Джек Дэвис, автор культовых комиксов, обожал рисовать спорт. НБА сделала его творчество частью своего стиля
Вы знаете этих головастиков.
Спорт – не только источник вдохновения для многочисленных представителей культуры, но и своеобразный вызов. Спорт интенсивен, событиен, неугомонен и так или иначе проецирует эти качества на творческий процесс художника, для большинства из которых размеренность – это неотъемлемое условие творчества. Поэтому многие ограничиваются наиболее известными – и банальными – спортивными поводами.
Но есть редкие исключения, как, например, Джек Дэвис. Его оригинальная подача материала, смелость и колоссальная работоспособность словно провоцировали спортивную индустрию на яркие события.
Джек Дэвис научился рисовать в армии. Его уникальный стиль изменил общепринятое отношение к комиксам
На самом деле, Джек Дэвис вовсе никакой не Джек, а Джон.
«Джек и Джон настолько распространенные и похожие имена, что меня миллион раз называли Джеком, и в какой-то момент я просто перестал поправлять людей. Тогда же имя Джек и стало чем-то вроде псевдонима», – вспоминает Дэвис.
И все же 2 декабря 1924 года в Атланте родился именно Джон Бертон Дэвис-младший. Парень рос очень любознательным, не просто фиксировал полученные знания, а старался дополнить и развить их. Для недосказанных историй он писал любопытные концовки, для сказок с бледным финалом додумывал, как бы сейчас выразились, сиквел. Но больше всего ему нравилось слушать радиопрограмму Боба Хоупа. Голос ведущего завораживал паренька, он восхищался находчивостью и чувством юмора шоумена. А поскольку никакого визуального сопровождения не было, то Джон каждый раз после окончания передачи садился за стол и рисовал предполагаемый портрет Хоупа.
«Это было ребячество, в хорошем смысле слова. Просто схематичные наброски, которые нельзя было бы назвать даже шаржами. И все же благодаря им я как-то попал в школьную газету, где отвечал за оформление передовиц. Иногда какие-то мои каракули попадали на страницы, но я не считаю, что это можно было назвать рисунками или иллюстрациями. По-настоящему я научился рисовать только в армии. Там я понял, что это то, что у меня получается, чем я могу зарабатывать себе на хлеб», – критически замечает Дэвис.
В газете ВМФ Navy News он помимо мастерства карикатуриста начал нарабатывать свою патентованную работоспособность: «Не скажу, что надо мной стоял старший по званию и орал, но нужно было уметь работать быстро и на совесть. Ведь помимо Navy News были и другие обязанности. К тому же я не хотел подставлять людей с которыми работал. Некоторые из них занимались этим уже лет 5-7, и мне нужно было учиться на лету. Я старался поспевать за ними и не халтурить. В таких условиях быстро понимаешь, что к чему, где лучше использовать широкий маркер, чтобы сэкономить время на раскрашивании, где обойтись парой линий и не стараться выписывать каждую деталь».
После службы Дэвис вернулся домой, но лишь для того, чтобы отучиться в университете Джорджии, а вернее так – чтобы стать ярым фанатом футбольной команды «Джорджия Бульдогс». Командное единение, подготовка к матчам на протяжении почти каждой недели, момент истины, наступавший с выходом футболистов на поле – уже тогда Дэвис осознал, что спорт так или иначе будет важной частью его жизни. В 1949-м Дэвис отправился в Нью-Йорк, где, несмотря на сильную конкуренцию, довольно быстро нашел работу. Его авторский стиль, отличительными чертами которого были гипертрофированные головы и динамичность движений персонажей (сам автор говорил, что это из-за скорости, с которой он рисовал), привлекла издательство EC Comics. И это были не какие-нибудь Marvel. EC специализировались на ужастиках с мрачной эстетикой в стиле Эдгара Алана По.
«Байки из склепа», «Хранилище ужасов», «Обитель страха» – Дэвис приложил руку к этим и многим другим комиксам издательства. Практически каждый выпуск за авторством Дэвиса оказывался резонансным, но наибольшее бурление вызвала «Нечестная игра» – история о бейсбольном матче, в котором в качестве мяча использовалась человеческая голова, а в качестве бит – отрубленные руки и ноги.
Поднявшийся ор выше гор услышали даже в Сенате, где по такому поводу устроили слушание о «роли комиксов в борьбе с преступностью среди несовершеннолетних». Итогом стала показательная порка и ужесточение издательских правил, которые положили конец линейке прибыльных комиксов EC. Единственной отдушиной для любителей подобного контента стал относительно новый сатирический комикс, едко пародировавший традиционные аспекты американской жизни. Издание под емким названием MAD коршуном бросилось на Дэвиса, когда тот остался без работы. И не прогадало.
«Обложки, карикатуры, спортивные сцены, монстры – его диапазон был просто невероятен. По сути, его стиль и стал стилем MAD, который в короткие сроки превратился из брошюры в журнал со своей аудиторией», – признается редактор Джон Фикарра.
Дэвис и спорт
С ростом популярности MAD разрасталось и количество тем на его страницах. Дэвис как истовый фанат спорта, конечно же, млел от возможности совмещать любимую тематику с любимой профессией. Это было видно по его иллюстрациям и бросалось в глаза настолько явно, что просто не могло не попасть в поле зрения матерого арт-директора компании Topps Chewing Gum Вуди Гельмана. Сперва он поручил Дэвису работу над несколькими наборами карточек неспортивной тематики, которые распространялись вместе с жевательной резинкой Topps, а затем уже настало время настоящей работы. Дэвису доверили создание 500 изображений для ежегодных наборов бейсбольных, футбольных и баскетбольных карточек, которые со временем стали предметом охоты коллекционеров и нещадных дуэлей на различных торгах и аукционах.
Это был прорывной момент для Дэвиса. Его авторский стиль стал одинаково востребован и в нишевых отраслях, и у массовой аудитории. В последующие десять лет к услугам автора прибегали крупные издания вроде Time и TV Guide, его звали оформлять постеры к голливудским хитам «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир», «Герои Келли» и «Долгое прощание».
Выход на новый уровень позволил уже самому Дэвису пускаться в эксперименты. Так в начале 1970-х Джек и его коллега по MAD Ник Меглин создали комикс «Суперфан», который публиковался в спортивном журнале «Pro Quarterback». Комикс дал Дэвису и Меглину возможность пародировать мир профессионального футбола как раз в тот период, когда НФЛ начала вытеснять МЛБ как самый популярный вид спорта в Америке.
Глядя на чудодейственный «Эффект Дэвиса», стали подтягиваться и остальные. Так началось достаточно длительное сотрудничество художника и известной всем любителям баскетбола компании Spalding. Дэвис изготовил для производителей легендарных мячей несколько иллюстраций, но наиболее известной стал сюжет под незатейливым названием «Стритбол». Звезды НБА Джулиус Ирвинг и Рик Бэрри демонстрируют свои навыки группе восхищенных пацанов. Продажи Spalding так рванули вверх, что сюжет стали печатать не только в качестве плакатов, а в качестве задников для обложек комиксов. В таком виде он просуществовал несколько лет.
Идея получила более художественное развитие с выпуском серии альбомов «Зал позора» (Hall of Shame), в которых Дэвис на свой манер изображал звезд бейсбола, футбола и баскетбола.
Параллельно в серии «Another Beauty of the Game» выходили сатирические зарисовки логотипов спортивных команд.
Несмотря обилие болельщицких соблазнов, Дэвис даже не допускал мысли о том, чтобы стать «глором». Его любовь к «Джорджия Бульдогс» оставалась неизменной, и пусть речь шла о футбольной команде, баскетболисты там выступали тоже далеко не последние. Университет Джорджии может козырнуть именами Доминика Уилкинса и Энтони Эдвардса, некогда выступавших в ее составе. Один был прямым и, пожалуй, главным антагонистом Джордана по части данков, а второго теперь упорно называют преемником Майкла.
Дэвис бы такой исторический твист точно оценил, если бы дожил. Но, Джон/Джек Дэвис скончался в 2016-м в возрасте 91 года после инсульта. Его наследие продолжает жить.
Новый художественный стиль Дэвиса стал традицией НБА
Культовый режиссер анимационных фильмов Билл Плимптон, чьи фантасмагорические мультфильмы были неоднократно номинированы на «Оскар» и стали неотъемлемой частью «того-самого» настоящего, раннего MTV, признавался, что иллюстрации Дэвиса были одним из главных впечатлений его детства.
Кацудзи Морисита, продюсер и мангака, из-под руки которого вышел тот самый анимационный эпизод из первой части «Убить Билла», рассказывал, как японские моряки завозили журналы MAD, и он вместе с друзьями подрабатывал в порту, только ради того, чтобы знать, когда и куда придет нужный корабль.
Неизвестно, как к Дэвису относился Глен Кин – режиссер короткометражки Кобе «Дорогой баскетбол», но в манере рисовки можно углядеть опресненные схожие черты.
Джек оставил после себя огромное количество последователей, которые адаптируют или переиначивают эстетику Дэвиса. И многие из них делают это на тему спорта. НБА так и вовсе сделала творчество многолетнего популяризатора спорта ежегодным ритуалом самой торжественной части сезона. Вы это точно видели.
Потому что каждая чемпионская команда теперь красуется в майках с изображением победного состава в фирменной стилистике Дэвиса.
Фото: East News/AP Photo/Stephen Morton; Jack Davis
https://footballershappen.com/footballers
рисунки отличные