Кавай, гори в аду
5 вопросов по итогам обмена, которого ждали слишком долго.
1. Кто такой Кавай Ленард?
Кавай – это худшее, что случилось с НБА.
Во многом мы сами в этом виноваты: это как раз история про то, что ожидания – это всегда проблемы.
НБА похожа на прорывающийся в реальность Нетфликс, только взаимосвязанный, существующий в одном пространстве. Вы еще не успели сориентироваться, а на вас уже вывалили самые невероятные сюжетные линии, типажи, которым бы позавидовала «Игра престолов», и переплетения самых разных историй в такие критические их моменты, что производимый эффект мультиплицируется.
При этом у НБА есть механизм, заставляющий поверить в ее сказочность. Она предлагает не просто нагромождение идей и сюжетных поворотов, не просто сталкивает звезд в абсурдных ситуациях. Может сложиться впечатление, что во всем этом калейдоскопе бесконечного веселья прослеживается жесткая логика.
Как с Джорданом, который просто не мог проиграть и гарантировал эпичное возвращение, даже уступая «-12» в седьмой игре.
Как с Леброном, который придумал, что можно выигрывать по легкому, объединившись со звездами в суперкоманде, а потом сам стал главной жертвой суперкоманды.
Как с Кобе, который выдал главный подвиг воли и героизма, когда затаскивал посредственную команду на восьмое место в плей-офф и получил травму, поставившую крест на его карьере.
Как с Гарнеттом, который столько лет терпел в «Миннесоте», чтобы потом сойти с ума от единственной, но бесценной победы.
Как с Тимом Данканом, который взял пятый титул даже после того самого хлопка по паркету, вроде бы его последнего значимого баскетбольного жеста.
И так далее.
Сказочность НБА можно сравнивать со сказочностью фэнтези. Она может показаться приторной, но здесь словно угадываются желания сопереживающих читателей. Бродяга Арагорн должен стать королем, мощный старик Гэндальф не может не вернуться из пропасти, каждую негативную случайность замещает удача, которая двигает сюжет.
Так вот.
В бродяге Кавае слишком легко было разглядеть будущего короля.
Великие «Сперс» нуждались в ком-то подобном для продолжения династии и вытащили его из середины первого раунда.
Сначала он поражал просто отсутствием каких-либо эмоций.
Потом начал давить в защите. И его стали сравнивать с Пиппеном.
Потом научился бросать. И стало понятно, что Пиппен курит в сторонке.
Потом съел Леброна в финале-2014. И никак не отреагировал на ту самую шутку Поповича: «Кавай, конечно, думает, что он выиграл один…»
Потом превратился в претендента на MVP, который заставил даже «Сперс» перейти на изоляционный баскетбол и создавал ситуации для себя и остальных.
Такое совпадение невозможно было вообразить.
В Ленарде слишком легко было увидеть наследника Данкана. Такого же помешанного на игре, не интересующегося посторонней шумихой, чувствующего себя комфортно именно в далеком от больших рынков Сан-Антонио, ездящего на древней Королле и отрывающегося только в рекламных роликах HEB.
Его воспитал сам Данкан. Его сделал «Сан-Антонио» из не самого очевидного материала. Для Грегга Поповича он стал смыслом продолжать работать на том же уровне, не опускаться ниже планки в 50+ побед, всегда иметь возможность время от времени заскочить в финал. Его миссия заключалась в том, чтобы уникальная организация, которая диктовала моду в лиге на протяжении последних двадцати лет и подарила ей половину тренеров и руководителей, жила и процветала и дальше.
Кавай практически надел корону. В 2017-м в статусе пусть и не общепризнанного, но самого достойного из имеющихся претендентов на MVP он напугал не проигрывающий «Голден Стэйт» в первом матче.
И после этого что-то сломалось.
Дальше выяснилось, что у него хроническая травма, он хочет играть в Калифорнии, он хочет много денег от Jordan Brand, он скрывается от представителей «Сперс», он обиделся на Тони Паркера, он кинул команду, не появившись на скамейке даже во время плей-офф, он потребовал обмена... Последний год Ленард вел себя просто как редкостный чудила – отмалчивался, показывал, что не хочет играть уже нигде, за считанные месяцы испортил идеальную репутацию в говно, шантажировал самую уважаемую франшизу лиги.
Сейчас уже понятно, что все это время мы принимали Кавая за кого-то другого. Наверное, у него есть какое-то объяснение собственному безумию.
Честно говоря, слушать его уже ни к чему.
Сказки не получилось. И это, конечно, наши проблемы.
Просто никогда никто не разочаровывал настолько сильно. Ни одна драма с переходом суперзвезды не воспринималась так болезненно: «Кливленд, «Орландо» и «Оклахома» сами все испортили с Леброном, Ховардом и Дюрэнтом, главный мотиватор Энтони – его жена, от Дерона Уильямса пострадал лишь Джерри Слоун, которому не так просто сопереживать…
Здесь же иначе.
Если в НБА и есть клуб, который заслуживает чуда, то это, конечно, «Сан-Антонио». На протяжении стольких лет они оставались примером профессионализма, компетентности, задавали тенденции в развитии игры, в развитии технологий, в развитии медицины.
Вряд ли из-за одного контракта Газоля они заслужили подобный удар в спину.
Будущее «Сперс» действительно тревожит.
Мощный старик рано или поздно отправится на пенсию. Времени что-то изменить у него не так много.
Весь мир «Сан-Антонио» сейчас кажется умирающим миром аристократии олдскула с правильным баскетболом, правильными отношениями, правильным мировоззрением. Без него всем будет хуже.
А на самого Кавая уже наплевать. «Сперс» – единственное место, где его присутствие было логичным и вызывало симпатию. Вне их облагораживающего влияния, вне выдуманной миссии, вне наследия Данкана, Поповича и «Сперс» он просто очередной скучный чувак, хорошо играющий в баскетбол – в Европе таких полно.
2. Насколько крута система «Сперс»?
Единственный позитивный момент в этом обмене – это идеальный эксперимент над «Сан-Антонио».
Система «Сперс» – это такая неподражаемая модель, которая при потере лучшего защитника все равно оказывается на третьем месте по рейтингу защитной эффективности в НБА, хотя вынуждена мириться с 23+ минутами от Пау Газоля, Кайла Андерсона и Пэтти Миллса.
Здесь же все будет в еще более чистом виде.
«Сперс» получают типичную Восточную «звезду» в лице Демара Дерозана, игрока без защиты, без дальнего броска и без этих самых, жизненно важных для плей-офф.
«Сперс» отдают выжигающего на обеих сторонах Кавая, которому не дали MVP исключительно потому, что он «продукт системы».
Пока этот обмен кажется более предпочтительным для «Рэпторс», но вот история с системой – это самый очевидный х-фактор, делающий все не столь очевидным.
Можно поставить на то, что Дерозан превратится в полноценную звезду и избавится от всех клише. Каким бы ни был уязвимым игрок на обеих половинах, в «Сперс» его слабые места традиционно всегда маскируются.
С Ленардом вне «Сперс» тоже не все однозначно. Фокус не столько в здоровье или тактических нюансах, сколько в предполагаемой роли лидера – играть в аутизм можно в «Сан-Антонио», но вряд ли где-то еще.
В общем, этот тест – одна из важных вех в историческом осмыслении феномена «Сперс».
3. Сможет ли «Торонто» взорвать Восток за сезон?
Уджири подсуетился очень грамотно: «Торонто» все равно нечего терять, кроме своих максимальных контрактов.
Каждый заход «Рэпторс» в плей-офф – это удар головой в кирпичную стену с разбега. С каждым разом все больнее, с каждым разом мантра «зато канадская команда имеет высокий посев в плей-офф» работает все менее убедительно.
В прошлом году генменеджер выделил для Дерозана и Лаури еще три года проверки.
После этого плей-офф он разочаровался настолько, что поменял тренера и решил сократить трехлетний период до еще одной попытки. Теперь с Каваем и Дэнни Грином.
Самое главное в этом обмене для «Рэпторс» – они не отдали ничего ценного.
Пик – ниже 20-го выбора.
Пелтль – явно не тот молодой игрок, из-за потери которого стоит заламывать руки.
Дерозан – в «Торонто» уже доказал, что с ним невозможно ничего выиграть. После еще одной-двух попыток вроде прошлогодней «Рэпторс» все равно были бы вынуждены начать перестройку вокруг молодых игроков и отходить от поднадоевшего триумвирата неудачников Лаури-Дерозан-Ибака. Не видно было, чтобы они могли рассчитывать на финал даже после отъезда Джеймса.
«Торонто» не отдали О Джи Ануноби и нисколько не изменили вектор развития.
История про то, что «Рэпторс» отдали единственного игрока, который хотел играть в Канаде – ерунда. Во-первых, «Торонто» уже давно превратился в один из самых привлекательных городов для баскетболистов НБА, никакие исторические параллели с Магрэйди, Бошем и Картером не работают. Во-вторых, Дерозан при всей своей приятной исключительности не тот игрок, с которым нужно таскаться, несмотря ни на что, команде, явно претендующей на что-то большее, чем первое место в регулярке на Востоке.
Зато сейчас они получили гипотетический шанс на титул. В виде лучшего игрока Востока.
Без Леброна поляна выглядит настолько свободной, насколько это вообще возможно.
«Бостон» ждет Кайри и Хэйворда, но надеется по-прежнему исключительно на Стивенса.
«Вашингтон» ждет Ховарда и Уолла, но надеется по-прежнему исключительно на чудо.
«Филадельфия» надеется на прогресс молодых.
«Индиана» – на то, что молодых теперь поддержат со скамейки.
«Кливленд» надеется на то, что чувства брошенной подружки сильно улучшат баскетбольные навыки.
«Рэпторс» не нужно ни на что надеяться. Ну кроме здоровья Ленарда. (И то, что он вообще соизволит выйти на паркет).
Они, конечно, мечтают о том, что им удастся уговорить этого странного товарища остаться благодаря возможности предложить ему больше денег. Но все же делают ставку на следующий сезон, в котором все зависит исключительно от них, а не от левой ноги Леброна, настроения Дерозана и загадочной психологии.
Теперь у них есть защитный костяк «Сперс» (Кавай плюс Грин), теперь у них есть опыт плей-офф и финалов, теперь у них есть вполне возможно лучший игрок не только конференции, но и лиги.
И это неплохая ситуация из серии high risk – high reward. Учитывая, что на Ленарда претендовали совсем другие команды, а «Рэпторс» свалились из ниоткуда.
4. В какой баскетбол собираются играть «Сперс»?
Можно говорить о том, что «Сан-Антонио» не дожал – ну уж Ануноби им явно был нужен, никаких реальных активов команда не получила, да и расставание с Грином ход не самый очевидный.
Но, видимо, такова реальность. Из слухов можно сделать вывод о том, что никто не предлагал больше. «Лейкерс» не хотели отдавать даже Кузьму, «Бостон» – Джейлена Брауна, «Филадельфия» – даже Маркелла Фульца.
«Сан-Антонио» решил три ключевые задачи.
1) Послал на *** «Лейкерс».
2) Послал на Восток Кавая.
3) Приобрел звезду на длинном контракте.
При этом фактически не имея никаких рычагов для давления с учетом того, как отморожено вел себя Ленард за последний сезон.
Самое прекрасное – «Сан-Антонио» теперь еще больше укрепил свои позиции среди классических команд из 90-х. К старомодному тяжелому форварду Олдриджу, баскетболу с двумя «башнями», разыгрывающему без броска и просто дедуле из 90-х Ману Джинобили (?) присоединяется атакующий защитник с гениальной работой ног, броском со средней и чудесным афро, но без каких-либо навыков, интересных для современной игры.
В любой другой ситуации это было бы подозрительно. В «Сперс» же – это исключительно интересно.
Все последние годы после 2014-го «Сан-Антонио» гребет против течения развития баскетбола и не то чтобы как-то страдает от этого. Они нашли место для Олдриджа, продлили карьеру Газоля, сделали миллионером Кайла Андерсона...
Дерозан должен выиграть больше всех от этого обмена, хотя пока он считает, что его обменяли не на игрока из топ-3, а на «капельку ничего».
5. Откуда у Леброна столько терпения?
С учетом предложения «Торонто» понятно, что «Лейкерс» не хотели давать за Ленарда ничего сколько-нибудь ценного. Они по-прежнему верят, что смогут подписать его через год как свободного агента.
Позиция «Лейкерс» вопросов не вызывает.
Зато позиция Леброна – еще как.
Раньше он всегда требовал максимума в каждом своем чемпионском походе, не задумываясь о долгосрочной перспективе. Теперь в 33, когда времени как раз уже мало, он согласен потратить год баскетбольной жизни на воспитание молодых и несознательных.
Еще месяц назад он хотел, чтобы его партнеры были не просто талантливы, но еще и обладали высоким баскетбольным интеллектом. Теперь он приговорил себя к 9 месяцам общения с Рондо, Стивенсоном, Макги и бесконечным шутейкам в твиттере.
НБА все же удивительна. Пускай и не хочет подстраиваться под желания зрителя.
Фото: REUTERS/Jerome Miron-USA TODAY Sports, Kyle Terada-USA TODAY Sports, Mark D. Smith-USA TODAY Sports, Bob Donnan-USA TODAY Sports, Mike Stone; Gettyimages.ru/Ronald Cortes, Rob Carr, Jason Miller
В чем проблема? Рондо интеллектуален, Стивенсон - баскетболист, Макги - высокий.
За это прям 5+. Попал не просто в точку, а в центр точки.
Как писали классики, жить надо в ладу со своей совестью, но если у кого-то совести нет, то это не повод приписывать её отсутствие остальным.
Это вы ещё не видели игры Шпор в середине 00-х.