Что такое мотивация и как себя мотивировать?
В баскетболе происходят такие ситуации, когда ваша команда играет плохо, и это не связано с игрой в защите или нападении. Не исключено, что это происходит от того, что ряд игроков команды не имеют особого желания и стремления побеждать в данном матче в силу каких-либо турнирных раскладов. В таких случаях тренер должен уметь замотивировать своих подопечных для хорошего результата 🏆
Прежде всего, не стоит пытаться общаться со всеми игроками одинаково, потому что сами игроки далеко не одинаковы. Это можно увидеть даже на разминке, когда игроки делают растяжку. Кто-то более инициативный и ответственный, а кто-то нуждается в толчке ❗️
Но один момент, в котором тренер должен сохранять свой постоянный подход — это справедливое применение поощрений и наказаний.
Разберёмся в начале как можно поощрять или наказывать игроков во время игры.
Несомненно любая игра — это определенный стресс и скачок эмоций для каждого игрока, и сыграть весь матч на одной волне удаётся далеко не всем ⛹🏽♂️ В минуты, когда у игрока все получается, ему будет достаточно поддержки партнеров в виде соприкосновения руками во время пауз в игре, ведь в таких моментах он знает, что тренер все видит. Это и есть некое поощрение от тренера, когда не стоит даже что-то говорить такому игроку в данный отрезок, разве что изредка показать ему большой палец своей руки или пару раз хлопнуть в ладоши с криком «браво» 👏🏻
А вот с наказанием во время игры куда интереснее. Каждый отдельно взятый игрок — это отдельная личность со своим характером и поведением. И тут тренер становится психологом 😌 На кого-то можно, а иногда даже нужно накричать в жесткой форме, чтобы встряхнуть игрока, с кем-то стоит говорить в одном спокойном ключе, указав на его ошибки, и тут же дав совет, как сделать так, чтобы у него получилось все в следующий игровой отрезок.
Но ещё, существуют так называемые «стрессовые игроки», которые после ряда своих неудачных действий, могут надолго выпасть из игры....и тут уже приходится находить особые слова поддержки без малейших напоминаний о совершённых ошибках. Нужно дать понять такому игроку, что тренер по-прежнему рассчитывает на него и даст шанс показать себя ещё раз.
Разговоры один на один, пожалуй, лучший способ для мотивации игрока, потому что каждому игроку нравится, когда с ним разговаривают индивидуально. Это демонстрирует им, что вы цените их, а они ценят ваше желание помочь им решить именно их проблему 👍🏼
Подводя итоги этой части статьи стоит сказать, что когда вы знаете что и где надо починить ❗️ важно — знать, как это починить.
Все эти подходы можно назвать вербальным общением.
Но существует ещё и невербальная поддержка ✅
Чаще всего такую поддержку стоит использовать на тренировках, когда игроки сами показывают свой подход к тренировке и к отдельно взятому упражнению.
К примеру можно взять обыкновенный челночный бег. Допустим ситуация следующая: большинство игроков побегут как и требуется быстро, а один-два игрока будут выполнять упражнение не на всю мощь. В таком случае не всегда нужно останавливать всех и наказывать всю команду дополнительными отжиманиями.
Стоит дождаться когда выполнят все челночный бег, а потом тем двум, как бы вдобавок (без объяснения таких решений), дать дополнительный челнок или придумать ещё какое-то упражнение. Скорее всего, игроки поймут в чем дело 😎
Такая система освобождений создана больше для ментальной тренировки игроков, нежели физической. И получается, что на фоне тех двух недобросовестных игроков тренер невербальным методом поблагодарил ответственных игроков за качественное выполнение упражнения, дав им дополнительную минуту отдыха.
Обобщая все выше написанное, стоит отметить эти факторы:
✅ нужно быть справедливым в применении поощрений и наказаний; ✅ хвалить игроков за особенно выдающиеся усилия; ✅ найдите время, чтобы поговорить с игроками один на один если им это необходимо; ✅ не объявляйте заранее санкции за нарушение правил на тренировке; ✅ тренируйте химию команды в каждом удобном случае.