6 мин.

Подняли планку

Уже во вторник ЦСКА предстоит играть в плей-офф Евролиги против «Каха Лаборал», так что времени предаваться возлияниям и вообще какому-то расслаблению нет. Календарь поставил армейцев в такое положение, что вслед за Финалом четырех нужно сразу же переключаться к решающим баталиям европейского и гораздо более значимого турнира. Смаковать повторный успех в матче с УНИКСом времени нет. Андрей Ватутин пытался безуспешно донести это до окруживших его работников прессы, интересующихся, как же красно-синие будут праздновать и почему в кубок так и не налили шампанское. Президент ЦСКА заверил всех, что в клубе есть что и куда налить при соответствующем поводе (даже несмотря на то, что годовой запас «Флагмана» Попсу выиграть на конкурсе слэмданков не удалось), но время для этого не совсем подходящее.

Одновременно он открыл и небольшую тайну. «Мне показалось, что проведение Финала четырех здесь, в УСК ЦСКА, дает возможность подвести команду в лучшем состоянии к плей-офф: не нужно растрачиваться на перелеты и остановки в гостиницах, которые все равно отнимают силы», – через призму этих слов как-то сложно воспринимать проникновенную речь Сергея Чернова о том, что еще три года назад руководство федерации приняло решение отдать Финал Москве. Хотя вряд ли кто-то из участников мог бы усомниться в правильности такого решения. Федерация отстранилась, и боссы ЦСКА сумели порадовать организацией, ориентированной на стандарты лучшей лиги. До НБА еще далеко, но поблагодарить Ватутина хотя бы за идею конкурса по броскам сверху точно стоит.

Перед финальным матчем казалось, что самое главное событие вечера выглядит даже лишним. Вряд ли он мог бы сравниться по накалу с напряженным терзанием друг друга кусачим «Спартаком» и побитыми «Химками» или по красочности со слэм-данк-контестом, который при всей своей сумбурности и неготовности ряда участников дал собравшимся шанс прикоснуться к какой-то нездешней атмосфере. Тем более что армейский президент и финальный матч превратил в очередное чествование ЦСКА, вызвав оглушительный протест со стороны казанских болельщиков, пытающихся перекричать его речь. Перед финалом РФБ затеяла вручение Золотых корзин: помимо лучшего спортивного телеканала всех времен и народов, так и не удостоившего игру прямого эфира, пожимать руку Сергея Чернова выходили поочередно Евгений Пашутин, Виктор Хряпа, Рамунас Шишкаускас и сам Ватутин, а Этторе Мессина прислал отдельное обращение (исполненное процентов на 80 по-русски), в котором благодарил всех и уполномочивал забрать приз президента. В общем, стандартная шутка в зал ведущего, воскликнувшего «странно, почему же армейских болельщиков здесь больше?!» после всего этого выглядела уже форменным издевательством.

Свою лепту в происходящее не могла не внести и бригада Александра Горшкова. Посмотрев пару минут на равный баскетбол, ориентированный на защиту, граждане в сером включились очень кстати и почему-то стали ошибаться в одну сторону. Сначала не было зафиксировано явное касание локтя Лампе, выполняющего трехочковый бросок, а затем, когда Саша Каун со спины схватил Заманского, забравшего подбор, фолом наградили Игоря. На этом месте игроки в зеленом немного отключились и начали бродить по всей площадке, схватившись за головы. Хомичюс забегал по боковой, разнервничался, высказал судьям, что думает о каждом из них лично и обо всех вместе, но привести своих подопечных в боевое состояние смог. С нападением УНИКСа, одного из самых неприятных противников, по словам Пашутина, красно-синие ничего поделать не могли: казанцы двигали мяч, решая ситуации за счет подвижности своих лидеров – врывающегося в «краску» Лайдэя, центрящего Лончара и поднимающегося на периметр Лампе. Разница в шесть очков, которая продержалась до финальной сирены, образовалась достаточно незаметно за счет усилий Виктора Хряпы и составившего ему компанию под кольцом Андрея Воронцевича, набравших на двоих одиннадцать очков (4 + 7) за минуты до конца первой четверти. Ключевые игроки УНИКСа как раз отправились отдыхать.

Настроение Вальдемараса Хомичюса проявлялось в начале второй четверти, когда тренер, недовольный фиксацией фола в нападении Лончара (ставшего 2-м), обрушился на судей: «Ребята, и так шесть очков. Что ж вы делаете?!» На послематчевой пресс-конференции литовец вроде бы сначала продолжил эту тему, обронив пару слов про «непобедимый ЦСКА», но потом ушел от прямого вопроса, сказав, что, конечно, «непобедимый», если все хотят выиграть и не могут. Успокоившись, он принял решение не спорить с профессионалами свистка и обратиться к своим игрокам. Время было как раз удобное: Пашутин убрал Хряпу и выпустил на площадку Антона Понкрашова. Возможностями начал пользоваться Лайдэй, положивший два трехочковых броска и выведший свою команду вперед в первый и последний раз (32:31). Но к моменту, когда команды уходили на большой перерыв, магические шесть очков сохранялись (41:35): порыв американца заткнул россиянин Холден, набравший 7 очков.

После перерыва у казанцев все совсем разладилось. Кроме дальних попыток Лайдэя, у них не получалось ничего: Лончар грустил на скамейке с 4-ю фолами, Лампе затолкали под щит, с Веремеенко и вовсе неприятная история произошла – сначала его накрыл Планинич, а потом обокрали внизу. Пока УНИКС тыкался в стену в нападении, а в защите не справлялся с разменами, преимущество перевалило 13 очков (58:45). Что потребовало незамедлительных действий от Хомичюса.

Последующие замены сразу перевели игру в эндшпиль. Тренер выставил «зону» 2-3, которая ввела в ступор ЦСКА на последующие полторы четверти. Хозяев выдавили на периметр, закрыв им возможность идти под кольцо, перекрыв «больших» и добавив в активности, дабы мешать еще центровым. В нападении Хомичюс подумал и решил отказаться от Самойленко: разыгрывал в эти минуты Лайдэй, а акцент был сделан либо на обыгрыш Лампе оппонента один в один, либо на дальний бросок одного из снайперов (Кузякина, Лайдэя, Заманского). К началу-середине четвертой четверти от гандикапа осталось одно очко (68:67).

И вот, когда создалось ощущение, что ЦСКА абсолютно потерян, что многочисленные тайм-ауты Пашутина ни к чему не приводят, а его игроки сбиваются на индивидуальные потуги, последовала короткая «двойка», и Холден выпустил мяч с дуги под 45. 71:67 – на этом фундаменте армейцы воздвигли здание своей победы. В следующей атаке – за минуту до конца – Заманский совершил глупейшую пробежку и поставил жирный вопрос под шансами команды на успех. Казанцы пропустили Планинича под щит (67:73) и уже ощутили собственную обреченность. Попадание Лампе со средней позволило им всего лишь растянуть концовку, но не более того.

И все же это Финал четырех чем-то отличался. После игры казанцы веселились не меньше победителей, Хомичюс выглядел вполне довольным собой, Евгений Пашутин сказал, что даже думать не хочет о недостатках в действиях своей команды в такой день, все пребывали в восхищении от «летунов», и даже Валерий Колесников, на последних минутах собиравшийся бросить бутылку с водой в девушек из группы поддержки, в последний момент передумал. «Мы подняли планку проведения подобных турниров, – подчеркнул после матча Ватутин, – И здорово было бы, если бы другим удалось не только держать ее на этой высоте, но и стремиться нас превзойти». ЦСКА же, взяв второй трофей сезона, приступил к следующей стадии и взятии очередной планки.

ЦСКА – УНИКС – 80:74 (25:19, 16:16, 23:23, 16:16)

ЦСКА: Хряпа (14 + 13 подборов + 5 передач + 3 перехвата), Каун (14 + 6 подборов + 3 перехвата), Шишкаускас (13), Лэнгдон (9), Планинич (5 + 5 передач) – старт; Холден, Воронцевич (оба – 11), Понкрашов (3).

УНИКС: Лайдэй (21), Лампе (18 + 7 подборов), Лончар (13), Самойленко (5 + 6 передач), Заманский (5) – старт; Кузякин (9 + 5 подборов), Ткаченко (2), Веремеенко (1 + 5 подборов).