строительстве арены, выдав кредит на сумму в $ 76 млн. под 11% годовых. Он также выплатил $ 40 млн., чтобы досрочно прекратить выступление команды в Айзод Центр. Важный момент: этот спортивный комплекс по результатам опроса общественного мнения был признан худшим профессиональным спортивным сооружением в США.

Жизнь показывает, что команда с отвратительными спортивными результатами, базирующаяся в одном из самых маленьких рынков, не имеющая возможности заключать супервыгодные коммерческие сделки, была продана за $ 525 млн. Имя этой команде – «Сакраменто Кингз».

На таком фоне вопрос «сколько стоит команда, которая представляет самый большой рынок в мире?» берет в заложники наше воображение. По мнению экспертов, на данный момент рыночная стоимость «Нетс» колеблется от $ 750 млн до $ 800 миллионов, причем эти цифры не включают в себя стоимость двух других инвестиций (долю в арене и права на Атлантик Ярдс). Успешный бизнесмен Прохоров понимает, что достижения команды помогут ему достичь новых высот и в других инвестициях. Например, бренд «Бруклин» помог Барклайс Центру стать намного более привлекательным для хоккейного клуба «Нью-Йорк Айлендерс», который будет играть в Бруклине с сезона-15/16 (хотя есть большая вероятность что переезд может состояться на год раньше). На ежегодной церемонии «Спорт Бизнес Журнал» Баркайс Центр был признан «Спортивной ареной года», а журнал «Арчитайз» признал арену «Зданием года» в архитектуре.

Журнал Биллборд составил рейтинг самых кассовых арен мира за последние 6 месяцев: список возглавила лондонская арена О2 (продали билетов на $ 116 млн), Барклайс Центр оказался на втором месте ($ 46,9). При этом реальная сумма значительно выше, поскольку рейтинг не учитывал восемь аншлаговых концертов Jay Z.  Знаменитый Мэдисон Сквер Гарден ($ 39,5) оказался на 4-м месте, в то время как главная арена Лос-Анджелеса Стэйплс Центр ($ 36,5) осела еще ниже – на 6 месте.

Все эти успехи должны положительно сказаться на третьей инвестиции Прохорова. Атлантикс Ярдс обещает стать одним из самых престижных мест для проживания в Нью-Йорке и, следовательно, во всем мире.

 Новое место жительства ведет за собой значительные перемены в образе самой жизни. «Нетс», перебравшись в Бруклин, начали тратить на игроков серьезные деньги. Когда клуб-аутсайдер резко обрастатает финансовой мощью, велик риск неправильного использования средств. Некоторые сделки действительно казались неэффективными и необоснованными, суммы контрактов местами были сильно завышены. Однако в связи с очень удачными вложениями, владельцы легко могут позволить себя тратить несколько десятков миллионов на неэффективные активы. После подписания двухлетнего контракта с Крисом Хамфрисом на 24 миллиона Билли Кинг должен был вздрагивать от каждого стука в дверь – санитары могли прийти в любой момент.

Спустя год  оказалось, что именно этот контракт стал ключевым активом в получении Пола Пирса, Кевина Гарнетта и Джейсона Терри. После всего этого очень хочется сказать, что Прохоров сделал для победы «Нетс» в чемпионате все возможное. Справимся с искушением и не будем торопиться по одной простой причине. 

Никто не знает, где для владельца «Бруклина» заканчиваются границы возможного. 

фото espn.go.com , magdabiernat.com и nydailynews.com