5 мин.

Другой Холден

Джей Ар в России человек легендарный. Достаточно того, что американец с российским паспортом уже долгие годы является самым популярным баскетболистом в этой стране.

Не менее легендарен его образ. Холден позволяет знать о себе лишь самое главное – он совершенный профессионал, полностью преданный игре и клубу. Все остальное – его личное дело.

Он очень редко дает интервью, а когда дает, успешно уходит от острых вопросов. На выездах Джей держится немного обособленно, защищая свое пространство комфорта плеером или книгой. Полноценным членом команды он становится лишь на площадке, где ведет игру, вытаскивает матчи, собирает партнеров в кружок, когда необходимо что-то поменять. Любовь болельщиков он завоевывает именно там, на паркете. Какой Джей человек, знают немногие. Харизма, игровая манера, стиль, успехи и тот самый бросок как вещественное подтверждение величия – те элементы, которые составляют мозаику медийного образа, того самого «железного Холдена».

Сегодня Джей Ар, «человек играющий», предстал совершенно в иной ипостаси – «человека пишущего». Холден устроил презентацию мемуаров, собрания своих дневников, которые вел во время европейских скитаний.

Сам факт того, что действующий спортсмен самостоятельно написал книгу, уже удивителен.

– Никогда не видел действующего спортсмена, который бы написал книгу…

– Видимо, я другой.

***

Холден-писатель действительно был совершенно другим.

Удивила сама книга. Очень личная, вскрывающая многие неизвестные детали не только баскетбольной судьбы, но и жизни вне игры.

– Это книга о путешествии. Конечно, прежде всего, о моем путешествии. Не только о баскетболе, хотя баскетбол – та причина, по которой она написана. Это рассказ о ребенке, который не знал, куда приведет его мечта, и просто играл.

Дело даже не в историях – как Холден чуть не подрался с Ивковичем, как узнал о настоящем отношении к себе Мессины из журнала, как переживал давление российской и американской прессы перед получением паспорта и выступлением на Олимпиаде. Холден рассказывает об отношениях с женщинами, с лучшим другом, который становится одним из главных героев книги, о тяжелом процессе адаптации.

Ну и кто из вас знал, что Джей всегда носит с собой нож? «Лучше пусть тебя судят 12 человек, чем несут 6», – совет Виктора Александера получает наглядную иллюстрацию при встрече со скинхедами.

– Мне кажется, книга будет интересна многим людям. Например, родителям, чьи дети занимаются баскетболом. Мой отец ненавидел баскетбол. Он и не думал, что я стану профессионалом. Но он всегда поддерживал меня. Просто говорил: «Хочешь играть в баскетбол, играй, я буду ходить на матчи». Ему не нравился баскетбол, он просто смотрел.

Моя мама не хотела, чтобы я ошивался на улицах. И всегда говорила, что все мои друзья могут приходить к нам. Так что у нас дома с утра до ночи собирались мои друзья.

Книга не только для людей, которые интересуются баскетболом. Она для всех, кто мечтает и стремится к достижению своих целей.

– В своих интервью вы часто говорили о «благословении на что-то». Именно это отражает название?

– Я, может быть, не особенно религиозный человек. Но человек верующий. И верю, что не все, что с нами происходит, случается по нашей воле. Часть этого описана в моей книге – получение паспорта и ряд других моментов. Я не мог повлиять на многое. Просто многие люди поверили в меня так сильно, как я сам. В этом смысле мой путь был благословлен.

Помещение магазина Sneakerhead, где происходила встреча с Холденом, почему-то послужило идеальным фоном. Здесь не было ни капли официоза. Гораздо больше презентация была похожа на обычную вечеринку и одновременно случайную встречу на улице.

Холден оказался в кругу друзей, журналистов, болельщиков, случайных посетителей и старался быть приветливым хозяином. Потакал капризам привередливых фотографов, общался со всеми, кто этого хотел, и отвечал на самые фантастические вопросы – не только журналистов, но всех, кому он был интересен. Впрочем, не переступая той невидимой грани.

– Эй, Джей, ты в следующем году будешь в ЦСКА? (вопрос задан по-русски)

Джей терпеливо слушает перевод:

– Не знаю, как сказать «не знаю».

Болельщики звездного игрока не стеснялись, говорили ему «ты», смело жали руки и заключали в объятия.

– Что скажешь о Казлаускасе?

– Хороший тренер.

– Жесткий?

– Жесткий, но хороший.

Дети тоже его не боялись, выведя на очередное признание:

– По завершении карьеры, наверное, хотел бы тренировать детей младших классов.

– Видно, как к вам дети тянутся…

– Да не. Думаю, что дети меня любят, потому что я маленького роста, и им проще со мной общаться.

***

И все же больше всего привлек внимание именно факт появления мемуаров сейчас, когда Холден доигрывает свой, возможно, последний сезон в ЦСКА.

– Обычно мемуары пишут, чтобы отметить конец чего-то. Конец чего подразумевает эта книга?

– Не знаю, конец ли это чего-то. Думаю, что сейчас я нахожусь ближе к концу своей карьеры, чем был в начале. На Олимпиаде осуществилась моя мечта, я никогда не думал, что стану частью этого. И книга закрывает определенную главу моей жизни. Не знаю, доведется ли мне еще поиграть на таком уровне. Ведь многие в НБА мечтают о том, чтобы сыграть на Олимпиаде, и им не всегда это удается.

– То, что книга выходит сейчас, это просто совпадение или нечто больше? Ведь у вас заканчивается контракт с ЦСКА…

– Ну да, немного так и есть. Не знаю, где я окажусь в следующем году, ведь мое соглашение с ЦСКА истекает. В спорте бывает всякое. Есть такая ирония судьбы.

– У вас была возможность обсудить будущее в сборной с Блаттом?

– С Блаттом я разговаривал дважды – в начале сезона, когда была вся эта история с сердцем, и потом, когда поздравлял его с выходом «Маккаби» в плей-офф. Мы на самом деле не говорили о сборной, но он всегда говорил, что я могу быть частью этой команды. Так что посмотрим, как получится.

– Но сейчас вы еще точно не можете сказать о своих планах?

– Мои планы прямо сейчас – помочь ЦСКА выиграть лигу ВТБ и чемпионат России.

***

Отвечая на самые разные вопросы, Джей все же отказался называть себя писателем. Вопреки статусу на Facebook.

– Конечно, я бы хотел, чтобы моя книга стала бестселлером, но на самом деле это просто хобби, из которого случайно родилась книга. Я скучал по дочке и вел дневник. С этого все началось. Хотел рассказать ей о своей жизни, об отношениях с людьми. Пока она не умеет читать, но когда-нибудь вырастет и, надеюсь, прочитает.

Из одного посвящения к книге о Холдене узнаешь больше, чем за девять лет, что он провел в Москве.

Сложно сказать, понравилась ли ему новая роль, но сам он посчитал, что книга – единичное явление:

– Не думаю, что будет еще одна книга. Хотя, знаете, никогда не думал, что появится и первая.