Огурцы в раздевалке
Минут через 20 после начала у дверей выхода показалось лицо любопытствующего омоновца: в зале было тихо, время от времени раздавался непринужденный смех – в общем, все выглядело довольно подозрительно. Лицо задержалось и продолжало контролировать ситуацию до самого конца: в благодушие людей, называющих себя болельщиками, сложно было поверить. Но скуке, которой претит все, за исключением, ЧП, не суждено было развеяться. Все шло по сценарию: и когда фанаты вручали чемпионские перстни, и когда они высыпали на паркет, чтобы выпросить автографы у любимцев, и когда чья-то колючая борода пыталась расцеловать Антона Понкрашова, и даже когда журналисты стащили майку с Мицова и предлагали присоединиться к тому Уимсу (Сонни, правда, сказал, что подобные номера “too gay” и вообще не предусмотрены контрактом).
Встреча ЦСКА с болельщиками не была дежурной, она просто была многозначительной. Рана, нанесенная неопытной греческой рукой, по-прежнему свежа, а потому каверзных вопросов и попыток поддеть руководство клуба не было – несмотря на вроде бы спорную селекцию, наверное, впервые Андрея Ватутина оставили в покое. Все, кроме его главного поклонника: Виктор Хряпа не мог упустить такого момента и лично преподнес Ватутину чемпионский перстень.
Отсутствие интереса к президенту как бы подтверждало главную мысль собравшихся: все, что можно, сделано, Тренер вернулся, а значит, надо ждать и смотреть, что будет. Вопросы тут лишние, и спорить бессмысленно. Зато можно «поговорить с умным человеком»: выяснить, почему Мессина не ругает игроков по-русски, обсудить с ним его интервью, узнать, все ли в порядке с регистрацией.
Ну и даже обвинить в неудавшейся личной жизни:
– Я рад, что у вас есть время так внимательно изучать мои интервью. Но что говорит по этому поводу ваша жена?
– Поэтому-то я и не женат.
При этом лейтмотив все равно понятен. От очередного афоризма «за большой недобор будет большой перебор» до кощунственного сравнения, которое не вызвало возражений – «второе пришествие». Мессину перепутали с мессией, но никто этого и не заметил.
На этом мрачноватом фоне веселье порой преобладало: Теодосич, как оказалось, босс сербской группировки, пытался как можно деликатнее ответить на вопрос, достаточно ли ему весело в Москве; Виктор Хряпа наказывал молодежи не баловаться на тренировках и продемонстрировал, как именно надо играть спиной (ребята интересовались); Александр Гудумак и вовсе раскрыл главный секрет армейских побед: вместо пончиков новички снабжают ветеранов солеными огурцами.
И все же взвешенные и звучащие контрастом на общем балагурском речи ветеранов – Едешко и Тараканова – задели гораздо сильнее. Слова о том, как именно надо болеть. О счастливом ознобе и болельщицкой лихорадке. О том, что все они такая же важная часть команды, как и игроки.
Встреча с болельщиками не была дежурной, она была многозначительной. И помогла сформулировать самое главное:
– Не надо оглядываться назад. Нужно смотреть вперед. У нас новая команда. И если есть что-то, что мы должны помнить о прошлом, так это то, что мы будем играть с тем же сердцем, тем же желанием. Давайте сделаем новое, но по-старому.
Иллюзорный мир разрушился прошлой весной. Новый сезон – это не второе пришествие и не попытка вернуть прошлое, это начало чего-то совершенно нового. В том числе и для болельщиков.
Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов