Матьяж Смодиш: «Привыкнуть к боли»
- Игра в Барселоне была, возможно, лучшей для тебя с момента возвращения?
– Не думаю, что я выглядел хорошо. Старался, но еще не вышел на тот уровень, который хотелось бы иметь. Очевидно, это довольно длительный процесс, более длительный, чем мне бы того хотелось. Буду стараться восстанавливать оптимальную форму изо дня в день. Надеюсь, к плей-офф, через пару недель, сыграю получше.
- Период выздоровления получился долгим. Как он протекал, насколько сложным был?
– Безусловно, сложным. Во-первых, мы долго не могли понять, что со мной не так. Во-вторых, пришлось перенести операцию (Матьяжу в палец ноги вставляли, а затем удаляли штифт. – ред.), уехать в США, провести там целый месяц, причем без семьи, что сделало эту поездку еще более тяжелой. Затем, даже неприятно вспоминать, как делал первые шаги. Боль была ужасной. Боли остаются и сейчас, хоть и постепенно ослабевают. Но все равно осознаю, насколько серьезной была травма.
- Время для возвращения выбрано правильно?
– Если честно, очень боялся. Да, боли отпускают, но первые дни, первые тренировки все выглядело очень плохо. Повторю, был очень напуган. Приходилось думать чуть ли не над каждым движением, настраиваться на каждый шаг – сейчас правой, сейчас левой… Барьер был больше психологическим, чем физическим. Важно было привыкнуть к боли. К тому же были проблемы и с другой ногой, потому что на нее долгое время возлагалась двойная нагрузка. Но это нормальный процесс – с травмами никогда не бывает легко и просто.
- В начале сезона ты еще здорово страдал из-за проблем со спиной…
– У меня они были всегда. О ней забочусь каждый день, выполняю свои упражнения, растяжки, силовые… Она вроде как под контролем.
- Может, стоило спине уделить побольше внимания – раз уж все равно пришлось оказаться вне баскетбола?
– Больше ничего нельзя поделать. Я занимался так же, как и всегда.
- Болельщики отмечают, что у тебя есть лишний вес. Это так? Или кажется, поскольку ты пока медленно движешься из-за последствий травмы?
– Если честно, перебор веса – одна из главных проблем в моей карьере. И, понятно, отсутствие тренировок не помогает в ее устранении. Думаю, со временем я верну форму. Но и травма сделала меня медленнее автоматически.
- После столь длительного времени вне игры ты вернулся в практически другую команду. Как она тебе показалась?
– Действительно, проводить время с одноклубниками практически не удавалось. Начало сезона для нас получилось трудным, мы потерпели пару поражений, потом я получил травму, у нас появились новые игроки. Много времени потребовалось на то, чтобы притереться, привыкнуть друг к другу. Теперь уже я оказался тем человеком, которому нужно приспосабливаться. Команда играет немного иначе, и сейчас мне нужно время… С другой стороны, такое случается каждый год – новые люди, новые стили игры. Думаю, сложный сезон для ЦСКА получается. Чтобы все сработало на финише, придется немало потрудиться.
- Тебе нравится группа ребят, с которой ты играешь бок о бок?
– Конечно. Приятели из других команд часто задают вопросы: как вы общаетесь в раздевалке, как уживаетесь друг с другом. Скажу, что не всем так везет, как мне – в ЦСКА потрясающая «химия». Наша раздевалка не умолкает, там все время шутки, все время что-то происходит. Это место, куда заходишь с радостью. Хочется чувствовать себя частью процесса.
- Ты привык быть «главным калибром» ЦСКА, теперь же вынужден выходить со скамейки. Другая роль…
– Как я говорил, надо же как-то приспосабливаться. Сейчас я просто не могу быть этим «главным калибром». Физически не готов, потому стараюсь помогать в мелочах и ждать своего часа.
- Против «Барселоны» пришлось некоторое время поиграть на позиции центрового, что для тебя большая редкость…
– Да, действительно. Но на последних тренировках и паре матчей мы с Виктором часто играем вместе, и Виктор оказывается четвертым номером, а я – пятым. Или с Маркусом мы частенько меняемся. С этим приходится мириться.
- Хряпа подписал контракт с ЦСКА, пока ты был травмирован. Чувствовал дополнительное давление в связи с этим? Нравится играть с Виктором?
– Я смотрю на его появление в команде не как на давление, а как на облегчение. Чем больше квалифицированных игроков на твоей позиции, тем легче выходить на площадку и отдаваться полностью. Не надо думать о том, как сохранить себя на 35-40 минут. Можно провести ударные 15 минут и сесть на скамейку, зная, что кто-то тебя поддержит. К тому же ты вынужден выдавать максимум, потому что знаешь – кто-то ждет твоей ошибки, и твое время, чтобы проявить себя на площадке, ограничено. Может, и появляется чуть больше давления, но это не заставляет меня сожалеть о приходе Виктора. Виктор – хороший парень и здорово нам помогает. Думаю, сложнее всего сейчас тренеру, которому нужно распределить время, убедиться, что все счастливы.
- В «Барселоне» против ЦСКА играл твой соотечественник Яка Лакович. Насколько вы дружны?
– Мы, конечно, являемся друзьями благодаря сборной Словении. Но я знаю Яку гораздо дольше.
- Была возможность встретиться накануне?
– Нет, перед матчами я предпочитаю никуда не выходить, расслабляюсь. Мы немного поговорили после игры. Он хороший парень, и ему нравится в «Барселоне».
- Сборная Словении уже имеет план подготовки к олимпийской квалификации? С тобой уже контактировали по этому поводу?
– Да, конечно. Мы начинаем тренироваться 17 июня, а квалификация стартует 28 июля, если не ошибаюсь. Проведем пару турниров – один в Словении, другой в Германии. Думаю, месяца с лишним нам хватит, чтобы хорошо подготовиться.
И почти всегда как калька с английского «chemistry». У них там это старая идиома, а у нас - нет.