Нестабильный и недостаточно быстрый. И он вывел Чифс в СуперБоул!
Это принимающий Раши Райс показывает камере, кто ему звонит во время драфта НФЛ. Откуда у только что задрафтованного игрока личный номер квотербека выбравшей его команды?
Как часто бывает в НФЛ, квотербек Канзас Сити Чифс Патрик Махоумс напрямую участвует в подборе плеймейкеров для себя. Причем он не только отсматривает видео и дает комментарии скаутам. Весной Патрик у себя на родине в Техасе проводит тренировки с партнерами по команде. Это простое моделирование игровых ситуаций и маршрутов без сопротивления защиты и в абсолютно расслабленной обстановке. И туда Махоумс для количества приглашает молодых игроков из колледжей. Да-да, очень похоже на тамперинг. Но в НФЛ Богам можно всё.
Перед драфтом 2023 такую тренировку посетили принимающие Зэй Флауэрс, Квентин Джонстон и Раши Райс. Причем последний был приглашен в первую очередь из-за того, что жил в Техасе и мог быстренько залететь на такой просмотр.
На драфте взять Флауэрса или Джонстона Чифс практически не представлялось возможным (оба котировались ТОП-3 на позиции), а вот когда стало понятно, что сейчас начнут разбирать остальных принимающих, генменеджер Бретт Вич позвонил Махоумсу и затем обратился к коллегам с фразой: «Let’s get our guy».
Наш парень – тот самый Раши Райс. Он успел провести очень хороший просмотр в Денвере и Чифс нужно было рисковать, чтобы не упустить «своего» игрока. КС пошли на риски и поднялись с 63 до 55 пика через обмен. Это притом, что еще были доступны более хайповые футболисты на этой позиции: Марвин Мимс, Седрик Тиллман, Джош Даунс и Тэнк Делл.
В той самой весенней тренировке с Махоумсом Райс впечатлил не столько яркими кэтчами или каким-то физическим превосходством, а умением слушать и слышать. Все, кто был на этой практике, от Махоумса и Келси до Вальдеса-Скантлинга и Ская Мура говорили об одном: этот парень всегда спрашивает, всегда слушает и сразу же пробует всё в деле, он моментально меняет подход или адаптирует к своей игре полученные знания.
Навык прислушиваться к старшим Райсу привила бабушка. Она служила в армии США на войне в Персидском заливе и затем долгие годы работала на почте. Маленький Раши всё время спорил с бабулей, но она нашла способы объяснить внуку, как подобает себя вести.
В 2022-м году Райс закончил третий курс в университете SMU и уже собирался выходить на драфт. Но впервые за 4 года ему представилась возможность стать главным принимающим + поработать с заметным специалистом своей позиции – Робом Лайкенсом. Тем самым, который превратил Брендана Аюка из 2-звездочного рекрута, сменившего позицию, - в игрока 1-го раунда драфта. И Раши остался в колледже.
Лайкенс перевел Райса из слот-ресивера на внешнюю позицию. Парню пришлось почти с нуля учиться обходить давление один-в-один. Сначала его использовали из статики на аутах и камбек раутах.
В первые 3 недели коллежского сезона Райс наловил 491 ярд – больше любого принимающего в первом дивизионе NCAA. Лайкенс тогда поражался, как быстро парень впитывает. Тренер сначала давал 1-2 комментария за тренировку и Раши тут же всё использовал. Дошло до того, что Лайкенс мог вынести 5-6 разных предложений по постановке ног, по таймингу разворотов или чтению защитников, и игрок использовал сразу всё на следующем же розыгрыше. Конечно, не всё работало сразу, но Райс пробовал и вносил коррективы в свою игру, он обучался и к его персональным изменениям добавлялись и новые более сложные маршруты.
В итоге сезон 2022 Раши закончил с лучшим показателем ярдов на приеме за матч в первом дивизионе NCAA и с рекордом SMU за всю историю – 1355 ярдов. Однако почти все скауты и аналитики считали, что Райс нестабилен и недостаточно быстр, чтобы стать альфа-ресивером в НФЛ. Почти никто не внёс его в ТОП-80 проспектов или ТОП-10 принимающих на драфте.
Чифс проделали домашнюю работу лучше остальных. Конечно, они еще до тренировки с Махоумсом знали возможности игрока. Даже владелец команды Кларк Хант видел развитие Райса в колледже. Нет, он не подрабатывает скаутом, а просто болеет за родной университет, поэтому регулярно смотрит их матчи. В Канзас Сити верили, что та самая нестабильность из отчетов – это издержки развития в экспериментах и уроках Лайкенса. Над скоростью он работал индивидуально. Летом 2022 нарастил мышцы, а в межсезонье перед дебютом в НФЛ сжег 5-6 килограммов лишнего.
На первой же тренировке летом 2023 главный тренер Чифс Энди Рид попросил использовать Раши на всех возможных маршрутах. Парень выложился при 30-градусной жаре настолько, что его банально стошнило. Но уже тогда он переигрывал одного из лучших ди-беков лиги Трента Макдаффи.
К старту сезона Райс уже был основным принимающим Чифс. Но с первых же матчей этот корпус стал главной мишенью для журналистов. Раз за разом они роняли мячи, в самых важных ситуациях. Райс дропнул 4 паса Махоумса в первые 4 недели. Но Патрик всегда говорил: «если Раши ошибается, он обязательно это исправит». А координатор нападения Чифс Мэтт Нэги говорил, что Райс поглощает информацию словно пьет из пожарного гидранта. В итоге, в следующих 12 матчах ресивер допустил только те же 4 дропа.
Помните совет Трэвиса Келси защитнику Лос-Анджелес Чарджерс Джо Мэтлоку: «Ты должен мыслить по обе стороны мяча»? Придя в НФЛ, Райс уже познал этот скилл. В первые годы универа на позиции слот-ресивера в SMU он уже понимал, где искать коридоры и куда уводить защитников. Мэтт Нэги объяснял, что на новом уровне с этим были проблемы, но только по одной причине – перевозбуждение и новичковая спешка. С холодной головой все наладилось. И по итогу Райс закончил сезон одним из лучших принимающих во всей лиге по ярдам после приема. Конечно, здесь сыграли роль габариты и владение телом 185 см и 90+ кг (а еще если это тельце в миг переключает скорости, остановить такое не просто), но и адаптация к защитам НФЛ тоже.
Всё же, совет Келси был не в этом. «Постарайся мыслить как квотербек», - вот, что первым делом пытался донести бойфренд Свифт до нового принимающего.
В одном из интервью Райс рассказывал, что в колледже ему часто приходилось выполнять отвлекающие маршруты, когда ты точно знаешь, что броска в твою сторону не будет. Уже тогда Лайкенс учил его быть активным даже в такие моменты. Райс даже сделал татуировку по мотивам главного слогана тренера принимающих SMU: DBS (Don't be soft). А Келси пытался донести, что в НФЛ, если ты понимаешь динамику комбинации, знаешь роль каждого из принимающих своей команды, ты можешь продлить сломанный розыгрыш своей импровизацией.
Энди Рид, Мэтт Нэги и тренер ресиверов Коннор Эмбри не просто приветствуют, а порой требуют эту импровизацию. Отсюда латеральные передачи Трэвиса Келси, которые будто ломают всю игру в американский футбол. Но так же важны и незаметные реакции ресиверов, когда они смещаются в центр после стоп маршрута или внезапно возвращаются назад после длинного забега. Такое нужно чувствовать, но такое не бьется с квотербеком, который всегда продлевает розыгрыш своим движением вне конверта. Махоумса такие действия Райса спасали, и Патрик признавал, что 3 из 7 тачдаунов Райса в регулярке – это исключительно заслуга импровизации ресивера.
В итоге Раши испил из пожарного гидранта по полной. За один сезон в профессионалах он превратился из дропающего каждый третий пас новичка в главного ресивера для Патрика Махоумса. Он побил рекорд по тачдаунам для новичка Чифс, стал первым за полтора года не с фамилией Келси, кто сделал матч 100+ ярдов и выдал рекордный для новичка франшизы матч в плей-офф против Майами.
Нестабильность Раши Райса в колледже привела его к фантастической универсальности, отсутствие скорости легкоатлета научило думать глобально, искать пространства и понимать момент, когда нужно ускоряться, а умение слушать и слышать привели его в СуперБоул в первом же сезоне НФЛ.