С любовью и верой
Презентация тренера – мероприятие, хоть и необходимое, но скучноватое и чересчур поверхностное. Скучноватое, потому что Дуле Вуйошевич вряд ли нуждается в представлении: на вопрос, что стимулировало его интерес именно к фигуре черногорца, Андрей Ватутин вспомнил, как на встрече с ЦСКА 20-тысячная арена поднялась и в едином порыве поклонилась тренеру, когда тот вошел в зал. Поверхностное из-за того, что кроме общих слов здесь вряд ли что-то можно услышать.
Активных участников пресс-конференции было двое: собственно виновник торжества и Андрей Ватутин. Первый, словно извиняясь перед собравшимися за неопределенный характер речей, выглядел предельно сконцентрированным и старался предложить как можно более развернутые и аргументированные ответы. Казавшийся немного усталым президент не давал публике заскучать, время от времени прерывая стройные обоснования тренера и вбрасывая в зал шутки. Впрочем, в этот раз их количество было минимально.
Собственно, все речи крутились вокруг главного – что и явилось причиной приглашения Вуйошевича в московский клуб – создание системы и новой команды, ориентированной на воспитание молодежи.
– В моем понимании Дуле – системообразующий тренер, – даже не подозревая о самом остроумном вопросе вечера («не имели ли вы в виду, приглашая Вуйошевича, что у прессы будет немало возможностей применить все свои способности при выдумывании ярких заголовков?»), Ватутин взял быка за рога. – Система – основа всего, и, если мы хотим преуспеть в будущем, нам надо закладывать основу сейчас. Сам процесс не менее важен, чем результат. В 2011 году истекают контракты Холдена, Лэнгдона и Шишкаускаса, поэтому надо строить новую команду.
Именно это, согласно Ватутину, и стало основанием для перемен. Хотя чуть позже, отдельно президент уточнил, что отступных «Партизану» за переход не платили, что цифры контракта и близко не соответствуют действительности, и, наконец, что бюджет клуба остается на прежнем уровне, просто теперь «мы намерены использовать его более рационально».
Уточнение вызвало энное количество эмоций:
– Кто же распускает подобные слухи? Враги ЦСКА?
– Не думаю, что наши враги. Просто иногда люди ошибаются. Не обязательно расстреливать всех, кто делает ошибки. Можно наказать и по-другому.
Ну и стандартно-сакраментальный вопрос:
– Вы так долго говорили о финансовой прозрачности… Каков бюджет ЦСКА на следующий сезон?
Стандартно-таинственный ответ:
– Что касается бюджета, то нужно сначала сформировать команду, а потом с владельцем команды – компанией «Норильский никель» планировать бюджет. Он останется на том же уровне, что и в прошлом году.
Хотя в последней сентенции сразу три нестыковки, переспрашивать (и уточнять, какой же бюджет был в прошлом году) никто не стал. Все равно эту фразу Андрей Ватутин озвучивает последние два года.
***
Вуйошевич был гораздо более пространен, но не менее загадочен:
– Я – командный игрок. И переход в ЦСКА интересен мне еще и потому, что при всей ответственности главного тренера у меня за спиной будет сильная организация, всегда готовая помочь и поддержать, – Дуле вроде бы принимает обязательства по строительству «системы», но готов разделить ответственность с «партнерами».
Новая команда, понятное дело, будет состоять из новичков и молодых игроков.
– Нам нужно приобрести двух игроков. У нас достаточно времени, чтобы перебрать все варианты. Мы будет действовать осторожно, ведь команда – это не просто набор индивидуальностей, а группа людей, которые совместно функционируют лучше, чем поодиночке.
– На каких позициях?
– На нужных команде.
Сказал лишь, что из «Партизана» ждать никого не стоит: он не хочет разрушать родную команду. А еще оказалось, что Вуйошевичу для построения системы нужны 15 баскетболистов – три пятерки – что означает очень активное привлечение игроков молодежной команды.
Поскольку диалог приобрел странноватое измерение, решили лучше поговорить о молодежи, которую Вуйошевичу всячески придется пестовать.
– Не стоит думать, что у меня молодые игроки получат некие привилегии или защиту, – объяснил Душко. – Считаю, что часть таланта баскетболиста – это умение работать на тренировках и между тренировками не разрушать то, что ты выстраивал на занятиях. При этом важно в игре не гнуться под давлением.
Когда его спросили о персоналиях, Дуле снова расплылся в улыбке. Мол, ребята, ну это же совсем непедагогично. Пусть все работают, тренируются.
– Важно, чтобы молодые баскетболисты выходили не с мыслью, как бы не испортить, а думали о том, как помочь, – добавил Андрей Ватутин, словно отсылая всех к началу разговора.
***
Дуле очень внимательно и аккуратно подбирал слова, максимально скромно отзываясь о собственных успехах в «Партизане» и выражая острожную надежду, что сможет подарить болельщикам ЦСКА повод для радости.
– Думаю, я добился максимума при тех возможностях, что у меня были в «Партизане». Я достиг потолка, и работа в ЦСКА позволит мне добиться большего. Не скрою, на решение повлияли и дружественные, братские отношения между клубами, болельщиками «Партизана» и ЦСКА.
– В чем же состоит рецепт успехов «Партизана», который распродавал игроков каждый сезон и все равно умудрялся держаться в ряду лучших команд Европы?
– Легче раскрыть рецепт «кока-колы»… Хотя если серьезно, рецепт прост – вера и любовь.
– Если учесть, что с таким малобюджетным проектом вы добились таких результатов, то в ЦСКА с его возможностями они будут максимальными?
– Послушайте, я все же не настолько глуп, чтобы считать, что все, к чему я прикасаюсь, превращается в золото. Предстоит тяжелая работа. И вряд ли можно проводить корреляцию между финансовыми возможностями и успехами команды.
***
На пресс-конференции Дуле говорил на сербском. Проблема коммуникации в команде всех взволновала. Оказалось, что доносить мысли коуча до американцев предстоит Сашо Филиповски, владеющему и английским, и сербским.
– Не планирует ли тренер учить русский, или планируется альтернативное решение?
– Планируется. Игроки будут учить сербский, – предчувствуя скоро завершение мероприятия, Андрей Ватутин завершал его с юмором. – Знаете, мне видится гораздо более серьезная проблема. Оказывается, что Душко Вуйошевич не любит галстуки (в зале тренер появился в армейском поло), а регламент прекратившей существование суперлиги обязывает тренеров их носить. Как решать эту проблему не знаю.
– Но ведь регламент новой лиги еще не утвержден...
– Ну вот, видимо, мне, как председателю совета лиги, придется применить административный ресурс.