100 лучших игроков в истории НБА. 90-81
Блог «Фонарь» продолжает золотой список НБА. Первый европеец, ставший MVP финала, легенда Ракер-Парка, самый ненавистный игрок и остроумный предшественник Лэрри Берда – во второй части сериала.
90. Дуайт Ховард
Фото: REUTERS/Jonathan Alcorn
Команды: «Орландо», «Лейкерс»
Статистика: 18,4 очка, 13,0 подбора, 2,2 блок-шота
Драфт: 1-й пик 2004-го года
Резюме: Олимпийский чемпион 2008-го – 9 сезонов, из них 6 на высоком уровне – 3-кратный «мистер замок» – 6-кратный участник Матча всех звезд – 5 раз в первой символической сборной (2008-2012) – победитель конкурса по броскам сверху в 2008-м – 5 лучших сезонов с показателями 20-14-2 – 4 лучших розыгрыша плей-офф с показателями 20-15-3 – был лидером финалиста в 2009-м
Беглый взгляд на Дуайта Ховарда дает понять, насколько ужасен современный баскетбол. Он ужасен настолько, что человек, которому не знакомо слово «уныние», главный шоумен в сегодняшней лиге, весельчак, балагур, приколист, в общем, как сказал бы ему при личной встрече Кевин Гарнетт, просто клоун возбуждает исключительно негативные эмоции – от открытой ненависти до усталости, граничащей с раздражением. Такова нынешняя лига: все метания агентов Ховарда не могли не отразиться на репутации их клиента и создали ему образ капризного мальчишки, который сам не знает, что хочет. Только, на самом деле, важно понять, что все, что было до 10 августа 2012 года, вся эта шумная драматическая история с «Пепси», кошмарами имени Отиса Смита и афоризмами Прохорова уже не имеет никакого значения. Ховард перелистнул страницу и начал сочинять новую главу своей карьеры. И только то, что будет дальше, существенно. Так что у тех, кому нечем себя занять, есть последний шанс удивиться «цинизму» обращения к болельщикам «Орландо» – обращению, на самом деле, скорее, искреннему и характерному для улыбчивого центрового. В то время, когда звезды объединяются ради побед, путь к величию уж точно не имеет ничего общего с верностью команде. Такова жизнь. И не Ховард сделал ее такой.
Нынешнее лето – важный рубеж для Ховарда. Все его активы хорошо известны и идут пунктиром в подкорке: единственный доминирующий центровой современности, неизменно лучший защитник в лиге, машина по собиранию подборов, идеальный атлет, неожиданно выросший из маленького, игрок, которого Фил Джексон предпочел бы ЛеБрону Джеймсу. Вся шумиха вокруг Дуайта выросла откуда-то отсюда: иллюзорность предложения породила невиданный спрос – центровой побил все рекорды по количеству клубов, которые пытались за него бороться. И это, наверное, лучшая оценка его уровня. Он по-прежнему не совершенен. Занятия с Оладжувоном не заставили отказаться от скепсиса со стороны тех, кто еще видел рубки «больших» в середине 90-х. Его характер вызывает сомнения не только у Гарнетта. А операция на спине лишь добавляет ситуации остроты. Но все именно так, как оно есть: каким бы вы его ни воспринимали сейчас, Ховард исключителен. Да, во многом потому, что сейчас он едва ли не в одиночку пытается спасти свою позицию от вымирания, а его соперники даже на его не самом выдающемся фоне выглядят деревянными и неуклюжими. Все это опять же лишь частности, которые не должны закрывать общей картины: распрощавшись с Орландо, Отисом Смитом и неуютным статусом заложника Михаила Прохорова, Ховард, наконец-то, встал на путь, который ведет к величию. Правда, придет он туда лишь в том случае, если плащ супермена, вечная улыбка, желание спародировать все, что только можно, а также болезненная привычка выбивать блокированные мячи на трибуны остались в жаркой Флориде.
89. Джек Сикма
Команды: «Сиэтл», Милуоки»
Статистика: 15,6 очка, 9,8 подбора, 0,9 блок-шота
Драфт: 8-й пик 1977-го
Резюме: чемпион НБА (1979) – 14 сезонов, из них 9 на высоком уровне – 7-кратный участник Матчей всех звезд (1979-1985) – один из трех лидеров чемпионской команды – один из трех лидеров команды-финалиста – больше 15 тысяч очков за карьеру (17287) – больше 10 тысячи подборов (10816) – 6 лучших сезонов с показателями 18-11-4 – 5 лучших выступлений в плей-офф с показателями 19-12-4 – один раз во второй пятерке лучших защитников (1982) – 84 процента штрафных бросков за карьеру
Ничто не говорит лучше о высочайшем баскетбольном интеллекте, любви к экспромту и погружении соперников в полупаническое состояние, чем белокурая шевелюра и убийственный джампер. Джек Сикма – один из самых умелых игроков передней линии в истории лиги – не просто бравировал своим стабильным броском. Его бросок был лишь тем фундаментом, стандартной базой, на которой белый «большой» строил домик многообразного восхитительного нападения. Сикма мог попасть с дистанции, мог поднять фэйком и прорваться к кольцу и никогда не позволял неудачам себя остановить. Этого было достаточно, чтобы стать легендой Сиэтла, едва ли не самым любимым игроком в истории «Соникс» и героем той самой знаменитой песни, но до сих пор не хватило, чтобы попасть в Зал баскетбольной славы. Сикма выходил и на равных сражался с Джаббаром, Ланиром, Гилмором, Пэришем, Юингом, но пока заслужил место лишь в символической пятерке блондинов.
Сикма и остается на задворках рейтингов из-за порой неадекватных требований. Он не был доминирующим центром, он не мог тащить свои команды в одиночку, а потому неизменно оказывался в тени более раскрученных конкурентов. Для него самого, правда, это не было проблемой: человек из ниоткуда мог лишь мечтать об НБА – когда он из защитника быстро вырос в «большого» и все пытался приноровиться к своим новым габаритам, то получал блок-шоты так часто, что, как он потом вспоминал сам, слово Spalding отпечаталось у него на лбу. Но фактор белокурой шевелюры сыграл свою роль: болельщики «Соникс», привычно разочарованные выбором любимой команды, очень скоро передумали, сразу как только поняли, что Сикма – идеальное дополнение для любой приличной команды. Один из самых стабильных центровых лиги своего времени, неуступчивый боец, отрабатывающий в защите за всю команду, автомат по снятию отскоков, невероятно умный игрок, делающий все, чтобы дополнить сильные стороны партнеров – Джек стал гениальным дополнением для той команды, финальным ингредиентом, выведшим ее на чемпионский уровень. Чтобы понять его незаурядность, оценить вклад в общее дело, нужно было узнать его ближе. Отсюда и самая известная цитата, подчеркнувшая реальную значимость Сикмы. Когда тогдашнего генменеджера «Соникс» Золли Волчока спросили, обменял бы он своего «большого» на Мозеса Мэлоуна, тот просто ответил: «Я бы не обменял Джека Сикму и на воскрешенную Мэрилин Монро в моей спальне».
88. Билл Лэймбир
Команды: «Кливленд», «Детройт»
Статистика: 12,9 очка, 9,7 подбора, 0,9 блок-шота
Драфт: 65-й пик 1979 года
Резюме: 2-кратный чемпион НБА (1989-1990) – 14 сезонов в НБА, из них 10 на высоком уровне – 4-кратный участник Матчей всех звезд – больше 10 тысяч очков за карьеру (13790) – больше 10 тысяч подборов (10400) – 5 лучших сезонов с показателями 17-12-2 – 4 лучших розыгрыша плей-офф с показателями 17-12-2 – стартовый центровой в чемпионских командах (1989-90) и команде-финалисте (1988) – больше всех подборов на своем щите с 1982 по 1990
«Иногда я настолько страшен, что не люблю сам себя», – когда-то Лэймбир, Его Отвратительность, с присущим чувством юмора охарактеризовал свою игру. Вернее, нет. Биллу настолько нравилось реноме главного террориста в лиге, что он всячески подкреплял ее сам – центровой никогда не скрывал, что старается получать удовольствие от беспредела, сопровождавшего его вздорную фигуру на протяжении всей карьеры. Есть ощущения, что все свои прозвища – князь тьмы, например – он придумал себе сам.
В результате Билл добился желаемого эффекта: даже Айзейя Томас и Деннис Родман оказались в тени предводителя «плохих парней». Они все были заодно, но в ключевые моменты Лэймбир непременно оказывался на первом плане. Он считал трехсекундную зону под своим кольцом личным пространством, и с теми, кто пытался туда проникнуть, обходился соответствующим образом. Чугунные шлагбаумы, произвольно вылетающие локти, острые колени – все это отваживало непрошенных гостей. О полетах не было и речи: возникало ощущение, что на втором этаже Лэймбир мог бы применить и огнестрельное оружие. Закон позволяет. «Я играю, чтобы побеждать, и использую все свои физические и умственные способности ради достижения своей цели. Кому-то это может не нравиться, но ничего не могу с этим поделать. Я делаю то, что умею. И для меня в этом заключается дух игры», – вырвавшийся из самых низов, презревший все условности, пробившийся в лигу через настоящую мясорубку Лэймбир не собирался отдавать приобретенное никому. И выходил на площадку драться. Все остальное – подлые приемы, постоянная игра на грани фола, потасовки с Бердом, Ирвингом, Баркли и Пэришем, лавры главного флоппера НБА – это просто следствие. Сам Билл довел эту жажду крови до абсурда, когда решился спродюсировать видеоигру Bill Laimbeer’s Combat Basketball: ему нужна была своя игра по собственным правилам (вернее, без оных). В общем, его можно поздравить: человек, который пытался поймать соперника на бедро или приложить ему локтем в ухо, а, когда не удавалось, падал как подкошенный и корчился в адских муках, все-таки заслужил славу самого ненавидимого игрока в истории НБА. Скромный Хорас Грант устроил большую вечеринку, когда Лэймбир объявил о завершении карьеры. А парни из Beastie Boys произнесли то, о чем думали все: «Bill Laimbeer motherfucker, it’s time for you to die».
В общем, ситуация стала совсем уморительной, когда за Лэймбира пришлось вступаться Деннису Родману: «Билл был не просто обычным хулиганом, но его запомнят именно таким». Лишь болельщики «Пистонс», боготворившие своего героя, знали, что скрывается за гремучей смесью бесстыжего флоппинга и нерукопожатных приемов. Лэймбир принадлежал к плеяде «больших», изменивших игру: изначально он был краеугольным камнем в пик-н-ролльном нападении «Детройта», а затем стал больше действовать на периметре, восхищая всех своими дальними попаданиями. У Билла было все, чтобы не чувствовать себя ущемленным на фоне великих центровых-современников: стабильный бросок, отточенная техника, защита, подкрепленная всеми доступными методами, чемпионский характер. Но его личные достижения волновали его меньше всего: для «Пистонс» конца 90-х важнее были бойцовские качества, умение запугивать соперников или просто выводить их из себя. Чак Дэйли променял Лэймбира-снайпера на Лэймбира-цепного пса, но Билл вряд ли жалеет об этом. Ведь он был ключевой частью одной из величайших команд в истории: до три-пита ей не хватило совсем чуть-чуть.
87. Конни Хоукинс
Команды: «Питтсбург/Миннесота» (АБА), «Финикс», «Лейкерс», «Атланта»
Статистика: 18,7 очка, 8,8 подбора, 4,1 передачи, 1,2 перехвата
Драфт: незадрафтован
Резюме: чемпион АБЛ (1968) – MVP АБЛ (1968) – MVP розыгрыша плей-офф АБЛ (1968) – 4-кратный участник Матчей всех звезд НБА (1970-73) – 1-кратный участник Матча всех звезд АБЛ(1968) – один раз в первой пятерке НБА (1970) – два раза в первой пятерке АБЛ (1968-1969) – 5 лучших сезонов с показателями 25-10-4 – 3 лучших розыгрыша плей-офф с показателями 26-12-5
«Хоук» всю жизнь добивался права выступать в НБА. Талант с уличных площадок Нью-Йорка, легенда Ракер-Парка, чемпион города на школьном уровне с легкостью добился места в университете Айовы. С 13 лет он курил марихуану и пил дешевое вино, с трудом читал и хвастался, что его IQ составляет 65, но это никого не волновало: 250 колледжей по всей стране дрались за феноменального вундеркинда, и фантастическая карьера в лучшей лиге казалась делом времени. Но уже в 61-м Хоукинс оказался замешан в скандале с договорными матчами. Хотя никто никогда не обвинял конкретно его (тогда еще первокурсника, который просто не мог быть участвовать в этом деле), его имя всплыло во время дачи показаний основным фигурантом Джеком Молинасом (тот одолжил ему 200 долларов, которые выплатил брат Конни). В результате Хоукинс был изгнан из колледжа, хотя Молинас и признался, что не сумел использовать игрока в своих махинациях. После этого его не хотел брать ни один университет, а комиссионер НБА Джеймс Кеннеди объявил, что ни один из клубов лиги не сможет предложить ему контракт. Почти десять лет Хоукинс был вынужден провести вне лиги – сначала он выступал в АБЛ, которая вскоре закрылась, затем стал путешествовать вместе с «Гарлем Глобтроттерс». Параллельно он подал иск против НБА, но ситуация разрешилась лишь в 69-м: лига выплатила ему компенсацию в размере 1,3 миллиона долларов и приписала к «Санс».
За «Финикс», в который Хоукинс попал в 27 лет, Конни провел не так много времени, но умудрялся неизменно быть одним из лучших в команде по результативности да еще четыре раза добился права выступать на Матчах всех звезд. Уже в своем первом матче плей-офф, выйдя против Уилта Чемберлейна и Элджина Бэйлора, Хоукинс набрал 34 очка, 20 подборов и 7 передач и привел «Санс» к победе над «Лейкерс». Возраст уже брал свое, он был на сходе, но даже тогда, вырвав возможность выходить на паркет арен НБА в суде, он смог заслужить репутацию одного из лучших нападающих в истории игры. Огромные руки, торчащие баки и безумные развороты наравне со странноватым чувством юмора (однажды Хоукинс упал на паркет, притворившись, что получил травму. Когда тренер по физподготовке Джо Проски выбежал на паркет, игрок сказал ему: «Все нормально. Просто хотел, чтобы тебя тоже показали по телевизору») за короткий срок сделали Хоукинса неотъемлемой частью НБА, позволив ему войти в Зал славы. Сам он вслух никогда не пожалел, что неразбериха и странная принципиальность перечеркнули его карьеру. Пожалели все остальные: Хоукинс не просто доказал, что умеет играть, но был одной из первых ярчайших звезд, кудесником, выходящим на паркет не просто бросать по кольцу и бороться, но удивлять и завораживать.
86. Крис Пол
Команды: «Новый Орлеан», «Клипперс»
Статистика: 18,8 очка, 9,8 передачи, 2,4 перехвата, 4,5 подбора
Драфт: 4-й номер в 2005-м
Резюме: 2-кратный олимпийский чемпион – 7 лет в лиге, из них 7 на высоком уровне – 5-кратный участник Матчей всех звезд (2008-12) – дважды в первой пятерке НБА (2008, 2012) – дважды один из главных претендентов на звание MVP сезона (2008, 2012) – новичок года (2006) – дважды в первой защитной пятерке (2009, 2012) – 4-кратный лидер по перехватам (2008, 2009, 2011, 2012) – 2-кратный лидер по передачам (2008, 2009) – 4 лучших сезона в лиге с показателями 21-5-11, 2,5 перехвата, 48 процентов с игры – 4 выступления в плей-офф с показателями 20-5-10, 2 перехвата – единственный игрок в НБА, лидирующий по передачам и перехватам два сезона подряд (2007-2009)
Прошлый сезон подарил небольшое облегчение: Пау Газоль нащупал у Пола слабое место, и тот предстал ближе к простому народу. А то уже становилось тревожно. Крис Пол настолько идеален, что даже противно. Между ним и плеядой величайших первых номеров в истории лиги стоят время, прооперированное колено и, возможно, проклятье «Клипперс» (стоит дружно поплевать через плечо). В остальном вы можете мысленно нарисовать себе портрет идеального разыгрывающего, и, если он не совпадет с портером Криса Пола, то одно из двух: вас зовут либо Дерон Уильямс, либо Рэджон Рондо, и только вы не считаете СиПи3 лучшим разыгрывающим мира прямо сейчас.
Пол – прирожденный лидер. Буквально: он был лидером уже в свой первый сезон, он был лидером в школе, лидером в университете. Не просто лучшим игроком, а вожаком, главнокомандующим, настоящим другом и при этом человеком, чувствующим ответственность за других. Потому он всегда был лидером не только на площадке, что лучше всего выявили события, следующие за ураганом Катрина. Такой степени воздействия на партнеров, какая есть у Пола, в нынешней лиги нет, наверное, ни у кого больше.
Пол невероятно серьезен во всем, что он делает. Опять же он был таким всегда. Все знают, как на следующий день после похорон деда Пол вышел на площадку и набрал ровно 61 очко (по числу лет). Равно как он пообещал, что в год, когда Матч всех звезд принимал Новый Орлеан, он обязательно окажется в числе участников. Пол улыбается исключительно на послематчевых пресс-конференциях: он не воспринимает саму игру как нечто легкомысленное. Откуда-то отсюда и склонность к флоппингу: это может быть не самым привлекательным, но раз это работает, то должно быть.
Самая главная черта в игре Пола – это минимализм. Он не тратит сил понапрасну. Не раскидывает соперников каскадом финтов, не унижает никого бессмысленными кроссоверами. Он не ставит индивидуальный стиль или общую эффектность выше самого основного – итогового результата. Он просто знает, что надо делать, чтобы добиться цели, и идет к ней. Вернее, ведет к ней команду – уверенно контролируя темп, помогая раскрываться партнерам, работая на победу. Понимание игры и гранитный характер делают Пола невероятно опасным. Последний сезон, когда «малыш» вытащил для «Клипперс» феноменальное количество концовок – лишь очередное подтверждение.
Наконец, Пол слишком умен и правилен: его жизнь, карьера и слова за пределами площадки предельно взвешены и продуманы. Не случайно, его обмен из «Нового Орлеана» был единственным переходом звезды в последнее время, который не вышел за рамки приличия (включая ту часть, где вмешались баскетбольные причины). А если прибавить к этому, что он еще невероятно требователен и не скрывал свое недовольство даже игрой партнеров в Лондоне, то отсчет его стремительного взлета вверх рейтинга можно уже начинать.
85. Гэйл Гудрич
Команды: «Лейкерс», «Финикс», «Новый Орлеан»
Статистика: 18,6 очка, 4,7 передачи, 3,2 подбора
Драфт: территориальный пик 1965-го
Резюме: чемпион НБА (1972) – 14 лет в лиге, из них 8 на высоком уровне – 5-кратный участник Матчей всех звезд – 3 лучших сезона с показателями 25-3-5 – 2 лучших выступления в плей-офф с показателями 25-3-5 – третий лучший игрок чемпионской команды (1972) и финалиста (1973) – лидер по количеству штрафных бросков (1973/74)
Гудрич – Джон Стоктон 60-х, только немного больше акцентированный на бросок (просто потому, что различие между защитниками тогда было не столь выделенным). 6-1 как приговор. Невероятное упорство, характер, дисциплинированность, высочайший баскетбольный интеллект, видение площадки и контроль мяча как смягчающие обстоятельства. Постоянные выпады по поводу роста и прозвище «Коротышка», с которым Гудрич просуществовал со студенческой скамьи, служили каким-то невменяемым фоном феноменальным успехам: главным из них стало участие в двух лучших командах всех времен в NCAA и НБА.
На первом этапе баскетбольные умения Гудрича пришлись по душе ценителю, который вряд ли нуждается в отдельном представлении: Джон Вуден лично принял участие в процессе перехватывания низкорослого субъекта у конкурентов из Университета Южной Калифорнии. Непревзойденный коллектив мэтра в 64-65 дважды подряд оставлял за собой корону студенческой лиги, не уступив ни одной встречи в сезон-63/64 и за три года запугавшие соперников (78-11) В той команде ЮСиЭлЭй Гудрич был главной атакующей опцией, до сих пор оставаясь рекордсменом по количеству набранных очков (1609).
На втором – к тому времени умения избавившегося от ярлыка «чистого снайпера» Гудрича были объединены в адский коктейль с доминантными характеристиками Джерри Уэста и Уилта Чемберлейна. Столько лет парочка пыталась протаранить сетку плей-офф и наложить лапу на заколдованный кубок, раз за разом уступая в финалах, но понадобилось лишь легкое приложение необычайно острого ума. Выудив «своего» Гудрича из «Финикса» (до этого пришлось отдать юную звездочку «Санс» в честь зарождения клуба и Аризоны), «Лейкерс» обрели непобедимую мощь: сезон-71/72 долгое время был недостигаемым ориентиром для всех мечтающих о высотах клубов лиги (69-13), а остающаяся непобитой серия из 33 побед подряд и сейчас кажется фантастикой. Он был «только» третьей звездой великой команды и одновременно элементом, определяющим конечный результат.
84. Тони Паркер
Команда: «Сан-Антонио»
Статистика: 20,1 очка, 6,8 передачи, 3,6 подбора
Драфт: 28-й пик 2001-го
Резюме: 3-кратный чемпион НБА – 11 сезонов в лиге, из них 6 на высоком уровне – 4-кратный участник Матчей всех звезд – один раз во второй символической пятерке (2012) – MVP финальной серии (2007) – 6 лучших сезонов с показателями 19-3-7 – 9 розыгрышей плей-офф с показателями 21-3-6 – третий игрок в чемпионской команде (2005) – второй игрок в чемпионской команде (2007)
Карьере Тони Паркера позавидовали бы многие, но какой-то неприятный привкус все же остается. В годы, когда «Сперс» активно боролись за титулы и побеждали, молодого разыгрывающего ждали лишь упреки прессы и гнев Грегга Поповича. Когда же француз вышел на первые роли и принял на себя лидерское бремя, его команда оказалась в стороне от основных событий. Последний сезон должен был вернуть ощущение гармонии: Паркер оказался в претендентах на звание MVP и уверенно вел «шпор» в финал. В последний момент, правда, все снова застопорилось: когда «Тандер» нашли способ разлучить «малыша» и его команду, сказочная история закончилась.
Изучение парадоксов, впрочем, не мешает в полной мере восхищаться отполированной яростью Поповича игрой разыгрывающего. Если бы в НБА была награда баскетболисту, который показывает стабильный рост на протяжении нескольких сезонов, ее обладателем, несомненно, стал бы Тони. Каждый новый сезон он играл все более и более важную роль в «Сперз», принимая на себя все новые функции и отмеряя прогресс статистическими выкладками. Исповедуемая пик-н-ролльная модель будто бы создана специально для француза – невероятно быстрого, легко проникающего под кольцо и с удовольствием берущего инициативу в свои руки. Сейчас реактивные прорывы и самонаводящиеся флоттеры уже гораздо более важный компонент атак команды, чем броски от щита. И что еще более удивительно, Паркер не собирается останавливаться. В 2007-м, когда он в одиночку уничтожил «Кливленд», казалось, что его игра практически идеальна, но за пять лет он умудрился сделать еще пять шагов вперед.
Паркеру 30, и сейчас интереснее всего, что будет дальше. Он добился уже всего: стал чемпионом НБА, в неформальном споре обошел всех коллег-разыгрывающих, был женат на одной из самых красивых женщин мира и заставил себя уважать одного из самых резких тренеров. Теперь вопрос только в том, сможет ли он завоевать главную награду в качестве первой скрипки. И самое парадоксальное, что это вопрос не к Паркеру, а к его команде.
83. Бэйли Хауэлл
Команда: «Детройт», «Балтимор», «Бостон», «Филадельфия»
Статистика: 20,1 очка, 6,8 передачи, 3,6 подбора
Драфт: 2-й пик 1959
Резюме: 2-кратный чемпион НБА (1968, 1969) – 12 сезонов в лиге, из них 10 на высоком уровне – 6-кратный участник Матчей всех звезд (1961-1964, 1966, 1967) – один раз во второй пятерке (1963) – больше 15 тысяч очков (17770) – 4 лучших сезона с показателями 22-12-2 – 2 лучших розыгрыша плей-офф с показателями 20-10-3 – выходил в старте в двух чемпионских командах (1968, 1969)
Лучшая характеристика Бэйли Хауэлла – в статистических выкладках: на протяжении всей карьеры форвард неизменно оказывался в первой десятке сразу в девяти категориях. У него все получалось просто и естественно: весь его путь в баскетболе – сплошная прямая, отмеченная лишь рекордами и обменами. Ну и наконец, титулами: Ауэрбах увидел в нем того, кто сможет внести свежий импульс в команду, стареющих чемпионов.
Весь труд в зале (Хауэлл отправлялся туда, отработав на поле), любые сомнения и постепенный прогресс выпадали из поля зрения: казалось, что форвард рожден на паркете и импровизирует по наитию. Что его знаменитый крюк – вещь абсолютно статичная. Что его революционная манера игры – с активным смещением на периметр и бросками с дистанции – нечто имманентное. Почти так же, как и удивительная скромность. Так получалось во многом потому, что Хауэлл и сам относился ко всем своим успехам на площадке с легкостью и простотой. Он вырос рядом с хлопковыми полями и знал, что такое настоящая работа. Баскетбол был отдушиной, приятным развлечением, возможностью раскрыть себя.
Это ощущение бесконечного удовольствия от игры Хауэлл пронес на протяжении всей карьеры – и в «Пистонс», которые бились о потолок полуфинала, и в звездных, но пребывающих в полнейшем раздрае «Буллетс», и конечно, в «Селтикс». Он не страдал и не жаловался, а старался найти что-то радостное в любой ситуации. И в итоге судьба отблагодарила его за все – воскрешением карьеры на ее излете и титулами, о которых он мечтал всю жизнь. Правда, это вновь произошло подозрительно легко. Видимо, иначе у Хауэлла и не могло.
82. Бобби Дэндридж
Команды: «Милуоки», «Вашингтон»
Статистика: 18,5 очка, 6,8 подбора, 3,4 передачи
Драфт: 45-й пик 1969
Резюме: 2-кратный чемпион НБА – 13 сезонов в лиге, из них 9 на высоком уровне – 4-кратный участник Матчей всех звезд – один раз во второй символической пятерке (1979) – 5 лучших сезонов с показателями 20-7-3 – 2 лучших выступления в плей-офф с показателями 22-7-5 (38 матчей) – второй лучший игрок в чемпионской команде (1978) и командах-финалистах (1974, 1979) – третий лучший игрок в чемпионской команде (1971) – карьерные показатели в плей-офф: 21-8-4 (98 игр) – больше 15 тысяч очков за карьеру (15530)
Дэндридж, быть может, величайший игрок из тех, о ком всегда стараются забывать. Он играл в одной команде с Джаббаром, Робертсоном, Хэйесом и Ансельдом, и как-то так повелось, что, говоря о чемпионстве «Бакс» и об успехах «Буллетс», всегда упоминают его партнеров, низводя универсального форварда до уровня ролевого игрока. И лишь в воспоминаниях современников проступает образ настоящего «сладкого Бобби», худощавого форварда с лицом ребенка, который помогал «Бакс» побеждать в 71-м, и «седеющего бородатого джазового солиста, тащившего «Буллетс» в 78-м и 79-м: «лучший многогранный игрок на своей позиции», «феноменальный снайпер, непременно заявляющий о себе в каждом матче», «человек, блистающий тогда, когда это нужно больше всего», «ведущий партнеров за собой», «очень, очень умный игрок, легко находящий место в любой схеме и помогающий это сделать партнерам».
Влияние Дэндриджа глупо искать в статистических протоколах. Его глубокое понимание баскетбола касалось мельчайших деталей, проникало в самую суть и было гораздо более мощным, чем исключительно работа над собственными индивидуальными достижениями. Дэндридж легко двигался между позициями, уходил в тень, когда нужно было работать на команду, и славился практически сверхъестественной способностью класть мячи в самые нужные моменты. Даже играя бок о боком с Робертсоном и Джаббаром, Бобби не стеснялся брать на себя инициативу, когда требовалось забить. Ну и конечно, он ставил защиту выше всего – Дэндридж не боялся выходить против самых разных игроков, останавливая грозных соперников. Его феноменальную защиту против Джулиуса Ирвинга в плей-офф 78-го года затмевает лишь грандиозная 7-я игра в плей-офф 79-го против Джорджа Гервина, когда Бобби дополнил уничтожение лидера соперников победным броском через троих.
Сейчас, когда Дэндриджа спрашивают о Зале славы, он не слишком сокрушается и говорит совсем о другом: о том, что он хотел бы, чтобы его запомнили не как звезду, не как чемпиона, не как великого клатчера или игрока, набравшего 15 тысяч очков, но как универсального форварда, умеющего все и отдающего своим командам все самое необходимое. Ему не надо петь панегирики, его надо просто помнить.
81. Пол Уэстфал
Команды: «Бостон», «Финикс», «Сиэтл», «Нью-Йорк»
Статистика: 15,6 очка, 4,4 передачи, 1,3 перехвата
Драфт: 10-й пик в 1972
Резюме: чемпион НБА (1974) – 12 лет в лиге, 5 из них на высоком уровне – трижды в первой пятерке (1977, 78, 80) – один раз во второй символической пятерке (1979) – 5 лучших сезонов с показателями 23-3-6, 52 процента попаданий – лучший игрок команды-финалиста (1976), в среднем набирающий 21-5-3, 51 процент с игры – больше 10 тысяч очков (12809) за карьеру
Пол Уэстфал вошел в историю НБА, прежде всего, как участник эпизода, многими называемого величайшим в истории баскетбола. В финальной серии 76 года «Финикс» встречался с «Бостоном» (командой, выбравшей его на драфте 72 года). В пятой, решающей игре, при счете 111:110 в пользу «Селтикс», когда до конца оставалась секунда, зажатый соперниками Уэстфал попросил тайм-аут. Он прекрасно знал, что у «Санз» не осталось больше тайм-аутов, но после пробития технических фолов «Санз» получили возможность вывести мяч с середины площадки, и Гар Херд перевел матч в третий овертайм. Этот эпизод спровоцировал последующее изменения в правилах и создал легенду о Уэстфале как одном из остроумнейших людей, когда-либо выходящих на паркет баскетбольных арен. Пожалуй, именно эта находчивость и закрепилась в качестве основной черты защитника, который был слишком разносторонним для того, чтобы его мастерство сводилось лишь к одному показателю.
Если бы не тот фантастический матч, Уэстфал был бы еще одним великим игроком из 70-х, о котором никто никогда не слышал. Уэстфал – одна из главных ошибок в менеджерской карьере Реда Ауэрбаха. За франтовскими локонами и смазливой физиономией мэтр не разглядел гораздо большего и сплавил красавчика в обмен на Чарли Скотта. Вернее, он был настолько упрям, что из-за финансовых обстоятельств отказался даже от Уэстфала – опередившего Лэрри Берда в категории тех игроков, которые «на самом деле черные». Не видеть этого было нельзя: Уэстфал – лучший защитник второй половины 70-х, завлекавший публику безумнейшими номерами и игравший – как настоящий афроамериканец – на инстинктах. Собственно, та самая 5-я игра и родилась из феномена Пола Уэстфала, совесть которого терзалась каждой минутой без феерии на площадке. Разум не желал принимать это просто так: защитник совершал удивительные перехваты за счет шестого чувства, бросал на авось, выдавал акробатические номера и включал свой коронный прием – молниеносный проход в сторону от кольца, который завершался резкой остановкой, разворотом на 360 и точным броском, за которым улетевший защитник мог лишь наблюдать с тоской. Только такой игрок мог повести за собой тех самых «солнечных золушек», которые едва не положили на лопатки Хавличека и компанию. Забавно: если бы та игра и серия все же осталась за «Санс», то второй титул сделал бы Уэстфала героем принципиально иного масштаба. Хотя между ним и теми, самыми великими, пролегла дистанция в один штрафной бросок.
«сначала он выступал в АБА, которая вскоре закрылась, затем стал путешествовать вместе с «Гарлем Глобтроттерс».»
Это была не АБА - АБА закрылась только в 1976 году (в том же году Конни сам завершил карьеру), хотя и в ней Хоук успел поиграть и стать MVP. Тогда, в начале 60-х, и АБА-то не было. Была АБЛ - Американская Баскетбольная Лига. Она существовала всего два сезона, и хотя там играли некоторые заметные игроки (либо совсем молодые, либо уже старцы), она не шла ни в какое сравнение ни с НБА, ни даже с последующей АБА.
поддержу мнение, что номера вообще можно было не ставить.