Волшебные мгновенья
10. “Clutch” Джерри Уэста (The Forum, Лос-Анджелес, 18 января 1972 года)
Так уж исторически сложилось, что напряженная борьба между коллективами не является сильной стороной Матчей всех звезд, отмеченных показательной расслабленностью участников и отсутствием минимальной старательности при игре в защите. Ну, не считая игры 2006 года, когда бронебойная четверка из «Детройта», дополненная Флипом Сондерсом на капитанском мостике, несколько утратила ориентацию во времени и пространстве, сдержав оппонентов с Запада на 50-ти очках к первой половине. За шестьдесят лет проведения матчей зафиксировано лишь 7 овертаймов, и минимальное количество встреч заканчивались с разницей в менее, чем пять очков. Несколько встреч все же стоят особняком. Одна из них – та, что состоялась в 72 году в Лос-Анджелесе. Возможно, потому, что стала фирменным знаком Джерри Уэста, являющегося символом лиги не только из-за присутствия на эмблеме НБА, но и благодаря своим достижениям в качестве игрока, тренера и генерального менеджера. Столкновение Джона Хавличека, Билли Каннингема и Уолта Фрэзиера по одну сторону и Уилта Чемберлена, Карима Абдул-Джаббара, Гайла Гудрича и Оскара Робертсона по другую получилось неожиданно упорным. Возможно, из-за присутствия Тома Хейнсона и Билла Шермана, представляющих непримиримых «Селтикс» и «Лейкерс» на тренерских скамейках. Уступая десять очков после первой половины (54:64), звезды Запада воспряли духом в третьей четверти (33:20). Заключительный отрезок прошел на качелях, а эффектную точку поставил «Мистер Клатч», под сирену оформивший себе титул самого ценного игрока того матча (112:110).
9. Трехочковый хет-трик Лэрри Берда (Reunion Arena, Даллас, 9 февраля 1986 года; Kingdome, Сиэтл, 8 февраля 1987 года; Chicago Stadium, Чикаго, 7 февраля 1988 года)
Хотя конкурс трехочковых бросков вошел в программу Матчей всех звезд относительно недавно, безусловно, своей популярностью на первых порах он обязан, прежде всего, фигуре Берда. Трехкратный чемпион НБА, двенадцатикратный участник Матчей всех звезд ни разу не становился самым ценным игроком всезвездных тусовок, но при этом преуспел в новом соревновании, придав конкурсу необходимую статусность. Хотя достижение в три победы подряд удалось повторить Крэйгу Ходжесу и – в случае успеха в этот раз – удастся Джейсону Капоно (показатели которого, кстати, намного превышают цифры Лэрри), вздымающийся над головой палец ликующего Берда навсегда вошел в кинохронику лиги, составив и важную часть биографии прославленного спортсмена.
8. Эволюция конкурса по броскам сверху
Конкурс по броскам сверху считается одним из наиболее противоречивых мероприятий в программе Матчей всех звезд: эпизодически соревнование затмевает все, что представляют на суд зрителей участники Уик-эндов, но в целом не поражает воображение. Первый период в истории конкурса, придуманного в 1984 году, прошел под знаком соперничества Доминика Уилкинса и Майкла Джордана. Двукратные победители лишь однажды сошлись между собой в напряженном сражении в 1988 году, в котором победу, естественно, не бесспорную одержал «Его Воздушество».
После того как властители воздушной сферы занялись более серьезными делами, популярность конкурса начала стремительно падать, а в разряд победителей начали попадать персонажи, вроде Седрика Себаллоса и Брента Бэрри. После победы Кобе Брайнта в 1997 году конкурс и вовсе решили прикрыть, до 2000 года, когда стараниями Винса Картера его присутствие в программе вновь обрело смысл.
Последовавший период безвременья прервал в прошлом году Дуайт Ховард, перевернувший представление о конкурсе и придавший ему новую жизнь. Надолго ли, покажет время.
7. «Возвращения» «малышей» (McNichols Sports Arena, Денвер, 29 января 1984 года, MCI Center, Вашингтон, 11 февраля 2001 года)
В силу самой своей природы Матчи всех звезд редко поражают хитросплетениями закрученного сюжета и меняющейся гаммой эмоций, а потому несколько драматических эпизодов, становящихся переломными в играх стоят отдельного упоминания. Оба «камбэка» были организованы «малышами», которые в итоге увозили с собой домой приз самому ценному игроку матча. В 2001 году, на пятидесятилетие Матчей всех звезд, сборной Востока удалось совершить практически невозможное. Уступая 89:71 к началу заключительной четверти – что было немудрено, учитывая присутствие под щитами «западников» Тима Данкана, Кевина Гарнетта, Криса Уэббера, Дэвида Робинсона, Владе Диваца и Карла Мэлоуна – сборная Востока понадеялась на связку Айверсон-Марбэри и не прогадала. Аллен набрал 15 очков из своих 25 в последние девять минут, а Стеф положил два трехочковых на последних секундах, что и предопределило фантастическую победу Востока (111:110).
Нечто подобное организовал и Айзейя Томас в 1984 году. Впустую отбегав первую половину, Томас встрепенулся во второй, набрав за две четверти и овертайм 21 очко и 15 передач. В результате его усилий Восток, уступая после трех двенадцатиминуток 107:99, перевел встречу в овертайм, где и выиграл – 154:145. Геройства Томаса затмили и рекордные для Матчей всех звезд 22 передачи Мэджика Джонсона, и 25 очков Карима Абдул-Джаббара, и 34 Джулиуса Ирвинга.
6. Самая ценная звезда (Kiel Auditorium, Сент-Луис, 21 января 1958 года)
Так уж выходит, что звание самого ценного игрока Матча всех звезд обычно достается самому результативному игроку победившей команды. Лишь изредка организаторы отходят от этого правила: впервые это произошло в 1958 году, когда приз достался Роберту Петтиту. Выступая на домашней арене, представитель Сент-луисских «ястребов» не подкачал: даже с шиной на левом запястье Петтит удачно противодействовал Биллу Расселлу, в общей сложности набрав 28 очков и 26 подборов. Хотя его Запад и проиграл (130:118), никому по обе стороны не удалось и близко подобраться к цифрам большого Боба: форвард «Филадельфии» Пол Аризин записал на свой счет 24 очка, а разыгрывающий «Бостона» Боб Коузи закончил матч с 20 и 10 передачами. Участвуя в Матчах всех звезд 11 раз, Петтит в общей сложности завоевал четыре звания самого ценного игрока (включая 1956 и 1962 года, а также 1959, когда он поделил награду с Элджином Бэйлором) и 10 раз оказывался лидером своей команды по набранным очкам, подборам и передачам. Даже Мэджику Джонсону это удавалось всего девять раз.
5. Пренебрежение Голиафом (Kiel Auditorium, Сент-Луис, 16 января 1962)
В 1962 году Уилту Чемберлену не удалось сделать то, что сделал Боб Петтит в 1958. Сезон-1961/2 вообще был уникальным: средняя результативность в лиге подскочила до 118,8 очка за игру, Уилт Чемберлен забил легендарные 100 очков «Никс», а средние показатели Оскара Робертсона составляли трипл-дабл. Потому не случайно, что в тот сезон Уилту было суждено установить бомбардирский рекорд Матчей всех звезд, принеся своей команде 42 очка и собрав 24 подбора. При этом его Восток уступил – 130:150, что дало организаторам хороший повод обойти центрового «Филадельфии» стороной, отдав приз лидеру команды Запада Петтиту (25 очков и 27 подборов), который при этом вновь выступал на своей домашней арене. Пренебрежением Уилта обдали не только по результатам этого матча, но и всего сезона: его средних показателей в 50,4 очка и 25,7 подбора, по мнению руководителей лиги, оказалось недостаточно, чтобы бросить вызов самому ценному игроку того сезона – Биллу Расселу, набравшему 22,4 очка и 26,4 подбора.
4. До свидания, Миша (Madison Square Garden, Нью-Йорк, 1998 год; Philips Arena, Атланта, 2003 год)
Из баскетбола Джордан уходил трижды, и последние два раза звездные матчи становились его бенефисом. Собственно, сами Матчи всех звезд неотъемлемым образом связаны с фигурой «Его Воздушества», внесшего существенный вклад в создание образа этого события. Третий и последний раз в карьере Майкл был признан самым ценным игроком как раз в 98, когда не только набрал 23 очка, 6 подборов, 8 передач и 3 перехвата, но и возглавил спурт 20:1 в четвертой четверти, гарантировавший Востоку победу (135:114).
Если в 98 году тренер команды Востока Лэрри Берд выбрал своей стратегией «отдать мяч Майклу и отойти», то через пять лет такую тактику преследовали уже все собравшиеся. Задолго до матча, когда было ясно, что согласно голосованию болельщиков ЭмДжей пролетает мимо стартовой пятерки, Аллен Айверсон и Трэйси Макрэйди предложили Джордану занять их места. Тот отклонил эти реверансы и соблазнился лишь непосредственно перед игрой, когда с аналогичной просьбой к нему обратился Винс Картер. Все – включая и защиту Запада – в тот вечер в зале прекрасно понимали, что этот Матч всех звезд станет последним в карьере Джордана. Потому Майкл тогда повторил рекордное достижения Рика Бэрри, которое держалось 26 лет, совершив 27 бросков с игры и реализовав девять. Он же знаменитым броском с отклонением за 4,8 секунды вывел сборную Востока вперед, практически обеспечив себе еще одно звание MVP (правда, у Айверсона уже было за тридцать очков). Но не тут-то было. Джермейн О’Нил сфолил на Кобе Брайанте, совершавшем трехочковый бросок, и тот отправил все штрафные точно в цель, переведя встречу во второй овертайм. Последний отрезок прошел при полном доминировании Запада (17:7), а Кевин Гарнетт бесцеремонно отнял у Майкла последний приз в карьере, представив на суд жюри 37 очков, 9 подборов, 3 передачи и 5 перехватов.
3. Драма в кулуарах (Boston Garden, Бостон, 14 января 1964 года)
Матч 1964 года поддержал высокую планку всезвездных сборищ: Оскар Робертсон (MVP, 26 очков и 14 подборов) вместе с бостонским трио, состоящим из Билла Расселла, Сэма Джоунса и Тома Хейнсона, вырвал победу у Запада, представленного Джерри Уэстом, Уилтом Чемберленом, Элджином Бэйлором и Бобом Петтитом (111:107). Но то, что предшествовало матчу, не уступало по драматичности. Разочаровавшись в попытках договориться об условиях пенсионного соглашения и других уступках со стороны владельцев клубов, игроки угрожали саботировать матч за несколько часов до его начала. Хозяева некоторых команд пытались запугать участников, но те воспрепятствовали этому, запершись в раздевалке. В книге Тома Уалена «Конец династии» Том Хейнсон, вспоминая тот эпизод, говорит: «У раздевалки стоял полицейский, старый ирландец, и мы ему велели никого не впускать. В какой-то момент владелец «Лейкерс» Боб Шорт послал Элджину Бэйлору и Джерри Уэсту ультиматум. Хейнсон описывает это так: «Я помню, как Элджин встал и сказал копу: «Скажи Бобу Шорту, что он может пойти … (непечатное)» Ситуация достигла апогея, когда компания ABC пригрозила отменить трансляцию за 15 минут до начала встречи, и тогда комиссионеру лиги Уолтеру Кеннеди пришлось дать слово баскетболистам, что их требования будут удовлетворены. Это стало одной из главных побед в истории профсоюза игроков НБА.
2. «Новые» звезды (MECCA Arena, Милуоки, 13 февраля 1977 года)
Накануне сезона-1976/77 года произошло поглощение НБА Американской Баскетбольной Ассоциации, и та игра запомнилась, прежде всего, тем, что в Милуоки прибыли звезды старой НБА и новоприбывшие игроки АБА, включая Джулиуса Ирвинга, Джорджа Гервина, Дэвида Томпсона и Мориса Лукаса. Они не ударили в грязь лицом, доказав, что соответствуют эстетическим требованиям лиги и привнеся в нее что-то свое. В итоге именно Ирвинга, набравшего 30 очков и 12 подборов, устроители отметили в качестве самого ценного игрока той встречи, предпочтя ему и партнера Боба МакАду (30 очков и 10 подборов) и лучшего из представителей победившей команды Запада (125:124) Карима Абдул-Джаббара (21 очко) и защитника «Финикса» Пола Уэстфала (20 очков), два мяча и перехват которого на последних секундах и решили исход встречи. Именно Ирвинг в конце 70-х-начале 80-х и стал одним из первых лиц новой НБА.
1. It’s Magic! (Orlando Arena, Орландо, 1992 год)
Самой результативной в истории стала игра 1987 года в Сиэтле, когда командам удалось достичь планки в 303 очков (154:149 тогда выиграл Запад). А самая большая разница была зафиксирована как раз в 1992 году, когда воодушевленный Запад подмял Восток (153:113). Но ту игру помнят совсем не поэтому. В ноябре 1991 года стало известно о том, что Мэджик Джонсон инфицирован ВИЧ. После громогласного протеста некоторой части баскетбольного сообщества, отказавшейся выходить на площадку против Мэджика, тот объявил о завершении карьеры, для многих означавшей конец зажигательный эпохи Шоу-тайм, которую он воплощал. Смятение и горечь от безвременной потери вылились в результаты голосования болельщиков, согласно которого Джонсон, несмотря на завершение карьеры, оказался в стартовой пятерке на паркете Orlando Arena. Матч не мог не стать бенефисом легендарного игрока, набравшего тогда 25 очков и 9 передач и получившего звание MVP , и закончился за пятнадцать секунд до конца основного времени, когда после трехочкового броска Мэджик оказался в объятиях партнеров и соперников. Как сказал потом Джонсон, «это была первая игра, в которой роль сирены исполняли объятия».
Когда весенний первый гром-
Не то что нынешнее племя
В тумане моря голубом)))))
сразу ностальгия такая...
жаль про Баркли ни слова...
Чемберлен если бы родился в наше время, тоже небось навешал бы всем подряд. Просто раскачанней был бы.