Драка с фанатом, нападение на автобус, победный блок Макхэйла. Лучшая серия в истории баскетбола
Серия «Бостон» vs «Филадельфия» – такая, какой она должна быть.
Никогда еще «кельтская аура» не проверялась на прочность так основательно.
В 81-м «Бостон» имел преимущество своей площадки, но за две минуты до конца пятого матча заглянул в пропасть: «Филадельфия» вела «+6» и уверенно двигалась к тому, чтобы закрыть финал Востока. Даже некоторые болельщики «зеленых» уже начали поздравлять с победой генерального менеджера «Филли Пэта Уильямса.
У «Селтикс» все никак не получалось соответствовать ожиданиям.
Второгодка Лэрри Берд забивал больше Джулиуса Ирвинга, но этого не хватало. Защита Бобби Джонса, «самого оторванного белого парня лиги», давала о себе знать.
«Душитель «Бостона» Эндрю Тоуни только начинал входить во вкус – сдержать резкого, умеющего бросать с ходу защитника никак не получалось.
Мощный фронткорт с Пэришем, Максвеллом и Макхэйлом не мог выиграть схватку за подборы и обеспечить преимущество хотя бы на щитах.
На последних минутах сыпались досадные ошибки даже от проверенных людей вроде Нэйта Арчибальда.
«Кельты» все никак не могли победить в Филадельфии, где уступили к тому моменту 9 раз подряд. По ходу четвертого матча в гостях они вели 19 очков. Но даже этого им не хватило.
К пятому «Бостон» сохраняет сугубо теоретические шансы оставить серию за собой. В первой игре «76-е» отняли преимущество площадки за счет попаданий Эндрю Тоуни, в третьей Пэриш попал 1 из 13, в четвертой череда взаимных ошибок завершилась на перехвате Бобби Джонса, который наказал Нэйта Арчибальда за решение не брать тайм-аут за 7 секунд до сирены.
1-3 – это всегда экстрим. В данном случае все превратилось в прогулку по канату, натянутому между небоскребами.
Все должно было завершиться еще в пятом.
В пятом матче «Бостон» отстает «-6» за 1,43 до конца. Но решимость «зеленых» никуда не исчезает, а вечно переполненный вечно пьяный зал так и вовсе настроен максимально боевито.
В последующих пяти атаках «Филадельфия» неожиданно предстает совершенно жалкой.
Тоуни получает несколько блок-шотов от Пэриша.
Ирвинг вообще боится брать на себя ответственность.
За последние две минуты «76-е» выжимают из себя лишь на один бросок с игры – Бобби Джонс проходит и выбрасывает в сторону кольца на большой скорости.
Еще раз шесть игроки «Филли» допускают ошибки, которые либо приводят к аутам, либо оборачиваются потерями.
У «Бостона» есть Нэйт Арчибальд. Он разворачивается в посте и забивает еще и штрафной.
У «Бостона» есть Берд, всем видом показывающий, что не может проиграть.
У «Бостона» есть удача. В ключевой атаке Берд совершает перехват, бежит под кольцо, но на нем вроде бы нарушают правила. Подбор достается Эм Эл Карру (тот присутствует на площадке исключительно из-за того, что его выпустили на защиту и не успели поменять), и вот на нем уже фиксируют фолы.
Его два штрафных выводят «Селтикс» вперед.
На Карре нарушают правила еще раз, уже после промаха Джонса.
Поначалу никто не замечает, что время успевают остановить до сирены. Бостонские болельщики выбегают на паркет и начинают радоваться вместе с командой так, словно только что выиграли титул. Их пьяная дерзость оказывается показушной – в то, что при такой вязкой защите можно отыграть шесть очков за полторы минуты, мало кто, конечно, верил.
Но они только рады тому, что все еще остается одна секунда. Требуется время на то, чтобы очистить паркет. Игра продолжается: Карр забивает еще штрафной. И совместное празднование команды и слегка помешавшихся трибун повторяется еще раз.
Все должно было завершиться еще в шестом.
В третьей четверти «Селтикс» отстают «-17». И тут игра ломается благодаря страннейшему эпизоду.
В борьбе за подбор с Доукинсом Седрик Максвелл улетает за пределы площадки и сталкивается с одним из зрителей. Тот в ярости. Форвард гостей поднимается и идет на паркет, но получает в спину поток брани и карандаш (по другим версиям сигару), полет которого камеры и не фиксируют вовсе. Максвелл не реагирует на карандаш, но реагирует на все остальное. Он разворачивается и возвращается, чтобы еще раз вмять болельщика в его кресло, на этот раз более основательно.
Обе команды выбегают на паркет, чтобы предотвратить потасовку путем организации другой более качественной потасовки. По итогам мероприятия, кстати, никого не выгоняют и не наказывают, лишь Максвелла штрафуют на 2,5 тысячи долларов. Дискуссия в прессе почти никоим образом не затрагивает баскетболиста, но напротив целиком и полностью посвящается болельщикам и заканчивается емкой фразой комментатора «Селтикс» Джонни Моста «Они все просто идиоты».
Как потом рассказывал вминатель фанов (и MVP финальной серии 1981 года), эпизод как-то неожиданно сплачивает «Селтикс»: уже к началу четвертой четверти «Бостон» сокращает отставание до трех очков.
За минуту до конца «Селтикс» ведут «+3» (98:95). Но им нужно еще выдержать главное испытание, потому что Тоуни не собирается их отпускать просто так.
Сначала защитник кладет со средней.
Затем отнимает мяч у Берда за 22 секунды и устремляется под щит, чтобы вывести «76-х» вперед.
Здесь происходит один из легендарных эпизодов плей-офф НБА. Против Тоуни – новичок Кевин Макхэйл, и он успевает выпрыгнуть, изо всех сил вытянуться и все-таки достать мяч, выброшенный соперником. Его касание едва заметно, но оно есть. Форвард забирает подбор и оказывается на обложке Sports Illustrated.
«Бостон» до этого не побеждал в «Филадельфии» больше двух лет, с января 1979-го.
После победы игроки «Селтикс» чуть ли не вечность проводят в душе. А когда выходят оттуда, Берд говорит: «Я все еще не могу понять, почему «Филадельфия» все время позволяет нам возвращаться».
Все должно было завершиться в седьмом.
В третьей четверти «Бостон» уступает 11 очков, а в четвертой за 5,24 до конца – 7 очков.
Затем что-то случается – у всех арбитров разом ломаются свистки, и игра превращается в странно увлекательный гибрид баскетбола и регби с элементами вольной борьбы. Тут не только заплетаются руки, но чуть ли не в каждой атаке по три-четыре человека обязательно валятся на паркет. Воздух настолько наэлектризирован, что возникает ощущение, будто каждое усилие, каждое движение дается игрокам с особенным трудом и требует приложения всех остающихся сил. «Бостон» бросает на Ирвинга (который и обеспечил «76-м» преимущество в «+11») двоих игроков, старается бороться с ним за получение, и лидер «Филадельфии» начинает одновременно и суетиться, и очень много думать, боясь ошибиться.
«Филли» сильнее нас в смысле физики, – скажет потом Максвелл. – У них более естественный талант, чем у нас. Я не говорю, что у нас бесталанная команда, но они бегут быстрее и прыгают выше. Мораль всей этой истории в том, что хорошая команда может устранить подобные недостатки. У них талант, но в концовке мы исполняли лучше».
Самая великая серия в баскетболе завершается в адской мясорубке: «76-е» задохнулись, «Селтикс» тоже много ошибаются, но выжимают хоть что-то из почти ничего, у них получается выиграть последние пять минут со счетом 9:1.
Ключевое попадание здесь принадлежит Берду. При счете 89:89 мяч направляется к Дэррилу Доукинсу. Гигантский центровой пытается совершить бросок из усов, но на него бросается половина «Бостона». После промаха Берд подхватывает мяч, бежит на другую сторону, резко останавливается и попадает от щита, хотя никогда раньше так не бросал.
«Я и сам не понял, что произошло. Мне просто сильно нужен был мяч. Мне всегда сильно нужен мяч».
«76-е» больше ничего не могут.
За 324 последних секунды «Филадельфия» допускает пять потерь (3 из них – перехваты Берда), промахивается шесть раз (три раза – в одном владении) и не добирает одно жизненно важное очко.
«Мы пробовали играть через Джулиуса. Мы пробовали играть через Доукинса. Ничего не получалось. С этими парнями мы провели 13 матчей за сезон, и на протяжении всего года все решало 1 очко», – скажет потом помощник Каннингема Чак Дэйли.
Джулиус Ирвинг отдает мяч сопернику.
Мо Чикс не может попасть с линии.
За 1 секунду до сирены Бобби Джонс не может отдать точную передачу на Ирвинга.
Мгновенно на площадке Бостон-Гардена образовывается гигантская воронка из людей. В ее середине, ошарашенный от пережитых эмоций, прыгает Лэрри Берд с поднятой вверх рукой. Он вроде бы в самой толпе, но даже сзади по прыгающим кудряшкам заметно, что он как бы отделен – пройдет еще несколько лет до того момента, когда он по-настоящему сроднится с местными трибунами и окажется с ними на одной энергетической волне.
Уже тогда исключительность серии была понятна: комментаторы сошлись на том, что ничего большего баскетбол дать просто не в состоянии.
Здесь были две великие команды, выигравшие по 62 матча за сезон.
Здесь было слишком много звезд: Доктор Джей, Берд, Тоуни, Макхэйл, Пэриш, Арчибальд, Морис Чикс, Бобби Джонс, Дэррелл Доукинс, Седрик Максвелл.
В пяти матчах соперников разделило одно владение.
Болельщики стремились превзойти друг друга в безумии, и случилось невероятное – фаны в Бостоне показали себя более адекватными.
И сама игра сочетала не только скорости и мастерство, но и пугающий уровень жесткости. К седьмому матчу судьи решили вовсе не вмешиваться в ход событий, если не происходило совсем чего-то преступного. Такого баскетбола, злого, не нуждающегося в подачках от судей, пресыщенного физическим контактом, больше не увидеть никогда.
А развязка и вовсе получилась хрестоматийной.
Берд – уже на свой второй сезон – превратился в белого Иисуса: в его попаданиях, в его хладнокровных концовках проскальзывала какая-то высшая предопределенность.
Джулиус Ирвинг навсегда укрепился в статусе суперзвезды, которой чего-то не хватает для того, чтобы приводить команду к победам. Через много лет главный тренер «Филадельфии» Билли Каннингем расскажет, что по ходу седьмого матча набросился даже на своего лидера: «Я знаю, что когда Джулиуса критикуют, он играет лучше. Я надеялся, что он разозлится на меня, что он сорвет злость на «Селтикс». Но даже это не сработало».
Это уже был не совсем баскетбол. Это был новый баскетбольный завет, и его невозможно переписать...
1981-й – самое грандиозное чемпионское празднование за всю историю Бостона. Местные болельщики, повинуясь стихийному порыву, заполонили все окрестные улицы вокруг Гардена и не собирались расходиться.
Автобус с игроками «Филадельфии» застрял в переулке. Его окружила толпа людей. Они начали долбить в окна, оторвали дворники на сувениры.
«У нас есть два варианта, – сказал водитель Каннингему. – Либо мы едем через толпу, либо сидим тут».
Тренер велел ему двигаться вперед.
Через год «Филадельфия» возьмет реванш – 4-3.
Кельтский сверхчеловек. Лэрри Берд по Биллу Симмонсу
Лучшие команды НБА. «Филадельфия»-83
Фото: Gettyimages.ru/Frank O’Brien/The Boston Globe
https://www.basketball-reference.com/boxscores/198103290BOS.html
Проигрыш этого "ничего не значившего матча" в конце регулярки сделал Бостон чемпионом р/с (у обеих команд стало по 62 победы), и отправил Филу в дополнительный (первый) раунд (Индиана 2-0).
Бостон легко победил в своем полуфинале (Чикаго 4-0), Филе досталось Милуоки Д.Нельсона и семь матчей.
Не этих ли крупиц нервов и сил потом 76-м не хватило в финале конфы?
Почти 30 лет прошло, ничего не изменилось ))) только что из спортзалов в интернеты переехали)))
Как всегда - эпично. И очень своевременно.