Становление Донована Митчелла
Легенда Донована Митчелла поделена на несколько историй: тогда ещё разыгрывающий «Клипперс», девятикратный участник Матча Всех звёзд Крис Пол после совместной тренировки с юной звездой университета Луивилля посоветовал тому выставиться на драфт НБА.
Но Николь Митчелл, мать Донована, не так легко было склонить.
Несмотря на то, что на тот момент она видела уже больше сотни матчей с участием своего сына, она не считала себя экспертом по драфту НБА. Но она - эксперт в вопросах образования. Она должна была убедиться, что Донован взвесил своё решение. Даже когда она уже согласилась с тем, что стать профессионалом - это правильное решение, она выдвинула свои условия.
«Мы давно вели этот разговор. Ты не бросишь учебу», - сказала она, - «Ты должен найти время, чтобы закончить своё обучение. Для меня это главное условие».
Когда в межсезонье многие товарищи по команде стебали Митчелла из-за его летних занятий, он продолжал регулярно проходить онлайн курсы в Университете Луивилля. Пройдя два года обучения, Донован всё ещё собирается получить диплом.
В 21 год Митчелл уже имеет зарплату новичка НБА в 2,6 миллионов долларов в год. Баскетбольные эксперты прогнозируют, что в течение следующих четырёх лет он подпишет максимальный контракт стоимостью в сотни миллионов долларов. А что ему даст диплом об образовании, чего не может дать баскетбол?
Отчасти, это стремление объясняется тем, что Доновану по-настоящему нравилось учиться в Луивилле. Ещё весной он был уверен, что останется на третий год. Отчасти, это из-за того, что он хочет однажды стать броадкастером (общее название репортеров и комментаторов), а теоретическая основа только поможет в этом. Так же он рассматривает диплом, как нечто постоянное, что не может закончиться как спортивная карьера или куда-то исчезнуть как физическая форма.
«Я такой человек: если я отложу какое-то дело, то уже навсегда забуду о нем», - говорит он, - «я сосредоточился на своей цели и всерьёз намерен получить диплом. Неплохо, когда он у тебя есть, особенно если ты баскетболист».
Ну и конечно, ещё одна причина - обещание маме. После всего, что она сделала для него, и к чему сподвигла его - это обещание невозможно не сдержать.
История Николь Митчелл начинается в школьных коридорах.
До того, как родился Донован, Николь работала бухгалтером в Нью-Йоркской системе государственных школ. Она всегда была хороша в числах, что помогло ей поступить в колледж, затем построить карьеру в банковском деле, а затем она стала вести школьную бухгалтерию. Но чем больше времени она проводила в школе, тем большее ее влекло в коридоры.
Ее работа заключалась в проверке чисел, но что ее по-настоящему увлекало, так это преподавание.
«Общаясь в коридорах с детьми и учителями, я проводила больше времени, чем в своём кабинете», - говорит она, - «и благодаря этому я увлеклась образованием»..
Родители Николь были иммигрантами из Панамы. Они хотели лучшего своей дочери и ее двум братьям, поэтому переехали из Бруклина в Вестчестер. Только в колледже Николь поняла, что пропускала многие вещи, необходимые в жизни. Другие студенты привыкли к структуре систематического образования, и они знали, как выстраивать отношения с преподавателями, сбалансировать поставленные задачи и заставить любой опыт работать на себя. Николь понимала, что ей нужно вдвое больше и упорнее работать, чтобы быть на одном уровне с остальными.
«Школа всегда была очень коварна ко мне», - говорит она, - «Если у тебя нет базовых знаний, то ты всегда на шаг позади. Моя семья просто пыталась обрести своё место. У меня было нормально образование, но, когда я попала в колледж я осознала: «Вау, вот где по-настоящему умные люди».
Тот опыт обозначил для Николь главную цель: дать своим детям любое возможное преимущество. Донован и его сестра Джордан учились в престижной частной школе Гринвич Кантри Дэй, обучение в которой стоит от 37,000 $ за одного ребёнка. В старших классах оба пошли в Академию Брюстер, год обучения в которой стоит 62,600 $. Стипендии позволили смягчить расходы, но Митчеллы до сих пор исправно оплачивают некоторые чеки за обучение.
«Я верю, что образование - это ключ к переходу на новый уровень. Это тяжело осознать. Люди говорят об этом, но я по-настоящему осознаю это».
Во время обучения Донована и Джордан в Гринвиче, Николь преподавала там в начальной школе и поддерживала контакты с учителями своих детей, чтобы быть в курсе их успеваемости. Дети долго не могли понять, откуда у матери такое чутьё на плохие оценки.
«Дома всё, что касалось школы, было делом особой важности. Но не для меня», - рассказывает Донован, - «Я просто любил перемены, спортзал и ланч. Вот и всё. А вот мама была помешана на учёбе».
Когда Донован начал проявлять заинтересованность к отцовской профессии (Донован Митчелл-Старший был бейсболистом минорной лиги, а сейчас работает в системе «Нью-Йорк Метс»), Николь увеличила обороты: Как он будет распоряжаться своими деньгами? Как он узнает, как оформляются контракты и заключаются сделки? Как он сможет доверять словам людей, не проверяя их?
«Это всё предоставит хорошее образование», - говорит она, - «Ты один раз получаешь аттестат, который значится в твоем резюме или даже висит на стене, но люди смотрят на тебя уже совершенно иначе. Люди станут уважать тебя, как только ты сам зауважаешь себя. Вот в чем основная суть».
Однако заставить Донована было не из легких.
Он не помнит уроков или своего класса в начальной школе. Донован помнит только злость.
В восьмом классе он был восходящей звездой и ключевым игроком своей команды «The City» в AAU. Они участвовали в очень важном турнире в Питтусбурге, но… Донована там не было.
Доновану нужно было выучить слова для публичной речи. Уговор был таков: если до утра субботы он выучит речь, то Николь везёт его в Питтсбург, а если нет – то Донован остается дома.
Николь была так же непреклонна, как и ее слово.
«Я был в бешенстве!» - как сейчас вспоминает Донован, - «Я был просто вне себя!».
Пока он пытался умолять и договориться, что выучит речь по дороге, дома разрывался телефон от родителей, тренеров и даже от владельца команды. Все говорили, что «остальные дети ждут Донована, и они проиграют без него», обещали помочь с домашней работой.
Николь стоически ответила каждому звонившему, сказав, что Донован останется дома.
Только после всего этого, закрывшись в ванной, она позволила себе заплакать.
«Это было ужасно», - вспоминает она, - «Но с того момента он осознал, что должен делать в первую очередь, чтобы играть в баскетбол».
Это был главный урок детства для Донована. Баскетбола может не быть. Образование – прежде всего. Донован был не единственным, кого Николь убедила в этом.
Николь слышала бесконечную критику в свой адрес. после того, как перевезла своих детей в Гринвич Кантри Дэй. Друзья, семья и баскетбольные зрители считали, что Донован может стать спортивной звездой, и многие хотели, чтобы он пошел по протоптанной дорожке - в одну из католических школ в Вестчестере, поближе к центру города.
«Ты разрушаешь его спортивную жизнь. Ты препятствуешь его судьбе», - это всё, что я слышала», - вспоминает Николь. Но он доверился мне. Я сказала ему: «Ты будешь играть за свою команду в AAU и будешь ходить в школу в Коннектикуте. Тебе придётся пожить в двух разных мирах одновременно. У нас всё должно получиться».
В конце концов, Донован получил аттестат частной школы, как она и хотела, но он также продолжал блистать в своей баскетбольной команде.
Когда же Донован вновь поменял школу, Николь смогла устроить всё желаемое для сына - образование в престижной Академии Брюстер, которая так же считалась элитной баскетбольной программой. Всю неделю он в костюме ходил в консервативную школу, преимущественно для белых, а в выходные он виделся с друзьями, с которыми вырос.
Это было в Брюстере, где началось становление Донована Митчелла. Каждую неделю Николь получала из академии отчеты о его оценках, с собственной рецензией от Донована.
Николь больше всего боялась, что без её наблюдения, он не справится. Однако, к её удивлению, всё сработало.
«Я думаю, что именно тогда мне удалось поменять своё мышление», - рассказывает Донован сейчас, - «Вместо двоек и троек я стал получать четверки и пятерки. Быть активным и учиться собственными силами в далее от дома – это стремление позволило мне повзрослеть ещё быстрее.
Донован был больше, чем спортивная звезда, выигравшая два национальных титула в Брюстере. Он играл на барабанах в школьной группе и пел в хоре. У него был дуэт в школьной постановке Оливера Твиста. Он был отличником и президентом класса в последний год, а также проводил туры по кампусу.
«Обычно выдающиеся спортсмены замкнуты в себе, но он был очень погружен в общество», - отметил главный тренер Брюстера Мэтт Лоулор после того, как Донована выбрали на драфте прошлым летом. «Его все любили, вне зависимости от того, как они относились к баскетболу».
Понимание фундаментальных вещей, к которым Донован пришел, мало кому достается в школе. Некоторые многообещающие ровесники, с которыми он встречался в жизни, выбрали более прямолинейные пути и облажались.
«Друзья, которых я завел в частной школе и в команде AAU, остаются моими друзьями и по сей день», – отмечает Митчелл, - «но некоторые из тех, с кем я общался, когда был младше, сбились с пути».
Митчелл обладает физическими подарками от природы: вингспаном 6 и 10 футов (2,08 см.) и вертикальным прыжком в 40 дюймов (101,6 см.), которые выделяют его среди других новичков.
Когда Митчелл присоединился к «Джаз», тренер Квин Снайдер сразу заметил, что Донован чересчур самонадеянно идёт в проходы слева со спин-мувом через правое плечо. В июле тренерский штаб «Юты» подготовил видео из 12 частей, где были собраны различные варианты завершения проходов: с толчком правой или левой ноги, с завершением левой рукой, флоутеры и так далее…
Этот видеоурок предназначался для того, чтобы Митчелл мог по ходу своего первого сезона изучить и испробовать новые движения, чтобы тренерский штаб вернулся к этому впоследствии, когда будет время. Однако Донован обучился одному движению уже в августе, другому - в сентябре. Темп, с которым он добавляет новые движения в свой скиллсет, до сих пор поражает тренеров.
«Он еще не изучил всё, но вы уже можете видеть прогресс», - сказал ранее Снайдер, - «Обычно изучение и наработка подобных навыков занимает уйму времени. Но скорость, с которой он продолжает развиваться, просто невообразима. В ситуации, которой он оказался в нашей команде, мы и мечтать не могли, что он будет настолько стремительно расширять свою игру».
Это развитие – результат усердной работы. Снайдер говорит, что пытается не давить на своего новичка, но кажется, что Митчелл сам всегда готов спрашивать. По секрету говоря, он до сих пор относится к просмотру матчей как к домашней работе в Брюстере.
«Школа -интернат научила меня не откладывать вещи на потом - нужно просто делать их», - гвоорит Митчелл, - «Сейчас мне не нужно делать дополнительную школьную работу, моё время не ограничено, так что, теперь мне гораздо легче. Но это лишь повод больше учиться, погружаться в суть определенных вещей и постигать их».
Митчелл три раза подряд выиграл звание новичка месяца в Западной конференции, он лидирует среди всех новичков по количеству очков за игру (20). Возникает вопрос к скаутам: куда они смотрели? Даже «Джаз» признают, что они не ожидали, что Митчелл добьётся первых успехов так быстро.
Несмотря на то, что многие тренеры по ходу сезона говорили, якобы перед драфтом они высоко оценили тренировки и интервью Донована, видимо, только «Джаз» по-настоящему разглядели его достоинства. Как франшиза, которая строит свою репутацию на развитии игроков, они увидели потенциал игрока, и поверили, что он способен на многое.
Есть одна городская легенда о весенней тренировке Митчелла для «Джаз». После неё генеральный менеджер «Джаз» Деннис Линдси попросил свой тренерский штаб (а по более красочным рассказам – «пригрозил») никому не говорить ни слова о том, что они увидели. Линдси недавно подтвердил, что он и правда призывал свою организацию к тишине, потому что они на тот момент поняли, что спустя два месяца после ухода из Луивилля Митчелл развивается стремительнее, чем ожидалось.
«Было очевидно: за что бы он ни брался в то межсезонье, он всё схватывал на лету и моментально становился лучше», - говорит Линдси, - «Это был тяжелый день для меня. Я пришел к Стиву Старксу (президенту команды) и сказал: «Стив, я хочу подняться за Донованом», но у меня ничего не было. Что ж, мы знали, кого хотим. Оставалась надежда, что мы его все-таки получим».
Конец истории известен: Митчелл упал до 13-го выбора, и «Джаз» готовы были пойти на сделку. Теперь даже Линдси может сказать, что Митчелл оправдал все ожидания.
Особенность, которая больше всего произвела на Джаз впечатление, - то, что сделало Митчелла любимцем своего класса в Брюстере. У него есть харизма и социальная адаптируемость, которые позволили ему без проблем влиться в раздевалку новой команды. Он нетривиален, болтлив и обладает острым умом. Он чувствует, когда можно повеселиться, а когда нужно сосредоточиться. Когда Джо Инглс и Руди Гобер дразнят его, что все ещё намерены совершить пранк новичка с попкорном, он отвечает, что у них не найдется на это времени.
«Все это говорит об уровне его характера, его зрелости, его искренности», - говорит Линдси, - «Если бы он не обладал таким высоким уровнем во всех этих компонентах, Джо Инглс и Рики Рубио уже давно бы это выяснили ... Это довольно уникальная характеристика для 21-летнего новичка. Всё это, быть может, кажется незаметным, но для нас это настолько важно, что мы осязаем это материально. Мы можем прочувствовать это».
Неважно, как поздно Митчелл ушёл из Луивилля - он своё нагонит.
Николь продолжает жить по своим собственным советам и завершает обучение на магистрскую степень. Если плей-офф закончится быстро, Донован будет ее гордым спутников на церемонии вручения дипломов в мае.
С опытом в бизнесе и образовании, Николь хочет когда-нибудь открыть собственную школу. Она хочет помогать ученикам с ограниченными перспективами достигать тех возможностей, которые она предоставила своим детям.
Забыв о подарках природы, Николь никогда не перестанет полагать, что именно её усилия дать сыну лучшее образование помогли ему достичь успеха, как на паркете, так и вне его. Сам Донован тоже в это верит.
Но более важно, что на данный момент для него обучение закончено. Он может спокойно отправиться на турнир. Ему не нужно делать уроки, чтобы сделать осчастливить маму.
«Многое из того, что сейчас происходит со мной - благодаря ей, но многое и благодаря тому, что теперь я сам слежу за собой», - говорит он, - «Я думаю, что это самая важная вещь. Одно из главных изменений для меня сейчас - то, что теперь я сам принимаю решения и отвечаю за себя».
Телеграм-блог об американских лигах (NBA, NHL, NFL, MLB)
Адаптированный перевод: Дмитрий Сидоренко