4 мин.

Голливудский баскетбол

Из любого поражения принято делать выводы. К чему вылет от «Далласа» подтолкнет самих «Лейкерс», будет понятно уже в скором времени. А вот из всего сказанного и написанного по данному поводу вывод можно сделать только один: удивительным образом все это имеет очень мало с реальностью и выходит далеко за чисто спортивные рамки. Низвергнутым чемпионам либо пророчат долговременный кризис, мучительную перестройку, забвение и прочие напасти. Либо ждут спасительного пришествия Дуайта Ховарда/Дерона Уильямса, новых вложений, приглашения Рика Адельмана и незамедлительного возвращения первого места. Иными словами, к вылету «Лейкерс» относятся не совсем так, как к проигрышу любой другой команды. Поражение от «Далласа» знаменательно тем, что очень четко показало: «Лейкерс» – далеко не просто суперклуб, династия и команда с богатыми традициями. В восприятии и болельщиков, и ненавистников клуба «Лейкерс» неотделимы если не от первого места, то от финала, что собственно ставит их за грани разумных спортивных рамок и переводит в какую-то киношно-фантастическую плоскость.

За последние 10 лет калифорнийцы 7 раз играли в финале и 5 раз там побеждали. Это вполне сопоставимо с 90-ми, когда доминировали «Буллз», и 80-ми, когда титулы разыгрывали по сути две команды. Но при этом разница в понимании этих «Лейкерс» и других подминающих под себя остальных команд четко показывает пиар-эволюцию, произошедшую за последние 30 лет. Если «Лейкерс» в 80-х со всем их Showtime оставались, прежде всего, спортсменами, пусть яркими, поражающими публику нестандартными ходами (будь то участие в кампании против наркотиков или фотосъемка на яхте), и лишь по завершении карьеры могли задуматься о чем-то другом, а в «Чикаго» лишь Майклу Джордану позволялось быть и баскетболистом, и бизнесменом, то нынешняя команда давно уже живет не только баскетболом. И это относится ко всем, а не исключительно к звездам – даже игроки второго плана ощущают себя полноценной частью Голливуда.

Эти «Лейкерс» стали по-настоящему голливудской командой. С одной стороны, чем-то, что может стать ярким «гламурным» фоном для досуга звезд. С другой, эпитет «голливудская» здесь не только обозначает место и сопутствующие ему атрибуты, но имманентные характеристики самого явления. Они сами не только звезды спорта, но просто звезды.

У каждого из них есть своя история. Свой образ. Своя харизма. То, что ты тренер, выигравший больше чемпионств, чем кто-либо еще, здесь не котируется. Должны быть трагическая любовь, скандальная история взаимоотношений с игроками, рассказанная в подробностях, роман с дочкой босса, не просто опыт, чутье и мастерство, но что-то высшее, какая-то почти джедаевская мудрость. Ну и наконец, ты обязан быть дзен-мастером (в Голливуде так принято). Тихий, забитый Руди Томьянович тут явно не прижился. О каждом игроке можно рассказать что-то подобное. Либо ты перевоспитавшийся псих, продолжающий эпатировать публику, но теперь по-доброму. Либо семифутер со страстью к технике/хирургии. Своя история здесь есть даже у тех, кто сидит в самом дальнем углу скамейки и ничего не ждет, а просто радуется тому, что довелось посмотреть на игру чемпионов из первого ряда – тут тебе и обладатель черного пояса по дзюдо, зажигательный француз с драматичной жизненной историей или на худой конец Адам Моррисон.

И вот эта команда на каком-то этапе перестала быть всего лишь любимым клубом голливудских звезд, но и сама стала и звездой, и голливудской историей. В Голливуде никому не интересны середняки и неудачники. Нужна обязательно история успеха, которая бы компенсировала и подчеркивала все несчастья/проступки/лишения в жизни игроков до «Лейкерс». Эта команда, которая обязана побеждать, обязана выходить в финал. И любых других мест, кроме первого, для нее не существует. Не потому, что у нее самая большая платежка в лиге, лучший тренер, лучший игрок, муж одной из сестер Кардашьян или Адам Моррисон. А просто потому, что так получилось, таково веление времени, таковы ожидания толпы. Последняя, кстати, очень чутко относится к славе «Лейкерс» и постоянно празднует чемпионство поджогами машин и драками с полицией. Можно было бы сделать так, как это происходит везде. Но ведь это скучно и не привлекает внимания.

Вот отсюда и проистекает отношение к провалу клуба. Киношное натренированное восприятие подсказывает, что дальше будет либо грандиозное падение с трагедиями, разрывами, скандалами, увольнениями, обменами, либо восстановление справедливости и счастливое возвращение на пьедестал, откуда уж можно будет всыпать всем по заслугам. Либо добро победит зло, либо наоборот. И другого здесь не дано. Что удивительно, так считают и болельщики команды, и те, кто все эти годы негодует из-за утверждения «желтопузых» на олимпе. Разнице лишь в подходе.

Забавно, но даже понимание иррациональности такого отношения все равно каждый год заставляет усаживаться перед экраном и следить за развитием сюжета, который предложат «Лейкерс». Возможно, так действительно интереснее. Нужно просто набраться терпения и подождать нового сезона этого сериала. Только относиться ко всем глубокомысленным высказываниям примерно как к негодующим воплям фанатов Lost или догадкам зрителей How I met your mother. Рассуждать о них бессмысленно, ведь жизнь на экране обгоняет мечту.