«Секрет броска в том, что нужно дышать глазами». Джейсон Кидд вспоминает свою карьеру
Все это вертится у меня в голове из-за церемонии включения в Зал Славы.
Баскетбольные воспоминания заново выплывают на свет. Последние несколько месяцев люди задают мне с вопрос: «Эй, что ты чувствуешь о попадании в Зал Славы?», и мне сложно сформулировать что-то конкретное в ответ. Трудно подвести итог. Ведь с баскетболом связано столько эмоций, не так ли? А нам дается всего лишь пять минуть на заключительную речь. Расписать всю карьеру за столь короткий срок кажется невозможным, но мне кажется, что я смогу уложиться и в два слова.
Kevin Bacon. Да, мужик. Серьезно. Иногда мне кажется ,что я баскетбольный Kevin Bacon.
Что и имею виду: когда я думаю о своей карьере, я словно просматриваю киномарафон и не могу поверить, что в каждой картине я принимал участие.
Я был счастлив попасть в НБА в тот исключительный период развития лиги. Я зацепил окончание эры Джордана. Застал Кобе Брайанта и Шакила О’Нила в расцвете сил. Был свидетелем становления гегемонии Леброна Джеймса. А затем, на заре карьеры, в последние несколько лет бытности игроком и тренером, я наблюдал становление эры «Голден Стейт» и переходный период к игре в «Small Ball»(тактическая схема игры «маленькой» пятеркой игроков).
В каждом клубе я играл свою роль и роли по-особому отличалась друг от друга. Этот опыт закалил и сформировал меня.
С детства я твердил себе, что я обязан быть постоянно сконцентрированным на изучении игры. Новичком в «Финиксе» я учился у Скота Брукса. Несколько лет спустя в лигу пришел еще один человек, который постоянно поддерживал и учил меня — Стив Неш. Спустя несколько лет уроки от этих двоих не закончились. Играя за «Нетс», я постоянно выходил в защите против этих парней.
В юности я всегда наблюдал за Гэри Пейтоном. Он был живой легендой города Окленд. Это полное сумасшествие… когда-то я был ребенком, пытающимся поиграть в мячик в том же парке, что и он… И тут бац… Я опекаю его на площадке, а он все время шепчет мне гадости на ухо, пытаясь вывести из себя.
Эти парни формировали мою карьеру. Каждый по разному.
Окей. Настало время рассказать вам историю о Дирке. Вы готовы? Нет, вы не готовы.Сомневаюсь, что вы догадываетесь о чем пойдет речь.
Я вернулся в «Даласс» в 2008 — организацию, выбравшую меня на драфте. На тот момент это была команда Дирка Новицки, без сомнений. Начинался мой пятнадцатый сезон ,и я по-прежнему действовал в согласии с одним из правил, сформулированных мной по ходу карьеры -постоянно ищи совета других игроков, постоянно развивай и изучай свою игру.
Пополнив состав «Даласса», я уже знал, что мне необходимо улучшить свои дальний бросок. Дирк Новицки был машиной по забиванию дальних бросков.
Перед одной из тренировок я попросил его:«Дирк, мужик, научи меня. В чем твой секрет? Как ты так бросаешь?»
Ага, Дирк сдержанный, неброский паренек, не так ли? Так думают люди. На самом же деле общество не видит и половины того, что делает его веселым, сумасшедшим баскетбольным гением, которым он является. Как бы слово подобрать? Вундеркинд! Да, так в самый раз. Вот кто такой Дирк. В тот день он преподал мне детальный, многогранный урок по улучшению броска.
Я клянусь! Совет от Новицки — это одна из самых диких вещей, которую мне когда-либо говорили. Услышанное в тот момент показалось мне полной нелепицей, однако, в мире Дирка сказанное имело смысл.
Небольшое отступление.Вы должны понимать, что большинство игроков охотно делятся баскетбольной мудростью, однако большинство из нас не знают, как грамотно объяснить другим— как мы мы делаем то, что делаем. Но Новицки есть Новицки — такое ощущение, что он всю жизнь ждал, пока я попрошу. Процесс пошел – деталь за деталью…
«РАСПОЛОЖИ ПАЛЬЦЫ ТАКИМ ОБРАЗОМ. ПОДНИМИ РУКУ ТАК. НОГИ РАССТАВЬ ТАК-ТО. БРОСАЙ…»
Каждый совет рационален. Каждому я следовал точь-в-точь. В какой-то момент он очень серьезно посмотрел на меня и молвил:— «Cекрет успешного броска в том… В том, что ты должен дышать»— «Ок, Дирк, без проблем.»— «Нет, нет, нет. Ты не понял. Ты должен дышать глазами.»
ЧО? Дышать глазами?
Я не знал как ответить. Мы продолжили бросать. Дирк периодически поглядывал на меня, качая головой. Может быть он угорал надо мной? Не знаю. Теперь у вас есть шанс рассудить самим. Думаю, что и я, и вы будем одинаково далеки от истины.
Это был один из дней, которые невозможно забыть. Я думаю этот случай много расскажет вам о Новицки.
Дирк постоянно ходил в зал. Он постигал баскетбол как науку. Он всегда был умиротворенным. Великолепный партнер. На площадке просто убийца. Подобные истории до сих пор веселят меня. Когда дело доходит до них…Я понимаю, что больше всего буду скучать о пережитом опыте с одноклубниками, которыми я восхищался.
Пара сезонов спустя мы с Дирком взяли чемпионат.
«Маверикс» 2011. Мы были жесткие как гвозди. Дерзкий сброд. У нас был Джейсон Терри а.к.а Бенжамин Батон. Тайсон Чендлер, Пежа Стоякович и Джей Джей Барреа. Шон Мэрион, брат. За нас играл паренек по имени — Брайан Кардинал, которого мы звали «Хранитель». Мясной парень. Много ветеранов вдобавок. Мне очень нравился этот коллектив. Потому что мы не играли, мы «рубились», наслаждаясь игрой.
Никто не ставил на нас в этом году. Еще бы. Были же «Хит» — Леброн, Уэйд, Бош — первое «Большое трио». У нас же была компания жестких парней. Но в этом же и суть, не так ли? У них были все таланты мира, но им нужен был еще год, чтобы синхронизировать их.
Что сказать обо мне? Я проигрывал в финале 0-2, еще до 2011 года. Я знал, как изнурительно просто победить в конференции — без разницы какой и без разницы в каком году. Это очень тяжело! Вам нужен талант, удача, командная работа и что-нибудь еще вдобавок, чтобы сплотить коллектив. К тому же, я прекрасно знал, чего стоит дожить до июня (начало стадии плей офф)…
Я горжусь тем, что мы сделали.
Мы с Дирком добыли перстни. Думаю, что мы сделали это, потому что знали вкус неудачи и понимали, что значит «командная работа».
Либо поэтому, либо потому что Дирк поразил их дыщащими глазами. Эту шутку нельзя не повторять. Насколько я знаю.
В мой первый год в лиге Гэри Пэйтон познакомил меня с «мужским» баскетболом.
Гари парень из Окленда. Каждый в городе говорил о нем, когда он заиграл в большой баскетбол, и все знали его отца -AL- управляющего городской детской баскетбольной лиги.
Когда я познакомился с ним, он учился в колледже, выступая за команду «Oregon State». Он появился в новеньких кроссовках и свитере. Уже тогда он мог прожужжать тебе все уши. Даже если он шептал, это могло быть очень-очень громко. Он всегда находил время, чтобы поболтать со мной, встретив меня: давал какой-нибудь совет или подбадривал. Я ценил и ценю это. Он не был высокомерен.
Попав в НБА, мы встретились с ним в мой дебютный сезон. Мы не были друзьями, но он помнил меня по старой памяти. И вот я защищаюсь против него. Я на взводе из-за переполняющей меня энергии. В какой-то из атак он проходит меня и устремляется проход; я мчу за ним… Блокшот. Мяч вылетает в аут.
Огонь! Это было круто! Я чувствовал это. Я повернулся к нему и заорал!
«УБЕРИ ЭТО ДЕРЬМО ОТСЮДА!»
Я понял, что облажался, только закончив фразу. Подобное поведение не в моем стиле. Гарри забил следующие 11 очков, без лишних слов размазывая меня под кольцом. Ассистент тренера поймал мой взгляд и покачал головой, словно говоря мне: «Разве ты не знал, что не стоит заводить этого парня?».
После игры Пэйтон подошел ко мне, склонив голову набок, широченная улыбка на лице.
«Ну как, хороши ли мы?»
Я сомневаюсь, что он помнит эту игру, но я навсегда запомнил и буду помнить урок, вынесенный по ходу матча: потребовалось несколько лет, чтобы научиться контролировать эмоции по ходу игры. Я никогда больше активно не ввязывался в «trash talk»(перебранка). Это дает силы другим игрокам, таким, как Гэри, но не мне.
И это важнейший момент! Баскетбол — это прежде всего интеллектуальная игра. Игра требующая трезвого рассудка.
Заключение:
Я выступал за замечательные организации по ходу карьеры. Где бы я ни играл, с кем бы я ни играл — я пытался взять что-то новое из их «баскетбола» и добавить в «свой». Я считал, что достигну успеха в баскетболе, если разовью потенциал разыгрывающего до возможного предела. Я хотел сделать игру легкой и приятной для партнеров. Надеюсь, что я справлялся с этим чаще, чем не справлялся.
СПАСИБО ВАМ — «Зал Славы»; тренеры; персоналу клубов НБА — работникам, чей труд остается без внимания зрителей; моим одноклубникам и каждому, с кем я пересекался по ходу карьеры. Я горжусь. Я благодарен. Я польщен этой честью. Больше остальных я знаю, что мне невероятно повезло принять в этом участие. Больше остальных я знаю, что я не смог бы сделать этого без помощи этих людей.
Оригинал статьи на английском языке.
Фото: globallookpress.com/Ron Jenkins, Edward A. Ornelas, imago sportfotodienst; Gettyimages.ru/Jonathan Daniel
Эпоха умного баскетбола с думающими разыгрывающими, к сожалению, прошла.
Либо я постарел)
Спасибо за материал!