Белые не умеют прыгать
У Сидни Дина (Уэсли Снайпс) есть множество способов заработать на жизнь, но основным для него является игра в стритбол на деньги. Однажды его пути-дорожки пересеклись с Билли Хойлом (Вуди Харрельсон), который который великолепно играет в баскетбол, что, как понимаете, совсем не характерно для белого. У Билли имеются кое-какие долги перед подпольными букмекерами, поэтому он тоже пытается своими руками, ногами и головой заработать деньжат. Сидни же хочет вместе с семьей переехать из негритянского квартала в более спокойный район, так что эти два крайне предприимчивых парня решают действовать сообща. Но удастся ли им не облапошить друг друга и самих себя?
Вот я и добрался, так сказать, до классики. По сути, именно после этого фильма подавляющее большинство любителей баскетбола валом повалили на улицы и начали осваивать азы стритбола. Именно эта картина для многих является лучшей из когда-либо снятых об игре с оранжевым мячом. Скажу честно, что я всех этих восторгов не разделяю, однако при этом их понимаю. Кино вышло достаточно неровным, но плохим его тоже назвать не получится. Все дело в атмосфере, которая сглаживает все явные недостатки фильма. При всей его относительной затянутости (все-таки для такой картины 2 часа – это слишком) смотрится он легко, и на наличие ненужных эпизодов даже как-то закрываешь глаза. Видимо, у Рона Шелтона всегда так – я не могу назвать у него как режиссера и как сценариста кино, которое бы выглядело цельным и сбалансированным от начала до конца. Сложилось такое чувство, будто у него была некая идея, а вот придумывал какие-то сюжетные ходы он уже прямо во время съемок. Однако вот эта самая атмосфера лос-анджелесских стрибольных баталий, плюс, конечно, игра двух не последних голливудских актеров решают все. Снайпс и Харрельсон мало того, что очень органичны в своих ролях, так еще и на полном серьезе классно играют в баскетбол. Тут сама постановка никаких сомнений не вызывает, что игра настоящая, а не киношно-бутафорская, как это обычно бывает, и пот с них льется самый что ни на есть настоящий. Консультантом фильма был член Зала Баскетбольной Славы Боб Ленье, чьи майки с номером 16 висят под сводами арен в Детройте и Милуоки, и его впечатлил уровень игры двух актеров вкупе с их физической формой. Неудивительно, ведь в одном из эпизодов 175-сантиметровый Уэсли Снайпс практически с места допрыгивает до самого кольца (!). А Харрельсон играл так, что его появление в любом другом фильме с мячом в руках, даже мимолетное, вызывало и будет вызывать щенячий восторг.
Кроме того, Шелтону явно удались диалоги. От философских изречений девушки героя Харрельсона до трэштока в исполнении обоих персонажей. Вы только посмотрите, как Сидни разговаривает со своими афроамериканскими «братьями», как начинается процесс облапошивания ими с Билли незадачливых игроков, как тот же Билли провоцирует соперников на турнире! Животы от смеха вы вряд ли надорвете, но все это очень забавно и как-то жизненно, особенно для тех, кто в баскетбол поиграл. Типичный сленг черных кварталов здесь тоже в избытке, к примеру, фраза одного парня «Fuck that fuck!» меня убила наповал. Ничего круче я даже в «Не грози южному централу…» не слышал.
Даже несмотря на некоторую неровность, у Рона Шелтона кино получилось действительно культовое. Ведь фактически это первый фильм о стритболе. Поэтому не стоит удивляться столь большим сборам в Штатах, поскольку эту разновидность баскетбола распробуют чуть-чуть позже в остальном мире. И я вряд ли ошибусь, если скажу, что катализатором всего этого процесса стала данная картина. Поэтому все любителям баскетбола, всем поклонникам Снайпса и Харрельсона, а также просто любителям позитивного кино советую к просмотру. Нисколько не умаляя значимости фильма для поколения, ставлю восьмерку.
Согласен, хороший фильм
Во-вторых, я практичеси уверен, что ваше правило - на тот случай, когда имя француза неправильно произносят американцы, как это случается с «Майклом» (Микаэлем) Пьетрюсом, а не для уже американских фамилий.
Если это фран. фамилия, то на рус. лучшим вариантом будет Ланье.