«Голден Стэйт» – чемпион. Дюрэнт сломал НБА
Мы знали это год назад.
В феномене суперкоманд нет ничего плохого.
Было круто наслаждаться баскетболом «Лейкерс», который искрился даже в тисках «Бостона» Берда и «Плохих парней».
Было круто ненавидеть надменный «Чикаго» с Джорданом, который выходил на площадку после ночных баталий и гольфа и все равно добивался своего.
Суперкоманды – это одно из главных достоинств НБА, то, что редко можно встретить в других лигах. Великие династии создают ощущение причастности к истории, приходят в жизнь как нечто, что запомнится навсегда.
В НБА почти не бывает случайных чемпионов. А уж каждая династия дает прикоснуться к чему-то особенному – к величайшим игрокам в истории, к уникальному сплаву команды, к атмосфере внутри, к исключительному стилю. Суперкоманды сами по себе оправдывают затраченное время: даже если исход известен, пропустить это нельзя – история творится на глазах, и вы уже об этом знаете прямо сейчас.
И поэтому суперкоманды – это хорошо для лиги, даже с подстреленной на взлете интригой. Они заставляют рейтинги расти.
Нет ничего плохого и в «Голден Стэйт».
У «Уорриорс» в их лучшем виде самый привлекательный баскетбол, какой только можно вообразить. Их движение мяча непредсказуемо и становится все более креативным. Их трехочковые работают как алкогольная игра без присутствия алкоголя – с каждым шотом настроение почему-то улучшается. Они не могут надоесть – они разнообразны, они получают дикую радость от самих себя и того, что делают.
У «Уорриорс» есть Карри, который заставляет смотреть баскетбол не просто как игру, а как представление с трюками, танцами и беспричинным весельем. Карри – это кайф.
У «Уорриорс» есть Дюрэнт, один из шести игроков в истории, которым удалось дважды подряд взять MVP финальной серии.
У «Уорриорс» есть Дрэймонд Грин. Единственный в современном баскетболе игрок, который не дает превратиться в баскетбольную окаменелость амплуа слегка повернутого тафгая. Без задиристости спорт смотрится не очень, и Грин в одно лицо компенсирует недостаток задиристости у всей лиги.
В отличие от всех суперкоманд прошлого, «Уорриорс» – это целая обойма ярчайших персонажей, от Джавэйла Макги (двукратного чемпиона) до Ника Янга (Ник Янг – чемпион НБА, повторяйте это теперь все лето, и хорошее настроение будет с вами).
Нет ничего плохого в сухом выносе «Кливленда».
Финал получился коротким, но очень насыщенным. Здесь была грандиозная игра Леброна в первом матче. Здесь был очередной последний матч перед уходом из «Кливленда», когда Леброн бросил играть заранее (возможно, из-за травмы руки). Здесь было множество тактических изысков и забавных ошибок. Здесь было много маленьких бугагашенек вроде данка Джавэйла Макги и памятных знаков вроде глаза Леброна. Здесь была трагедия Джей Ар Смита и несколько сумасшедших серий дальних попаданий от Карри. Здесь был MVP Кевин Дюрэнт с 43-очковым взрывом в третьей и хладнокровным влиянием на протяжении всей серии.
Но при этом от этого сезона «Уорриорс» осталось ощущение неудовлетворенности и, как минимум, легкого разочарования.
«Голден Стэйт сделали то, чего добивалась лишь одна команда с 76-го – выиграли три титула с четырехлетним промежутком между первым и последним. Эта команда – «Лейкерс» второй половины 80-х, те «Лейкерс», где были Мэджик и Карим, два претендента на звание лучшего игрока в истории баскетбола. При этом они не играли в финале в 86-м – «Голден Стэйт» все четыре года попадал в финал.
За 40 лет никому больше такого не удавалось. Четыре финала – это очень тяжело по нагрузке, психической и физической. Четыре финала – это очень тяжело с точки зрения элементарной удачи, тяжело продержаться столько без травм у ключевых игроков. Четыре финала – это очень тяжело, не получая свежей крови и подпитки (здесь у «Голден Стэйт» есть преимущество в виде Дюрэнта).
Короче, четыре финала и три победы – это феноменально, и такого никогда не было.
От мощности исторического результата разочарования нет.
Есть разочарование от самого процесса: все поняли, что «Голден Стэйт» – великая команда, которая сильнее остальных, но не получили возможности насладиться всеми ее достоинствами по-настоящему.
Весь год «Уорриорс» занимались непонятно чем. Их главное достижение в этом году – выносы в третьих четвертях. На протяжении остального матча они зевали, искали мотивацию, доводили тренера, вынуждали его придумывать какие-то немыслимые трюки, чтобы их завести. Никого не удивит, если Керр изобразит Зидана и завтра объявит об отставке – даже на награждении он говорил о том, что это был самый сложный сезон, и натужно улыбался.
Карри было преступно мало. Он пропустил много по ходу сезона, часто выпадал с травмами, не играл большую часть плей-офф, упустил MVP финала из-за того, что не попадал в третьем матче.
Грин объявился лишь в плей-офф. В регулярном сезоне они с Дюрэнтом упражнялись лишь в том, как наряднее материть судей (надо отдать ему должное, Грин победил).
За год они провели 11 по-настоящему значимых матчей.
По финалу с «Кливлендом» вопросов нет. Кроме того, что он прошел под унизительные для всех разговоры о том, из какого говна сделаны партнеры величайшего Леброна.
Серия с «Рокетс» оставила скорее неприятный осадок. «Голден Стэйт» в основном пострадал из-за травм – из-за того, что не было Игудалы, и из-за того, что Карри только вкатывался после двухмесячного отсутствия. Но запомнились проваленные концовки, небрежность, из-за которой даже в седьмом матче они летели «-17», не особенно почтительное уважение к сопернику и промахи игроков «Рокетс», закопавших себя самостоятельно, определившее все выбывание Криса Пола.
«Голден Стэйт» – суперкоманда, но по ходу сезона у нее совсем не было вызовов, чтобы воплотить свои суперкачества в великие моменты. А те вызовы, что были, не принесли особенно мощных эпизодов, сюжетов, историй. Этот сезон будут вспоминать по третьей игре Дюрэнта, по седьмой игре Карри, которая для Карри стала тем же, что финал «Индиана» – «Буллс» в 98-м для Джордана, по шестой игре Клэя Томпсона и Карри. И по игре с «Финиксом, где Стив Керр дал игрокам возможность самим себя тренировать.
«Голден Стэйт» – это нечестно. И это главное, что все вынесли из этого сезона.
Все великие команды прошлого заходили в тупики, из которых было сложно выбраться.
У «Лейкерс» Шакобе были серия с «Портлендом» и «Сакраменто».
У «Чикаго» Джордана были серии с «Индианой» и «Никс».
У «Лейкерс» Мэджика и Карима были серии с «Бостоном» и «Детройтом».
У «Бостона» Берда были серии с «Филадельфией», «Милуоки» и «Лейкерс».
Все эти команды сталкивались с ощутимым сопротивлением, шли по краю пропасти, заглядывали в нее и возвращались со своими лучшими перформансами.
Даже «-15» в седьмом матче не заставили допустить мысль о том, что «Голден Стэйт» может не пройти в финал. Убитые нагрузками усеченной ротации, без Пола, с не получающим фолы Харденом «Рокетс» просто не могли выпутаться.
В прошлом году «Уорриорс» вынесли всех без вариантов и доказали, что это лучшая команда в истории.
В этом году «Уорриорс» даже не особенно напрягались и все равно оказались лучше всех на голову.
То, что подобного никогда не было, подтверждает их исключительное место в баскетболе. Но все же в голове сидит, что должно быть как-то иначе – как-то вот через «гриппозную игру», через целенаправленно травмированный соперником голеностоп, через перелом стопы, через напряжение всего, что есть.
Легкий путь к победе – все же с каким-то привкусом.
Фото: Gettyimages.ru/Gregory Shamus
- 17 в седьмом матче и все равно автор уверен, что дальше пройдет Голден Стэйт.
Так же и здесь: ГСВ - система, идентифицируемая в первую очередь по Стефу. Наличие в составе Дюранта позволило взять финальную серию всухую вместо 4:1 или, что уже очень маловероятно, 4:2, только и всего.
Тут ещё что: именно Дюрант едва не заруинил ПО для Воинов, когда принялся хироболить в лучших традициях своей предыдущей команды. Серия с Хьюстоном и первая игра с Кливлендом вышли сложными потому, что ГСВ играли в них не в свой баскетбол.
Да и про отсутствие сомнений в финалисте при счете 2-3 в серии тоже явный перегиб.
Крис Пол и Хьюстон в недоумении